Организация маркетинга на кинопредприятии 31 страница
Возможная переделка сценария под режиссера
Согласие режиссера или его отказ в наибольшей степени зависят от качества первого черновика. Давая согласие какт***
постановщики хвалит тему, жанр, а иногда даже самого автора, hoi обязательно ввернет фразу, что .материал еще очень далек от со-( вершенства. Продюсеру ничего не остается делать, как согласиться с ЭПЩ непреложным фактом. И режиссер приступает к переписыванию первого черновика, возможно даже вместе с автором сценария, в зависимости или от способностей режиссера к труду литератора или от его амбиций.
Этот процесс стал обязательным в технологической линейке периода сценарного развития. Все дело в том, что одни режиссеры переписывают сценарий корректно, с уважением к автору. Происходит тонкая, скрупулезная работа по доводке сценария. В этом случае автору и режиссеру удается сохранить хорошие отношения. 'На сложных в постановочном отношении картинах всегда есть этап предподготовительных работ. В среднем он длится от двух до шести месяцев. Он необходим для решения часто возникающих проблем организационного плана.
После преодоления всех разногласий необходимо приступить к подготовке киносценария. Киносценарий отличается от литературной формы тем, что как бы объединяет в себе рассказ и пьесу. Перед каждой Сценой в ремарке сообщается место действия, перечисляются персонажи и их мизансцены. Более крупным шрифтом проставляются реплики каждого персонажа.
|
|
По сути киносценарий представляет собой творческо-производ-ственную разработку литературного сценария. В киносценарии драматургическая разработка действия ведется по сценам и эпизодам, а производственная — по съемочным объектам. В нем сокращена описательная часть, точнее определено содержание диалогов, соотношение изобразительного и звукового ряда. Яснее устанавливаются основные производственно-экономические параметры — продолжительность фильма, количество объектов, число экспедиций, участников массовых сцен. Уточняется время года для натурных съемок. В киносценарии для удобства дальнейшей переработки в режиссерский сценарий каждая новая сцена начинается с отдельной страницы. Это дает возможность просто вынуть сцену и посмотреть, а как без нее сценарий будет жить.
Те режиссеры, которые умеют писать киносценарий, а главное любят сам процесс —- получают огромное удовольствие от этого промежуточного этапа. Но встречаются и такие, которые считают, что писать киносценарий дустая трата времени.
Производственно-экономический анализ киносценария завершается составлением таблицы сводных данных о количестве объек-
|
|
\ тов, которые сгруппированы по видам съемок — натура (экспедиционная или местная), павильон, интерьер, комбинированные. Выделены эпизоды и сцены, намечен характер их съемок.
Поэтому первостепенной заботой продюсера на этом этапе должно быть сохранение того, что есть хорошего в сценарии и доработка несовершенного, т»е. того, что требует улучшения.
Параллельно с написанием киносценария тщательно подбирается основной состав съемочной группы. Прежде всего продю-J Qep и режиссер приглашают оператора, художника, директора картины и второго режиссера. Режиссер-постановщик вместе с ними начинает обсуждать все детали будущей постановки.
15.2. Подготовительный период
Подготовительный период — это этап производства; его срок зависит от постановочной сложности сценария. Фильмы средней постановочной сложности обычно укладываются в 2—3 месяца. На этот период директор картины составляет календарный Гюлан и смету затрат.
Подготовительный этап включает:
1) режиссерский сценарий;
2) подбор актеров;
3) календарно-постановочный план;
4) формирование съемочной группы и техперсонала;
5) договор с киностудией;
6) выбор мест натурных съемок;
7) изобразительное решение фильма;
|
|
8) подготовка экспедиций;
9) этап репетиций)
10) постановочный проект фильма;
11) подсчет генеральной сметы. Режиссерский сценарий
Все сцены и эпизоды в режиссерском сценарии фиксируются в монтажной последовательности. Действие каждой сцены разбито на кадры. В любом сценарии обычно от 400 до 600 кадров, которые нумеруются по порядку, и; указывается время съемки — день, ночь, вечер, утро. Второй режиссер хронометрирует каждый кадр. Правда, этот жесткий регламент не помешает режиссерской импровизации ни при съемке, ни при монтаже. Метраж сцен часто изменяется, потому что возникает необходимость усилить в том или ином месте действие персонажей или их диалог, придать ему большую лиричность или драматизм. В отдельной графе отмече-
ны места, где вступает звуковое сопровождение. Также в каждой сцене указываются необходимые шумовые эффекты, которые имеют драматургическое значение.
