Организация маркетинга на кинопредприятии 29 страница
Объект рекламы — тот, кому предназначено рекламное сообщение. Это потребитель рекламюгт.е. юридическое или физическое лицо, до сведения которого доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. В отношении управления общественными процессами объект рекламы следует .рассматривать как личность с ее разнообразными потребностя-■ш*, интересами и т.п. При методически правильно организованной рекламе между субъектом и объектом возникает обратная
связь, которая отражает эффективность рекламной деятельности. Фактически объект рекламы — это потенциальный потребитель, в нашем случае — зритель.
Отправной точкой для любого специалиста, начинающего рекламную кампанию, должно быть определение зрительской аудитории, на которую рассчитан создаваемый фильм. Важную роль в точном определении зрительской аудитории может сыграть продюсер, который еще на уровне идеи фильма думает о том, на какой контингент зрителей он будет рассчитан. Продюсер может также определить концепцию подхода к рекламе, рассчитанной на привлечение определенной части зрительской аудитории.
Как только будет определена своя часть зрительской аудитории, необходимо приступать к проведению целенаправленной рекламной кампании. <■
Для продюсера важно соблюдать разумный баланс между жан-рово-тематической направленностью создаваемых фильмов и общественным мнением о них. Весьма притягательными для зрителей являются фильмы, которые не требуют глубоких размышлений и сюжеты которых основаны на низменных страстях. Свидетельство тому — появление огромного количество примитивных картин, рассчитанных на невзыскательные вкусы и получивших меткое название «чернуха». Это самый простой и самый неверный путь в кино. Пытаясь рекламировать такие фильмы, как «фильмы для всех», их создатели забывают, что в прессе могут появиться авторитетные суждения, негативно оценивающие эти ленты. Такое мнение может получить широкую общественную поддержку, и эти фильмы могут навсегда исчезнуть из поля зрения кинопроката. Ведь в условиях конкуренции кинопрокатчики очень чутки к общественному мнению, так как постоянный непосредственный контакт со зрительской аудиторией заставляет их учитывать ее настроения.
|
|
Для выявления определенных сегментов зрительской аудитории продюсеру следует провести ряд маркетинговых исследований, таких как анкетирование, опрос, выяснение культурного уровня в стране (регионе), рейтинг аналогачных картин конкурентов и т.п. Самое сложное в маркетинговых исследованиях зрительской аудитории — прогнозирование смены зрительских интересов и активное участие в этих процессах. Так, Дж. Лукас в 1973 и;; планируя запуск в производство первой серии «Звездных войн», едва смог собрать необходимую сумму, чтобы приступить к съемкам. Дело в том, что никто не верил в успех подобной картины у зрителя начала 70-х годов прошлого века. Однако, выйдя на экраны в 1978 г.,
|
|
фильм не только имел колоссальный успех, но и породил целое направление в современном зрелищном кинематографе.
Каждому продюсеру очень важно найти и понять своего зрителя. В этом ему может помочь модель поведения кинозрителей, в основе которой лежит оценка наиболее существенных факторов.
1. Социально-культурные особенности среды, к-которой принадлежит зритель (субкультура, половозрастные характеристики, семейное положение, социальное положение, профессия, уровень образования).
2. Экономическое положение и уровень его доходов.
3. Маркетинговые мероприятия, сопутствующие продвижению ^кинофильма на рынок: качество кинофильма, цены на билеты, организация проката и кинопоказа, информационно-рекламной деятельности.
4. Психологическое восприятие, мотивация, особенности культурного потребления, пристрастия, личный опыт, мнение знакомых и т.д.
|
|
Все это определяет оценку потенциального кинозрителя предлагаемого кинопроизведения и его намерение посетить кинотеатр.
В принятии решения о просмотре той или иной картины реклама занимает важное место. Хотя есть и ряд других, немаловажных факторов, которые необходимо учитывать. Например, христиане и мусульмане воспринимают одну и ту же картину совершенно по-разному, а то, что допустимо показывать на экране в Северной Америке или Европе, может оказаться неприемлемым в Японии или Китае. Все факторы, влияющие на принятие зрителем решения о просмотре фильма, суммированы в данной схеме.
Важно не забывать и тот факт, что посещаемость кинотеатров зависит не только от цен на билеты, проведенной рекламной кампании или культурной ситуации в стране (регионе). Она зависит от возможностей, предоставленных сферой досуга и от цен на альтернативные развлечения.
