Во имя Аллаха милостивого и милосердного.



К числу проблем нашего общества относится проблема от­чужденности нашей молодежи от исламского просвещения. Тот, кто лучше всех почувствовал эту проблему и нетерпеливо стре­миться решить ее, - это то же самое молодое поколение. Только те могут правильно ответить на эту потребность общества, кто, с одной стороны, сами усвоили исламскую культуру на основе ее подлинных первоисточников, с другой стороны, разговарива­ют на языке своего времени и понимают положение и атмосфе­ру быта молодого поколения.

Профессор-мученик Мутаххари был в когорте тех малочис­ленных лиц, которые использовали все необходимые условия для ознакомления современного поколения с исламом. Он был ис­тинным представителем научных центров в современных уни­верситетах, ибо знал и понимал язык молодого поколения, слу­шал и доводил до научных центров его запросы. Он хорошо и своевременно понял проблему отчужденности молодого поко­ления от исламской культуры, нашел путь ее разрешения и боль­шое количество своих сочинений кропотливо писал ради реше­ния этой проблемы.

Сборник «Знакомство с исламскими науками», изданный пос­ле мученической смерти профессора, относится к этому роду его сочинений. Этот сборник профессор написал для той моло­дежи, которая делала первые шаги на пути ознакомления с ис­ламским образованием. Все его стремление в этой серии со­стояло в том, чтобы наряду с простотой и краткостью в основу положить достоверность и открыть молодежи дорогу для вхож­дения во вдохновенную атмосферу исламской культуры.

Эта серия уроков по существу есть устное изложение уроков профессора для студентов первого и второго курса факультета «Теология и исламское образование» Тегеранского университета. Некоторые ее разделы, как, например, «Знакомство с ис­ламской философией», еще при жизни профессора и с его разре­шения неоднократно преподавались в Университете изящных искусств.

Профессор-мученик намеревался перед изданием пересмот­реть эту серию уроков и внести в них новые разъяснения, ис­правления, систему и порядок. Жаль, что подходящий момент так и не наступил и яркая свеча его жизни погасла. Ученики профессора-мученика, хотя и были осведомлены о его намере­нии пересмотреть написанное, тем не менее, после мученичес­кой его смерти сочли, что лучше издать этот сборник без вся­кого изменения и приблизительно в той форме, в какой он суще­ствовал.

Первая книга этого сборника, называемая «Знакомство с ис­ламской логикой и философией» некоторое время тому назад была издана. Теперь вторая книга сборника, называемая «Зна­комство с каламом и мистицизмом», становится достоянием молодежи, которая после мученической смерти учителя сопро­вождала его похоронную процессию возгласом: «О мой учитель-мученик, путь твой продолжается!» Да помилует Аллах его пре­чистую душу!

 

 

Во имя Аллаха милостивого и милосердного.

 

 

УРОК ПЕРВЫЙ

 

НАУКА КАЛАМ

Одна из исламских наук — это наука калам. Наука калам есть наука об исламских воззрениях, т.е. о том, в чем, с точки зрения ислама, следует быть убежденным и во что необходимо верить. Она, изучая исламские воззрения, таким образом, разъясняет их, доказывает и защищает.

Исламские ученые говорят, что совокупность исламских уче­ний состоит из трех частей:

1. Часть воззрений, т.е. проблемы и просвещения, которые надо знать, в которых необходимо быть убежденным и следует верить, как проблемы единобожия, атрибутов сущности Все­вышнего Бога, общего и особенного пророчества[[10]] и некоторые другие вопросы. Исламские секты, несомненно, в определенной мере имеют разногласия по поводу того, что относится к прин­ципам религии, и того, во что необходимо веровать и быть убеж­денным.

2. Часть этики, т.е. проблемы и предписания о том, «каков должен быть человек» с точки зрения духовных качеств и ду­ховных свойств, вроде справедливости, благочестия, доблести, целомудрия, мудрости, непоколебимости, верности, искреннос­ти, честности и др.