На второстепенных шумах (шаги, хлопанье дверей, звон посуды) внимание не акцентируется, так как их включают в законченный фильм в зависимости от того, помогают они или мешают общему восприятию. Например, четкие изматывающие шага часового перед дверью камеры заключенного могут быть важным элементом сцены, а звук шаге® влюбленных, идущих по дороге, может быть исключен из сцены, чтобы не мешать ласковому диалогу. Существует типовая форма режиссерского сценария, приведённая на рис. 15.1.
|
|
к | Содержание кадра | Диалог | М | Операторская | О | П |
а д Р а | е т Р а ж | техника | с в е т и | Р и м е ч | ||
п о я о р я | к а д Р а | т е л ь и а я | а н и я | |||
д к ■ | ; | т е X в и к а |
$№% 15.1. Формат режиссерского сценария
Завершает разработку режиссерского сценария изготовление титульного листа. Титульный лист — это паспорт фильма. Помимо названия сценария, его авторов, студии и года выхода на него выносятся имена основных работников съемочной группы. Обозначаются все роли, эпизоды и категории участников массовых сцен, а также комбинированные кадры и все объекты: натурные, павильонные, интерьерные с указанием метража.
Пока руководство съемочной группы занимается сценарием, режиссерская команда намечает и готовит araeik>B, которые причитали сценарий, переговорили с ас#йсте*£гом и ждут вызова к режиссеру для первого и очень важного разговора.
Подбор актеров
Очень часто трудно определить момент начала поиска актеров. Иногда уже при написании сценария актеры известны; а бывает, что,
шотратав много времени и сил на просмотр нескольких десятков кандидатов, в конце подготовительного периода режиссер неожиданно на экране телевизора увидит своего единственного исполнителя.
Влияние личности актера на творческий и коммерческий результат фильма очень высок. Актерская популярность — категория экономическая и напрямую связана с привлечением зрителей в кинотеатр и с прибылью от продажи видеокассет. Актерская популярность I «пособствует поиску инвесторов, а иногда является единственным Основанием для финансирования проекта. Мало что можно противопоставить влиянию актера-звезды, участвующего в проекте, на зрительский интерес к картине, на интерес к ней телевидения и прессы.
Важнейшим элементом в подготовке фильма к производству является правильно продуманный подбор актеров — исполнителей главных ролей. Этим занимается режиссерская команда — обычно три-четыре человека.
Подбор актеров (кастинг) вбирает в себя просмотры фильмов, спектаклей, телепередач, фотографий, ознакомление с прессой. [ После этой предварительной работы принимается решение о вызове актера для беседы с режиссером-постановщиком. Тщательный выбор кандидатов на эту беседу избавляет режиссера от излишней эмоциональной нагрузки и актера от психологической травмы, неизбежной при отклонении его кандидатуры.
Подбор исполнителей происходит в зависимости от требований сценария с целью выявления актеров, наиболее соответствующих персонажам. Кроме этих творческих задач при подборе актеров принимаются во внимание и коммерческие интересы. Особенно, если в инвесторы продюсер стремится получить крупных банкиров, решение которых зависит от участия в проекте известных актеров. Правда, необходимо понимать* что инвесторы, настаивая на звездах, не слишком заботятся о совпадении индивидуальности актера и пред* назначенной ему роли. В случае ошибки за нее расплачиваются все.
Если кандидатура актера не вызывает ни у кого сомнений, то он утверждается на исполнение роли без проведения фото- и кинопроб.
Современные повышенные нормы выработки, жесткий календарный план съемок выявляет тенденцию снимать свободных артистов. Директору картины необходимо проводить настоящую глубокую «разведку» о занятости кандидата на стороне. Потому что если спросить самого актера заинтересованного в рол», то ответ будет всегда один — «я свободен».
Очень важно утвердить актеров за месяц до начала съемок. За оставшиеся четыре недели необходимо провести переговооы с той
киногруппой, где может быть занят актер или с его театром, закт лючить с актером контракт (умение составлять который является настоящим искусством), пошить на него костюмы, помочь ему вжиться в роль; провести репетиции и, если необходимо, найти, и утвердить рисунок гриад^ /
Календарно-постановочный план
Главными факторами, определяющими уровень затрат, необходимых для реализации кинопроекта, являются сложность постановки и время.