Теоретические разработки социологов и опыт работы зарубежных киностудий показывают, что рекламную работу над фильмом необходимо начинать задолго до его выхода на экран. Концепция рекламы любого фильма должна вырабатываться еще на этапе написания литературного сценария (при условии, что имеется пакет: деньги, режиссер, актеры, а еще лучше — и кинооператор, и художник). Средние сроки проведения рекламной кампании по художественным фильмам составляют около двух лет, начиная с момента запуска картины в производство до истечения года с момента начала ее демонстрации.
|
|
В проведении рекламной кампании фильма можно выделить несколько основных этапов.
Первый этап включает время от запуска фильма в производство до начала съемочного периода. Задача этого этапа заключается в создании так называемого социального ожидания, ТЖ заинтересованности потенциальных зрителей в создаваемом фильме.
Второй этап охватывает период проведения киносъемочных работ. В его задачи входит подготовка пакета рекламных материалов к кинорынку и предложение формирования будущей киноаудитории при помощи различных социально-психологических форм воздействия.
Третий этап рекламной кампании проходит в монтажно-то-нировочном периоде. Содержание работ на этом этапе сводится в основном к производству рекламной продукции, рассчи!шйюй на зрительскую аудиторию.
На четвертом этапе, когда ведется подготовка к выпуску фильма в прокат, основными задачами становятся организация массовых рекламных мероприятий, распространение рекламной продукции для представления фильма на кинорынок, тиражирование фильма.
Наконец, на пятом этапе — этапе выпуска фильма на экраны организуются массовые мероприятия, сопровождающие премьеру и демонстрацию фильма, помещаются публикации в прессе, организуются обсуждения, проводится клубная работа, осуществляется реклама показа по театральному принципу, т.е. демонстрация определенного фильма периодически в течение длительного времени (месяц, два месяца, квартал и т.д.), пока у зрителя имеется к нему интерес.
Очень важным моментом является точный подбор штата литераторов. Эти специалисты должны найти такие приемы рекламы фильма и его темы, которые могли бы послужить прологом к дальнейшему освещению его в статьях и рецензиях журналистов-критиков у себя в стране (щ внутреннем кинорынке) и за рубежом. Если же автор текста рекламы недостаточно проникается творческой идеей фильма и не в состоянии найтц адекватную литературную форму для его пропаганды, это может отрицательно сказаться на прокатной судьбе картины.
Работа авторов текста должна быть своевременно организована и завершиться в период производства фильма. Если стержневая линия все еще не найдена в монтажно-тонировочном периоде, необходимо предпринять срочные меры. Продюсер ошибает-
ря, если думает, что в период производства фильма еще рано определять язык и стиль рекламных материалов по кинокартине.
Часто студии выступают против утверждения единственного варианта текстовой рекламы на ранней стадии рекламной кампании. Это связано с опасением сузить зрительскую аудиторию. Руководство студий считает необходимой разработку нескольких различных рекламных концепций, рассчитанных на разные зрительские категории. Многие студии сохраняют в тайне свою рекламную концепцию до того момента, когда становится известной дата реализации фильма.
Другим важным направлением рекламной работы в период ^остановки фильма является проведение фотосъемок. Продюсера здесь могут ожидать сложности, связанные с выбором натуры, состоянием погоды или поиском наиболее подходящего интерьера для проведения рекламных фоторабот. Существует мнение, что успех в создании фоторекламы может обеспечить признанный профессионал в этой области. Например, в США имя известного (.фотохудожника может помочь продюсеру без особых проблем разместить фотоработы в престижных изданиях на лучших местах. ^Поэтому продюсеру не следует пренебрегать Личными связями с фотохудожниками. Продюсеру нужно твердо усвоить, что нельзя экономить на хорошем специалисте-фотографе. С одной сторо-кщ., это означает, что труд фотохудожника должен высоко оплачиваться, с другой г- необходимость создания благоприятных творческих условий, нормального психологического климата, фотохудожник не должен быть ограничен во времени и в проявлении своих художественной манеры и стиля, в понимании своей творческой задачи. Фотохудожник-рекламист должен работать в тес-(Ном контакте с кинорежиссером, быть его единомышленником.
Привлечение фотохудожника к рекламной работе по фильму оформляется договором. Согласно одному из его условий фотохудожник обязан предоставлять продюсеру промежуточные результаты работы или реализации идеи. Это позволяет на различных стадиях производства фильма уточнять и доподнять концепцию будущей рекламы, выявлять талантливых специалистов и в конечном итоге успешно и эффективно провести рекламную кампанию.
