Организация маркетинга на кинопредприятии 20 страница
1 СК Новости. 1999. J*' 7. С. 3.
СК Новости. 2000. № 40.
и телевидением, видео- и Интернет-средствами, с другой. Это смещение зрительских предпочтений в конечном счете проявилось в падении интереса к кинотеатральному просмотру за счет увеличения интереса к «домашнему кинотеатру». Так, в 1991 г. посещаемость кинотеатров в СССР составляла 14,2 на одного жителя страны и занимала первое место среди других стран мира (в Индии *—11, в США — 10,5, в европейских странах — 3,3—6,2). К 1996 г. при неизменном и даже повышающемся показателе посещаемости кинотеатров в других странах в России он сократился в 29 раз и составил 0,3. Это обусловлено, с одной стороны, падением уровня жизни, а с другой стороны, что является более существенным, широким проникновением иностранной кинопродукции, внедрением других аудиовизуальных средств (видео- и телепросмотра, а в последнее время Интернета). В результате этого показатель посещаемости кинотеатров предстает еще более значительным по российским фильмам: на один сеанс российских кинофильмов пришлось 9 зарубежных. Это привело к снижению популярности среди населения российской кинопродукции примерно в 100 раз. Производство российской кинопродукции сократилось со 178 в 1992 г. до 51 в 1995 г. Из 178 полнометражных художественных фильмов, демонстрировавшихся на экранах страны в 1997 г. только 45 фильмов (28,5%) составляли фильмы российских производителей. Основная же масса демонстрировавшиеся в этом году (51,2%) фильмов была американского производства1. Доходы кинотеатров, составившие 49 млн руб., формируются в основном за счет американского кино — 46 млн руб., в Москве зарубежные фильмы дают 97% доходов2. Это привело к тяжелому финансовому кризису отечественной кинематографии, превратив ее из прибыльной в убыточную отрасль народного хозяйства, требующую все больших объемов бюджетных средств. Так, если в 1992 г. при государственной финансовой поддержке было осуществлено 10,7% всех кинопроектов, то в 1997 г. по полнометражным художественным фильмам (при сократившемся их количестве в 3 раза) этот показатель составил 58%, производство неигровьгх фильмов при государственной поддержке за тот же год составило 56,6%: Естественно, что и система проката и кинопоказа также стала нуждаться в государственных ресурсах. В настоящее время лишь около десяти столичных кинотеатров и кинотеатров в некоторых крупных го-
|
|
1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. С. 320.
2 Закон о кино, или кино и закон // СК Новости. 2000. № 47.
родах работают прибыльно (Художественный, Ударник, Пушкинский, Зарядье). Таким образом вторым важным направлением бюджетного финансирования является государственная поддержка производства национальных фильмов.
|
|
В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке кинематографии» «фильм является национальным фильмом, если:
• продюсер фильма — гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации;
• авторы фильма — граждане Российской Федерации;
• в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры — исполнители главных: ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;
• фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации;
• не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
• иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма».
Для получения бюджетных средств под социальный заказ на национальный фильм требуются некоторые сведения, определенные конкурсными комиссиями Министерства культуры Российской Федерации. Эти сведения в соответствии с Положением о национальном фильме от 27 января 1999 г., утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по кинематографии, должны содержать:
|
|
1) сопроводительное письмо и заявление установленной формы;
2) копии учредительных документов и свидетельства о регистрации для продюсеров — юридических лиц или копии свидетельства о регистрации физического лица в качестве предпринимателя для продюсеров — физических лиц;
3) сведения о предшествующей профессиональной деятельности продюсера;
4) копии паспортов авторов фильма, удостоверяющие граж
данство;
5) сценарий игрового, мультипликационного фильма, синопсис полнометражного неигрового фильма, заявку короткометражного неигрового фильма;
6) описание кинопроекта, содержащее краткую аннотацию, сведения об авторах фильма, жанре фильма, объеме фильма, цвете, типе звукозаписи, о постановочных особенностях фильма, о съемках эпизодов фильма за рубежом, о наличии сцен, требующих участия вооруженных сил и военной техники, а также режиссерскую экспликацию для игровых и анимационных фильмов;
|
|
7) изобразительные материалы для мультипликационного фильма;
8) календарно-постановочный план, подписанный продюсером и режиссером-постановщиком (режиссером фильма);
9) подробный лимит затрат на производство фильма;
10) документы, подтверждающие финансирование прсдазвод-ства фильма из внебюджетных источников, если они имеются;
11) Копии договоров и соглашений с инвесторами об их участии в финансировании производства фильма с указанием суммы, сроков и условий их вложений в производство фильмов;
12) авторские договоры на создание фильма, предусматривающие возможность передачи прав на фильм третьим лицам.