Ориентировочные плановые сроки производства являются основой затратообразующих статей лимита. Как только инвестор даст точные сроки начала финансирования проекта, так сразу же второй режиссер и директор картины набрасывают вариант кален-дарно-постановочного плана (КПП).
КПП будет уточняться еще несколько раз в подготовительном периоде: под железные даты готовности студийных павильонных декораций, интерьеров или игрового реквизита (кораблей, самолетов, железнодорожных составов) и, наконец, после утверждения исполнителей главных ролей, под график их занятости, но главным до последнего дня производства останется финансовый план инвестора. Основой для составления КПП являются:
• утвержденный режиссерский сценарий;
• пообъектные разработки;.
• ^принятые критерии илц приоритеты рамочных условий.
К числу последних относятся время, как рабочее, так и отдыха, регулируемое КЗоТом РФ, сезонность съемок, предусмотренная сценарием.
Другими факторами, определяющими структуру и параметры КПП, являются;
• ограничения по затратам, которыми располагает инвестор;
• необходимость съемки сцен единым блоком, связанных с одним местом действия;
• соблюдение графика актерской занятости;
• обязательство закончить производство фильма к фиксированной дате;
• технологические нормативы, которые обязана соблюдать съе
мочная группа. Например, время на проявку и печать от
снятого материала, норма записи музыки в одну смену, пе
резаписи, исходя из конкретного проекта.
Для картин большой постановочной сложности КПП составляется следующим образом: сценарий раскладывается по сценам,
^5. Этапы производствакинофильмов____________________________________275
[структурируется по декорационной принадлежности и по местам действия. При этом получаются, как правило, неполные съемок* рые дни, которые надо заполнить, и над этим ребусом приходится поломать голову. После проведения этой работы группа знает ответы на вопросы: что (сцены), где (декорация, натура, интерьер), ^согда (дата) происходит.
А на малобюджетных проектах, разрабатывая КПП, иногда просто исходят из Многолетней практики российских киностудий, которая дает определенные ориентиры. Как правило, при съемках художественны* фильмов выработка полезных метров составляет:
• в павильоне — от 60 до 90 м;
• на натуре — летом от 35 до 50 м, зимой от 20 до 40 м;
• в ийтерьере — от 40 до 70 м.
Если в определенных сценах есть сложные трюки или участвуют дети, животные, воздушно-транспортные средства, выработка обязательно снижается. При съемке телевизионных фильмов, наоборот, выработка полезных метров обычно увеличивается в два-три раза.
В процессе производства в КПП будут вноситься поправки. Поэтому директору картины и второму режиссеру придется корректировать и уточнять КПП оперативными планами.
В съемочном периоде контроль станет просто жестким. За выполнение плана отвечают исполнительный продюсер, директор картийы и режиссер-постановщик. При определенном авторитете в контролеры может быть привлечен и второй режиссер.
Сроки монтажно-тонировочното периода зависят от вида филь-&Д, сложности монтажно-тонировочных р>абот, объемов речевого, шумового и музыкального оформления картины.
Всякие нарушения КПП в процессе производства всегда отрица-телько сказываются на ритмичности работы съемочной группы и цехов киностудии. Поэтому любое отступление от плана следует рассматривать как ЧП и прилагать все усилия к точному выполнению очередности работ, их сроков и объемов, предусмотренных планом. Важнейшим условием сокращения сроков производства фильма являются непрерывность работ,' рациональная очередность и максимальная параллельность выполнения различных операций в подготовительном, съемочном и монтажно-тонировочном периодах, что следует намечать уже в календарно-постановочном плане. Например, параллельно съемкам одних объектов можно планировать освоение и репетиции по другим, а также съемки пейзажей, переезды часта группы на места натурных съешю» прослушивание, запись музыки и т.д.
Календарно-постановочный план становится важнейшим до-' кументом, организующим и направляющим работу съемочной груп-1 пы на протяжении всего периода создания фильма.
Формирование съемочной группы
Это сложный и важный процесс (как будто в кино есть простые). Продюсеры независимых компаний годами фильтруют киноработников студий, оставляя при,компании самых достойных (это возможно тодъко при расширенном кинопроизводстве, закончив один фильм, сотрудники сразу же переходят на другой). Режиссеру и директору картины щ>иходится беседовать, наводить справки, брать на исцытателъный срок — делать все, чтобы не ошибиться. Важно, чтобы новый сотрудник оказался не тодько хорошим специалистом, но и обладал ровньде характером.
Важно своевременно пригласить всех необходимых специалистов, чтобы при рассмотрении режиссерских и операторских заданий, при определении постановочных сложностей фильма, выборе производственных решений каждый из них мог внести соответствующий вклад в реализацию замысла.
