Каламистские направления и секты.
Подобно тому, как мусульмане с точки зрения фикха и того, что связано с ветвями религии и научными проблемами, создали различные направления и потому разделились на разнообразные секты - на джафаритов, зайдитов, ханафитов, шафеитов, маликитов, ханбалитов, - каждая из которых имеет свой фикх, подобно этому мусульмане в соответствии с вероисповедными проблемами и положениями, связанными с верой и убеждением, также распались на различные секты, каждой из которых присущи свои мировоззренческие основоположения и принципы. Наиболее важные каламистские направления - шиизм, мутазилизм, ашаризм и мурджизм.
Здесь, возможно, возникнет вопрос и проявится сожаление, почему мусульмане в каламистских вопросах и вопросах фикха распались на такое множество сект и потеряли свое каламистское и фикхийское единство.
Разногласия в каламистских проблемах становятся причиной того, что мусульмане не будут иметь единства в исламском воззрении.
Разногласия же в проблемах фикха становятся причиной того, что мусульмане также потеряют гармоничность и единство действий.
Этот вопрос и это сожаление, безусловно, к месту. Но необходимо указать на два момента. Первый момент состоит в том, что разногласия мусульман в вопросах калама и фикха находятся не на таком уровне, чтобы полностью поколебать основания единства их мировоззрения и практического поведения. Мировоззренческая и практическая их общность настолько сильна и разнообразна, что их различия не могут нанести решающий удар.
|
|
Второй момент заключается в том, что, несмотря на все единства и союзы по идейным принципам, идейное и теоретическое разногласие в обществах неизбежно. До той поры, пока основание и корень противоречий являются способом понимания, а не способом достижения корыстных целей, противоречия даже полезны, т.е. они обусловливают движение, поиски, споры, исследования и прогресс. Там же, где противоречия сочетаются с фанатизмом, с эмоциональными нелогическими покровительствованиями и тенденциозностью, и усилия людей, вместо того чтобы быть направленными на исправление своего поведения, затрачиваются на унижение и оклеветание противника и на то, чтобы строить козни против него, - там противоречия становятся причиной бедствий и несчастий.
В шиизме люди обязаны следовать живому муджтахиду[[12]]. Муджтахиды обязаны размышлять над вопросами веры, проявлять усердие в их решении и не ограничиваться тем, что оставлено в наследство предшественниками и великими людьми. Усердие и самостоятельность мышления сами по себе ведут к противоречиям во взглядах. Но эти противоречия придали шиитскому фикху жизнь и динамичность.
|
|
Следовательно, не любое противоречие осуждаемо, осуждаемо только то противоречие, которое исходит от злого умысла и корыстолюбия, или оно имеет место в отношении тех проблем, которые пробивают брешь в основании пути мусульман, как, например, проблема имамата и руководства, а не как частные и неосновные проблемы.
Но исследование истории мысли мусульман показывает, какие противоречия исходили из злого умысла и корыстолюбия, а какие являются естественным свойством мусульманской интеллектуальной мысли. А также - разве все каламистские проблемы следует считать частью основных проблем, а все проблемы фикха следует отнести к неосновным проблемам? Или не допустимо ли, чтобы каламистский вопрос с данной точки зрения не был подлинным, а проблема фикха обладала бы подлинностью? Но это - споры, которые выходят за рамки задач настоящего урока.
Прежде чем приступить к повествованию о каламистских направлениях, необходимо указать на одно течение, которое существует в исламском мире. Представители этого течения, будучи исламскими учеными, в принципе стали противниками калама, т.е. противниками интеллектуального спора о принципиальных исламских проблемах, и считали его ересью и недозволенным занятием. Они известны под названием хадисистов. Во главе хадисистов стоит Ахмад ибн Ханбал, являющийся одним из суннитских имамов-факихов.
|
|
Ханбалиты принципиально против калама, включая мутазилитский и ашаритский, не говоря уже о шиитском каламе. В первую очередь они противники логики и философии. Ханбалит Ибн Таймийа, относящийся к числу выдающихся личностей суннитского мира, дал фетва[[13]] о недозволенности калама и логики. Джал ад-Дину Сийути, также являющемуся хадисистом, принадлежит книга «Оберегание логики и калама от логики и калама» («Савн ал-мантики ва ал-калами ан ал-мантики ва ал-калами»).