3. Часть догм, т.е. проблемы, связанные с действием и де­ятельностью, с тем, какие дела каким образом следует осуще­ствлять, вроде молитвы, поста, хаджа, джихада, повеления одоб-ряемого и запрещения порицаемого, торговли, аренды, брака, развода, раздела имущества и др.

Наука, ответственная за исследование проблем первой час­ти, есть наука калам. Наука, ответственная за изучение про­блем второй части, называется наукой этикой. А наука, обязан­ная анализировать проблемы третьей части, названа наукой фикх.

То, что разделено в этой классификации, - это исламские уче­ния, т.е. то, что является частью исламского контекста, а не частью исламских наук, которые охватывают также вещи, яв­ляющиеся предпосылками исследования об исламских учениях, как литература и логика, а иногда и философия.

Во-вторых, в этой классификации обращено внимание на при­чину связи исламских учений с человеком. Вещи, связанные с человеческим интеллектом и мышлением, названы воззрения­ми; вещи, относящиеся к человеческим нраву и характеру, - эти­кой; вещи же, связанные с действием и деятельностью челове­ка, - фикхом.

Как скажем на уроках по универсальным проблемам фикха, хотя наука фикх, с точки зрения, обсуждаемой факихами, есть одна единая наука, тем не мене, с другой точки зрения, она ох­ватывает многочисленные науки.

Во всяком случае, калам есть наука об исламских воззрени­ях. В прошлом его также называли наукой о принципах религии, или наукой о единобожии и атрибутах.

 

Возникновение науки калам.

О начале науки калам и о том, когда она возникла среди му­сульман, невозможно высказать единую точку зрения. Не под­лежит сомнению только то, что часть каламистких проблем, таких как проблемы фатальности, свободы воли и справедливо­сти, среди мусульман обсуждалась уже во второй половине пер­вого века хиджры. Возможно, первым официальным центром этих обсуждений был учебный центр Хасана Басри, умершего в 110 г. хиджры. Среди мусульман упоминаются две личности из деятелей второй половины первого века, которые усиленно за­щищали идею суверенности и свободы человека. Это Ма'бад Джухани и Гайлан Димашки, которые противодействовали тем, кто был сторонником идеи фатальности (джабр). Верующие в идею суверенности и свободы стали известны под именем «кадариты», а отрицавшие ее - под названием «джабариты».

Противоречие этих двух групп постепенно распространилось на целый ряд других проблем в области теологии, естествозна­ния, обществознания и некоторые проблемы человека и воскре­сения. Вопрос о фатальности и суверенности был одним из тех вопросов, которые составляли предмет противоречия между этими течениями. Кадариты в эти времена стали называться мутазилитами, а джабариты - ашаритами. Западные востоко­веды и их восточные последователи настаивают на том, что начало дискурсивных споров в исламском мире относится к этому периоду.

Но истина состоит в том, что дискурсивные споры об ислам­ских принципах, начавшись с самого священного Корана, про­должались и разъяснялись в Хадисах пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и особенно в проповедях повелителя мусульман Али (мир ему). Хотя стиль и метод этих споров от­личается от стиля и метода исламских мутакаллимов.

 

Исследование или подражание.

Священный Коран основал веру на интеллекте и мышлении. Коран постоянно желает, чтобы люди достигли веры на основе размышления. Коран не считает поклонение достаточным для того, чтобы необходимым образом верить и быть убежденным. Поэтому исследование принципов религии абсолютно необходи­мо.

Например, вопрос о том, что Бог существует и Он един, есть вопрос, который необходимо постигать абсолютным образом. Точно так же абсолютно должно быть постигнуто, что его вы­сочество Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) есть пророк божий. Это обстоятельство обусловило то, что наука о принципах религии была основана уже в первом веке хиджры.

