Организация маркетинга на кинопредприятии 33 страница
В экспедиции многое надо предусматривать заранее. Накануне первого съемочного дня полезно провести нечто вроде генеральной репетиции: все работники собираются как для начала съемки. Нужно пригласить актеров, чтобы окончательно проверить костюмы, парики, прически, грим и реквизит. На этом сборе группы можно проинформировать работников о режиме работы и отдыха на начальной стадии экспедиции, выслушать жалобы и предложения. Такое собрание позволит вовремя обнаружить различные упущения и более тщательно подготовиться к первому съемочному дню.
С самого начала работы в экспедиции необходимо наладить черновой монтаж фильма.
Натура местная
Это натурные съемки в городе или его окрестностях, на небольшом расстоянии от киностудии, позволяющем каждый день выезжать на съемку со студии и возвращаться обратно.
Часто местная натура — это проспекты, площади и улицы города, которые являются важными транспортными артериями. Поэтому получить разрешение на съемку и организовать ее становится серьезной проблемой. Но визуальный ряд выигрывает многократно. Получив разрешение властей на проведение съемок, творческая группа выезжает на место для разбивки всех мизансцен вместе с бригадиром светотехников. Ему необходимо определить ближайший к съемочной площадке распределительный щит для электроэнергии и, если он не подходит,, ориентировать дирекцию на вызов лихтвагена. Он также будет знать, какой длины кабель необходим для всех съемок на этом месте. Заодно осмотрит подобранное администрацией помещение для хранения аппаратуры, чтобы не возшъ ее каждый день на студию и обратно.
|
|
Администрация проявляет заботу о всей съемочной группе. Съемочная площадка летом должна иметь стулья, столы, специальные зонты и другие приспособления, защищающие как от солнца, так и от дождя. А если съемочная площадка находится далеко от населен-його пункта, то следует организовать выездной буфет, в котором будут освежающие напитки летом и горячие зимой. Дирекция, которая сможет организовать удовлетворение всех этих мелких потреб-ностей^олучит не только благодарность всей группы, но, что самое главное, обязательно добьется большей производительности труда.
Особые заботы должны быть проявлены по отношению к режиссеру, актерам, операторам и всем тем, кто по своим обязанностям не может отойти со съемочной площадки даже на несколько минут.
Натурная студийная площадка
Натурная площадка — э/to специальное место на территории киностудий №да за городом (с открытым горизонтом)^ Ifte можно строить декорации или перестраивать уже имеющиеся. Можно построить улицу пч^ода, настоящего или выдуманного. Часто на натурную площадку выйосят декорации, снимать которые в павильоне было 6fer опасно и невыгодно. Это сцены, в которых происходят наводнения, пожары, взрывы, землетрясения и т.п. Правда, необходимо учесть, что для съемки динамичных макетов или перспективного совмещения необходима натурная площадка с открытым горизонтом.
|
|
Экономический эффект от правильной организации работ на натурной студийной площадке довольно-таки высок. Группе не надо ехать в экспедицию, строительство декораций ведется квалифицированными специалистами цехов, рядом находится парк осветительной и съемочной техники, костюмы, реквизит, гримерные.
Павильон
По организации съемок павильон, конечно, проще, чем натура. Хотя бы питому, что в этом виде работы отсутствуют два непредсказуемых внешних фактора — погода и неожиданные задержки транспорта.
Многие кинематографисты уверены, что снимать в павильоне дешевле, чем на натуре. Может, в большинстве случаев так оно и есть, но все зависит от творческого решения,-да и декорация декорации рознь. На фильме режиссера Лотяну «Божественная Анна» для небольшого эпизода в павильоне был построен Венский оперный театр (известий, что из оперных он самый красивый в мире). Декорации блистали позолотой и огромными «хрустальными» люстрами. Их стоимость была колоссальной, но она все равно была ниже, чем поездка группы в Австрию и аренда настоящего Венского оперного театра.
|
|
Одновременно с павильоном киностудия предоставляет в распоряжение съемочной группы костюмерные, гримерные, реквизиторские и складские комнаты, залы для одевания массовки, one- * раторскую кабину, комнаты отдыха и т.д.
^ДВомнаты отдыха администрация закрепляет за исполнителями главных ролей. Второй режиссер имеет точные данные о пожеланиях актеров, которые в рамках возможного необходимо выполнить. Не следует забывать, что на два или три месяца эта комната станет для актера вторым домом, и если этот дом будет удобным и комфортабельным, то это благоприятно отразится на работе.
Интерьер
Съемка в естественных интерьерах всегда широко использовалась в кинематографе. Давно замечено, что естественный интерьер оказывает на зрителя сильное эмоциональное воздействие узнаваемостью помещений. В павильоне никогда такого ощущения достоверности не достигнуть.