Подбор техперсонала
Обычно сотрудничество между творческими работниками и техническими специалистами цехов длится годами. Оператор предпочитает работать с одним и тем же бригадиром осветителей, а художник по костюмам только с э^им костюмером. Если же такого сотрудничества не наблюдается, то руководители основных звеньев съемочной группы подбирают необходимый технический персонал: механиков съемочной аппаратуры, бригаду светотехников, специалистов декорационно-технических цехов, а директор картины оформляет с ними договоры.
Многое в творческом процессе зависит от профессионализма цеховых работников. Профессионал быстрее реагирует на любые творческие требования, быстрее добивается нужного результата. Замечено, что даже мельчайшие изменения мизансцены влекут за собой перестановку светоприборов. Чем больше фильмов сняли совместно бригадир с оператором, тем качественнее они решают художественные задачи.
Монтажер и монтажницы, художник и маляр, директор и водитель, актер и гример, режиссер и реквизитор — все эта и другие тавдемы при плотном взаимопонимании между собой оказывают огромное влияние на производительность труда съемочной группы.
Договор с киностудией
Теперь, когда есть режиссерский сценарий, календарно-поета-яовочный план и сулема лимита затрат, необходимо определяться со студией, которая будет оказывать производственные услут.
Выбор киностудии зависит от режиссера, цен на услуга, привязанностей продюсера и даже от географического местоположения самой киностудий. Главными критериями выбора киностудии является стоимости услуг и работ*.
Поиск натуры
Если места натурных съемок определены в сценарии, то оста-цтся их организовать для успешной работав случае, если натура в сценарии не имеет «адреса», ее ищут. Существуют специальные агентства, которые на основании предоставленных так называемой информационной карты местности^ фото- и видеоматериалов помогают найти натуру. После этого группе остается только выехать и утвердить места будущих съемок.
Источником.сбора информации для выбора мест натурных съемок являются фотоархивы музеев и кинофонды студий. Сегодня трудно представить сценарий, в котором описывается натура, не напоминающая что-яо похожее в каком-либо ранее снятом фильме. Помимо документальных и художественных фильмов и ТВ-передач в поиске натуры помогают личный опыт, прочитанные книги, рассказы друзей, родственников, соседей. В выборе нату-ры сплетаются как интересы творчества, так и производства. Каждой решает свою задачу: оператор продумывает режим освещения объектов, условия использования операторской техники, отмечает восход и заход солнца; художник намеревается исправить «ошибки» природы, прикидывает объемы изменения характера ландшафта, режиссер ищет наиболее точного соответствия натуры коллизиям сценария, а директор думает о базе, гостинице, прикидывает местные технические и людские ресурсы.
Изобразительное решение фильма
Разработка всего комплекса изобразительного решения фильма ш? эскизах декораций, натурных объектов, эскизах костюмов, грима и комбинированных съемок имеет большое значение для успешной работы съемочной группы.
Изобразительное решение фильма — результат коллективного осмысления литературного материала режиссера, оператора и художника. После этапа обсуждений, выбора натуры, учтя-'™*»
ния режиссера и оператора, художник-постановщик в рамках денежного лимита приступает к созданию эскизов декораций.
Эскизы должны дать представление не только о будущем месте действия фильма, но также о его стилистике, шлорисгаческом # пластическом строе. В эскизах должна учитываться возможность свободного и разнообразного движения камеры и построения интересных мизансцен.-На количество декораций большое влияние оказывают жанр, эпоха, тема и точка зрения творцов на изобразительный ряд. Как только эскизы будут утверждены режиссером и продюсером, они сразу передаются в сметное бюро отдела декорационно-технических сооружений для точного расчета стоимости. Но на эти деньга можно как построить декорацию в павильоне, так и оплатить аренду естественного интерьера. Поэтому, прежде чем что-то строить, директору картины необходимо узнать, а нет*ли подобного объекта в готовом ввде, и если есть, то можно ли в нем снимать, какие возможности предоставляет владелец интерьера, как в нем использовать операторскую технику, свет, какова стоимость аренды. Сложность принятия решения в том, что помимо экономической выгоды всегда необходимо учитывать и творческие соображения. Иначе говоря, все изобразительное решение должно способствовать шлружению зрителя в атмосферу доверия к той художественной реальности и правде, к тЬй среден .которую стремятся передать на экране авторы фильмй.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!