Принятие ислама различными народами и нациями, имевши­ми ряд своих взглядов и идей, сосуществование мусульман с представителями других религий, как иудеи, христиане, маги и сабеиты, религиозные споры, возникающие между мусульмана­ми и теми сектами, особенно появление в мире ислама группы, называемой «зиндик», принципиально бывшей против религии в связи со свободой совести, данной Аббасидскими халифами (в пределах невмешательства в политику), и возникновение фило­софии в исламском мире, возбуждавшей, в свою очередь, раз­ные скепсисы и сомнения, обусловили осознание мусульманами всё большей необходимости исследований в области основ ис­ламского вероисповедания и их защиты. Все это стало причи­ной появления выдающихся мутакаллимов во втором, третьем и четвертом веках хиджры.

 

Первый вопрос.

Вероятно, первым вопросом, ставшим предметом спора, скан­дала, «почему?» и «зачем?», был вопрос о фатальности и суве­ренности. И это было довольно естественно, ибо если вопрос связан с судьбой людей, то он становится предметом интереса любого здравомыслящего человека. Возможно, не найти обще­ства, где его люди достигли бы ступени совершенства мышле­ния, а этот вопрос не обсуждался бы в нем. Во-вторых, священ­ный Коран в этом отношении имеет много аятов, которые ста­новятся двигателями мыслей по этому основному вопросу.[ [11]]

Поэтому нет никаких оснований, чтобы мы искали другой ис­точник постановки этого вопроса в исламском мире. Для того чтобы отрицать подлинность исламских наук и исламского про­свещения, востоковеды обычно любым способом стремятся найти для всех наук, возникших среди мусульман, источник вне исламского мира, особенно в христианском мире. Поэтому они любым способом пытаются доказать, что основной источник калама - внешний источник. И это подобно тому, что они осу­ществили по отношению к исламским наукам синтаксис, просо­дии (возможно, по отношению к риторике, стилистике, поэтике) и мистицизм.

Проблема фатальности и суверенности одновременно есть и проблема рока и предопределения, т.е. ввиду того, что она свя­зана с человеком, есть проблема фатальности и суверенности, а ввиду того, что связана с Богом, есть проблема рока и пре­допределения. Сама эта проблема породила спор о справедли­вости, ибо в ней просматривается, с одной стороны, явная связь между фатальностью и насилием, с другой - между суверенно­стью и справедливостью.

Спор о справедливости вызвал к жизни спор о сущностной красоте и безобразности действий. В свою очередь, этот спор породил дискуссии об интеллекте и интеллектуальной самодос­таточности. Все это обусловило спор о мудрости, т.е. спор о том, что сущность Бога обладает мудрой целью и намерени­ем. Постепенно спор распространился на фактное, а затем и на атрибутивное единобожие, что разъясним впоследствии.

Проведение каламистских дебатов в дальнейшем получило значительное развитие и распространение; оно распространилось на многие философские вопросы, вроде споров о субстанции и акциденции, об образовании тела из неделимых частиц (атомов), о пустоте и др. Ибо мутакаллимы постановку этих проблем счи­тают необходимым в качестве введения к проблемам, связан­ным с принципами религии, особенно с проблемами, связанны­ми с началом жизни и воскресением.

Поэтому многие проблемы, относившиеся к сфере филосо­фии, вошли и в сферу науки калам. По этой причине философия и калам теперь имеют много общих проблем.

Если кто-то изучит книги по каламу, особенно каламистские книги, сочиненные в седьмом и последующих веках, то обнару­жит, что большинство исламских каламистских вопросов те же самые, что поставили философы, особенно исламские, в своих книгах.

Исламская философия и исламский калам оказали друг на друга большое влияние. Одно из этих влияний состоит в том, что калам силой поставил перед философией много новых воп-росов. Философия, в свою очередь, стала причиной того, что расширился круг калама, в том смысле, что необходимость по­становки многих философских проблем в сфере калама была признана неизбежной. Быть может, в будущем мы с помощью Бога достигнем успеха и приведем образцы обоего вида взаи­мовлияния калама и философии, на что указали.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!