Разница между мувасатом и исаром



Муавастом называется то деяние, когда у человека имеется возможность, то есть владение, собственность, и этим богатством пользуется как он сам, так и даёт другим. Например, у некого есть питьевая вода, эту воду он даёт другим, а также пьёт сам. Данное и подобное данным деяниям называется мусаватом. Это деяние в значении исара, но по степени стоит немного ниже исара, так как исар, это такое деяние, когда он отдаёт другому, в то время как сам нуждается в нём. К примеру, двоя жаждут воды, а у одного из них имеется глоток воды. Тот самый владеющий водой, вместо того, чтобы выпить самому воды, ставит другого выше себя и даёт воду ему.

 

Разновидности исара

Необходимо добавить ещё один вопрос о том, что исар делят на три вида. Первое, то, человек делает исар (жертвует) имуществом. Например, некто жаждет воды, а ему дают стакан воды, дабы он утолил жажду. Когда он хочет выпить воды, он видит, что некто другой также жаждет воды. Не выпив воды, он даёт эту воду ему. Итак, этот человек совершил исар, так как посчитал другого человека выше себя. Стакан воды я привёл лишь как пример. Это ограничивается не только стаканом воды. Существуют люди, которы делают исар, отдав другим множество богатства, владений, имущества и т.п. Данное и подобное этим деяниям, которые связаны с собственностью, называются исаром. Вторая разновидность исара такова, что человек делает исар, жертвуя своим правом ради своей чести. Третьей разновидностью исара является то, что человек жертвует своей жизнью ради другого. К примеру, некий ребёнок горит в огне. Некто другой бросает себя в огонь и спасает ребёнка. Он соглашается с тем, чтобы он горел сам, но не соглашается с тем, чтобы горел ребёнок или некто другой. Исар является одним из самых благодетельных качеств, а также играет значимую роль в просветлении общества. С точки зрения Ислама, для того, чтобы просветить социум, воспитать достойных людей, в этом обществе непременно должен быть исар. То есть, люди, которые живут там, должны быть людьми жертвующими. Для примера приведу к сведению дорогих верующих несколько случаев из истории жертвующих людей.

 

Жертвовать собственностью

Некто подошёл к Святому Пророку(с) и сказал: «О Посланник Аллаха(с), я пришёл издалека. Найдётся ли для меня что-нибудь для еды?». Святой Пророк(с) послал одного человека к себе в дом и сказал: «Пойди к нам в дом, посмотри, если что-либо». Тот человек отправился в дом Пророка(с). Спустя время он пришёл с пустыми руками и сказал: «О Посланник Аллаха(с), в доме нет ничего, кроме воды». Пророк(с) обернулся к находящимся там верующим и сказал: «Кто желает приютить сегодняшней ночью этого чужеземца?». Некий встал на ноги и сказал: «О Посланник Аллаха(с), я приглашаю его в гости к себе в дом». Вместе с гостем они отправились к нему в дом. Он поговорил с супругой и узнал, что имеется для еды. Супруга ответила: «В доме ничего нету. Я лишь оставила немого еды для детей». Хозяин дома сказал: «Давай дадим пай детей этому гостью». Супруга ответила: «Если мы дадим эту еду гостю и сами встанем в сторонке, тогда он поймёт, что у нас нет ничего помимо этого». Муж сказал: «Пусть он не будет знать, что мы не будем кушать». Они согласились и сделали таким образом. Гость принял еды и насытился. На завтра они оба пришли к Пророку(с). Пророк(с), увидев их издали, улыбаясь, прочитал данную часть 9-ого аята суры «Хашр»:

«Отдают они предпочтение пред собой, [даже] если и была у них нужда».

 

Абу Хурейра рассказывает: «Гостя повёл домой и отдал им пай детей, в то время как они нуждались сами, двоюродный брат Пророка(с) Али(а).

Таким был сам Святой Пророк(а), а также его Ахли-бейт(а). Как его деяния, так и деяния его семейства были аятами Корана».

Аиша рассказывает: «Пророк(с) не ел ничего в свои последние три дня жизни. Он ушёл из жизни также голодным. Он мог бы съесть, если хотел насытить себя. Но когда ему приносили его пищу, он отдавал свой пай еды нуждающемуся возле него».

Имам Садык(а) рассказывает: «В один из дней мой отец Имам Бакир(а) читал Коран. После прочтения 6-7-ого аятов суры «Инсан», он сказал: Хасан и Хусейн(а) были больны. Тогда Али и Фатима(а) принесли назр (обет), что будут держать пост три дня, если их дети выздоровеют. Когда те выздоровели, настало время поста. Поскольку в доме ничего не было, Али(а) занял некоторую сумму денег, на которую купил зерно для ифтара. Фатима(с.а) намолола из него муку и приготовила лепёшки.

Когда прошёл первый день поста и наступило время ифтара, мимо двери дома проходил нищий. Он сказал: «Мир вам, Ахль аль-Бейт Пророка! Я нищий из мусульман, дайте мне еды, и Аллах накормит вас едой Своего Рая!».

Али, Фатима, Хасан и Хусейн(а) — все четверо отдали свою еду нищему, и в тот вечер ничего не ели.

На второй день, когда наступило время ифтара, мимо дверей проходил сирота и снова попросил еду. Они опять отдали пищу ему, и второй день остались голодными.

Наконец, в третий день пленник попросил накормить его, и они опять отдали свою пищу ему.

