Рациональная превращенная форма



Язык — это вторичная рациональная система. Помимо языка примера­ми вторичных рациональных систем служат функционирование товарного производства, психоневроз как внутренне связная и осмысленная форма поведения, мифологические системы16. Как система символических знаков, построенных по определенным грамматическим законам, язык служит ин-

Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994. С. 3-8.

%« С. Абстракция в современной лингвиаике. —http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/

iyy9_l__lo.htm.

57

струментом человеческого общения, но это означает, что как первичная рациональная система он представляет психологический феномен. Симво­лической системой знаков, слов и предложений язык выступает уже во вто­рую очередь. Поэтому его квалифицируют как вторичную рациональную систему, т.е. превращенную форму, содержанием которой выступают первич­ные, психические и логические процессы. «Грамматические категории — это, так сказать, клише, выработанные человеческой мыслью в целях язы­кового общения. Мысль в процессе ее выражения неуклонно подводится под эти клише. Клише необходимы для обеспечения стабильности языкового об­щения. Отсюда, язык имеет принудительный характер по отношению к ин­дивидуальной человеческой психике... Язык как система знаков есть особого рода онтологическая реальность — так называемая превращенная форма. В отличие от классического отноше­ния формы и содержания, в превра­щенной форме устранены содержа­тельные определения. Прямое отобра­жение содержания в форме здесь исключается. Превращенная форма есть полностью самостоятельный объект, сущность которого лежит в нем самом»17.

Язык находит материальное выражение в письменности; ее самой древ­ней, а раньше и самой распространенной формой выражения являлись бумажные носители. Разновидностью деловой письменности, древнейшие памятники которой обнаружены в Древнем Шумере (2500 лет до н.э.), выс­тупают документ и документооборот.

Иррациональная превращенная форма

Она приносит обществу и людям вред, а не пользу, служит искаженным изображением реальных отношений, выдает ложь за истину. Когда в 1950— 1960-е гг. советские этнографы громили теорию этногенеза Л.Н. Гумилева якобы за научные недостатки, они на самом деле руководствовались идео­логическими мотивами. Сын великих русских поэтов Н. Гумилева и А. Ах­матовой был идейно чужд советской власти уже за свое происхождение, не говоря о том, что его теория была плохо совместима с историческим мате­риализмом и официальной теорией нации, созданной Сталиным. Л.Н. Гу­милев отсидел более 14 лет в лагерях, и это обстоятельство лишь добавило ретивым жрецам марксизма желания преследовать опального ученого. В на­учном содержании, тонкой научной аргументации большинство из них мало разбиралось. Таким образом, выдавая ложь за истину, идеологические мо­тивы за научную фразеологию, они, по существу, творили превращенную форму, демонстрировали иллюзорное сознание. Но не то, которое, соглас­но Марксу, характеризует примитивные племена, верящие в фетиши и умер­ших духов, и даже не то иллюзорное сознание, которое, как верил автор «Капитала», присуще христианам, не понимающим, что религия — опиум для народа. Заблуждения верующих искренние: Бог для них — абсолютная

17 Шаумян С. Указ. соч.

58

истина, существующая на самом деле. И лишь марксистски просвещенный человек интерпретирует религию в качестве ложного сознания, т.е. превра­щенной формы. Это рациональная превращенная форма. Советские ученые, сознательно шедшие на искажение фактов, продуцировали иную разновид­ность превращенной формы — иррациональную. Она шла вразрез с наукой и приносила вред миллионам людей.

Документооборот как рациональная разновидность превращенной формы зачастую перерастает в бумаготворчество — известную страсть фиксировать в письменной форме свои мысли, часто имеющие императивную (приказную) модальность. Это иррациональная разновидность данного феномена. Из сред­ства улучшения общения между людь­ми, способа сделать кооперацию людей более дисциплинированной, организо­ванной и эффективной документ пре­вращается в самоцель. А самоцель при известных условиях может служить ос­новой для культа, а затем и своеобраз­ной религии. Эта религия именуется бюрократизмом, а ее жрецами и свя­щенниками становится определенная разновидность людей, которые за бу­мажкой не видят живого человека, — бюрократы. Чиновника — рациональ­ного работника — заменяет бюрократ — иррациональный работник. Первый занимается реальным управленческим трудом, второй — его видимостью.

Бюрократы, а их надо отличать от добросовестных профессионалов-слу­жащих, занимающихся важным видом умственного труда, — это своего рода превращенная форма производительного труда. Бюрократ в отличие от чи­новника выполняет лишь видимость труда. Видимостью он наполняет ок­ружающий их мир. Строительным материалом иллюзорного мира в руках этих умелых «каменщиков» становится документ — официальный бланк с печатью или заверенный подписью. С его помощью можно гонять человека по инстанциям, испортить настроение или даже судьбу, унизить его досто­инство, заставить в течение долгого времени доказывать, что там-то не был и того-то не делал. Простой «бегунок» в руках увольняющегося с работы — сильное оружие бюрократа. Каждая «служба» (бухгалтерия, склад, библио­тека и т.д.) ставит на нем свою визу, свидетельствуя, что «данный субъект» ничего не украл, никому не должен, ничего секретного не терял и т.д. Рев­ностно молясь ее величеству Букве, бюрократ не только не видит человека, он его просто презирает, нарушая презумпцию невиновности. «Бегунок», как и многие другие документы подобного рода, как бы заранее обвиняет чело­века в воровстве. Оправдываясь, он бегает по инстанциям и собирает дока­зательства своей невиновности. Бумага в руках бюрократа одним своим по­явлением уже обвиняет невиновного, ставит на нем невидимое клеймо не­чистого на руку.