Бывает прямая экойймическая выгода вместо строительства дорогой декорации арендовать недорогой интерьер.
|
|
Если в экспедиции не повезло с погодой и идут сплошные дожди, тогда, 'чтобы избежать простоя, приходится организовывать съемки в подходящем интерьере (отказываясь от уже найденного и запланированного в другом городе).
Огромную сложность для администрации группы представляет организация съемок в знаменитых театрах, музеях, известных всем государственных учреждениях. Их аренда всегда стоит колоссальных денег, и позволить себе такую роскошь могут только богатые картины, остальным приходится строить лувры в павильонах.
Съемка в интерьере позволяет достичь изобразительного эффекта, но в отношении организации очень хлопотна. Театры, музеи, учреждения всегда живут своей жизнью, имеют свой распорядок работы, который съемочной группе приходится нарушать и приспособлять для решения своих творческих задач — иногда меняют или переставляют мебель, драпируют w, что нельзя перекрасить, временно лишая местных работников привычных удобств.
15.4, Монтажно-тонировочный период
Монтаж как искусство
Монтаж в процессе производства фильма — заключительный этап, поэтому он может изменить смысл продюсерской идеи. Хороший сценарий можно сравнить с алмазом. Режиссерское, актерское, операторское, изобразительное решение фильма — это огранка и шлифовка алмаза, но в совершенный бриллиант фильм может превратить только монтаж.
В мире было немало попыток сформулировать принципы монтажа. Киновед Рудольф Арнхейм перечисляет тридцать шесть методов организации киноленты, разделяя их на четыре главные категории.. Первая охватывает технические методы соединения кусков фильш*' как, например, значение длины отдельных отрезков, взаимодействие крупных и общих планов. Вторая определяется временными соотношениями внутри сюжета. Третья касается поо-
странственных соотношений, а четвертая охватывает проблемы соотношений» налример, по контрастам или сходству предметов, форм, значений и символов.
Перечень Арнхейма содержит ценный, наводящий на размышления материал. В то же время он служит иллюстрацией того факта, что бесконечное разнообразие кинематографического движения невозможно свести к^ярвесным категориям.
Процесс монтажа любого фильма проходит шесть условных стадий;
1. Отбор сюжетных линий, сцен и эпизодов, которые войдут в
ткань литературного сценария. Монтажер этой стадии — сам драма
тург или писатель (при экранизации литературного произведения).
Режиссер в период написания литературного сценария осмысливает уже собственное монтажное построение, сообразуясь с сюжетом и общей продолжительностью фильма. Кое-что писателем смонтировано -этак, что лучше не придумать. Но вряд ли даже оно остается без трансформации.
2. В режиссерском сценарии монтажному построению уделяется самое серьезное внимание. Происходит визуальное наполнение. Наплывы, затемнения, двойная экспозиция — все стыки сцен и эпизодов тщательно продумываются и записываются*
3. Съемочный процесс. На съемочной площадке не всегда удается строго следовать сценарию. Оператор, актеры, игровой реквизит, даже декорационные элементы иногда разрушают задуманную схему. А иногда в пылу творческого вдохновения режиссер импровизирует. Если он снимет не «монтажно», то впоследствии процесс монтажа может стать мучительным и нервным. Нестыковки могут привести к досъемкам и даже пересъемкам. Хорошо, если этот режиссерский брак обнаруживается еще в съемочном периоде^и есть возможность что-то исправить. Вот почему ломать декорацию можно только после проявки всего материала, а лучше — после чернового монтажа.
4. Черновой монтаж начинается с отбора дублей. Именно на этой стадии становится понятно, что, например, эта сцена должна закончиться крупным планом актрисы, а в финале эпизода — порыв ветра, гнущий ветви деревьев. Продюсер должен уделять черновому монтажу самое серьезное внимание. Все простои из-за непредвиденных случаев — непогода, болезни, срывы съемок по любым причинам — должны использоваться для чернового монтажа отснятых эпизодов.
5. Чистовой монтаж. Теперь режиссер занимается только монтажом. Начерно фильм уже собран —- кадр следует за кадром, сце-
на за 'сценой, эпизод за эпизодом. На этом этапе закрепляется последовательность сцен и эпизодов, выявляются наилучшие способы монтажных переходов, уточняется ритм каждой сцены в отдельности и всего фильма в целом.
Чем выше класс режиссера, тем ответственней он относится к монтажу фильма. Три раза продюсеры переносили премьеру «Титаника» только потому* 'гго видели усиление эмоционального восприятия от монтажных вариантов Д. КэмерсУна.
Один из мастеров «Ленфильма» Иосиф Хейфиц ча<Зто помогал дебютан!^ монтировать их фильмы. Он вспоминал: «Сколько раз 1$не приходилось уговаривать молодых режиссеров отказываться от неудавшихся кусков и эпизодов во имя целого. Они цеплялись за каждый метр, казавшийся им хорошим, не понимая, что разрушали ритм».
