Представление о героическом эпосе. Эпические идеалы. Представление об идеальном эпическом герое и монархе на примере «Песни о Роланде». Представление о каролингском возрождении.
Лучше всего сохранился французский героический эпос
-дошёл до на с в виде поэм(ок 100), из которых древнейшие возникли в 11 в, а поздние в 13, старые-переработка ранних поэм
- сохранившиеся – шансон де жест («песни о деяниях»)
-объём от 1000- 20000 строк и состоят из неравной длины строф
-поэмы предназначались для пения
-3 основные темы составляют содержание франц эпоса
1. Оборона родины от вн враго-мавров, норманнов, саксов
«Песнь о Роланде» и французский героический эпос.
«Песнь о Роланде» — одна из самых известных и значительных героических поэм старофранцузского эпического цикла. Написана на старофранцузском языке предположительно в конце XI — начале XII в. Повествует о гибели арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 г. из завоевательного похода в Испанию. «Песнь» относится к героическому эпосу.
Основные темы героического эпоса – это:
• оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)
• верная служба сеньору, королю
• феодальные распри
1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого. В поэме он предстаёт в идеализированном виде.
• В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.
|
|
• В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное – Роланду.
История создания «Песни о Роланде»
«Песнь о Роланде»
1. Неизвестный автор, заслуги:
• сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания
• связал его с живой современностью
• нашел блестящую художественную форму
2. Источник – исторические факты, но искажены:
• VIII –Карл вмешался в междоусобицу мусульман → осаждал Сарагосу → арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-христиане)Самая ранняя из дошедших на нашего времени редакций «Песни» — Оксфордская рукопись, написанная около 1170 или 1180 г.
Сюжет
Гибель Роланда.
После успешного семилетнего похода в мавританскую Испанию император франков Карл Великий завоевывает все города сарацин, кроме Сарагосы, где правит царь Марсилий. Мавры, представленные в поэме язычниками, созывают совет у Марсилия и решают послать к Карлу послов. Послы предлагают французам богатства и говорят, что Марсилий готов стать вассалом Карла. На совете у франков бретонский граф Роланд отвергает предложение сарацинов, но его недруг граф Гвенелон (вариант: Ганелон) настаивает на другом решении и едет как посол к Марсилию, замышляя погубить Роланда. Гвенелон настраивает Марсилия против Роланда и 12 пэров Франции.
|
|
Гвенелон советует Марсилию напасть на арьергард армии Карла Великого. Возвратившись в лагерь, изменник говорит, что Марсилий согласен стать христианином и вассалом Карла. Роланда назначают начальником арьергарда, и он берет с собой только 12 тысяч человек.
В результате предательства графа Гвенелона отряд франков оказывается отрезанным от основного войска Карла, попадает в засаду в Ронсевальском ущелье и вступает в бой с превосходящими силами мавров. Перед этим Роланд несколько раз отказывается последовать совету друзей и позвать подмогу, пока не поздно. Проявляя чудеса мужества, Роланд и его сподвижники — граф Оливье, Готье де л’Ом и архиепископ Турпин (Турпен) — отражают многочисленные атаки мавров, но в конце концов погибают. Карл слишком поздно замечает неладное и возвращается в Ронсеваль.
Разгромив коварного врага, император обвиняет Гвенелона в измене. Тот заявляет, что невиновен в измене и с целью оправдания выставляет на судебный поединок своего могучего родственника Пинабеля.
На стороне обвинения сражается друг Роланда граф Тьерри. Он побеждает Пинабеля и Гвенелон вместе со всей своей семьей погибает.
|
|
Каролингское возрождение
В IX веке, после почти трех воистину “темных” веков, не отмеченных ни одним ярким именем, в истории европейской культуры в целом и в латинской литературе, в частности, начинается подъем, получивший название “Каролингское возрождение”. Зачинателем этого культурного движения стал Карл Великий (768-814) – король франков, провозглашенный в 800 году римским императором. Фактически империя Карла располагалась на территории совр. Франции, Германии и Италии. Карл был поклонником наук и искусств и стремился распространять просвещение в своих владениях. Он издал указ о создании монастырских школ, которые стали главными очагами распространения грамотности (позднее рядом с ними врзникли епископальные школы, а вскоре и университеты). При дворе Карла в Ахене в подражание Греции и Риму была создана “академия”, в которую Карл стремился привлечь всех выдающихся ученых того времени, в том числе и философа Иоганна Скотта Эриугену, историка Павла Диакона, автора многочисленных текстов, предназначенных для школьного обучения ( вспомним, в Средние века это – тоже литература!) Алкуина.
|
|
В деятельности Академии Карла Великого можно выделить три направления: образовательное (просветительское), идеологическое, литературное. Образовательное направление – это восстановление разрушенной сети начальных школ с преподаванием на латыни. Идеологическое направление – это формирование общеимперской элиты, свободной от «партикулярного» (родоплеменного) сознания. Литературное направление наименее прагматично, но и оно развивалось в контексте «реставрационной» программы Карла Великого, считавшего культуру – и в особенности словесность - неотъемлемым атрибутом «Римского» (то есть цивилизованного, правильного) государства. Поэтому члены Каролингской Академии брали себе псевдонимами имена великих римских классиков: среди академиков были свой «Цицерон», свой «Вергилий», свой «Гораций»… Это обязывающий выбор: он предполагает тщательное изучение стиля соответствующего автора и его имитацию. Частично возрождается система жанров античной литературы. Так, Алкуин пишет эпические поэмы, послания, панегирики, эпиграммы, буколические диалоги. Эйнхард создает биографию Карла Великого, во многом ориентируясь на повествовательный стиль Светония в «Жизни двенадцати цезарей». Перу Павла Диакона принадлежат гимны, эпитафии, исторические сочинения.
Академия была распущена вскоре после смерти Карла в 814 г. н.э. его преемником Людовиком Благочестивым, не одобрявшим ее слишком светского духа.
При всей скромности ее литературных достижений Каролингская Академия с ее классическими пристрастиями положила начало целому ряду попыток возвращения к античной культуре, который завершился Великим Возрождением XIV-XVI веков.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 733; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!