Организация маркетинга на кинопредприятии 13 страница
||клуги, с характерным низким уровнем цен или вообще их бесплатным предоставлением.
Высокая степень творческих, технологических, а следовательно, и коммерческих рисков, обусловленная несовпадением интересов продюсеров и авторов, характерная для творческих культурных проектов, требует больших затрат на маркетинговые исследования. Их проведение отдельными продюсерами или организациями в России — явление крайне редкое.
Рассмотрим более подробно особенности развития рыночных отношений и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в сфере культурного обслуживания населения.
Развитие рыночных отношений
Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства в России начали формироваться в период перестройки народного хозяйства.
Однако возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности на рыночных принципах для большинства организаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению полу-Щшгь государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей (основы законодательства о культуре, законы о телевидении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.).
|
|
Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя российские условия внедрения рыночных отношений заметно отяготили его. Исторический опыт развития культуры и искусства многих стран в рыночных условиях позволяет сделать заключение об ограниченном характере действия рыночных регуляторов в этой сфере деятельности вообще.
Экономическая наука последовательно пыталась спроецировать основные экономические теории на сферу культуры и искусства. Первоначальные концепции универсальности рыночных регуляторов, превращавших творческих работников в наемных работников, служащих воспроизводству человеческого фактора производства (позднее — человеческого капитала), оказались не вполне применимыми к сфере культуры и искусства. Вследствие этого возникли теории, признававшие объективную необходимость существования сферы культуры и искусства как отрасли экономи-
ки, и в то же время — невозможность ее коммерческой эксплуатации. Это обусловило появление теории принудительного возмещения расходов на содержание культуры через систему налогообложения. Теория «социальных товаров», распространенная и в настоящее время, выдвигает идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объекту действия рыночных механизмов исходя из социальной значимости отдельных видов услуг культуры и объема платежеспособного спроса населения. Концепция государственной поддержки сферы культуры и искусства получила законченное развитие в работах Д.М. Кейнса, который обосновал необходимость субсидирования для того, чтобы «помочь всем тем, кто стремится достичь высоких стандартов творчества и исполнительской деятельности»1. Причины хронической убыточности театров, по мнению ряда американских исследователей, заключены в особенностях производства и потребления их услуг (совпадение процесса производства и потребления, личный контакт творца и зрителя, ограниченный доступ публики на представления, незначительные возможности внедрения результатов научно-технического прогресса в сфере культуры). Эти обстоятельства приводят к медленному росту производительности труда творческих работников, а следовательно — к опережающему росту расходов на услуги по сравнению с получаемыми доходами. Однако доходы театров не могут быть увеличены путем повышения цен на театральные услуги вследствие низкой (или отрицательной) эластичности спроса по цене.
|
|
Внедрение технических средств в массовую культуру, появление новых видов экранной и видеокультуры привели к уменьшению личных контактов исполнителя и зрителя, безграничному расширению зрительской аудитории, что позволяет подвергнуть сомнению универсальность утверждения о хронической убыточности учреждений культуры, так же, как ранее, возможность всеохватывающего ее рыночного регулирования.
|
|
Плодотворным представляется дифференцированный анализ отдельных групп организаций культуры и искусства по степени их включения в рыночную экономику.
В этой связи следует выделить ряд групп учреждений культуры и искусства. Первую из них составляют объекты культурного наследия нации (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства,
1 Цит. по: Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. Й М., 1991. С. 142.
7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры______________ 113
которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необ-щшмости сохранения для последующих поколений. Вторую группу составляют организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: организации исполнительского искусства, культурно-массовые учреждения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет продажи билетов и предпринимательской деятельности. Третья группа учреждений входит в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы ётих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвователей. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации.
|
|
Границы между этими группами организаций культуры и искусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платеже-ююсобного спроса, развитости рыночных отношений, наличия Институтов общественных и частных пожертвований.
I
Отношения собственности в сфере культуры
Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием Как экономических, так и неэкономических факторов. Среди них наиболее важными представляются следующие:
• отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики;
• претензии различных классов, групп населения, религиозных, общественных организаций и движений, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам;
• отношение федеральных, региональных (субъектов федераций) и местных (муниципальных) органов власти к развитию культуры и искусства;
• интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса.
Преобразования собственности начались с принятия ряда общеизвестных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъектов федераций) и муниципальной собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы собственности. В этот период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: закон об авторском праве и смежных правах, регулирующий отношения по созданию и использованию изображений, открытий, произведений науки, литературы и других объектов интеллектуальной собственности, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также законы о средствах массовой информации, о государственной тайне, об экономической поддержке районных (муниципальных) газет, о государственной поддержке российской кинематографии, законы по телерадио- вещанию и ряд других.
Вышеперечисленные законодательные акты и другие нормативные документы регулируют формирование отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенных государством культурных стандартов потребления, а также возможности их коммерческой эксплуатации.
Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только с двух позиций — их социальной значимости и коммер^ ческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает в первую группу организации государственной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и ведомственной собственности, к которым относятся: библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), электронные и печатные средства массовой информации.
Вторую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п. и являющихся их собственностью.
Третья группа включает коммерческие предприятия культуры. Они выступают, как правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издатель-
7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры_____________ 115
екая деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.
Особенности приватизации
Основными способами формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются:
• приватизация государственной собственности;
• создание новых предприятий, в том числе путем реорганизации существующих организаций.