На следующее утро Али(а) взял Хусейна(а) за руку и отправился к Посланнику Аллаха(с). Оба от голода едва стояли на ногах. Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Как огорчает меня то, что вижу вас в таком состоянии!».

Пойдя вместе с ними к Фатиме (А), он увидел её читающей намаз в мехрабе, и от голода её глаза впали. Посланник Аллаха(а) был крайне опечален этим, и тогда Джабраил снизошёл и сказал: «О Посланник Аллаха! Аллах приветствует тебя и твоё Семейство!» — и тут же низвёл ему суру «Инсан»:

«[Эта смесь вытекает из] источника, из которого пьют рабы Аллаха, давая ему разливаться [в его] течении [в любую сторону].

Исполняют они обеты и боятся Дня, зло которого будет распространённым [всюду].

И кормят они едой [своей, несмотря] на любовь к ней [и нужду], бедняка, и сироту, и пленника.

[Говорят они]: «Воистину, кормим мы вас лишь для [довольства и] лика Аллаха. Не хотим мы от вас воздаяния [никакого] и не [ожидаем] благодарности!

Поистине, мы боимся от Господа нашего Дня хмурого, тяжкого».

И уберёг их Аллах от зла этого Дня и одарил их сиянием и радостью.

И воздал им [Аллах] за то, что терпели они, раем и [одеяниями из] шёлка».

В этой благословенной суре Аллах обещает Ахль аль-Бейт(а) великие блага, и милости, и райские сады, о которых не слышали уши и которых не видели глаза.

8-й аят этой суры говорит: «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника». Одной из тонких особенностей этой суры является то, что в ней описываются райские блага, однако из уважения к Фатиме(с.а) ничего не говорится о гуриях (хуру ль-ейн).

 

В один из дней Его Светлость Али(а) купил для себя рубашку с базара. Ему очень понравилась купленная рубаха. Затем он отдал эту рубаху как милостыню и сказал: «Я слышал от Посланника Аллаха(с), что всякий, кто пожертвует, поставив других выше себя, тому Всевышний Аллах предоставит рай в судный день».

В другом хадисе передано, что в один из дней Его Светлость Али(а) сказал своему сыну Имаму Хасану(а): «Сынок, уже как год я желаю печёнку. Было бы хорошо, если бы я немножко съел печёнки. Имам Хасан(а) купил печёнки и приготовил. В тот день Его Светлость Али(а) держал пост. Во время разговения поста, печёнку положили перед Его Светлостью Али(а). В это же время в дверь постучал бедняк. Его Светлость Али(а) посмотрел на сына и сказал: «Сынок, верно, что я сказал тебе, что хотел съесть печёнки. Но отнеси эту еду и отдай тому бедняку. Пусть Всевышний Аллах не прочитает для нас 20-ый аят суры «Ахкаф»:

«Растратили вы блага свои в жизни вашей ближайшей и пользовались ими».

 

Если мы повседневно будем говорить о хадисах и риваятах из истории Ислама относительно Пророка(с) и его семейства(а), то это будет бесконечным. Потому что их жизнь и каждая день наполнены подобными случаями. По этой причине я привёл вам лишь несколько примеров. Они жертвовали даже на битвах и никогда не жалели отдавать то, в чём нуждались сами. В одной из битв некий язычник сказал Его Светлости Али(а): «О Али! Дай мне свой меч». Его Светлость Али(а) бросил ему меч. Тот язычник не верил, что Его Светлость Али(а) сделает это. Он удивился от этого и сказал: «О Али(а)! Ведь никто не отдаст во время битвы свой меч другому. Почему ты сделал это? Его Светлость Али(а) посмотрел на него и сказал: «Всякий, кто попросит у меня что-то, будь это мечом во врем битвы, я не верну его с пустыми руками». Тот язычник слез с лошади, затем обнял колена Его Светлости Али(а) и сказал: «Подобные деяния являются качествами религиозных людей. Для меня стало явным, что истина с вами». Сказав эти слова, он принял Ислам.

Его Светлость Али(а) был первым принявшим Ислам среди мужчин, а Госпожа Хадиджа(с.а) среди женщин. У Хадиджи(с.а) было множество богатства. Она была одной из самых богатых людей Мекки. В некоторых книгах написано, что на торговлю для Хадиджи(с.а) отправлялись восемь тысяч верблюдов, дабы везти её товар. Вот такая женщина пожертвовала Пророку(с) всё своё владение и богатство. Госпожа Захра(с.а), дочь Пророка(с), Хадиджи(с.а) и супруга такого отважного мужчины Али(а) обладала таким качеством. В день свадьбы она подарила бедняку своё свадебное платье. Порой люди удивляются, что, может ли быть такое, чтобы девушка, которая отправляется в дом жениха, подарила бедняку своё свадебное платье, который пришёл к её двери? Если они взглянут на историю, то увидят, что такой была дочь Пророка(с), Хадиджи(с.а) и супруга такого храбреца Али(а). Такими же были их дети Имам Хасан(а) и Имам Хусейн(а). А также будут обладать такими качествами любящие семейство Пророка(с), следующие по пути Имамов(а). Те, которые держат траур и устраивают траурные мероприятия, изучают самые лучшие качества Его Светлости(а) и понимают настоящий смысл счастья. Если уже на протяжении тысячи лет проводят траурные мероприятия для мучеников Кербелы, то одним из смыслов этого является то, что они ведут разговоры о подобных качествах мучеников, дабы перенимать их для себя. Этим урокам обучают герои Кербелы, а их последователи учат их. Они жили с почётом и стали мучениками с почётом. Также этому почёту обучаются поминающие их. В том числе, учась у героев Кербелы пожертвованию, обретают успех в своих обществах. Если в некой семье или неком обществе не будет вопроса пожертвования, то это сообщество никогда не сможет достигнуть какого-то успеха.

