Данте. «Божественная комедия». Художественное своеобразие. Символика чисел. Способ создания образа возлюбленной.



 

Божественная комедия — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг.

Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия,— всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Трагедией он не мог назвать свое произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал её на родном итальянском языке. «Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы

Художественное своеобразие:
•сочетание характерных черт как литературы средневековья, так и литературы Возрождения
• Данте первый из западноевропейских авторов сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, для этого он использовал об­разы и сюжеты из загробного мира.
•3 части: ад, чистилище и рай, подразделяется на 33 песни
•Все его персонажи конкретны, наделены определенными чертами, отличающими их от остальных героев,
•насыщенный, эмо­циональный язык.( используется мужественный, сильный, волевой, энергичный слог. )
•язык «Божественной комедии» глубоко народный, привычный обычному человеку
•характерная особенность поэму - чрезвычайная смысловая насыщенность
•каждый образ в ней имеет несколько значений. (пантера- хитрость, обман, а также и олигархию; лев - пренебрежение, насилие, а также тиранию; волчица - корыстолюбие, а также мирскую власть римской церкви. В то же время все они являются символами страха, волнения, растерянности перед какими-то вражескими силами.)
•Данте является воплощение души, Вергилий - ума, Беатриче - высочайшей мудрости. Пекло - это символ зла, рай - любви, добра и добропорядочности, чистилище - переход от одного состояния к другому, высшему, а само путешествие по загробному миру означает путь к спасению. Объединение в поэме сугубо средневековой картины мира с ее упроченным представлением о загробной жизни и искуплении земных грехов с чрезвычайно откровенным, страстным и эмоционально окрашенным отношением поэта к изображенным им образам и событиям поднимает ее на уровень гениального новаторского произведения.
•поэмы- синтез средневековой культуры,несет в себе могущественное дыхание новой культуры, нового типа мышления, которое прорицает гуманистическую эпоху Ренессанса. Человек общественно активный, Данте не удовлетворяется абстрактным морализированием: он переносит в потусторонний мир своих современников и предшественников, с их радостью и переживаниями, с их политическими вкусами, с их действиями и поступками, - и создает над ними суровый и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как всесторонне просвещенный человек, который позволяет ему быть политиком, богословом, моралистом, философом, историком, физиологом, психологом и астрономом. По словам наилучшего русского переводчика поэмы Данте М. Л. Лозинского, «Божественная комедия» - это книга о Вселенной и такой же мерой книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно живой образец гениального творения.

 

Символика чисел

«Божественная комедия» композиционно построена на магии чисел 3, 9, 100. Она состоит из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай») и имеет 3 главных героя, в основе каждой части лежит мистическая цифра 9. «Ад» насчитывает 9 кругов; «Чистилище» — 2 предчистилища и 7 ступеней горы, уходящей к небесам; «Рай» — 9 небесных сфер. В каждой части, называемой кантикой, содержится 33 песни, и в 3 кантиках — 99, но так как им предшествовал пролог (первая песня), то всего песен 100.
Строфа - терцина, то есть трехстрочный куплет, в нем первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с первой и третьей строкой следующего куплета и т. д. Каждая кантика кончается одним и тем же словом stelle - "светила". Это все более или менее известные особенности "Комедии". Но есть и такие, которые известны меньше.

С точки зрения изначального смысла "Комедии", задуманной как поэтический памятник Беатриче, центральным пунктом поэмы должна была быть та песнь, где Данте впервые встречается с "благороднейшей". Это XXX песнь "Чистилища". Цифра 30 одновременно кратна 3 и 10. Если считать подряд от начала, эта песнь будет по порядку 64-й; 6 + 4 = 10. До нее 63 песни; 6 + 3 = 9. После нее 36 песен; 3 + 6 = 9. В песне 145 стихов; 1 + 4 + 5 = 10. В ней два центральных пункта. Первый, когда Беатриче, обращаясь к поэту, называет его "Данте", - единственное место во всей поэме, где поэт поставил свое имя. Это стих 55-й; 5 + 5 = 10. До него 54 стиха; 5 + 4 = 9. После него 90 стихов; сумма цифр равняется 9. Второе столь же важное для Данте место - то, где Беатриче впервые называет себя: "Взгляни же на меня. Это я, это я - Беатриче"... Это 73-й стих; 7 + 3 = 10.

И, кроме того, это средний стих всей песни. До него и после него по 72 стиха; 7 + 2 = 9. Трудно установить, какой тайный смысл придавал поэт этой игре цифр, потребовавшей столько труда для того, чтобы стать на уровень требований числовой магии. Сокровенные глубины этой символики пытались раскрыть многие комментаторы, вплоть до наших дней. Нет нужды приводить здесь различные гипотезы, выдвигавшиеся в течение шести с лишним столетий. Стоит сказать лишь об основной сюжетной аллегории поэмы.