Малик ибн Анас - еще один из суннитских имамов - также считал недопустимым любое рассуждение и исследование о вероисповедных проблемах.
Мы позицию шиизма по этому вопросу изложили и объяснили во введении к пятому тому книги «Принципы философии и метод рационализма».
Наиболее значимые каламистские направления, как ранее указывалось, это - шиизм, мутазилизм, ашаризм и мурджизм. Некоторые причисляли к каламистским направлениям также ха-раджизм и батинизм, т.е. исмаилизм.[[14]]
|
|
Но с нашей точки зрения, ни одно из этих двух последних течений нельзя отнести к каламистким направлениям.
Что касается хараджитов, то они выражали особые взгляды о принципах религии. Возможно, что именно с их стороны был поставлен первый вопрос о принципах религии, т.е. именно они выдвинули некоторые идеи об имамате и неверии грешников и считали носителей этих воззрений вероотступниками. Но, во-первых, хараджиты не обосновали какую-либо самостоятельную дискурсивную школу мысли, другими словами, они не создали в исламском мире какую-либо систему воззрений. Во-вторых, с нашей шиитской точки зрения, идейные отклонения хараджитов доходят до той меры, что трудно причислять их к мусульманам. То, что облегчает дело, - это то, что хараджиты потерпели крах и только одна их секта, называемая «ибазийа», имеет немногочисленных последователей. Ибазиты были наиболее умеренной сектой хараджитов и потому до сих пор не потерпели крах.
Батиниты на основе поиска внутреннего смысла также настолько вмешивались в исламские идеи, что, можно сказать, они исказили ислам. По этой причине мусульмане мира не готовы считать их составной частью исламских сект.
Около тридцати лет тому назад в Каире был основан «Дом сближения исламских направлений». Шиитеко-имамитское, зайдитское, ханафитское, шафеитское, маликитское и ханбалитское направления каждое в отдельности имели там представителя. Исмаилиты очень стремились направить своего представителя. Но их старания не были восприняты другими мусульманами.
Батиниты, несмотря на многочисленные свои отклонения от ислама, в отличие от хараджитов, не имевших школу и систему идей, обладают каламистской и философской школой, достойной внимания. Среди них появились значительные личности -мыслители, и от них также остались в наследство книги, достойные внимания. В последнее время востоковеды проявляют большую благосклонность к наследию и взглядам батинитов.
К числу выдающихся личностей исмаилизма относится На-сири Хусрав Алави - известный персоязычный поэт, умерший в 481 г. хиджры[[15]]. Известны и популярны его книги «Джами' ал-хикматайн» («Гармония двух мудростей»), «Ваджх-и дин» («Лицо веры»), «Хан ал-ихван» («Скатерть друзей»).[[16]]
К плеяде исмаилитских мыслителей относится Абу Хатим Рази, умерший в 332 г. хиджры, автор книги «А'лам ан-нубувва» («Извещение о пророчестве»). Другим исмаилитским мыслителем является Абу Йакуб Сиджистани - автор книги «Кашф ал-махджуб» («Открытие сокрытого»), умерший во второй половине четвертого века хиджры. Персидский перевод этой его книги издан в последнее время.
Другой известной исмаилитской личностью является Хамид ад-Дин Кирмани - ученик Абу Йакуба Сиджистани. Хамид ад-Дин на основаниях исмаилизма составил много книг.[[17]]
Другим исмаилитским мыслителем является Абу Ханифа Ну'-ман ибн Сабит, известный как Кадий Ну'ман и как Абу Ханифа Ши'и (последователь исмаилизма). Этот муж был хорошо начитан и осведомлен в фикхе и Хадисе. Его известная книга «Да-'аим ал-ислам» («Основания ислама») несколько лет тому назад была издана в Тегеране литографическим способом.
УРОК ТРЕТИЙ
МУТАЗИЛИЗМ (1)
Свое обсуждение - по причине, которую разъясним потом - начнем с мутазилизма.
Секта мутазилитов возникла в конце первого или в начале второго века хиджры. Очевидно, что наука калам, как и все другие науки, постепенно развилась и достигла совершенства.
Мы сначала упомянем в виде перечня принципы воззрений мутазилитов, выражаясь лучше, упомянем подлинные отличительные особенности школы мутазилитов, затем вспомним их известные личности с указанием истории их жизни, потом изложим эволюцию их взглядов.
