Организация маркетинга на кинопредприятии 32 страница



Образы персонажей должны быть исторически достоверны, во многом благодаря именно костюмам и гриму, а также множеству мелких деталей — подробностей, отражающих данную эпоху. В тес­ном контакте с художником-постановщиком работает художник по костюмам, который разрабатывает эскизы всех костюмов. Ко­стюм является важным компонентом изобразительного решения фильма. Страна, эпоха, классовая принадлежность* психологичес­кое состояние актера — все это отражается на «реноме. Задача художника по костюмам — постичь характер действующего лица и обстоятельств, в которых ему предложено действовать, и дать это почувствовать зрителю через облше персонажа.

Художник по гриму тоже изготавливает эскизы, учитывая пор­третные характеристики, возрастные и психологические состояния героев. Процесс проведения видеопроб артистов используется ху­дожником по гриму для внесения в грим необходимых корректи­вов. Искусство грима приобретает приоритетное значение в био­графических, исторических картинах, герои которых известные люди. Часто по сюжету актер должен прожить целую жизнь своего персо­нажа или до неузнаваемости необходимо изменять облик актера.


Каждый персонаж исторического фильма имеет свой эскиз при­чески, бороды и усов. Немаловажное влияние грим и костюм оказы­вают и на степень актерского перевоплощения.

Бурное развитие спецэффектов буквально родило новую про­фессию — гример по спецэффектам: на протяжении фильма этот художник многократно изменяет лица персонажей.

Экономические приоритеты всегда активно вторгались в изоб­разительное решение фильма. Понятно, что для производства луч-щим всегда будет тот художник, который исходя из потребностей сценария и пожеланий режиссера затратит на их выполнение как можно меньше времени и средств.

Если в сценарии велик объем комбинированных съемок, то после составления экспликации и утверждения методов комбинированных съемок художник- комбинатор изготавливает эскизы этих кадров.

Подготовка экспедиций

Разброс объема натурных съемок в фильме может колебаться Ьт одной небольшой сцены до кинокартины, полностью снимае­мой на натуре.

Если натурного метража много, но все эпизоды снимаются в Одном месте, это лучше, чем несколько небольших сцен, но гео­графически разбросанные в разные места, иногда за тысячи кило-Метров друг от друга.

В понятие «подготовка экспедиции» входит комплекс творчес­ких и производственных работ, которые проводятся задолго до выез­да группы щ места натурных съемок. На киностудии необходимо: 1 \ • все кадры режиссерского сценария, предназначенные к съем­ке в экспедиции, разбить на несколько категорий — съемки в солнечную или пасмурную погоду, режимные (ночь, рас­свет, закат и др.);

• сдать все заявки на отправку группы и отобранных сцени-ческо-пЬстановочных средств;

• заказать необходимые денежные средства;

• заказать транспорт для перевозки техники и имущества;

•   провести инструктаж по технике безопасности съемок.
Контролируя подготовку экспедиции, директор картины па­
раллельно организовывает процесс актерских репетиций.

Организация репетиций

Считается, что в кино невозможна последовательная съемка эпи­зодов, поэтому особое место отводится репетиции, в которой актер прочувствует свою роль хотя бы за столом.


Репетиция в производстве фильма, едва ли не самая дешевая часть, а эффект от нее может быть колоссальным. Репетиции на стадии завершения подготовительного периода — это последний шанс режиссера проверить свой замысел, избавиться от ошибок, развить характеры персонажей, убедиться в правильности выбора актера. Потому что замена актера в этом периоде не нанесет такр-го ощутимого ущерба, как в съемочном.

Репетиция в кино необходима, чтобы актеры поняли значение фен и эпизодов, характеристики и взаимоотношения персонажей, получили режиссерские указания. Предварительная репетиция позво­лит сократить время на проведение репетиций в съемочном периоде.

Если творческая репетиция может значительно улучшить! ка­чество фильма, то без технической репетиции лросто нельзя при­ступать к съемкам. Общепринятая технология репетиций выгля­дит примерно следующим образом.

Шаг 1-й — за столом. Собираются все основные актеры. Цель встречи — знакомство и читка сценария по ролям.

Шаг 2-й — овладение образом. Знакомство с режиссерской эксп­ликацией фильма. Цель — проникновение в психологию характеров.

Шаг 3-й — эпизоды фильма. Учитывая, что съемки фильма не всегда ведутся по ходу логического развития действия, эти репети­ции важны для преодоления трудностей работы актера в кино. Не­которые режиссеры репетируют предварительно почти все сцены будущего фильма (так й&зываемый прогон); другие — только наибо­лее сложные сцены.

Шаг 4-# — накануне. Ми репетиции соединяют технические и творческие задачи.

