Организация маркетинга на кинопредприятии 14 страница
Так, в 1990-е годы существовало около 900 театров-студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъе-динениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и
работавшие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования превратились в юридически самостоятельные частные или государственные организации.
Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и прежде всего в аудиовизуальной сфере. В конце 1980-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями были созданы 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, были созданы 130 киновидеообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.
В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката. Количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и других подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досу-говых центров с использованием видеопроката. Наряду с легально работающими организациями видеопроката возникает обширная нелегальная сеть по тиражированию, прокату и продаже контрабандной видеопродукции. В 1986 г. было создано Всесоюзное производственно-творческое объединение «Видеофильм» и возникла государственная сеть, состоявшая из 2500 видеотек и видеозалов.
|
|
В результате происходящих в кинематографии процессов в 1996 г. организационная структура аудиовизуальной сферы состояла из 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Независимые студии, *зак правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.
В 1995 г. в стране функционировали 328 организаций, занимающихся дистрибуцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.
|
|
В 1997 г. из 57 снятых полнометражных художественных фильмов 33 были произведены при государственной поддержке, а ос-
122 III. Организационно-экономические основы развития аудиовизуальной сферы
тальные — независимыми киностудиями; из 113 неигровых фильмов при государственной поддержке сняты 64 фильма1. В 2001 г. организационная структура кинематографии включала 78 государственных предприятий, в том числе 36 филъмопроизводящих кино-и киновидеостудий, Российскую государственную компанию «Русское видео», 4 кинокопировальные фабрики, один фильмокомби-нат, 6 заводов, связанных с производством и ремонтом кинооборудования, 6 научно-исследовательских и проектных институтов, 9 журналов, предприятие Союзкиносервис, Всероссийскую хозрасчетную компанию «Совэкспортфильм*у Межрегиональный центр «Союзкинорьшок», центральную сценарную студию, генеральную дирекцию международных кинофестивалей «Интерфеет», экспортную фильмобазу, а также распорядительную дирекцию, Управление зданиями Госкино России, государственное предприятие «Универсал кино»2. 36 организаций имели правовой статус государственного унитарного предприятия, 6 — федерального государственного унитарного предприятия и 36 — государственного предприятия.
|
|
В кинопрокате изменения собственности происходили за счет новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке. В 1996 г. система кинопроката включала 6 государственных (федерального уровня) кинопрокатных организаций и 115 частных киновидеопредпринимательских предприятий. В 1999 г. региональный уровень был представлен 90 региональными киновидеопро-катными организациями и 191 межрайонным отделением кинопроката. Кинопоказ осуществлялся в основном в государственных (муниципальных) кинотеатрах, которых в стране насчитывалось 1900, а также в 3304 видеозалах и видеосалонах в некоторых крупных городах страны3.
В настоящее время наблюдается также тенденция сотрудничества федеральных и региональных органов в реализации культурных программ и проектов. Так, кинообслуживание населения осуществляется путем создания центров российской кинематографии (ЦРК). В частности, уже сформированы 24 ЦРК, заключены соглашения о создании ЦРК в 59 субъектах Федерации. В 1999 г. из федерального бюджета было выделено 13 045 тыс. руб. в качестве
|
|
1 Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М, 1998. С. 320.
2 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 55—57.
3 Россия в цифрах. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2000. С. 232.
финансовой поддержки на формирование и пополнение 55 ЦРК и 40 кинопрокатным организациям. В этом году господдержка проката и продвижения фильмов, их тиражирования и рекламы была оказана 34 отечественным игровым фильмам1.
Все большую поддержку получает идея развития государственных Организаций по прокату и показу фильмов. В проекте концепции формирования и развития кинопроката и кинопоказа2 отмечается, что передача кинотеатров из единого управления в му-«иципальную собственность привела к сокращению киносети на 37%, а доля отечественных фильмов составила не более 10% общего их количества. Отмечается также низкая экономическая эффективность муниципальных кинотеатров. Так, валовой доход 1500 кинотеатров составил 30 млн долл., в то время как несколько десятков крупнейших кинотеатров получили валовой доход 40 млн долл. в год. Необходимость воссоздания на новой организационно-экономической основе государственной сети киновидеопроката и киновидеопоказа в представленном проекте обусловливается низкими объемами деятельности существующей сети и невозможностью ее самофинансирования.
В киноотрасли существует также ряд государственных учреждений, занимающихся подготовкой кадров, имеются негосударственные образовательные структуры. Существует несколько некоммерческих организаций и фондов. Однако большая часть организаций является внебюджетными и либо существует в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, либо является частными организациями. _л
В российской системе телерадиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 г. в стране были выданы 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди государственных компаний более 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% общего количества зарегистрированных вещателей.
Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной),
1 Российская кинематография. 1999 г. М., 2000. С. 9—10.
2 СК Новости. 2000. № 38 (74).