У мутазилизма много проблем. Они не ограничиваются чисто религиозными делами, в которых, с точки зрения муитазилитов, следует веровать и быть убежденным, а охватывают также целую серию природных, социальных, антропософских и философских проблем, непосредственно не относящихся к сфере вероисповедных проблем. Но все эти проблемы, конечно же, определенным образом связаны с проблемами вероисповедания. По мнению мутазилитов, исследование проблем вероисповедания без исследования этих проблем недостижимо.
Сами мутазилиты пять проблем считают принципами мутазилизма:
1. Единобожие, т.е. отсутствие у Бога множества атрибутов.
2. Справедливость, т.е. Бог справедлив, Он не тиран.
3. Обещание и увещевание, т.е. Бог обещал рабам своим воздаяние за повиновение и угрожал наказать за грехи. Подобно тому, как обещание воздаяния повинующимся не терпит нарушения, подобно этому и угроза наказания грешников за грехи не нарушаема. Следовательно, прощение достижимо только тогда, когда раб Божий покаялся. Прощение без покаяния никогда не совершается.
4. Промежуточное состояние, т.е. грешник, совершивший великий грех (например, пьяница, прелюбодей, лжец и им подобные), не есть ни верующий, ни неверующий. Грех есть состояние между неверием и верой.
5. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого. Особый взгляд мутазилитов на повеление одобряемого и запрещение порицаемого состоит в том, что, во-первых, путь познания добрых и дурных действий не монополия шариата. Интеллект также способен распознать хотя бы часть добрых и дурных поступков. Во-вторых, все это не обусловлено существованием имама, а есть задача всех мусульман, независимо от того, есть имам, или его нет. Есть только некоторые виды действий, выполнение которых является обязанностью имамов и руководителей дел мусульман, вроде установления шариатских пределов, защиты границ исламских стран и других исламских правительственных дел.
Мутазилитские мутакаллимы иногда писали самостоятельные книги об этих пяти принципах, как известная книга Кадия Абд ал-Джаббара Мутазили (современника Сахиба ибн Аббада и Сайда Мортазы Алам ал-Худа) под названием «Ал-Усул ал-Хамса» («Пятеричный принцип»).
Как наблюдается, только принцип единобожия и принцип справедливости могут быть рассмотрены как составные элементы вероисповедных и религиозных проблем. Три других принципа являются только дифиниенсами школы мутазилитов. Даже принцип справедливости является составной частью вероисповедных принципов, хотя он относится к аксиомам Корана и необходимортям религии. Но он потому принят в качестве составной части пятеричного принципа, что является дифиниенсом их школы. Иначе и принцип знания, и принцип могущества (то, что Бог знающ и могуществен) также принадлежат к необходимостям ислама и являются составной частью вероисповедных проблем.
В шиизме принцип справедливости также считается одним из пятеричных вероисповедных принципов. Естественно, возникает вопрос, какова специфика принципа справедливости, что он считался составной частью вероисповедных принципов, хотя справедливость - один из атрибутов Бога. Подобно тому, как Всевышний Бог - справедлив, подобно этому Он знающ, могуществен, живой, познающий, слышащий и видящий. Во все это также следует верить и быть уверенным. Так почему же только справедливости отдано предпочтение?
Ответ состоит в том, что справедливость не имеет никакого предпочтения перед другими атрибутами Бога. Шиитские мутакаллимы потому считали этот принцип частью вероисповедных принципов шиитов, что ашариты, в своем большинстве являющиеся суннитами, отрицали этот принцип, не отвергая принципы знания, жизни, воли и др. Поэтому вера в справедливость считается элементом вероисповедных принципов шиитов, как она является элементом вероисповедных дифиниенсов мутазилитов.
Пять упомянутых принципов составляют основную линию ка-ламистской школы мутазилитов, иначе, как сказано, особые воззрения мутазилитов не ограничиваются этими пятью принципами. Мутазилиты по многим проблемам теологии, природоведения, социологии и человековедения выработали особые воззрения, которые сейчас нет возможности перечислить.
Единобожие.
Обсуждение свое начнем с принципа единобожия. Единобожие имеет ступени и виды: сущностное единобожие, атрибутивное единобожие, актное единобожие, культовое единобожие.
Сущностное единобожие означает, что сущность Бога едина, не имеет подобия и противоположности, все остальное - Его творение, они и по степени, и по рангу находятся ниже Его совершенства; более того, они недостойны сравнения с Ним. Священные аяты «Нет вещи Ему подобной» и «Нет никого, равного Ему» выражают это сущностное единобожие.