Шаг 5-й —"съемочный день. Установление мизансцены iс точ­ными движениями актерам каждом кадре с участием оператора. Репетиция перед съемкой — завершающая техническая репегация, в которой движения актеров размечают с точностью до сантиметра.

Специфика телесериалов не может выделить время на репети­ции. Еще совсем недавно производительность труда на телесери­алах была!&*~4 мин полезного метража в смену. Сегодня она вы­росла до 15—20* Для телесериала проведение нескольких репети­ций — большая удача и удел только богатых картин.

Постановочный проект фильма

Из-за гениальной фразы «Мой фильм готов, осталось его только снять» французский режиссер Рене Клер стал считаться отцом по­становочного проекта фильма. Но в технологию фильмопроизвод-ства «делать фильм на бумаге» задолго до Клера ввел американский


продюсер и режиссер Томас Инс (1882—1924). Он первым в мире понял важность этого процесса, первым стал требовать от драматур­гов подробный литературный сценарий, поэтому в его фильмах ак­терская (да и режиссерская) импровизация пошла на убыль. Он сам создавал подробные режиссерские раскадровки, тщательно выписы­вал диалога, определял даже выражение лиц актеров в каждой сцене и только после этого давал команду начинать производство.

Метод Ийса пришелся продюсерам по душе, и вскоре на каж-jj(6ft студии появились штатные раскадровщикй. Они стали увязы^-вать сценарный материал с возможностями производства. Целесо­образность зарисовки кадров доказана практикой создания многих фильмов. Раскадровкам принадлежит большая роль в нахождении изобразительного решения каждого кадра и стиля фильма в целом. Характер и количество покадровых зарисовок не регламентирова­ны. Иногда это отдельные Шгяны, а иногда своеобразные эскизы. Вот мнение н#'этот счет ведущего российского продюсера Игоря ЙГолстунова: «Мы поняли, что раскадровки, которые мы требуем от режиссеров, это не блажь и не американские выдумки, а очевидная Необходимость при создании фильма, потому что по раскадровкам мы face можем понять, как режиссер себе мыслит снять свой фильм».

° Постановочный проект, зародившись только как раскадровки режиссерского сцейария, с годами вобрал в себя много других эле-1»!(ентов, и кожно с уверенностью сказать, что значимость его в современном продюсерском кинематографе увеличилась.

Сегодня защита постановочного проекта должна проходить по 13 позициям:

1) режиссерский сценарий?

2) календарно-постановочный план;

3) фотоальбом утвержденных исполнительным продюсером мест йатурных съемок;

 

4) эскизы декораций, костюмов, комбинированных съемок, грима, спецэффектов, реквизита;

5) договоры с актерами, фотоальбом кандидатов на роли, раз­решение театров или других съемйчных групп, актерский график занятости'/ сроки пошива костюмов, репетиций;

6) договоры, подтверждающие финансовое обеспечение проекта;

7) генеральная смета фильма; i

8) съемочные карты, раскадровки, монтажно-технические раз­работки, звуковая экспликация фильма;

9) заключение отдела техники безопасности съемок и раскад­ровки (Крюковых сцен. Если согласиться о, тем, что раскадровки всех кадров желательны, то трюковых сцен обязательны-


10) список сценическо-постановочных средств, которые будут изготавливаться вне киностудии; &Ш) договор страхования;

12) рекламный пакет, смета на рекламу;

13) перечень готовности первоочередных объектов.

В дополнение к раскадровкам по каждому объекту фильма со­ставляются монтажно-технические разработки, в которых должны содержаться сведения о месте и видах съемки, характере декора­ций, полезном метраже, количестве занятых актеров, участников эпизодов и массовых сцен, а также представляется перечень необ­ходимых для съемки костюмов, мебели, предметов реквизита и технических средств.

Монтажно-технические разработки изготовляются сразу же после написания режиссерского сценария и служат основой прак­тической подготовки к съемкам, определяя объем и сроки конк­ретных работ. Они помогают составить календарно-постановоч-ный план и генеральную смету фильма.

Съемочные карты разрабатываются совместно режиссером* и художником и дополняются операторской экспликацией, в кото­рой определены цветовое, светотональное и композиционное ре­шения фидьма. В них указываются мизансцены, схемы расстанов­ки света, применяемая операторская техника, планировка декора­ций или топографический план натурного объекта с обозначени­ем по общим и средним планам точек съемки, фокусного рассто­яния объектива и угла зрения.

Предварительное определение задач и методов съемки облег­чает творческую работу оператора в съемочном периоде, дозволя­ет заранее выявить производственные условия и необходимые тех­нические средства и, кроме того, укрепляет отношения между ос­новными творческими работниками.