 

Жертвовать честью

Исламская религия настаивает нам в пожертвовании. Общество может найти процветание посредством пожертвования. Если в некоем обществе не будет пожертвования, и всякий житель того общества будет стараться лишь для себя, чтобы насытить свой живот, а также если он у каждого просит действовать лишь для него, то в таком обществе не может быть ничего человеческого. Так как в мире животных так, что впереди идёт то животное, которое сильнее всех. Если в некоем обществе не будет пожертвования, то образ жизни того общества будет подобен образу жизни животных. Итак, значит, одна из причин отличия людей от животных является то, чтобы люди жили в одном коллективе, социуме и помогали друг другу. Человек не сотворён для того, чтобы жить в обществе в одиночку. Не так, чтобы некто сказал, что у меня имеется, а у других есть или нету, меня не волнует. Либо, чтобы я был сытным, а голод других меня не касается. Если в обществе каждый будет думать о себе и будет равнодушным к другим, то в таком обществе не может идти речи о мусульманстве и Исламе. Это общество в точности подобает лесу, где главенствует тот, кто силён. Религия Ислам поощряет людей жить в едином обществе и помогать друг другу. То есть среди людей обязательно должно быть самопожертвование.

В предыдущих беседах мы познакомились со значением и видами исара, а также сказали о исаре человека имуществом. Одним из видов исара является исар человека своей честью. Для человека честь и достоинство является очень значимым. Отдавая своё имущество, тем самым человек оберегает свою честь. То есть честь важнее имущества человека. Порой даже честь человека значимее чем жизнь человека. До Пророка(с) люди заживо закапывали своих дочерей. Так как невежество было на таком уровне, что всякий, у кого рождалась дочь, считал себя опозоренным. Потому они, видя собственными глазами, закапывали своих дочерей, дабы сохранить свою честь. В истории написано, что в те времена у некоего рождается дочь. Он несколько скрытно растит дочку, так как душа не позволяет убить её сразу. Но когда он почувствовал, что люди начинают узнавать о том, что у него имеется дочь, он нарядил ребёнка красивой одеждой и взяв ребёнка за руки, повёл её безлюдное место. Он рассказывает: «Я начал копать землю. Копая, я вспотел и запачкал лицо пылью, а ребёнок же протирал мой пот и пыль. После приготовления места, я бросил туда ребёнка и начал закапывать в землю. Вкапывая свою дочь в землю, она плакала и звала меня. Я же всё продолжал закапывать, несмотря на её слезы и зов. Похоронив её до конца, я вернулся домой».

Вот в такой период Святой Пророк(с) целовал свою дочь Фатиму(с.а) и проявлял к ней почтение. Пророк(с) вставал и усаживал на своё место, когда заходила Фатима(с.а). Святой Пророк(с) этими деяниями объяснил всем людям, что ребёнок святой, пусть это будет мальчик или девочка. В такой вот период Пророк(с) говорил о Фатиме(с.а) «да будет отец твоей жертвой». В такое время Пророк(с) сказал: «Довольство Фатимы(с.а) - моё довольство». Пророк Ислама(с) возродил такое вот общество и даровал им человечность.

Итак, порой честь человека занимает очень важное место. Также исаром называется то, когда человек соглашается на то, чтобы поступиться своей честью, дабы сохранить честь других. Например, поступается своей честью на пути усиления и развития Ислама. Есть те, которые поступаются своим имуществом ради Ислама, а есть и те, кто готов поступится своей честью. В истории можно встретить очень много таких людей. Приведу нескольких из них для примера.

Ибн Кутама был одним из мусульман, живших во время Пророка(с). Он рассказывает: «В одной из битв я достиг некую местность. Там я поощрял людей защищать Пророка(с). Я объяснял людям, чтобы они, приготавливая себя к предстоящей битве, тем самым будут готовы защитить Ислам. В той местности я прочитал аяты и хадисы, сделал выступления о защите страны, земли, религии, Пророка(с), а также рассказал о награде джихада. После всех этих дел я вернулся домой. Спустя некоторое время я узнал, что меня ищет некая женщина. Я вышел на улицу и спросил, кто она такая и для чего меня ищет. Представляя себя, та женщина сказала: «Я принесла тебе письмо. Прошу вас, чтобы вы приняли данное письмо от меня. Моей обязанностью является донести письмо до вас». Ибн Кутама рассказывает: «Я забрал письмо у женщины. Но на краю письма была также завязка. Я зашёл домой и прочитал письмо. Письмо было написано так: «Ты пришёл в нашу местность и призвал людей защищать истину. В данный момент люди ведут подготовительные дела для битвы. Мне также захотелось участвовать в данной битве. Я тоже желаю удостоиться наград, которые вы прочитали о джихаде. Но мне запрещено участвовать в битве, так как я являюсь женщиной. Я не хочу упускать такую награду. Потому я всё взвесила и пришла к такому решению, чтобы донести до тебя этот узел, дабы я также удостоилась этой награды. У меня длинные волосы. Я заплела волосы, отрезала их и положила в узелок. Я прощаю их тебе. Когда ты будешь завязывать ноги лошади во время битвы, то завяжи моими плетьми. Пусть в этой битве будет и моя малая роль. Пусть Всевышний Аллах на том поле битвы увидит под ногами муджахидов и мои волосы. Быть может, ради этого и мне будет дарована некая доля награды».