Атрибутивное единобожие означает, что Божественные атрибуты, вроде знания, могущества, жизни, воли, познания, слышания, видения, не являются сущностями, отличными от сущности Господа, а являются самой Его сущностью, в том смысле, что сущность Господа такова, что эти атрибуты для него истинны, или (другими словами) она такова, что следы этих атрибутов упорядочены в нем.
Фактное единобожие, т.е. не только все сущности, но и все дела (даже дела человеческие) совершаются по желанию и воле Бога и особым образом исходят от желания Его святой сущности.
Культовое единобожие, т.е. кроме сущности Бога ничего не достойно поклонения и почитания. Почитание чего-либо, кроме Бога, равно политеизму и выходу за пределы исламского единобожия.
По одной точке зрения, культовое единобожие отличается от всех других видов единобожия, ибо те три вида связаны с Богом, этот вид - с Его рабами. Другими словами, единство сущности, неимение подобия и противоположности, единство по атрибутам и единство по деятельности суть Его достоинства и атрибуты. Но культовое единобожие есть необходимость поклонения единому началу. Следовательно, культовое единобожие есть достоинство рабов, а не Бога.
Но истина заключается в том, что культовое единобожие также есть достоинство Бога, ибо культовое единобожие означает единство Бога, достойного обожествления. Следовательно, только Он является единственным истинным объектом поклонения. Слова «Нет бога, кроме Аллаха» охватывают все ступени единобожия. Первоначальный смысл этого слова сводится к культовому поклонению.
Сущностное и культовое единобожие являются элементами первых принципов исламской веры, т.е. если чья-либо вера по этим двум принципам ущербна, он не будет считаться членом мусульманской общины. Никто из мусульман не выступает против этих двух принципов.
В последнее время секта ваххабитов, основанная Мухамма-дом ибн Вахаббом - приверженцем ханбалита Ибн Таймии Шами, стала претендовать на то, что некоторые воззрения мусульман, как вера в заступничество, и отдельные их действия, как прибегание к помощи и поддержке пророков и святых, противоречат культовому единобожию. Но остальные мусульмане не считают их противоречащими культовому единобожию. Стало быть, разногласие ваххабитов с прочими мусульманами состоит не в том, что Бог ли является единственным сущим, достойным поклонения, или не-Бог, - например, достойны ли пророки и святые также поклонения или нет? Нет сомнения в том, что не-Бог не достоин поклонения. Разногласие состоит в том, что являются ли просьба о заступничестве и прибегание к помощи поклонением или не являются? Следовательно, конфликт основан на малой, а не на большой посылке. Исламские ученые обстоятельными и аргументированными разъяснениями опровергли теорию ваххабитов.
Атрибутивное единобожие - это то, что является предметом разногласия мутазилитов и ашаритов. Ашариты отрицают атрибутивное единобожие, мутазилиты же поддерживают его. Акт-ное единобожие также является предметом разногласия мутазилитов и ашаритов, с той только разницей, что дела здесь обстоят наоборот, т.е. ашариты являются приверженцами актного единобожия, а мутазилиты отрицают его. Мутазилиты, называя себя монотеистами и считая единобожие одним из своих пятеричных принципов, имели в виду атрибутивное единобожие, а не сущностное и культовое единобожие (ибо эти два вида единобожия не являются предметами разногласия), а также не актное единобожие, ибо, во-первых, мутазилиты отрицают актное единобожие, а во-вторых, излагают свое мнение об актном единобожии под названием «принципа справедливости», являющегося вторым принципом их пятеричного принципа.
Ашариты и мутазилиты относительно атрибутивного и актного единобожия твердо стоят на совершенно противоположных полюсах. Мутазилиты, являясь приверженцами атрибутивного единобожия, актное единобожие отрицают, ашариты - наоборот. Каждая из этих сект по этому поводу приводила разные аргументы. Мы в соответствующей главе разъясним особый взгляд шиитов на эти два вида единобожия.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ
МУТАЗИЛИТЫ (2)
Принцип справедливости.
На прошлом уроке коротко указали на пятеричный принцип мутазилитов и дали разъяснения об их первом принципе, т.е. о принципе единобожия. Теперь очередь объяснить второй их принцип — принцип справедливости.