Режиссеру необходимо обладать силбй воли для отбора лучше-to и обязательного материала. Часто, чтобы добиться нужного эффекта, режиссер и оператор прилагали на съемочной площадке Нечеловеческие усилия и достегали цели только в одном дубле. А в монтаже дубль, еще вчера казавшийся гениальным, заменяли на тот, который на съемках считался творческим браком. Почему *£ак происходит? Ведь, казалось бы, в режиссерском сценарии все, до метра, расписано по минутам и деталям. Это происходит по Твшогим £фичинам. Изменяется ритм движения сюжета, на него влияют временные отрезки, заложенные в длине кусков, пространственное движение камеры и разница эмоционального восприятия экранного образа и печатного слова. Дело в том, что игра актеров, их интонации, реквизит, костюмы — все на пленке смотрелось, подчас, совсем не так, как читалось в сценарий.
Монтаж как технология
Итак* черновой монтаж проводится в съемочном периоде. В экспедиции отбор дублей часто происходит, не дожидаясь позитива из лаборатории, в номере гостиницы режиссера. Видеоприставка, находящаяся на съемочном аппарате, переводит изображение в компьютер. Негатив из экспедиции еще везут на проявку в лабораторию, а режиссер в своем номере уже отбирает лучший дубль.
При профессиональном подходе через неделю после окончания съемок режиссер приступает к чистовому монтажу. На него режиссеру, как правило, отводится всего два месяца. Весь период в среднем сегоднй занимает три—пять месяцев, и за этот срок необходимо не только смонтировать, но и озвучить* перезаписать, сдать, а иногда и внести в фильм поправки.
10*
Видеомонтаж фильма в основном осуществляется линейно. Каждый кадр занимает определенное место, а монтаж должен производиться последовательно, т.е. при вставке нового кадра нужно заново смонтировать всю уже собранную пленку. Технология достаточно примитивная, но жизнеспособная. Подавляющее большинство режиссеров монтирует фильм при помощи видео. При переводе с 35-мишшметровой пленки на видео наносится тайм-код. Тайм-код это ряд цифр, появляющихся на экране при монтаже, который поможет быстро и точно найти соответствующее место на оригинале. Если фильм снят на видео, то смонтированная копия с тайм-кодом появляется на экране. Компьютер находит соответствующий номер кода на оригинале и переводит картинку на исходную кассету. Одновременно добавляются всевозможные наплывы, вытеснения, затемнения и т.д.
Следующая задача — определиться со спецэффектами и сделать это надо до перехода $ цифровому монтажу. Во-первых эффекты во многом определят последовательность линейного монтажа. Во-вторых, цифровые студии стоят дорого, поэтому их время необходимо использовать как можно продуктивнее. В цифровой монтажной занимаются наложением спецэффектов и созданием исходной копии, которая и является целью цифрового монтажа.
Нелинейный монтаж предполагает использование компьютера вместо традиционных видеомагнитофонов. Монтаж происходит в виртуальном пространстве при помощи цифровых аудиовизуальных средств. Каждая вставка или вырезка кадра производится сразу, уже собранная последовательность изменяется в соответствии с новым порядком, без необходимости заново перемонтировать всю видеокассету целиком.
Цифровые монтажные столы стоят очень дорого — до ста тысяч долларов, зато работать на них очень удобно. Исходные материалы переводятся в цифровой формат и закладываются в память компьютера. Качество изображения напрямую зависит от объема оперативной памяти машины. Точно так же в память закладываются речевая фонограмма, музыка, спецэффекты и т.д. Система дает неисчерпаемые возможности комбинировать изображение и звук.
В Голливуде на ранней стадии монтажа продюсер не вмешивается в процесс монтажа. Как бы не умел продюсер «оживлять» текущий материал, эмоциональное воздействие фильма в целом несопоставимо с отдельным его фрагментом. Поэтому продюсер дает полную свободу режиссеру сделать свой вариант монтажа. Называется он смонтированным рабочим вариантом.
Смонтированный рабочий вариант — это режиссерское предложение монтажа изображения. Поэтому вместе с композитором, звукооператором и редактором его обязательно должен смотреть и продюсер. Если же продюсер ждет завершения перезаписи, чтобы посмотреть уже готовый озвученный фильм, то остается меньше времени на поиски оптимального решения, устраивающего как режиссера, так и продюсера.
Монтаж как конфликт
Помимо разных взглядов на монтаж готового фильма продюсера и режиссера не стоит забывать о юридической стороне дела. У дальновидного продюсера право на окончательный монтаж — один из важнейших пунктов в договоре с режиссером.