Я удивился, прочитав письмо женщины. Битва началась и все собрались на арену битвы. Во время ожесточённой борьбы мои глаза пали на подростка. Этот юноша очень хорошо сражался. Я подошёл к нему, дабы узнать, кто же это такой. Я приближался к нему, а он приближался ко мне. Он подошёл ко мне и сказал: «У меня кончились стрелы. Прошу вас дать мне в долг три штуки стрелы». Я сказал ему: «Но ведь кто даст кому-либо своё оружие во время сражения? Ты не думай о Его Светлости Али(а). Если некий язычник попросил у него меч, а он дал ему, то Его Светлость(а) знал, чем обернётся конец. Но ведь кто даст своё оружие другому в обычное время?». Тот юноша снова попросил меня об этом. Я дал ему три штуки стрелы. Он бросил две стрелы во врага и убил двоих язычников. Затем его самого обстреляли луком и повалили на землю. Я подошёл к нему. Он поприветствовал меня, как знак прощания, и потянул в мою сторону кое-что и сказал: «Передашь моей матери моё приветствие и эту доверенность. А также скажешь ей, что твой сын и ты достигли своих мечтаний. Твой сын стал мучеником». Я сказал: «Ведь я не знаю, чей ты сын. И не знаю, кто твоя мать». Он ответил: «Ибн Кутама, ты знаешь мою мать, но не знаешь, что эта женщина является моей матерью. Ибн Кутама, одна женщина дала тебе письмо и узел. Женщина, которая отрезала свои волосы и положила в узел, является моей матерью. Я сын той самой женщины. Сегодня я становлюсь мучеником. Передашь ей моё приветствие. Самым лучшим достоянием и украшением женщины являются её волосы. Она поступилась своей роскошью на пути Ислама, так как из-за необеспеченности у неё нет ничего, кроме этого. Я же жертвую своей жизнью, так как имею только это».

Когда мы смотрим историю Ислама, то частенько встречаемся с подобными событиями. Люди научились подобным качествам за счёт почёта и достоинства Пророка(с) и тем самым образовали процветание в своих обществах. Те люди, которые поступились своими драгоценностями, украшениями, достоинством, значит, это общество жертвующих. Такое достоинство в обществе может жить только за счёт исара. Общество умрёт, если в нём не будет исара.

 

Исар жизнью

Было указано, что человек порой должен жертвовать и имуществом и честью. Но значимее всех этих по некоторым критериям, это исар жизнью. Порой бывают такие случаи, что человек жертвует своей жизнью, дабы защитить жизнь других. В результате воспитания Пророка(с) на протяжении истории были такие люди, которые жертвовали своей жизнью ради других. В своей жизни Святой Пророк(с) научил этому деянию тех, кто уверовал в него. Сам Святой Пророк(с) был очень возлюбленным человеком. Красивая нравственность Пророка(с), скромная речь и поведение очаровывали всех. И стар и млад любили его и уважали. Аллах всесторонне сотворил Пророка(с) совершенным. Любовь Его Светлости(с) проникала в сердца всех, кто немного общался с ним. Даже маленькие дети любили Пророка(с). Дети цеплялись за Пророка(с) и просили Его Светлость(с) играть с ними. Пророк(с) никогда не разбивал их сердца. Он некоторое время играл с ними, дабы исполнить их просьбу. Всякий, кто беседовал с Его Святостью(с), не хотел расходиться с ним.

Абу Суфьян говорил: «До сей поры я не видел человека, который был бы любим среди людей как Мухаммад».

Французский учёный Кустаблов сказал: «Нет на свете человека, который заработал такую любовь, как Мухаммад. Я просмотрел все истории, но не увидел ничего подобного этой любви».

Святой Пророк(с) был человеком очень возлюбленным. Все сильно любили его. Даже те верующие, которые узнавали о мученичестве своих близких, в первую очередь узнавали о здравии Пророка(с).

Ибн Исхак рассказывает: «Одной женщине из ансаров сообщили весть о том, что её отец умер в битве Ухуд. Она спросила о том, какие вести о Пророке(с)? Тот воин ответил: «Сестра, пусть Аллах дарует тебе терпение, твоей отец стал мучеником. Женщина на некоторое время замолкла, а затем спросила во второй раз: Какие вести о Пророке(с)? Тот воин ответил: Пусть Аллах дарует тебе терпение, твой брат также стал мучеником. Женщина спросила в третий раз: Пророк(с) жив? Воин ответил: Сестра, пусть Аллах дарует тебе терпение, твой муж тоже стал мучеником. На этот раз женщина занервничала и сказала: Меня не интересует то, кто из моих родственников стал мучеником. Я спрашиваю тебя о Пророке(с). Воин сказал: Пророк(с) жив. После этих слов женщина сказала: Значит, наши жертвы не ушли в прочь».