Конечно, очевидно, что ни одна из исламских сект не отрицает справедливость в качестве одного из атрибутов Бога. Никто не говорил, что Бог не справедлив.
Разногласие мутазилитов с их противниками (т.е. ашаритами) сводится к объяснениям и разъяснениям о справедливости. Ашариты объясняют справедливость таким образом, что, с точки зрения мутазилитов, равно ее отрицанию. Ашариты абсолютно не согласны, чтобы они назывались ниспровергателями и противниками справедливости.
Взгляд мутазилитов на справедливость состоит в том, что некоторые дела суть справедливость в границах своей сущности, а некоторые - насилие в пределах своей сущности. Например, вознаграждение покорного и наказание непокорного есть справедливость в границах своей сущности. И Бог справедлив потому, что покорного вознаграждает, а непокорного наказывает, и невозможно, чтобы Он действовал вопреки этому. Наказание покорного и вознаграждение непокорного есть насилие в пределах своей сущности, и невозможно, чтобы Бог совершил подобное действие. Насилием также является вынуждение раба совершить грех или сотворение его немощным, а затем сотворение греха его руками - и его наказание. Бог никогда не совершает насилие; насилие для Бога непристойно и недопустимо, оно против Его божественного достоинства.
Но ашариты убеждены, что ни одно дело в пределах своей сущности не является справедливостью или насилием. То, что делает Бог, - сама справедливость. Допустим, что Бог наказывает покорных и вознаграждает непокорных - это есть сама справедливость. Точно так же справедливо, если Бог сотворит людей немощными, а затем, совершив их руками грех, наказывает их. Это действие в границах своей сущности не есть насилие. Если предположим, что Бог действует подобным образом, тем не менее, это сама справедливость. «То, что делает повелитель - сладко».
Являясь по этой причине сторонниками справедливости, мутазилиты отрицают единобожие в действиях. Они говорят, что вывод актного единобожия состоит в том, что люди сами не являются творцами своих действий, напротив, творцами действий является Бог. Знаем, что люди в День Страшного Суда получат от Бога воздаяние и наказание. Следовательно, если Бог является творцом действий людей и одновременно вознаграждает и наказывает их за действия ими не совершенные, а совершенные самим Богом, то это насилие и противоречит божественной справедливости. Мутазилиты считают, что актное единобожие противоречит принципу справедливости.
Поэтому мутазилиты, в отличие от ашаритов, отрицающих свободу и волю, по отношению к человеку признают принцип свободы и воли и усердно его защищают.
Мутазилиты в завершении постановки проблемы справедливости, означающей, что некоторые действия суть справедливость в пределах своей сущности, а некоторые другие суть насилие в пределах своей сущности, и разум повелевает, что справедливость есть добро и следует ее совершать, а насилие - зло, и его не следует совершать, выдвинули другой, более общий и универсальный, принцип. Он есть принцип сущностной красоты и сущностной безобразности действий. Например, правдивость, честность, целомудрие и праведность суть сущностно добро, а ложь, предательство, распутство, беспечность суть сущностно зло. Следовательно, действия сами по себе и до вынесения Богом суждения о них обладают сущностной красотой и сущностной безобразностью.
Отсюда мутазилиты пришли к другому принципу о человеческом разуме. Он состоит в том, что человеческий разум в познании красоты и безобразности вещей суверенен, т.е. и без разъяснения шариатского законоведа, может познать красоту и безобразность некоторых действий. Ашариты были не согласны с эти положением.
Проблема сущностных и интеллектуальных красоты и безобразности, признаваемая мутазилитами и отвергаемая шиитами, породила в качестве своего продолжения много других проблем, часть которых была связана с теологией, а часть ~ с антропософией, вроде того, имеют ли действия Бога (по более емкому выражению, сотворение и создание вещей) цель и намерение или не имеют? Мутазилиты говорили, что если в действиях нет цели и намерения, то они безобразны и интеллектуально не возможны.
Какова непосильная обязанность? Возможно ли, чтобы Бог возложил на человека дело, превышающее его терпение? Мутазилиты и это признали безобразным и невозможным. Способен ли верующий на неверие или нет? Способен ли неверующий на верование[[18]] или нет? Ответ мутазилитов на все эти вопросы положителен. Ибо если верующий не способен на неверие, а неверующий - на верование, то их воздаяние и наказание безобразно. Ашариты по всем этим вопросам придерживаются точки зрения, противоположной философии и мутазилизму.