Продюсер должен письменно подтвердить, что ознакомился с положениями Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» № 126-ФЗ, а также с Положением «О государственной финансовой поддержке производства, проката и показа национального фильма и кинолетописи». Продюсеру необходимо заявить, что он обязуется соблюдать правила, содержащиеся в этих законодательных актах и несет ответственность за производство кинофильма, который должен отвечать условиям национального фильма.
Согласно действующему законодательству о кинематографии, прямая поддержка производства национального кинофильма может составлять не более 70% его бюджета. Общий объем ассигнований из федерального бюджета на кинематографию в 2000 г. составил 416 159 тыс. руб.; из них на финансирование художественных фильмов пошло 60,0%, на кинолетописи -- 23,3%, на кинопериодику — 6,3%, на анимационные фильмы — 10,2%'.
Кинопроизводство, в том числе аудиовизуальное с государственной поддержкой, характеризовалось в 2000—2001 гг. следующими величинами (табл. 10.4).
1 Рассчитано по: Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии. 2001. № 2. С. 85—100.
Таблица 10.4. Кинопроизводство в 2000—2001 гг.1
Показатель | Выпуск на 1 февраля 2001 г. | на 1 | Выпуск января 2000 г. | |||
Всего | С господдержкой | За счет внебюджетных средств | Всего | С господдержкой | За счегп внебюд-'жерпных средств | |
Игровое | 55 | 34 | 21 | 28 | 18 | 10 |
Неигровое | 47 | 42 | 5 | 33 | 27 | 6 |
Анимационное | И | 10 | 1 | 5 | 5 | __ |
Видеофильмы | 481 | 45 | 436 | 422 | 29 | 393 |
Итого вы- | ||||||
пуск кино-видеофильмов | 594 | 131 | 463 | 488 | 79 | 409 |
В том числе | ||||||
короткометражных | 219 | 85 | 134 | 196 | 53 | 143 |
Данные таблицы свидетельствуют, во-первых, о росте производства объемов кинопродукции России в целом, в том числе по всем видам фильмопродукции, во-вторых, увеличились объемы господдержки всех видов фильмопродукции, в-третьих, наиболее независимо от государственной поддержки производство видеофильмов, хотя доля этой продукций, произведенной при финансовой поддержке, увеличилась с 6,9 до 9,3%, и неигровых с 81,8 до 89,3%. Несколько уменьшилась доля игровых (с 64 до 61%) и анимационных (со 100 до 90,1%) фильмов, производимых при государственной финансовой поддержке. В целом доля киновидеофильмов, снимаемых с государственной поддержкой, увеличилась в 2000—2001 гг. с 17 до 21,8%, а короткометражных фильмов с 27 до 88,8%. 16 художественных фильмов в 2001 г. получили государственную финансовую поддержку в прокате и показе.
Федеральный бюджет 2002 г. предусматривает прямое государственное финансирование кинематографии до 1400 млн руб. рри отмене налоговых и иных льгот.
1 Рассчитано по: Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии. 2001. № 2. С. 74.
Финансирование национальных и других фильмов осуществляется в настоящее время на безвозмездной, невозвратной основе, типовой договор предусматривает, что «суммы государственного финансирования производства фильма... не учитываются в затратах, подлежащих возмещению при определении размера прибыли, полученной продюсером от использования исключительных прав на использование фильма». В экономической литературе, в среде кинематографистов такой порядок государственного финансирования производства фильма подвергается критике, так как он часто ведет к неэффективному использованию денежных средств. В целях повышения ответственности за качество кинопродукции со стороны продюсера, повышения ее рыночной привлекательности предлагается внедрить возвратный механизм.