Человек по имени Зейд был одним из сподвижников Пророка(с). Он участвовал в битве Ухуд. После битвы Ухуд Пророк(с) отправил некоторое количество сподвижников в разные местности, дабы они обучали Корану и религиозным знаниям. Одним из них был Зейд. Язычники схватывали людей, посланных Пророком(а), доставляли им пытки и убивали их. Также они поймали Зейда, причиняли ему увечья среди людей, желая убить его. Абу Суфьян спросил его, когда его пытали: «Хотел бы ты, чтоб Мухаммад оказался на твоём месте и был убит, а ты находился возле своей семьи?». Зейд ответил: «Клянусь Аллахом, что я не соглашусь даже на то, чтобы в доме Мухаммада ему в ногу вонзилась колючка».

Любовь к Пророку(с) среди людей была на таком уровне. Они научились исару у самого Пророка(с). Они жертвовали свои души ради жизни Пророка(с) и его семейства(а).

 

Кумейль ибн Зияд

Множество людей отдали свои жизни на пути Его Светлости Али(а). Одним из них был Кумейль ибн Зияд. Хаджадж ибн Юсуф искал его, дабы убить. Все искали его, но не могли найти. Он схитрил и дал указание сократить зарплату всех, кто из племени Кумейля. Данную весть довели до Кумейля, что из-за тебя сократили заработок стольких людей. Кумейл подумал и сказал про себя: «Я мужчина пожилой. Пусть убивают меня, раз хотят этого». Потому он собственнолично пошёл к Хаджаджу. Хаджадж сказал: «Кумейль, я очень старался, дабы найти тебя. Наконец, сегодня ты в моих руках». Кумейль сказал: «Не ты меня поймал, я сам пришёл. До конца моей жизни осталось не так много времени. Делай по отношению ко мне всё, что можешь, так как в день Суда расчёт между мной и тобой будет вести Владыка Того дня. Потому у меня нет никакого беспокойства. Я слышал от своего Повелителя Али(а), что ты будешь моим убийцей». Хаджадж дал приказ отрезать ему голову.

Кумейль согласился поступиться своей жизнью, но не согласился с тем, чтобы были попраны права множества людей. Пророк(с) и мусульмане были такими. Посредством исара они создали общество человечности и научили людей любви друг к другу и пожертвованию ради друг друга.

 

Исар Его Светлости Али(а)

Лично Его Светлость Али(а) лёг на место Пророка(с), когда Его Святость(с) переселился из Мекки в Медину. В ту ночь язычники приготовили план убийства Пророка(с). Его Светлость Али(а) лёг на место Пророка(с) в ту ночь, дабы они убили его, полагая, что это Пророк(с). Он был согласен своему убийству ради жизни Пророка(с). Самый большой исар - это жертвовать жизнью. Али(а) совершил этот поступок, а Аллах ниспослал аят относительно него. Когда происходило это событие, Всевышний Аллах обратился к ангелам Джабраилю и Микаилу: «Я сделал вас собратом друг к другу. Я увеличил жизнь одному из вас. Кто из вас согласится отдать свою жизнь за брата? Никто из них не согласился. Оба из них выбрали жизнь. Тогда Аллах сказал им, что «Я заключил собратство между Мухаммадом и Али. Али согласился отдать свою жизнь ради Мухаммада и простил Пророку свою жизнь».

Всевышний Аллах прославляет Его Светлость Али(а), ниспосылая аят относительно Него. Его Светлость Али(а) был примером для людей со всех точек зрения. Его Светлость(а) был образцом для людей в поклонении, красноречии, нравственности, содержании сирот.

Его Светлость Али(а) занимал первое место во всех качествах.

Его Светлость Муса(а) обратился к Аллаху: «О мой Господь! Покажи мне степени Мухаммада и его общины». Всевышний Аллах ответил: «О Муса! У тебя не хватит сил посмотреть их степени. Но я показываю тебе один из степеней, который был установлен для них. Это та самая степень, из-за которой Мухаммад выше тебя». Аллах показал Пророку Мусе(а) ту самую степень на небесах. Увидев эту степень, Муса(а) потерял сознание. Он не смог выдержать это величие. Придя в себя, он спросил: «О Аллах! По какой причине ты возвысил этих людей до такой степени?». Всевышний Аллах ответил: «По причине их деяний Я возвысил их до подобной степени. О Муса! Всякий, кто немного пожертвует из своей жизни ради данного вопроса, то Я постыжусь судить их и вести расчёт. Я введу его в рай».

 

Исар на поле битвы

Хазифа являлся одним из близких сподвижников Святого Пророка(с). Он рассказывает: «Каждый день в битве Ярмук одна группа воинов- мусульман отправлялась на битву. Спустя несколько часов, некоторые из них становились мучениками, а некоторые возвращались живыми и невредимыми. На битву отправился и мой двоюродный брат. Но он не вернулся обратно. Взяв с собой некоторое количество воды для его поисков, я отправился на поле битвы. Ища среди раненых, я нашёл его. Подойдя к нему, я поприветствовал его. Раненный, он лежал на земле. Я сказал ему, что хочешь ли воды? Он сказал: «Хочу». Когда я налил воду в сосуд и хотел его подать ему, некий крикнул меня с другой части поля боя и сказал: «Подай и мне воды». Двоюродный брат сказал мне: «Пойди и напои его из этой воды». Я сказал: «Хорошо, ты пока выпей это, а после, я и ему отнесу». Он сказал: «Нет, пусть первым выпьет он, а затем выпью я». Отнеся ему воду, я сказал: «Подойди, я помогу тебе выпить воду». В это время другой из раненых крикнул, что подайте и мне воды. Этот раненый сказал: «Отнеси воду ему». Я понёс воду этому раненому и постепенно начал поднимать его голову, чтобы он смог выпить. Когда он хотел выпить воду, то увидел, что сосуд с водой, который я держал, является наполненным. Он спросил меня: «Не выпили ли воду другие раненые?». Я сказал: «Нет, они захотели, чтобы сначала выпил ты, а затем они». Раненый сказал: «Нет, такое невозможно. Отнеси им, пускай выпьют они, а если останется, то выпью и я». Взяв воду, я пошёл к первому раненому, чтобы дать выпить ему, но увидел, что он уже ушёл в иной мир. Когда начал приближаться ко второму, то увидел, что и он стал мучеником. Я снова вернулся к третьему раненому, чтобы напоить его водой. Пока я дошёл до него, он тоже попрощался с миром ближним».