Способ создания образа возлюбленной:

Беатриче как один из величайших образов Прекрасной Дамы известна лучше всего. Для всех последующих веков она вообще становится символом Прекрасной Дамы как таковой. Редко кто обращается к этой теме и не вспоминает Беатриче. Любовь к ней Данте – это пример идеального чувства и своего рода архетип возвышенной любви.

Поэт проходит очень долгий путь в своем осмыслении образа Беатриче. Он начинает его еще в своих юношеских сонетах, в которых она предстает вполне канонической Прекрасной Дамой – почти лишенная какой бы то ни было конкретики, лишенная какой бы то ни было осязаемости, очень условная, очень поэтически клишированная. Этот образ, как, собственно, и все, что происходит в мире Данте, постепенно обретает и плоть, и смысл, и характер и эволюционирует. Куртуазная дама, с одной стороны, вырастает у него до масштабов святой, которая сидит рядом с Девой Марией, а с другой стороны, становится символом небесной мудрости, символом схоластической теологии. Она дает ему интеллектуально-рациональное знание о структуре божественного мира. Только в тайны смысла Троицы не может она вторгаться, и здесь появляется последний проводник – Бернард Клервоский, великий мистик XII века, который открывает Данте тайну Божественного Слова и Троицы. Конечно, это удивительное движение образа. В конце «Новой жизни» Данте обещал сказать о земной женщине то, что никто не говорил прежде, и ему это удалось.

Беатриче напоминает прекрасную даму трубадуров, труверов и миннезингеров в первых двух третях «Новой жизни». В «Божественной комедии» она очень далека от того куртуазного образа. Новый образ возлюбленной поэт находит еще раньше «Божественной комедии». Уже в «Пире», когда он комментирует свои канцоны, он говорит, что ему недостаточно традиционного способа описания дамы и простой фиксации ее красоты и пылких чувств, которые она вызывает. Любовь должна быть иной – не просто восхвалением красоты и собственных страданий, а она должна быть наполнена более глубокими смыслами. И насыщать он ее начинает еще в «Пире», когда говорит, что любовь – это скорее путь нравственного просветления. Безусловно, с одной стороны, куртуазный миф о Прекрасной Даме, в центре которого стоит Беатриче, – это импульс для творчества. С другой стороны, это одновременно инструмент, чтобы показать преображение самого Данте. Ведь путь в глубины Ада герой поэта начинает от собственного смятения. Он смущен и растерян, в этом мире он потерял правильные ориентиры, а Беатриче помогает ему найти правильную дорогу. Три девы – Беатриче, Святая Мария и Святая Лючия – посылают ему Вергилия, для того чтобы помочь ему найти этот путь, провести его по загробным мирам.

 

Представление об эпохе Возрождения. Изменение отношения к Человеку: любви, смерти, достоинству. Основные положения произведения Петрарки «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру». А.Ф. Лосев об обратной стороне Возрождения.

 Хронологически границы. Возрождение\Ренессанс

14-16 в. вообще, а конкретно по странам: Италия 14-15 в., 16 в. кризис, в остальных странах 15-16 в., 16 в. – расцвет.
-первый план в философии Возрождения выходит человек.
-главная тема Выс. Возр. в Италии – прославление красоты и достоинства человека
 - человек в центре мира
-Основной принцип философии и форма мировоззрения Возрождения – антропоцентризм( философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.)
- сакральный характер приобретает творческая деятельность
Рост городов-республик →рост влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношенияхL мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров) Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух→гуманизм(общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов)
-признание творческой сущности человека;
-личностно-материальное понимание мира;
-для литературы Возрождения характерны различные жанры
-самый распространённый-новелла
-в поэзии наиболее характерная форма- сонет(строфа из 14 строк опр рифмовкой)
-большое развитие получает драматургия(Лопе де Вега и Шекспир)

Итальянское Возрождение принято разделять на несколько этапов:
1) проторенессанс - творчество поэта Данте и живописца Джотто (рубеж XIII-XIV вв.);
2) раннее Возрождение - Треченто, связанное, прежде всего, с именами Петрарки и Боккаччо (XIV в.)
3) Кватроченто - развитие ренессансного гуманизма от "универсального человека" Леона Баттисты Альберти до кружка Лоренцо Медичи (сочинения Марсилио Фичино, поэзия Анджело Полициано и Луиджи Пульчи), известного как Платоновская академия (XV в.);
4) Чинквеченто - трактаты Никколо Макиавелли "Государь" и Бальдассаре Кастильоне "Придворный", поэмы Лудовико Ариосто "Неистовый Орландо" и Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим" (XVI в.).

В литературе Возрождения выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, его эмоциональную жизнь. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо, политические трактаты Никколо Макиавелли, поэмы Лудовико Ариосто и Торквато Тассо, выдвинули её в число «классических» (наряду с античной) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!