Для продюсера наиболее важен этап, когда определяется выбор специализированной сервисной рекламной организации. При ее содействии подбирается художник-специалист по рекламе, подготавливается набор рекламных материалов, определяется, кому целесообразнее поручить реализацию и распространение рекламных мате-
риалов. В США киностудии обычно привлекают к работе сторонние рекламные организации на основе заключения с ними договоров. Делается это заранее, еще до запуска фильма в производство.
Процесс разработки рекламной концепция предусматривает учет различных идей, точек зрения, подходов, имеющихся у студии (заказчика), ведущих творческих работников и сервисной организации. Многие творческие киноработники в США имеют право, оговоренное в контракте, на рекламные консультации.
Итак, после того* как завершена одна из главных фаз подготовительной работы и определена своя зрительская аудитория, можно начать подготовку рекламных материалов. Это'касается всех сфер рекламы и предусматривает использование любых видов рекламных материалов, способствующих расширению зрительской аудитории.
Одним из эффективных рекламных средств может быть организация шоу-премьер фильма. Такие шоу-премьеры возможны в крупных зрительских регионах. Подобные попытки предпринимаются и в нашей стране. В Числе первых следует назвать организацию кинорежиссером Сергеем Соловьевым шФу-премьер своих фильмов «Асса» (1988) и «Белая роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989). Они были созданы на Молодежную тематику и предназначались прежде всего для молодежной аудиторий. Это обстоятельство было учтено и при организации рекламы в необычной для нашей страны форме. Выпуск фшгьма «Асса» на экраны сопровождался организацией шоу-вечеров, на которых выступали популярные звезды пш~ и рок-муз&ки, артисты, искусствоведы, проводились дискотеки, шла распродажа различных сувениров с рекламой фильма (майки, пластиковые сумки и др.).
В настоящее время практика проведения шду-иремьер, презентация фильмов в России получает свое развитие. У всех в памяти шумная премьера фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», которая состоялась в Кремлевском дворце в 1999 г. Акция сопровождалась продажей видеокассет {с записью фильма, сувениров, фейерверками. Премьере предшествовала широкая кампания в СМИ, которая подогревала интерес к киноленте. К этому событию был приурочен выпуск в продажу специально разработанных сорта пива и одеколона под названием «Юнкерский». '
Одной из шумных рекламных акций, связанных с выпуском отечественной картины, стала кампания по фильму «Брат — 2» (режиссер А. Балабанов, 2000 г.). К работе над звуковым решением фильма были привлечены самые «культовые» российские рок-группы. Был записан диск с фонограммой музыки, который разо-
шалея крупным тиражом, дан концерт с участием музыкантов и актеров, проведена массированная рекламная кампания в прессе, на телевидении и радио, организованы кино- и телепремьеры.
Разумеется, далеко не каждый российский продюсер может организовать даже элементарную рекламу своей картины из-за ограниченности средств. Однако в современных условиях успех фильма в прокате напрямую зависит от умелой организации рекламной кампании. Причем эффект от средств, вложенных в рекламу, прямо пропорционален их количеству. Продвижение фильма на рынок по средствам рекламы — это объективная реальность, которая позволяет не только окупить затраты на производство фильмов, но и получить прибыль.
Появившиеся в последние годы кинотеатры нового поколения вызвали повышение зрительского интереса к кинематографу, что мо-jS&£ способствовать преодолению кризиса последних лет. Но без учета зрительского спроса и организации рекламных кампаний невозможно вернуть былую популярность отечественного кинематографа.
По данным социологических исследований, интерес зрителей к отечественным кинолентам достаточно велик и, следовательно, "бДним из условий возврата зрителей в кинотеатры является появление отечественных картин высокого качества. Зрители же должны б&ть информированы о выпускаемых в прокат картинах, а реклама должна стать связующим звеном между производством и потребителями (зрителями). Проблемой является формирование интереса к отечественному кино, определение зрительских предпочтений и создание картин с учетом не только технических достижений, но и запросов конечного потребителя.
В России необходим свой подход к решению проблемы привлечения зрителей в кинотеатры с учетом положительного опыта западных киностудий. Как только деньги, вложенные в производство картин, начнут приносить доход, появится возможность более широкого привлечения частных инвестиций. Из наиболее удачно «раскручещых» отечественных картин можно отметить «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова и «Ширли-мырлц» Владимира Меньшова. Эти картицы вышли в прокат, минуя кинорынок, а организаторами самостоятельного проката были в первом случае режиссер, во втором — продюсер (Владимир Досталь). Это говорит о том, что на студиях должна существовать структуры, занимающиеся организацией и проведением рекламных кампаний.
