Интеллектуальный калам и повествовательный калам.



Наука калам, в сущности являющаяся единой дискурсивной и силлогистической наукой, с точки зрения предпосылок и на­чал, используемых в своих доказательствах, охватывает две части: интеллектуальную и повествовательную.

Интеллектуальную часть калама составляют проблемы, предпосылки которых исключительно взяты от интеллекта, и если предположительно ссылается на повествование, то это де­лается только ради наставления и подтверждения суждения ин­теллекта, как в вопросах, связанных с единобожием, пророче­ством, и в некоторых вопросах воскресения. В этих случаях ссылки на повествование - на Книгу и Сунну - недостаточно, исключительно необходимо прибегать к помощи интеллекта.

Повествовательная часть калама охватывает проблемы, ко­торые хотя относятся к принципам религии и необходимо в них верить и быть убежденным, тем не менее, в связи с тем, что эти проблемы только ветви пророчества, а не его предпосылки, и тем более не само пророчество, достаточно, чтобы вопрос был доказан путем божественного откровения или решительно­го слова пророка, как проблемы, связанные с имаматом (конеч­но, в соответствии с воззрениями шиитов, считающих имамат принципом религии ислама), и большинство вопросов, связан­ных с воскресением.

 

УРОК ВТОРОЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРЕДМЕТ НАУКИ КАЛАМ

В определении науки калам достаточно, если скажем: калам есть наука, изучающая принципы религии ислама и определяю­щая, какие положения относятся к принципам религии, каким образом и какими средствами они доказываются и каков ответ на сомнения, возникающие относительно них.

В книгах по логике и философии существуют рассуждения о том, что каждая наука имеет свой особый предмет и различия проблем каждой науки соответствуют различию предметов этих наук.

Безусловно, это истинное суждение. Науки, проблемы кото­рых имеют реальное единство, именно таковы. Но нет никакой преграды, чтобы мы имели науку, единство проблем которой было бы рассудочным, которая имела бы многочисленные и разнообразные предметы и одно общее намерение, и одна об­щая цель стала бы источником ее единства и достоинства.

Наука калам относится ко второму виду наук, т.е. единство каламистских проблем не есть сущностное и видовое единство, а есть рассудочное единство. Поэтому нет необходимости за­ниматься поиском для калама единого предмета.

Науки, единство проблем которых сущностное, не могут со стороны своих проблем проникать друг в друга, т.е. некоторые проблемы не могут быть для них общими. Но науки, единство проблем которых рассудочно, вполне могут проникать со сторо­ны своих проблем друг в друга. Причина взаимопроникновения проблем философии и калама, или проблем психологии и калама, или социальных проблем и калама заключается именно в этом.

Некоторые исламские ученые намеревались найти для кала­ма предмет и определение подобное предмету и определению философии и строили на этой почве различные теории. Но это ошибочно. Ибо обладание особым предметом - это свойство тех наук, проблемам которых присуще сущностное единство. Но науки, проблемам которых присуще рассудочное единство, не могут иметь единый предмет. Здесь мы не можем более об­стоятельно обсудить этот вопрос.

 

Называние.

Еще один из споров ведется по поводу того, почему эта на­ука названа «каламом» и когда это название ей дано? Некото­рые говорили, что она потому названа каламом, что развивает способность своего обладателя в размышлении и доказатель­стве.

Некоторые другие говорят, что эта наука потому названа ка­ламом, что метод и обычай ученых этой дисциплины состоял в том, что они в своих книгах начинали речь с выражения «Ал-калам фи каза...», «Ал-калам фи каза...» - «Калам (речь) о том-то и о том-то».

Некоторые говорили, что она названа каламом потому, что в ней речь шла вокруг проблем, о которых, согласно мнению хадисистов, следовало хранить молчание. Некоторые говорят, что это название появилось тогда, когда среди мусульман возник спор о сотворенности или несогворенности Калама Аллаха - Слова Божьего - Корана. В этой связи возникло чрезвычайно сильное противоборство и было убито огромное количество людей. По­этому эта эпоха была названа «эпохой испытания».

То есть, поскольку в эпоху испытания большинство споров о принципах религии вращалось вокруг проблемы сотворенности или извечности Слова Божьего (Калам Аллах), постольку наука о принципах религии была названа наукой калам. Все это - версии, выдвинутые по поводу наименования науки калам.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!