Эти мученики даже в свои последние вздохи были жертвующими и считали других выше себя. Даже в то время, когда до их смерти осталось несколько минут, они сделали исар и дали воды другому. Они стали бы мучениками, выпили бы воды или нет. Но проявив свою человечность, величие посредством исара, они показали это деяние через историю. Они оживили исламские деяния и даровали людям светоч. Исар такое деяние, что посредством него живыми остаются человечность, духовность. Если люди будут соблюдать Ислам и жертвовать, значит, были обеспечены их достоинства, страны, религии и книги и всякая вещь.

 

Исар кербелинцев в Ашура

Выше для дорогих верующих мы поговорили об исаре в 9-ом аяте суры «Хашр». Было отмечено, что Ислам, Коран и Пророк Ислама(с) учат каждую семью, человека, а также всякое общество тому, чтобы люди, которые живут в этом обществе, ради совершенства души, сохранения достигнутых успехов и благоустройства своей жизни должны познать вопрос исара и жертвовать в необходимых местах. В истории Ислама лично во главе с Пророком(с) и его семейством(а) показывали исар на своих деяниях. Также и уверовавшие, увидев на деяниях Пророка(с) исар, наряду с тем, что учились этому у Его Светлости(с), также претворяли это деяние в жизни по уровню своей веры. Всякий показывал исар на уровне своей набожности, познания Аллаха, веры в сокровенное. Несмотря на то, что вера некоторых относительно других была малой, во всяком случае совершали исар по уровню своей веры. Но если у некоего нету веры, то от него не ожидаешь исара, так как исар это такое чувство и деяние, которое приходит к сущности человека на основе веры. Общество, в котором отсутствует исар, подобно лесному обществу. Потому что среди животных нет такого, чтобы кто-то поступался своей едой ради другого животного. Каждый старается ради своей жизни и желудка. Но люди не такие. Исар должен быть в речи, еде, и даже в жизни человека. С этим во время Пророка(с) мы встречались очень часто. За счёт этих деяний Ислам развивался и прогрессировал в свои начальные годы. Настолько развился, что был распространён даже в страны Европы. Позже нашлись люди, которые пришли к решению поставить бюст Муавии на улицах своих городов. Покойный Аятолла Ширази вёл очень долгий разговор с одним из учёных Европы. Один из этих разговор этот, в котором европейский учёный говорит: «Долгом и обязанностью нас, не мусульман, является то, что мы должны поместить бюст Муавии, сделанный из золота, на всех площадях и больших городах наших стран. Аятолла Ширази говорит: Услышав его слова, я был очень удивлён, что, куда Европа и куда Муавия? Я спросил его: Что это вы? Какая у вас имеется связь с Муавией? Какую услугу он оказал вам, что держа его сторону, поощряете подобным образом? Этот учёный сказал: Если бы тогда не было Муавии, то Ислам настолько развился бы, что все люди, живущие на планете земля, приняли бы Ислам и стали бы мусульманами».

Итак, если в некоем обществе принцип исара будет претворен в жизни, тогда мусульмане будут всесторонне развиты и достигнут желаемых целей. Выше мы немного поговорили об исаре людей своими имуществами, честью и душой. Когда мы смотрим на событие Кербелы, то увидеть красоту исара можно ещё более отчётливее и яснее. В Кербеле на день ашура Имам Хусейн(а) и помощники и близкие Его Светлости(а) обучили всех людей исару как некому уроку. Исар они представили всем людям в Кебреле как выставку. Безусловно, нужно отметить, что исар в сущности Имама Хусейна(а) был издавна. Его Светлость(а) совершал исар с того дня, как вступил в социум. Но исар в вопросе Кербелы, который проявил Имам Хусейн(а) из Медины в Мекку и из Мекки в Кербелы несравним в масштабе с исарами в других местах.