Обещание и увещевание.
Обещание означает добрую весть о воздаянии, а увещевание -угрозу наказания. Мнение мутазилитов состоит в том, что подобно тому, как Бог, по аяту «Воистину, Аллах не нарушает обещание», не нарушает и даже не может нарушить радостные вести и воздаяния (в этом согласны все мусульмане), подобно этому Он не допускает нарушения и по поводу наказания. Поэтому все увещевания, которые даны по поводу грешников и развратников, - например о том, что тиран подвергнется таким-то мучениям, лжец - таким-то, а пьяница - таким-то, - безусловно, будут исполнены без всякого нарушения, разве только, что он заранее покаялся в этом мире. Поэтому прощение без покаяния невозможно.
Мутазилиты уверены, что прощение без покаяния необходимым образом нарушает увещевания. А нарушение увещевания так же непристойно и невозможно, как нарушение обещания. Поэтому особое мнение мутазилитов по поводу обещания и наказания связано с проблемой прощения и проистекает из их идеи о прекрасном и безобразном.
Промежуточное состояние.
Вера мутазилитов в принцип промежуточного состояния была продолжением двух противоположных идей, ранее существовавших в исламском мире, - о неверии и вере грешника. Впервые хараджи-ты выдвинули идею о том, что совершение великого греха противоположно вере, т.е. равно неверию. Стало быть, человек, совершивший великий грех, является неверным.
Как мы знаем, хараджиты появились под влиянием события «арбитраж», во время сифинской войны. Они появились в первой половине первого века хиджры, т.е. около 38г. хиджры, одновременно с вступлением на должность халифа Али - повелителя правоверных (мир ему).
В «Пути совершенства» пишется, что повелитель правоверных дискутировал этот вопрос с ними и на основе многочисленных аргументов доказал ложность их теории. Хараджиты и после Его величества повелителя правоверных были противниками халифов времени, сторонниками повеления одобряемого и запрещения порицаемого, приверженцами обвинения в вероотступничестве и греховности. Поскольку большинство халифов совершали великие грехи, постольку естественно, что хараджиты считали их неверными. По этой причине хараджиты постоянно находились на полюсе, противоположном господствующей политике
Появилась другая группа (группа, вызванная к жизни политикой), члены которой назывались мурджитами. Мурджиты по своим взглядам на ценность влияния греха находились на противоположном хараджитам полюсе. Они говорили, что главное — это то, чтобы человек был мусульманином в своих воззрениях и вере, связанной с сердцем. Если вера, являющаяся делом сердца, правильная, то допустимо, чтобы его действие было порочным. Вера есть искупление дурного действия.
Взгляды и идеи мурджитов были на руку господствующему аппарату, т.е. они становились причиной того, чтобы люди не придавали грехам и проступкам власть имущих большого значения и, несмотря на все преступления, считали их безгрешными людьми.
Мурджиты ясно говорили, что «хотя предводитель и совершает грех, тем не менее, его сан сохраняется, повиновение ему обязательно, и совершение молитвы за ним правильно». По этой причине халифы-тираны защищали мурджитов. Мурджиты говорили, что грех, как бы ни был велик, не вредит вере. Следовательно, человек, совершивший великий грех, все равно мусульманин, а не вероотступник.
Мутазилиты выработали «среднее» мнение. Они говорили, что человек, совершивший великий грех, ни верующий, ни неверующий. Между ними есть некое состояние (граница), которое мутазилиты называют промежуточным состоянием.
Говорят, что тот, кто первым высказал эту идею, был Васил ибн Ата - ученик Хасана Басри. Однажды Васил сидел на собрании у своего учителя, где возник этот вопрос, бывший предметом разногласия между хараджитами и мурджитами. Прежде чем Хасан дал какой-либо ответ на него, Васил сказал: на мой взгляд, люди, совершившие большие грехи, являются грешниками, а не вероотступниками, - и, отделившись от собравшихся (а по другой версии - Хасан Басри удалил его от своего кружка), уединился и стал пропагандировать свое мнение. К нему присоединился его ученик и шурин Амр ибн Убайд. В это время Хасан сказал: «и'тазала 'анна», т.е. «он отделился от нас». По другой версии, люди сказали: «и'тазала каула ал-умахи», т.е. «Васил и Амр ибн Убайд, отделившись от мнения всех, создали третье мнение».
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!