Оказание государственной поддержки кинематографии в той или иной мере характерно для многих стран мира, за исключением кинематографии США, где кинопромышленность представляет полноправную отрасль бизнеса, работает на принципах коммерческой самоокупаемости.
Практика поддержки национальной киноиндустрии европейских стран направлена на поощрение производства и проката национальных фильмов, причем в первую очередь такая поддержка оказывается фильмам, имеющим высокое социально-культурное значение и высокое эстетическое качество, а также с целью поддержки молодых кинематографистов. Поддержка оказывается также продюсерам и режиссерам, чьи фамилии имеют успех в прокате. Западная Европа наряду с общей экономической и политической интеграцией создает единый аудиовизуальный рынок, объединяющий 320 млн зрителей с целью защиты и усиления конкурентоспособности европейских предприятий аудиовизуальной сферы посредством поддержки совместного производства и проката аудиовизуальной продукции из специально создаваемых целевых фондов. Аналогичные фонды созданы Скандинавскими странами. Кроме того, правительства отдельных стран применяют механизмы государственной поддержки кинематографии путем прямых субсидий при условии возврата средств и доходов от проката, обязательных отчислений из доходов телевидения в кинопроизводство, предоставления гарантированных кредитов, а также введения системы налоговых льгот для частных инвесторов и телевизионных компаний. Поддержка проката осуществляется по отношению к демонстрации национальных фильмов, показ которых связан с определенным финансовым риском, или к показу кинофильмов в
малонаселенных районах страны, а также по отношению к экспортируемым фильмам. Кроме государственной получила распространение региональная поддержка в продвижении, лрокате и показе кинофильмов и другой аудиовизуальной продукции. Российская практика поддержки кинематографии включает:
• селективную поддержку производства и проката с учетом дифференцированного зрительского спроса;
• премиальную поддержку, выделенную продюсеру или режиссеру на создание фильма, если предыдущая работа получила награду на отечественных и международных кинофестивалях либо собрала максимальное количество зрителей;
• государственную поддержку молодых режиссеров;
• поддержку производства и проката фильмов для детей;
• возвратные государственные поддержки;
• стартовую поддержку для финансирования подготовительного периода создания фильма.
Помимо указанных направлений прямое бюджетное финансирование осуществляется на проведение различного рода фестивалей и конкурсов, составляющих около 20% средств, направляемых на кинопроизводство, или 60% — на прокат, проведение памятных дат национального или регионального значения, а также финансирование отдельных организаций кинематографии, связанных с подготовкой кадров, содержанием организаций по архивированию и хранению киноматериалов, осуществлением капитальных вложений в ремонт и строительство новых объектов кинематографии.
Так, в киноотрасли России в 2000 г. были 6 учебных заведений федерального ведения, в которых было занято 1310 чел. с фондом заработной платы около 40 млн руб.1 Другие организации также получают средства из госбюджета. Так, казенное предприятие «Гос-фильмофонд России» в 2000 г. финансировался за счет средств федерального бюджета на сумму 57 686 тыс. руб.2
Существует также региональная поддержка производства кинопродукции, а также ряда организаций проката и показа. Как уже отмечалось, это явление получило распространение в форме встречного финансирования центров российской кинематографии (ЦРК) как из федерального, так и регионального бюджетов. В частности, уже сформированы 24 ЦРК, заключены соглашения о со-
1 Рассчитано по стат. сборнику Министерства культуры РФ «Численность работ
ников и заработная плата в учреждениях и организациях Министерства культуры
Российской Федерации в цифрах за 2000 г.» (М., 2001).
2 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 106.
здании ЦРК в 59 субъектах Федерации. Из федерального бюджета на поддержку проката и пополнению фильмофонда, создание и развитие ЦРК в 1999 г. были выделены 13 045 тыс. руб. в качестве финансовой поддержки 55 ЦРК и 40 кинопрокатным организациям.
Целевая программа г. Москвы на создание отечественных телефильмов, финансируемая за счет средств предприятий и организаций на прибыль в части, зачисляемой в бюджет г. Москвы, составила в 2001 г. 478 млн руб.1
Косвенное финансирование кинематографии
Среди многообразных способов и направлений косвенного финансирования кинематографии следующие.
