А. Савельев Варваризация ислама



До XVIII в. у вайнахских племен не сложилось какой-либо доминирующей религии. Значитель­ным влиянием пользовались христианство, ис­лам, язычество. Основу культовой жизни состав­ляли древние обычаи. Но с развитием практики набегов демократические принципы язычества и христианское осуждение жестокости стали ме­шать горцам. Поэтому особую популярность полу­чил Коран, в своих некоторых интерпретациях по­зволявший действовать по принципу «око за око, зуб за зуб», а также объявлять «священную вой­ну». Это был, однако, весьма своеобразно поня­тый Коран — возник синтез воинственных вар­варских установок с одной из мировых религий, препарированной до неузнаваемости,своеобраз­ная идеология «параллельного ислама». Ислам, пришедший на Кавказ в форме суфизма, не мог привлечь горское население, не имевшее традиций духовной жизни, к малопрактичным, с его точки зрения, образцам мудрости. Ислам с его жесткими моральными нормами даже в прими­тивном его истолковании не мог послужить орга­ничной заменой адатного (обычного) права. По­пытки имама Шамиля во время Кавказской вой­ны ликвидировать адаты и сформировать единую Для горцев систему нравственных установлений встретили сопротивление со стороны горских

сообществ. Поэтому традиционной для Кавказа стала превращенная форма ислама, в которой адаты признаны имеющими право на существо­вание. Древние верования чеченцев настолько смешались с мусульманскими, что их трудно было отличить друг от друга.

Рост агрессивности горских сообществ, приняв­ших ислам,связан с экономическими причинами

(расширение набеговой практики на предгорья, где быстрыми темпами развивалось русское зем­ледельческое хозяйство), а также с государствен­но-строительными импульсами, которые неиз­бежно возникают при переходе от родового строя общества к феодальному. Именно это, а не авто­ритет суфиев, обусловило укоренение ислама. Низы кавказских общин принимали шариат и объявляли газават, поскольку получали от этого

47

корректно. Но обращает на себя внимание не полярность точек зрения, а сфера приложения категории. Если одно и то же понятие употребляется по отношению к огромному кругу событий, процессов и явлений, то а) либо это понятие выступает универсальной категорией познания, б) либо ее приме­нение в качестве инструмента познания не всегда является корректным. Попробуем разобраться в этой проблеме.

Превращенная форма — это не просто деформация социального про­странства, предполагающая искривление, прогибание или перекручивание его метрики, хотя и эти процессы описываются данной категорией. Но сущ­ность превращенной формы, если судить о ней с точки зрения социологии, предполагает выстраивание двойного мира, один из которых истинный, а другой — ложный. При этом они похожи друг на друга, в результате чего люди принимают их друг за друга, часто руководствуясь принципами лож­ного мира, хотя живут и ведут себя в истинном. В обществе, претерпевающем радикальный переход из одного состояния в другое, как например в россий­ском, ложный мир оказывается даже эффективнее и полезнее людям, чем настоящий. К примеру, функцию поиска и задержания преступников долж­ны выполнять правоохранительные органы — основа правильного мира. Но они не справляются со своей задачей, и тогда люди обращаются за помощью к их оппонентам — преступному миру, который с успехом выполняет то, что должна делать милиция. Например: сыщик тамбовского угро рассказал за­бавную историю. У местной жительницы в толчее рынка карманники выта-

ощутимые материальные выгоды, возникающие прежде всего в связи с новой «технологией» мо­билизации на коллективные разбои на сопре­дельных территориях. «Священная война» дава­ла большую добычу, чем набеговая система от­дельных конкурирующих между собой общин. Набеги, действительно, переросли в войну, почти четверть века на Северо-Восточном Кавказе зверствовали банды имама Шамиля, смутивше­го «вольные общества» горцев идеологией «джи­хада» — священной войны мусульман. Ислам в Чечне и в наше время воспринимается не в качестве глубокой духовной традиции, а в ка­честве идеологического оформления политиче­ских притязаний лидеров варварских сообществ. В бандитских группировках, контролировавших до недавнего времени территорию Чечни, ислам служил лишь для того, чтобы грабежи и убийства называть войной за веру. Воспринимались в боль­шей степени установки ислама, связанные с де­лежом добычи, и значительно реже — связанные с судопроизводством, управлением, бытовыми правилами.

В настоящее время основой «параллельного ис­лама» на Северном Кавказе являются вирдовые братства, объединенные в мюридские общины. Считается также, что существует два суфийских тариката (ордена) — накшбандийа и кадирийа, причем идеология кадирийского тариката доми­нировала в Чечне и стала в период правления

Дудаева неофициальной идеологией. В действи­тельности, средой для «исламизации» чеченско­го населения были именно вирдовые братства, которые адаптировали древние родовые обычаи и позволяли просто самоопределяться в системе свой-чужой, не вдаваясь в тонкости трактовок Корана.

Причиной именно такой формы ислама были ус­ловия, созданные в Чечено-Ингушетии советской властью. В республике не было официально дей­ствующих мечетей,практически отсутствовало духовенство. Дудаев и его сообщники просто про­должили дело Доку Завгаева, который за два года построил в Чечено-Ингушетии более 200 ме­четей, надеясь этим обеспечить новую обще­ственную консолидацию вокруг старой партийной элиты. В политических целях использовалось не распространение основ духовного учения, а риту­альные исполнения зикра, театральные формы отправления намаза на съездах чеченских тей­пов и обличения оппонентов как отступников, «неверных». Формально-ритуальная сторона ре­лигии в данном случае мало чем отличалась от первомайских демонстраций советского периода, которые одно время также были мощным факто­ром мобилизации населения и подчинения его партийной верхушке.

Сокращено по источнику: Савельев А. «Парал­лельный ислам» — идеология бандитизма. — http:// www.pravoslavie.ru/analit/sobytia/parallislam.htm.

48

щили кошелек. Денег в нем было немного, но хозяйка не на шутку обиде­лась. За помощью она поспешила к жившему по соседству вору в законе. Тот ее выслушал, успокоил, обещал помочь, и через два дня женщине вернули пропажу в целости и сохранности и даже как будто извинились5.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!