Эффективная рекламная кампания требует значительных финансовых затрат. Ее финансирование может проводиться либо за счет собственных оборотных средств киностудии, либо за счет привлеченных средств. Источником финансирования может стать инвестор. Для этого создателям фильма необходимо представить инвестору обоснованный лимит затрат. Если проведенные расчеты покажутся инвестору вполне выгодными, то заключается договор и начинается работа над фильмом и, следовательно, подготов1-ка рекламной кампании.
Другим источником финансирования может быть банковский кредит. В этом; случае финансисту необходим постоянный и эффективный контроль за целевым расходованием средств и строгим соблюдением рекламного бюджета. При прокатной гарантии прокатчик гарантирует полностью или частично выгощу по займу в течение двух лет со дня выхода картины. За кредиты выплачивается процент по рыночной ставке.
Популярным источником привлечения средств для рекламных целей является спонсорство. Продюсер привлекает различные коммерческие компании или СМИ к участию в финансировании рекламной кампании. Взамен продюсер обязуется в рекламной продукции ссылаться на спонсоров.
Одним из источников финансирования экранной продукции является Product Placement. Суть его состоит в появлении, использовании или упоминании рекламируемого товара или услуги в кадре в основных сценах фильма. Еще лучше — интегрировать предмет рекламы непосредственно в сюжет. Подобный прием чрезвычайно популярен в американском теле- и кинобизнесе. В советском кино следы Product Placement заметны в рязановской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» и в фильме Леонида Гайдая «Спортлото — 82», где предметом рекламы явились, соответственно, Rat'— «Жигули» и лотерейные билеты. Однако большого распространения этот вид непрямой рекламы в отечественном кино не получил. Одна из последних попыток использования Product Placement в нашем кинематографе — комедия «Особенности национальной рыбалки», где бюджет на треть был компенсщюван производителем водки «Урожай». Водку в фильме разливают достаточно активно. Герои даже проводят рейд на подводной лодке в чужие воды ради нескольких ящиков этого напитка. Однако самым заметным явлением в российском Product Placement стал фильм «Хорошие и плохие» !'(1999). Непрямая реклама здесь присутствует повсюду, в каждой сцене, в каждом кадре: герои постоянно пьют воду
«Святой, источник», бродят по супермаркету «Новоарбатский», слушают радио «Максимум». Иногда она великолепно интегрирована в сюжет, иногда явно наиграна, зато фильм целиком создан на средства рекламодателей, и это своего рода рекорд.
В подобных заказных кинопроизведениях чувствуется профес-сиональньШ подход к подаче товара или бренда. Товар демонстрируют уже не анфас этикеткой, а как бы ненароком, в боковом ракурсе, но его название вполне можно прочесть.
Удачной можно считать рекламу продукта или логотипа фильма-рекламодателя, которая никогда не появляется в проходных или второстепенных сценах фильма. Но следует учесть, что нижний порог длительности пребывания продуктов в кадре определяется особенностями человеческого восприятия и ограничивается 0,5 секунды. Если этого недостаточно для прочтения логотипа или узнавания самого продукта, то сцену повторяют столько раз, сколько нужно для уверенного узнавания марки. Есть также верхний порог длительности Product Placement, определяемый особенностями человеческой психики — не более 3—5 мин., иначе навязчивый образ начинает раздражать. Правда, это не относится к предметам роскоши, особенно автомобилям, яхтам, самолетам. Креативной группе, разрабатывающей сюжет, следует не задействовать продукт в уже написанных эпизодах, а добавлять сцены, построенные на ограниченном появлении или использовании продукта или услуги. Такое размещение товара может быть дифференцировано, например, товары, не требующие активного включения Крюжет (мебель, декоративные т^щш, осветительные приборы). В данном случ^ рекламному менеджеру необходимо более полно структурировать информацию. Сначала целесообразно заказатьцтзк называемое общее размещение в игровых работах: в определенной сцене вместо одного традиционного продукта заявляется цли используется совершенно другой. Точно так же можно демонстрировать в* фильме, конкретную местность, город или курорт, что представляет определенный интерес для туристических фирм,
Для России характерны залповые рекламные кампании, куда Product Placement иногда не вписывается. В США, где правильно оценивают срок жизни кинопродукции, широту ее распространения, этот вид коммуникации обычно востребован-крупными транснациональными корпорациями в расчете, скорее, на глобальный маркетинг, чем на локальный эффект. Как правило, в начале года большинство менеджеров рекламных отделов компании знакомятся с постановочными планами игровых фильмов
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!