а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность и охватывающих около 9,5 млн семей.
Развитие организационных структур в аудиовизуальной сфере зависит1 от соотношения внешних и внутренних факторов, внешней и внутренней среды, в которой осуществляет свою творческую и хозяйственную деятельность организация.
Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.
1. Факторы внешней среды:
1.1. Уровень доходов населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.
1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.
1.3. Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).
1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе:
1.4.1. Бюджетные средства, средства от учредителей, доходы от основной деятельности, спонсорские поступления, налоговые, таможенные, арендные и прочие льготы.
1.4.2. Бюджетозамещающие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, казино, продажи аудиовидуального оборудования и материалов и т.д.).
1.4.3. Возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот.
1.4.4. Встречные дотации: взаимодействие бюджетов разных уровней.
1.5. Глобализация и ее последствия:
1.5.1.Степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов, технологий.
1.5.2.Степень интегрированности в муждународный культурный рынок, экспортные возможности.
1.5.3.Государственная защита отечественного производителя.
2. Факторы внутренней среды:
2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.
2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских, творческих и технических кадров.
2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.
2.4. Организационный уровень.
2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.
2.6. Эффективность использования современных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.
2.7. Эффективность использования ресурсов.
2.8. Эффективность материального стимулирования персонала.
2.9. Использование кредитных ресурсов.
Рыночные формы координации культурных процессов, распределения ресурсов влияют на уровень организационных мероприятий и их объем, формы хозяйственной деятельности, стимулы работы организации, обусловливают необходимую экономичность использования ресурсов, возможность достижения определенного экономического результата, соизмеримого с затратами, что определяется внешней средой (цены, спрос и т.д.). Если эти условия не удастся выполнить, то деятельность организации невозможна, теряет смысл. Внутренняя среда в этом случае противоречит условиям внешней, как правило, более сильной по отношению к внутренней среде. В этом случае организация ищет другие средства внешней среды, позволяющие ей развиваться, либо Прекращает свою деятельность.
Хозяйственная деятельность организаций аудиовизуальной сферы не может регулироваться исключительно рыночными механизмами. Нерыночные методы выделения ресурсов, утилизации результатов деятельности этой сферы ведут к необходимости обращения к другим, не преследующим чисто рыночные цели или преследующим их опосредованно.
Но нерыночные методы регулирования экономических отношений требуют реализации в другом типе хозяйственной деятельности, ограничивающем конкурентные отношения, ведущем к монополизации культурной деятельности и стремящемся оказать влияние на содержательную составляющую культурного процесса.
Характер творческих процессов аудиовизуальной сферы в силу внутренней логики развития обусловливает стремление преодолеть реальные отношения внешней среды, выйти за их рамки, что порождает поиск особых условий хозяйствования и организаци-
226 III. Организационно-экономические основы развития аудиовизуальной сферы
онно-экономических и правовых форм деятельности. При этом организации культуры в сферу своих корпоративных интересов могут не включать конечного потребителя результатов своего труда. Однако они вынуждены считаться с интересами непосредственных заказчиков, финансирующих их деятельность (государственных, политических, коммерческих и других органов). В этом случае интересы непосредственного потребителя, населения могут оказаться ущемленными.
Противоречия между внутренней и внешней средой находят выход в создании новых нестандартных организационно-экономических образований, объединений, холдингов и т.д. Поиск таких организационно-экономических форм и типов продолжается.
8.2. Формирование механизма хозяйствования в аудиовизуальной сфере
Некоммерческие государственные учреждения аудиовизуальной сферы
Современная система хозяйствования государственных учреждений культуры и искусства сложилась в результате серии экономических экспериментов, проводившихся в 1970—1980-е годы, последующей коммерциализации их хозяйственной деятельности. В основу изменений хозяйственного механизма в последние десятилетия заложены такие принципы, как демократизация и децентрализация управления, дифференциация моделей хозяйствования, невмешательство государственных органов в управление творческими процессами, коммерциализация хозяйственной деятельности, переход от дотации к финансированию социальных заказов, упрощение обязательной отчетности. Внедрение этих принципов привело к модификации всех основных составляющих хозяйственного механизма: планирования работы, финансового механизма, источников и способов получения доходов, материального стимулирования работников, формирования цен и тарифов на услуги, материально-технического обеспечения, сбыта и реализации товаров и услуг.
Основным рычагом государственного управления сферой культуры осталось централизованное определение объемов финансирования и его распределение по основным направлениям: развитие сети учреждений культуры на основе нормативов обеспеченности населения, осуществление капитальных вложений, подготовка кадров, проведение научных исследований и разработки, реализация федеральных и региональных программ развития культуры.
Планирование на уровне отдельного учреждения ранее заключалось в утверждении плана работы, репертуара, регламентированг ного режима работы, объемов доходов и расходов, финансовых результатов, цен и тарифов, нормативов оборотных средств и тд.