• Налоговые льготы организациям культуры, которые могут выступать в виде полной или частичной отмены выплат по отдельным налогам федерального и регионального уровня. К таким налогам в России относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог и ряд местных налогов (по решению органов местного самоуправления). В некоторых странах практикуется частичная или полная отмена личных подоходных налогов для отдельных категорий творческих работников.
• Таможенные льготы.
• Льготы по оплате коммунальных услуг и арендной платы, предоставляемые как организациям, так и отдельным деятелям культуры.
• Предоставление льготных кредитов или кредитов под гарантии государства.
• Налоговые стимулы для частных пожертвований, спонсоров и меценатов, которые выражаются обычно в уменьшении налогооблагаемой базы по прибыли на величину пожертвований на развитие культуры и искусства. В России налогооблагаемая прибыль уменьшается для предприятий до 5%, а для банков — до 3%.
Российская кинематография пользовалась аналогичными льготами до конца 2001 г., что сопровождалось многочисленными нарушениями законодательства и носило криминальный характер. Н.С. Михалков так оценивает легитимность этих финансовых потоков: «Сегодня начинаются новые времена для фильмопроизвод-ства. Кончаются льготы. Но вы сами знаете, что это за льготы... льготы работали на чистом откате: даются 10 миллионов, 8 воз-
1 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 106,
вращаются, на 2 миллиона снимаешь то, что полагалось снимать ga 10. Это, так сказать, абсолютная фальсификация...»1.
Помимо государственного финансирования источниками доходов киноорганизаций являются собственные доходы, которые образуются за счет сборов от киносеансов, коммерческих услуг населению, аренды помещений и оборудования и другие виды коммерческой деятельности, разрешенные законодательством.
Среди основных видов деятельности организаций кинематогра-ЩШ, позволяющих получать дополнительный доход, наиболее распространенными являются: торгово-посредническая деятельность, оказание досуговых услуг, видеопрокат, аудио- и видеозапись, видеобары, рестораны, казино, дискотеки, развлекательные программы, ночные клубы, аттракционы и игровые автоматы; платное обучение, психологические службы; рекреационные спортивно-оздоровительные, туристические и бытовые услуги; прокат предметов культурно-бытового назначения, фотостудии, обслуживание семей-шлх праздников, художественно-оформительские работы и производство товаров (сувениры, мебель, напитки, костюмы, реквизит, изделия народных промыслов, печатно-полиграфическая продукция), а также сдача помещений и оборудования в аренду.
Для некоторых фильмопроизводящих предприятий в последние годы существенным источником собственных доходов становится ком-.^рческая эксплуатация коллекции фильмов, созданных в предыдущие годы, и оказание услуг частным и фильмопроизводящим компаниям, а также телевидению. Так, для Мосфильма источники собственных доходов за последний год сформировались на 40% за счет $воллекций фильмов и на 60% за счет оказания услуг фильмо- и (телепроизводящим организациям. Однако у других киностудий это соотношение характеризуется небольшой долей от киноуслуг. Небольшим является и доход от собственного кинопроизводства Так, на Лен-фильме 2—3 фильма за последние годы были самоокупаемыми2.
Финансирование фильмопроизводства за счет коммерческих структур получает заметное, хотя и крайне недостаточное значение. Об этом можно судить по объему кинопродукции, произведенной без государственной финансовой поддержки. Особенно значителен этот объем в производстве видеофильмов (свыше 90%). Истинный же оборот видеопродукции гораздо выше, так как, по оценке некоторых специалистов, он на 98% является теневым, а неучитываемые
1 Стенограмма V съезда Союза кинематографистов Российской Федерации // СК
Новости. 2001. № 30-31. С. 4.
2 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С.'23—25.
доходы от него составляют свыше 3 млрд долл. в год1. При соответствующих условиях видеосфера может стать серьезным источником финансирования киновидеопродукции, за что постоянно ратуют деятели аудиовизуальной сферы. Однако легализация доходов от видеосферы требует серьезной не столько правовой и силовой поддержки, сколько серьезных организационных преобразований, к осуществлению которых в стране нет не только готовых управленческих решений, но и даже общих теоретических представлений.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!