В съемочном периоде отношения между режиссером и опера­тором играют решающую роль. Любой режиссер любит работать с оператором, которого он хорошо знает. Такому оператору можно предоставить творческую свободу. Если же они встретились на съемках картины впервые, то режиссер проверяет композицию каждого кадра через видоискатель.

Несмотря на бытующий негативный взгляд на подробные опи­сания, существует много примеров, когда постановочный проект предусматривал почти все. Его создатели работали с точностью инженеров, и это урок для тех, кто полагает, что беспорядок, на­зываемый вдохновением, является неотъемлемым элементом в процессе производства фильма. Например, к началу съемок почти


на всех фильмах у А. Хичкока были готовы 1200 рисунков, кото­рые он очень точно, переносил на экран.

Доказано, что любой, не завершенный в подготовительном пе­риоде элемент постановочного проекта, обязательно приведет или к дополнительным расходам, или к потере художественного качества.

Подсчет генеральной сметы проекта

После готовносщ литературного сценария можно приблизи­тельно подсчитать так называемый лцмит затрат. В результате ча­сто получается огромная сумма, и, дабы не отпугнуть инвестора, продюсер и режиссер ее преднамеренно занижают. Логика их рас­суждений проста: пригласим популярных артистов, инвестор уже потратит какие-то деньги, влезет психологически в проект, а пос­ле точного подсчета сметы добавит — никуда не денется. В реаль­ности же происходит следующее: за подготовительный период финансовое состояние инвестора может ухудшиться, он остынет к проекту или у него возникнет что-то новое, более интересное и добавить денег он не захочет.

Основой для работы над сметой являются четыре элемента: режиссерский сценарий, календарно-постановочный план, мон­тажно-технические разработки и места натурных съемок. Но что­бы посчитать генеральную смету, необходимо много исходных данных, часть из которых появится только в конце подготови­тельного периода, например утвержденные исполнители всех ро­лей, сумма аренды интерьеров и т.д.

Сегодня режиссеры и продюсеры, потратив колоссальную энер­гию и не найдя дополнительных денег, пробуют изменить поста­новочное решение. Существуют пять вариантов изменений.

1. Сократить сроки производства.

2. Упростить сценарий. Драматургически этот процесс полу­чается иногда более сложным, чем написать новый. Этот способ режиссеры не приветствуют.

3. Уменьшить потребность в декорациях, костюмах, реквизите и тд.

4. Не брать предельно дорогих актеров.

5. Платить всем минимальную зарплату в производстве, шире используя процент от проката.

15.3. Съемочный период

Съемочный период, или фиксация задуманного на любой но­ситель изображения, является самым трудоемким и дорогостоя­щим периодом производства фильма..


Идеальный съемочный период должен быть оптимальным по сро­кам, без простоев, без технического и творческого брака, без замен кого-либо из исполнительского или основного состава, без финансо­вого перерасхода и с хорошим качеством снятого материала.

Это достигается прежде всего тщательной подготовкой, кото­рая предполагает строгое выполнение требований технологии ки­нопроизводства.

В период съемок режиссер и актеры проводят на съемочной площадке от 10 до 12 ч. Дирекции всегда следует помнить о том, что режиссер несет на себе огромную физическую и моральную нагрузку, и поэтому необходимо удовлетворять его просьбы, а по­рой и капризы.

На непосвященный взгляд кажется, что вхождение актера в об­раз начинается на съемочной площадке, но начинается этот процесс гораздо раньше — в гримерной и костюмерной. Никогда не следует забывать, что все актеры, участвующие в конкретной сцене, должны гримироваться одновременно, потому что ожидание хоть одного из них всегда портит грим и прическу у других, вызывая необходи­мость их поправок, что опять-таки задерживает начало съемки.

Гримеры и парикмахеры должны уметь проявлять свой автори­тет, чтобы не терять время на капризы и бесполезные требования актеров, удовлетворяя их желания выглядеть лучше, чем по сценарию.

По окончании работы прямо на съемочной площадке проходит планерка, на которой до мелочей обговариваются план съемок зав­трашнего дня. Администратор заполняет так называемый вызыв­ной лист. В вызывном листе персонально указывается кто, в какое время и где начинает свой рабочий день. В нем отмечают не только часы приезда актеров на базу (или киностудию), но и время их готовности к съемке, что мобилизует гримеров, костюмеров и ре­жиссерскую команду. Актеры должны являться на съемочную пло­щадку в порядке их появления в кадре, за это персонально отвечает второй режиссер. Он должен точно рассчитывать время, необходи­мое для одевания и гримирования каждого актера.