По оценке большинства современных обществоведов, классовая дикта­тура и большевистская диктатура — негативные явления. Но три десятка лет назад на шестой части суши то же большинство полагало иначе. Эти поня­тия считались высшим проявлением демократии, поскольку общенародным государством (марксистский аналог современного понятия «гражданское об-

59

щество») управляет самый прогрессивный класс в истории человечества — пролетариат. Если тогда и говорили, что диктатура пролетариата выступает превращенной (в смысле трансформированной) формой классовой дикта­туры, то мыслили ее исключительно как рациональную разновидность. Ведь рабочий класс, лишенный собственности на средства производства, един­ственный, кто способен отстаивать не узкогрупповые интересы, а надежды и чаяния всего населения, всех слоев общества. На самом деле от имени рабочего класса в СССР правила узкая прослойка высокопоставленных партийных чиновников, которая в конце 1980-х гг. получила наименование номенклатуры. Тогда выяснилось, что она руководила обществом и государ­ством в целях своего обогащения и удержания власти, манипулировала народом и эксплуатировала его. Значе­ние и смысл диктатуры как превра­щенной формы повернулись на 180°. Теперь уже ни у кого не вызывало со­мнения, что речь идет об иррациональ­ной ее разновидности.

Таким образом, переоценка вида превращенной формы может происхо­дить не в результате изменения объективной реальности, а вследствие из­менения субъективных представлений людей.

Номенклатура, или государственная бюрократия, правившая в советском обществе от имени рабочего класса, являет собой превращенную форму про­летариата, который в 1917 г., свергая царизм, мечтал уничтожить всякую бюрократию, но в конечном итоге, в 1987 г., получил еще более мощную и жестокую бюрократию.

Поскольку в данном случае мы говорим о социальных группах и классах, превращенную форму мы должны называть не общественной, а исключи­тельно социальной. Именно в этом смысле, как нам кажется, впервые упо­требил понятие «социальная превращенная форма» Маркс, который, кста­ти сказать, очень не любил бюрократию.

Некоторые обществоведы, в частности В.Б. Пастухов, продлевают ряд социальных разновидностей превращенной формы, полагая, что пролета­риат — это превращенная форма нации при большевизме, а сам большевизм выступает как превращенная форма русского православного мессианства. Он полагает, что неразвитая государственность в России выступала под раз­ными обличьями, пытаясь приблизиться к цивилизованным формам. Наи­более распространенной среди них было государство-бюрократия. Как ра­циональная машина управления общественными делами она весьма эффек­тивна (это доказал еще М. Вебер), но только не в России. Здесьее постоянно чем-то подменяли. Наиболее частой подменой являлось государство-класс. «Оно существовало в превращенной форме государства-класса сначала как дворянское государство, а затем как самодержавная империя. Эти формы препятствовали рационализации государства-бюрократии, а следовательно, его восходящему развитию к государству-нации. Если самодержавная им­перия, будучи превращенной формой государства-бюрократии, не была способна развиваться непосредственно в государство-нацию, как в Европе, значит, между самодержавием и современным государством в России долж-

60

но было бы образоваться дополнительное звено, которому нет аналогов в ев­ропейском опыте. Эта особая форма государственности... — коммунизм»18. Таким образом, в искривленном социальном пространстве России, как все­гда, все неблагополучно. Даже государство, которое в просвещенной Европе приняло форму государства-нации, на территории самой крупной страны мира превратилось в государство-класс, имевшее несколько исторических специфи­каций — дворянскую, буржуазную, пролетарскую. Три политические маски, которые русский народ менял на протяжении столетий, исполняя, как ему го­ворили сценаристы и как он думал сам, роль государства-нации, а на самом деле это была маска государства-класса. Получается некий маскарад. Если учесть еще

одну маску-персонаж, а именно государ­ство-бюрократию, то маскарад грозит превратиться в некие сатурналии. При­мерно так и пишет Пастухов, уточняя свою позицию: «В предложенной мной модели эволюция государственности в Европе представляется как последова­тельное, обусловленное конкретными социальными и психологическими явле­ниями чередование государственных форм, когда на смену государству-клас­су (с «релейным» состоянием в виде со- словно-представительной монархии) пришло государство-бюрократия (в двух его видах, разделенных революцией), которое в результате рационализации Но­вого времени доросло до государства-нации. Этой линии в России разновре­менно соответствовали древнее Московское царство, земское государство, дво­рянское государство и самодержавная империя. Качественные скачки между ними, в силу депрессивного действия консервативной постоянной — общины, были значительно менее выражены, нежели в Европе»19.

Типичный случай иррациональной превращенной формы — капитали­зированная стоимость, обнаруживающая «способность» к самовозрастанию.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!