Цены и тарифы на услуги, оказываемые населению учреждениями культуры, утверждались республиканскими органами власти; их уровень определялся в зависимости от вида и категории учреждения, времени оказания услуг (дневные и вечерние мероприятия), категории зрителя (взрослые, дети), населенного пункта (город, село). В основе цен и тарифов был заложен затратный подход, определявший уровень рентабельности или убыточности. Система материального стимулирования определялась группой учреждения культуры по оплате труда, которая устанавливалась в зависимости от масштаба деятельности, объема работ (посещаемость, количество проводимых мероприятий и т.д.) или объема финансирования, а также типа учреждения, ведомственной принадлежности (союзные, республиканские, городские, сельские). В соответствии с этим устанавливались должностные оклады управленческого персонала и основных работников с учетом их квалификации (уровень образования, наличие званий, стаж работы). Кроме того, существовала система доплат и премиальных выплат, также регулируемых вышестоящими органами.
Формирование доходов ограничивалось, как правило, поступлениями (дотациями) из бюджета и доходами от продажи билетов, программ, отчислениями от доходов буфета.
По характеру развития хозрасчетных отношений в сфере культуры выделялись два вида организаций: находящиеся на хозяйственном расчете и бюджетные.
Главной составляющей деятельности группы организаций, находящихся на хозяйственном расчете, был план, на основе выполнения (перевыполнения) которого строилась вся управленческая пирамида и реальное экономическое положение организации. Для выполнения этого плана, утвержденного органами министерства культуры или другими ведомствами, в состав которых входили организации культуры, она наделялась экономической и юридической самостоятельностью и имуществом. 2)ти основные и оборотные фонды составляли его уставный фонд. Кроме того, они имели право пользоваться банковским кредитом на покрытие плановых сезонных разрывов между доходами и расходами, связанными с проведением гастрольной деятельности.
Плановые показатели охватывали практически всю творческую и производственную деятельность и включали: посещаемость (количество зрителей, посетителей) и величину дотаций или отчислений от прибыли в бюджет, прирост фонда заработной платы, предельные ассигнования на содержание аппарата управления, регламентировано определялись расходы на новые и капитально возобновленные спектакли, общехозяйственные расходы. Цены на посещение этих организаций определялись в соответствии с прейскурантом, утверждаемым также вышестоящими органами и дифференцированными в зависимости от целевого назначения спектакля (детский, взрослый, гастрольный), времени его постановки, занимаемого зрителем места и т.д. Объемы финансовых расходов определялись в соответствии с нормативами, в зависимости от работ по подготовке новых и капитально возобновленных спектаклей, количества проводимых спектаклей, уровня их материальн©гтехничес-кого оснащения. Материальное стимулирование осуществлялось за счет заработной платы в соответствии утвержденными должностными окладами и надбавок. Кроме того, в этих организациях создавались фонды экономического стимулирования: фонд премирования, величина которого зависела от перевыполнения плана либо от экономии государственной дотации, и фонды предприятий и жилищного строительства (обычно в размере 50% сверхприбыли или экономии дотаций). Размеры этих фондов также планировались и зависели от тех же показателей, при выполнении остальных показателей деятельности организаций культуры.
Бюджетные организации осуществляли свою деятельность полностью за счет соответствующих бюджетов либо министерств, ведомств, предприятий, колхозов, в состав которых они входили, не имея юридического лица и хозяйственной самостоятельности. Однако некоторые из этих организаций получали дополнительные доходы, одна часть которых направлялась на производственные нужды, другая — на премирование работников.
Практические работники и специалисты в области экономики культуры в широко развернувшихся дискуссиях отмечали ряд серьезных недостатков действовавшего хозяйственного механизма. Наиболее принципиальные из них:
• ограниченность сферы и полноты применения хозяйственного расчета отдельными организациями культуры (неполный хозрасчет);
• жесткая централизованная система управления и планирования, которая сковывала инициативу организаций и их са-
мостоятельность в решении творческих, экономических и организационных задач; • зависимость экономического и финансового положения организаций и материального стимулирования их работников от перевыполнения плановых заданий по доходам (или убыточности) приводила к принятию заниженных планов. Особенно много справедливых критических замечаний вызывала трактовка дотации как помощи государства организациям культуры, а также методика ее определения. Вырабатывался подход, согласно которому бюджетные ассигнования, выделенные государством организациям, являются не даром культуре, а вкладом (платой) государства за социальный и экономический эффект, который проявляется за пределами сферы культуры в развитие производительных сил и удовлетворение культурных потребностей граждан. В методологическом отношении этот вклад правильнее определять как плату государства за потребление населением услуг культуры. Подвергалась критике жесткая система ценообразования, не позволявшая стимулировать посещение тех или иных мероприятий, балансировать спрос и предложение и повышать доходность организаций культуры. Предлагались варианты введения гибких цен в зависимости от спроса и предложения.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!