Особое внимание дирекцией съемочной группы должно быть уделено транспорту. Начало каждого рабочего дня складывается из целой цепи обстоятельств, которые зависят друг от друга, и неполадки в одном звене цепи всегда приводят к срывам. Когда один из грузовиков, перевозящий мебель, реквизит, художников и звуковиков, народных артистов и участников массовки, опазды­вает, дирекция съемочной группы в эти минуты особенно остро ощущает, с какой ответственностью необходимо подбирать води-


тельский состав. Опытный водитель является не только хорошим механиком и умеет осуществлять мелкий ремонт машины, но и обладает высоким чувством ответственности и инициативы.

Натура экспедиционная

Продюсер, читая сценарий, рассматривает его с производствен­ной точки зрения. Наиболее тщательному анализу подвергаются на­турные съемки и их география. Возникает множество вопросов: мест­ная или экспедиционная натура? Количество необходимых экспеди­ций? Нужно ли строительство декораций? Каков объем декорировки и достройки, или группа будет использовать то, что природа щедро сама приготовила для съемок? Хотя чаще всего натура трансформи­руется художником, а сложность и стоимость зависят от масштабов этой трансформации. Именно эти показатели прежде всего влияют на себестоимость фильма и его постановочную сложность.

Экспедиционная натура — самый сложный по организации вид съемок. Если натура утверждена, то директор картины, преж­де чем покинуть те места, где выбрана натура, наносит два визита: руководителю местной администрации (желательно вместе с ре­жиссером) и в местное метеобюро, в котором берет прогноз пого­ды на то время, когда планируется съемка.

Готовят экспедицию заместитель директора картины и ассис­тент режиссера. Если картина в основном натурная, то подготов­кой экспедиций могут заниматься три-четыре замдиректора и три-четыре ассистента режиссера.

Перечислим самые распространенные проблемы подготовки киноэкспедиции, но не будем забывать о специфике каждого филь­ма. Если директор картины еще на выборе натуры установил хо­роший контакт с местными властями, то его заместитель, разви­вая эти контакты, сможет решить ряд необходимых задач.

• Получить разрешение на съемки в государственном, муни­ципальном или частном секторе.

• Решить проблему проживания съемочной группы в гос­тинице, доме отдыха или на частном секторе.

• Арендовать помещение (обычно Дом культуры, в летнее вре­мя — школу) под базу съемочной группы. База это прежде всего костюмерные — женская и мужская для персонажей и женская и мужская для массовки. Оборудовать гримерную комнату зеркала­ми и светильниками. Не забыть о помещении для реквизита и темной комнаты для фотографа. Также необходимы склады для хранения операторской и светотехнической аппаратуры. Особые


требования предъявляются к помещению для хранения оружия — решетки на окнах, железные двери. Но лучше договориться с ми­лицией или местной воинской частью, где для такого хранения есть все условия.

• Нанять круглосуточную охрану базы.

• Организовать питание. В производственном отношении группа выигрывает, если доставлять питания прямо на съемоч­ную площадку. Но это не всегда возможно. Придется найти в пределах разумной досягаемости ресторан или столовую. Если этого нет, то необходимо, чтобы на площадке работал хотя бы выездной буфет. Горячий кофе или чай всегда ценны, особенно когда работа происходит в холодную погоду или ночью, а все кафе уже закрыты или находятся далеко от места съемки. Не­большой расход при этом вполне окупается повышенным каче­ством работы, которая идет лучше после горячего напитка и чув­ства, что о тебе проявляют заботу.

• Обеспечить обслуживание группы местном транспортом. Заместитель директора должен договориться с автобазой для об­служивания съемочного процесса. В этот же комплекс вопросов входит ремонт и стоянка студийного транспорта.

• Открыть счет в местном отделении банка для выплаты за­работной платы работникам группы и обслуживающему персона­лу. В экспедиции съемочная группа становится как бы маленькой самостоятельной киностудией. Есть фирменные бланки, своя пе­чать и открыт счет на предъявителя в местном отделении бвэдк Многим местным организациям за оказанные услуги необходимо будет перечислять различные суммы с этого счета.

Не обойтись и без помощи работников Министерства внут­ренних дед. Милиция будет помогать при проведении съемок в населенцых пунктах. Инспекторы ГАИ окажут содействие в про­ведении всевозможных съемок на улицах. Пожарные легко орга­низуют тропический ливень несмотря на засушливое лето.

На всех опасных съемках, связанвдх с трюками, хищными животаьщр» пожарами и большими массовками, необходимо де­журство врача.

Очень сложная задача — подобрать массовку — ложится не только на плечи ассистентов режиссера, но и заместителя директора кар­тины. Большие массы людей всегда трудно организовать для съем­ки; трудность усугубляется еще и тем, что это особый отбор типа­жей. Массовка всегда несет на себе и драматургическую задачу.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!