Когда смотришь на человечество, то видишь, что они хотят решить некую задачу с помощью хитрости и обмана. Например, когда немного смотришь на политиков, то видишь, что они на всё смотрят с таким взглядом и мыслями. Они умалчивают рты людям, которые встречаются им на пути только и только взятками и деньгами. Они решают свои проблемы друг с другом давая что-то. Они проводят свою жизнь обманом, хитростью, уловками и плутовством. Но есть и такая группа людей, которые обладают чистой, сильной и набожной идеологией. Эти люди никогда не подходят к вопросу с намерением хитрости, коварства и обмана. Имам Хусейн(а) самый лучший и ясный пример данного вопроса. Его Светлость(а) не решал с Язидом какой-то вопрос. Он не обсуждал с ним некий секретный вопрос, сев с ним позади запертой двери. Некоторые политики располагаются сзади закрытых дверей, решают между собой вопрос, а затем выходят и говорят людям другие слова. Имам Хусейн(а) решил вопрос не таким образом. Он не усложнил этот вопрос, придав ей политический образ. В этом событии никто не совершил хитрости, коварства и сокрытого поступка. Идеология Имама Хусейна(а) была верной, деяния чисты, а слова целы. Он выполнял все дела открыто и объяснял людям свои поступки. Он не скрыл ничего и стоял на своих слова до своего мученичества. Вместе со своими сподвижниками Имам Хусейн(а) вышел из Медины. Все фразы Его Светлости(а) в этом событии были указаны в книгах по истории. В истории отмечены даже его слова в самые последние секунды его жизни. Когда ставишь в ряд все слова Его Светлости(а), то словно становишься свидетелем одной книги. Нет ни капли противоречия в речи Его Светлости(а) от начала и до конца. Он повторял до конца своей жизни те слова, которые сказал в начале, так как Его Светлость(а) говорил свои слова на основе аятов Корана. В его фразах проявлялся светоч и искренность.

Говоря же об исаре в событии Кербелы, то в первом ряду стоял лично Имам Хусейн(а), затем Бани-Хашим, а после сподвижники. Все три группы людей совершали исар по отношению друг к другу. Привожу к вашему сведению одно событие, которое относится к этому событию в ночь Ашуры со слов Госпожи Зейнаб(с.а). В данном вопросе Имам Хусейн(а) пожертвовал собою ради Ислама, Бани-Хашим пожертвовал собою ради Имама Хусейна(а), а сподвижники ради Бани-Хашим. Имам Хусейн(а) говорил очень отчётливо и ясно. Он сказал:

«Если религия моего деда Мухаммада будет существовать моей смертью, тогда, о мечи, режьте меня».

Бану-Хашим сказали между собой, что, невозможно, чтобы сподвижники стали мучениками раньше нас. Пускай сначала убьют нас. А сподвижники собрались в другой палатке и беседовали по поводу того, что, невозможно, чтобы Бану-Хашим были убиты раньше нас. Мы не будем согласны с тем, чтобы они были разрезаны на наших глазах. Мы не должны видеть их смерть. Мы должны быть убиты раньше них.

Каждая группа показывала свой исар и любовь по отношению друг к другу. Событие таково. Госпожа Зейнаб(с.а) рассказывает: «В ночь Ашура я вышла из палатки, чтобы поинтересоваться ситуацией. Подойдя к палатке Имама Хусейна(а), я увидела, что Его Светлость(а) беседует с Аллахом и читает Коран. Про себя я подумала, что, пойду-ка я соберу Бану-Хашим и поговорю с ними, чтобы они не оставили нашего повелителя одного. Когда я с этими мыслями подошла к палатке Его Светлости Абульфазла, увидела, что Абульфазл собрал детей Хашима и разговаривает с ними. Я стояла возле палатки и слушала их разговор. В ту ночь Его Светлость Абульфазл прочитал такую проповедь в той палатке, что я не слышала такой проповеди, кроме от Хусейна(а). Он говорил очень красноречивые речи. В конце речи он сказал: «О мои братья, дети моего брата и двоюродные братья, чем вы будете заниматься, когда наступит утро?». Они единогласно ответили: «Мы выполним всё, что ты нам прикажешь». Его Светлость Абульфазл сказал: «Насколько много не было бы сподвижников и помощников, всё равно сложность дела на плечах у владельца дела. Владельцами дела являемся мы. При наступлении утра, в первую очередь вы должны стать мучениками. Они не должны сражаться, тогда как вы живы. Мы должны умереть раньше них». После этих слов дети Хашима встали на ноги, вытащили свои мечи и сказали, смотря на Абульфазла: «Завтра мы все сделаем так, как сказал ты».

Госпожа Зейнаб(с.а) рассказывает: «Услышав эти разговоры и их искренность, моё сердце очень обрадовалось. Я отправилась в палатку Имама Хусейна(а), дабы донести Его Светлости(а) эту весть. Проходя возле палаток, от одной из них исходили голоса. Я остановилась и прислушалась. Это был Хабиб ибн Мазахир, который собрал сподвижников и беседовал с ними. Хабиб говорил им: «О мои друзья, для чего вы собрались здесь? Пусть Аллах дарует вам Свою милость». Сподвижники ответили: «Мы собрались сюда защитить и помочь одинокого сына Фатимы». Хабиб спросил: «Для чего вы отделились от ваших жён и пришли сюда?». Они ответили: «Для того же вопроса». Хабиб сказал: «Что вы будете делать, когда настанет рассвет?». Они ответили: «Мы сделаем то, что ты скажешь. Мы не скажем ничего лишнего, помимо твоих слов». Хабиб сказал: «Моё слово к вам таково, чтобы утром вы стали мучениками раньше Бану-Хашим. Мы не должны увидеть ни одного из Бану-Хашима, чтобы кто-то из них был запачкан кровью. Не может быть такого, чтобы мы были живы, а детей Хусейна(а) разрезали пополам на наших глазах. Мы первыми должны стать мучениками. Пусть потом не скажут о нас, что мы сперва отправили своих повелителей на арену битвы, а сами стояли и смотрели». После данных слов Хабиба все сподвижники вытащили свои мечи и сказали, обернувшись к Хабибу: «Твоё слово закон для нас».