Право режиссера ставить последнюю точку в монтаже фильма претерпело длительную эволюцию. Борьба за него намного драматичней, чем право выбора сценария, темы, актера и т.д.
До сих пор в этой борьбе нет победителя и, думается, не будет. Давно замечено, что если фильм продюсеру нравится, то желания перемонтировать не возникает, хотя при этом какие-то мелкие поправки могут и быть, но это относится к редактированию фильма.
В 1922 г. была образована Ассоциация кинопродюсеров и кинопрокатчиков во главе с Уиллом Хейсом, одной из задач которой была защита прав продюсера на окончательный монтаж. В то время право окончательного монтажа (final cut) в Голливуде имели только режиссеры, совмещающие и профессию продюсера. Стремление режиссеров быть и продюсерами своих фильмов основывалось на двух желаниях — получении максимальной прибыли от (й£оката и стремлении полной творческой свободы.
Бесспорно, что право окончательного монтажа фильма — право продюсера, а не режиссера. Ведь фильм продает продюсер, и он не враг себе. Отличный режиссерский вариант монтажа он будет только приветствовать. А режиссерскую версию любого фильма, всегда более длинную, можно выпускать на видеокассетах для киногурманов.
Звуковое оформление фильма
Озвучивание. Музыка, речь и шумы вкупе с интересным изобразительным решением лучше любых слов втягивают зрителя в психологическую атмосферу фильма. Применение компьютерных технологий увеличило сочетания звука и изображения до бесконечности, и в то же время привело к снижению затрат на постановку фильма. Работа звукооператора становится более творческой, и это тоже обусловлено новыми технологиями.
В последнее время все прогрессивные кинематографисты стремятся писать речь актеров синхронно. Это удобнее актерам (не надо лишний раз вживаться в сыгранную роль при озвучивании), и это выгодно экономически. Но в производстве почти каждого фильма есть сцены, которые по разным техническим причинам чисто быть записаны не мохуг. Бывает причиной переозвучивания и актуальность темы, политические мотивы. Считается, что количество таких сцен составляет около 30%. Их озвучивают в специальном тонателье.
Шумовое озвучивание. Некоторые шумы и звуковые эффекты зайисываются синхронйо с изображением, другие — отдельно на съемочной площадке или подбираются В'фбнотеке. Чем лучше студия, тем объемнее и разнообразнее ее фонотека, чем выше класс звукооператора, тем меньше он пользуется фонотекой. Обычно шумовая фонограмма накладывается в последнюю очередь.
Шумы оживляют фильм, создают ощущение реальности происходящего на экране. Попробуйте обойтись без них и немедленно ощутите их нехватку. Шумы используются двояко: как натуральные и для создания общей атмосферы. Натуральные шумы (синхронизированные звуки захлопывающихся дверей, выстрелов, падающих книг, марширующих ног) едины с изображением. Общие же шумы не обязательно привязаны к определенному источнику. Мы часто слышим пение птиц, лай собаки, шум машин, но не видим этих объектов на экране.
Но не все, что производит шум, должно звучать. Шумы накладываются не автоматически, этот процесс дает столько же возможностей для творчества, как и наложение музыки.,
Кроме своей драматургической нагрузки музыка может работать на фильм еще до начала проката и даже до окончания съемок в качестве мощной рекламной составляющей, являясь одновременно и приемом рекламной, кампании, и источником дохода.
Перезапись является последним творческим актом в производстве фильма. Остается свести воедино речь, музыку и шумы.
Большое количество фонограмм лучше свести к шести-вось-мй. Перезапись звука процесс трудоемкий', ведь необходимо создать гармоничное взаимодействие фонограмй и добиться высокого качества звучания. -
Сдача фильма
Как и в любой цивилизованной стран%< в России есть перечень того, чего не должно быть по нормам морали, политики или охраны государственных тайн на экране. Для удостоверения того,
что ваш фильм, например, не пропагандирует ненависти к другим народам, не призывает к войне и не содержит порнографии, вы 4го сдаете в Департамент по кино Министерства культуры РФ для получения прокатцого удостоверения.
Затем, если фильм снят на студии, то и сдается руководству эдгой студии. Если вы независимый продюсер и режиссер по совместительству и финансовой ответственности ни перед кем не несете, значив» хами у себя и принимаете готовую продукцию. Если при-■няли, то приступайте к изготовлению исходных материалов и орга-дшзации проката. В среднем на это уходит 30 дней. В понятие «исходные материалы» входят как пленочные материалы, так и диски В, цифровой записью звука, а также необходимая документация.
Смонтированный негатив ИЗО изготавливается по рабочему позитиву или по его компьютерному аналогу. Монтажер передает в лабораторию или позитив, или диск вместе со своим монтажом паспортом. Резка негатива возможна только по письменному .указанию продюсера или директора картины.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!