Приватизация государственной собственности как способ повышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, интеллектуальных, а также материальных ресурсов не получила широкого распространения в России, во-первых, вследствие существующих ограничений на приватизацию ряда объектов культуры (памятники культуры, объекты культурного наследия, нацио-ральные объекты культуры), во-вторых, в связи с более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994— 19.95 гг., за исключением приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих приватизируемым промышленным предприятиям. Однако поскольку была предусмотрена возможность отказа от объектов социально-культурного назначе-1шя и их передачи органам государственной власти, многие приватизируемые предприятия воспользовались ею.
Условиями приватизации государственных организаций культуры предусматривалось сохранение основного вида культурной деятельности, обслуживание льготных категорий населения, обеспечение сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. Предполагалось осуществить передачу объектов культуры как в коммерческое (частньгм предприятиям), так и в некоммерческое (общественным организациям) использование.
Приватизация достаточно широко распространилась на издательскую деятельность, печатные и электронные средства массовой информации, радиовещание, кулыурно-досуговые центры, галереи и некоторые другие.
Низкая коммерческая привлекательность большинства культурно-просветительных учреждений, организаций исполнительского искусства (театры, концертные организации, цирки), кинематографии, рискованный характер бизнеса в этих сферах сдерживали приватизацию в области культуры.
В настоящее время 75% организаций культуры находится в федеральной и муниципальной собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий.
Негосударственные (частные или смешанные) организации культуры охватывают культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательскую деятельность, средства массовой информации, производство изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию (в особенности кинопрокат), производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассеты) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофоны, телевизоры, компакт-диски и т.д.).
Подавляющая часть предприятий инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской деятельности находится в частной собственности.
Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен. Отечественные и мировые тенденций позволяют предположить, что отношения собственности в этой сфере в ближайшее время будут меняться следующим образом. Стабильной будет оставаться государственная собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации/ Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.
По мере выхода страны из экономического кризиса, повыше^ ния уровня доходов населения, а также выхода из творческого й экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.
Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, ее инфраструктуру, является наиболее перспективной для внедрения частной собственности.
Следует ожидать увеличения числа учреждений культуры и особенно средств массовой информации, находящихся в собственности частного капитала, политических партий и движений.
7, Особенности развития предпринимательства в сфере культуры______________ 117
Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерческих предприятий и бюджетных организаций, численностью занятых в них работников, а также долей платных услуг культуры в общем объеме платных услуг.
Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисленных в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 г. доля рыночных услуг культуры и искусства в общем их объеме увеличилась с 5,6 до 15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и -муниципальными, так и негосударственными (частными, общественными) организациями культуры и искусства.
Доля услуг, оказанная предпринимательским сектором в 1997 г., составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей Занятости — 16,1%'. В 1998 г. насчитывались 54 предприятия с участием иностранного капитала и числом занятых — 26 тыс. работников. В 1995 г. было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% общего количества), находящихся в собственности общественных организаций2. Следовательно, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными учреждениями, доля которых составила около 75% общего количества. Для сравнения заметим, что в структуре собственности в промышленности доля частных предприятий составляет 73,2%, общественных организаций — 5,7%, государственных — 6,1% и прочих, включая иностранные, — 8,7%. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного сектора. Но это может свидетельствовать также о потенциальной возможности роста объема рыночных услуг частного сектора; такая тенденция представляется весьма вероятной.
' Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 1997 г. М., 1998. С. 50—
57, 348.
2 Там же. С. 13.
Таким образом, предпринимательство в сфере культуры современной России развивается крайне неравномерно: в зависимости от видов производимых культурных благ и услуг, их социальной значимости, коммерческой привлекательности, действующих законодательных норм по приватизации. В большинстве организаций культуры предпринимательство играет вспомогательную роль, выступает в форме коммерциализации этих организаций и учреждений.
Контрольные вопросык разделу II
1. В чем заключается сущность предпринимательства?
2. Что следует понимать под термином «субъект предпринимательской деятельности»?
3. Какие виды предпринимательской деятельности вам известны?
4. В чем состоят основные проблемы развития малого бизнеса?
5. Какова сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса?
6. В чем суть форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в России?
7. Какие существуют основные организационно-правовые формы коммерческих предприятий?
8. Охарактеризуйте особенности различных видов товариществ.
9. Каковы основные,особенности функционирования акционерных обществ?
10. В чем заключаются правовые основы организации унитарных предприятий?
11. Какие виды культурной деятельности наиболее перспективны для развития предпринимательства?
12. Может ли быть приватизировано федеральное унитарное предприятие «Госфильмофонд»?
РАЗДЕЛ
III
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ШСФЕРЫ
ГЛАВА
8
МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ
8.1. Отраслевая организационная структура
Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы предприятий в аудиовизуальной сфере формируются под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы хозяйствования зависят прежде всего от целей и задач, которые ставят перед ними, с одной стороны, учредители, а с другой — организаторы и создатели культурных ценностей, а также от внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, с наличием всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов), определяют характер организационно-экономического и правового механизма в аудиовизуальной сфере, который включает состав организаций отрасли, создающих конечный продукт отрасли (аудиовизуальную продукцию) и их структуру, с одной стороны, и механизм функционирования каждой из этих организаций, с другой.
Организационные преобразования в отраслях аудиовизуальной сферы начались в 1980-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и увеличения объема и разнообразия услуг и товаров культурного назначения. В этот период на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных центров, кооперативов.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!