Госпожа Зейнаб(с.а) рассказывает: «Увидев данный случай в палатке Хабиба, моё сердце ещё больше обрадовалось. Мои глаза наполнились слезами. Увидев таких сильных и верных сподвижников Хусейна(а), я очень обрадовалась. Улыбаясь, я вернулась в палатку брата. Увидев меня, Имам Хусейн(а) сказал: «Сестра, я не видел тебя улыбающейся с тех пор, как мы вышли из Медины. Какова причина твоей улыбки?». Я рассказала брату разговоры детей Бану-Хашима и сподвижников и сказала, что их верность и преданность даровали мне улыбку. Имам Хусейн(а) сказал мне: «Сестра, знай, что мои сподвижники присягнули мне и заключили со мной договор ещё в мире Зарр (они стали моими сподвижниками ещё с мира Зарр). Когда мой дед Посланник Аллаха(с) дал весть о том, что я стану мучеником в Кербеле, также дал весть о них. Хочешь, чтобы я испытал их верность?». Я ответила: «Да». Его Светлость(а) сказал: «Ты не заходи в палатку. Встань позади палатки и слушай». Имам Хусейн(а) дал повеление собраться в ту ночь в его палатке всем своим помощникам. Все собрались в палатке Его Светлости(а). Имам Хусейн(а) немного поговорил с ними и сказал:

«О мои сподвижники. Знайте, что эти люди желают убить лишь меня. Они убьют всякого, кто останется со мной. Я забираю присягу обратно. Вы свободны и можете идти куда пожелаете. Всякий, кто хочет идти, пусть уходит ночью».

Госпожа Зейнаб(с.а) рассказывает: «Никто из сподвижников не двинулся с места и все, выразив свои мысли Имаму(а), сказали о том, что никогда не отойдут от него. Плача, они сказали: «О довод Аллаха, мы не уйдём никуда, оставив тебя здесь. Его Светлость(а) увидел, что никто из них не думает об уходе». Он сказал им:

«Теперь же, когда так, тогда поднимите головы вверх и посмотрите на ваши места в раю».

Госпожа Зейнаб(с.а) рассказывает: «По приказу Имама(а) завесы небес раздвинулись в стороны. Все увидели свои места в раю. Увидели дворцы, сараи и Гурий. Гурии звали их, чтобы они торопились придти туда. Увидев это, все сказали: «О Абу Абдиллях! Разрешаешь ли ты нам, чтобы мы стали мучениками в эту же ночь?». Его Светлость(а) ответил: «Эту ночь мы взяли отсрочку у них, чтобы поклоняться. Пусть Аллах дарует вам благо».

Затем Его Светлость(а) сказал им: «Кто привёл с собой в Кербелу своих жён? Теперь же, когда вы сами не уходите, хотя бы отведите ваши семьи и оставьте в одном из поселений. Пусть они в завтрашнем сражении не остаются на кровавом и страшном поле». Али ибн Мазахир встал на ноги и сказал: «Господин, почему ты предлагаешь нам это?». Его Светлость(а) сказал: «Потому что наши семьи возьмут в плен после нашего убийства. Я не хочу, чтобы и ваши семьи оказались пленными». Али ибн Мазахир отправился в палатку женщин и позвал свою жену. Его жена вышла из палатки и сказала: «Я услышала все слова Имама Хусейна(а), кроме тех, что были сказаны в конце о семьях. Что сказал наш Господин относительно семей?». Али ибн Мазахир сказал: «Его Светлость(а) сказал, что всякий, у кого семья находится здесь, может отвести их в близлежащие местности и вернуться обратно». Его супруга сказала: «Что ты теперь думаешь?». Али ибн Мазахир сказал: «Я могу отвести тебя, если ты хочешь». Услышав эти слова, женщина сильно ударила головой об столп палатки и сказала плача: «О сын Мазахира! Клянусь Аллахом, что ты не справедливо поступил по отношению ко мне. Ты хочешь, чтобы дочерей Пророка(с) взяли в плен, а я спокойно спала дома? Ты хочешь, чтобы сняли хиджаб с головы Зейнаб(с.а), а я укрыла свою голову и молчала? Ты хочешь, чтобы сняли серьги у детей Захры(с.а), а я была украшена и находилась дома? Клянусь Аллахом, что не будет так. Вы пожертвуйте свои жизни ради мужчин семейства Пророка(с), а мы пожертвуем свои души ради женщин семейства Пророка(с)». Услышав эти слова, Али ибн Мазахир заплакал, вернулся к Имаму(а) и рассказал Его Светлости(а) слова жены. Услышав эти слова, глаза Имама Хусейна(а) также прослезились. Затем Его Светлость(а) сказал: «Пусть Аллах дарует вам благо».

Итак, Имам Хусейн(а) и в целом, все, кто находились с Его Светлостью(а) в Кербеле, были очень самоотверженными друг к другу. Имам Хусейн(а) беседует с Аллахом и говорит о том, что готов пожертвовать на Его пути всё, что имеет. Его Светлость(а) принял своё решение, сделав исар. Дети Хашима приходят к решению первыми стать мучениками, защитив Имама Хусейна(а) и Ислам. А сподвижники проявляют исар, жертвуя свои жизни ради детей Хашима. Даже когда Имам(а) сказал своё предложение женщинам, женщины дали слово не оставлять Имама(а) и его семью одних и уйти от них. Это общий исар, который был в Кербеле.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!