СОЦИАЛЬНАЯ ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА



При изучении проблемы структуры общества и социального простран­ства важное значение имеет категория социальной превращенной фор­мы. Первым в истории социальной мысли данное понятие употребил К. Маркс. Однако в качестве инструмента познания оно очень редко ис­пользуется социологами — ив нашей стране, и за рубежом. Без всякого преувеличения можно сказать, что категория «социальная превращенная форма» обладает столь же мощным эвристическим по­тенциалом, как, например, категория «идеальный тип», сформулирован­ная и впервые широко апробированная в социологии М. Вебером. Но история распорядилась так, что категория «идеальный тип», которая до Вебера использовалась Марксом, прочно вошла в арсенал социологи­ческой науки. Этого нельзя сказать о «социальной превращенной фор­ме». Видимо, причиной служит трудность понимания данной категории, окончательного разъяснения которой ее автор не оставил.

ИСХОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Насколько нам известно, Маркс употребил этот термин только один раз во втором черновом варианте «Капитала», т.е. в окончании экономической ру­кописи, созданной в период с августа 1861 г. по июль 1863 г. и озаглавленной «К критике политической экономии». В собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса она вошла как «Экономическая рукопись 1861 — 1863 годов» и за­нимает весь 48-й том. В отделе «Процесс обращения капитала» мы находим фрагмент о том, что прошлый труд должен пониматься как иная (превращен­ная) форма капитала, и ничего больше: «Вследствие того, что в действитель­ности при капиталистическом производстве этот прошлый труд постоянно противостоит живому труду как капитал, это противостояние, эта его от­чужденная, социально превращенная форма рассматривается как скрытый про­цесс, посредством которого капитал делает труд более производительным, хотя, разумеется, этот прошлый труд работников оказывал совершенно ту же самую услугу и тогда, когда он функционировал как их собственность»1.

Маркс К. Экономическая рукопись 1861-1863 годов // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 48. С. 148.

43

Обращает на себя внимание то, что понятия «социальная превращенная форма» и «отчуждение» используются Марксом как рядоположенные, но не обязательно как синонимы. Их парное употребление свидетельствует ско­рее о том, что оба понятия входят в число важнейших, принципиальных по своей значимости экономико-социологических категорий. Не случайно Маркс применил к понятию «превращенная форма» определение «соци­альная»: речь идет о социальных отношениях и коллективном труде работ­ников, а не об экономических отношениях, как в других произведениях Маркса, например в «Капитале», где используются выражения «процесс пре­вращения», «превращенная форма» при объяснении механизма обращения

капитала, обмена товаров и т.д.

Таким образом, в большинстве про­изведений, где употребляется понятие превращенной формы, оно исполь­зуется без предиката «социальная». В этих случаях Маркс говорил просто о превращенной форме, соотнося ее с экономическими, религиозными и идеологическими отношениями. Тер­мин «превращенная форма», который в немецком оригинале Маркса читает­ся «verwandelte Form», на английский переводится как «transformed form», что, конечно, не отражает всей глуби­ны и всех оттенков мысли, которые заключены как в немецком, так и в рус­ском слове. Превращенная форма обо­значает не просто изменение или трансформацию. В ней раскрывается более важное свойство социальной реальности и социального простран­ства — их деформации, переворачивание явления или процесса с ног на го­лову, выворачивание наизнанку. Превращение в свою полную противопо­ложность происходит настолько незаметно, что люди с удовольствием или по необходимости принимают видимость за истину, форму за содержание, делая вид, будто ничего в их жизни не изменилось.

Несомненно одно: превращенная форма описывает процесс социальной деформации общества, всей его структуры, а не искривление отдельных уча­стков социального пространства.

Учитывая, что произведения Маркса предстали перед русским читателем переведенными с немецкого, можно предположить, что прилагательное «со­циальное» имеет то же значение, что и прилагательное «общественное». На самом деле характеристика «социальные» относилась у Маркса только к сфе­ре классов и классовых отношений. Поскольку глава 54 «Капитала», посвя­щенная анализу классов, осталась незавершенной, становится понятным, почему понятие «социальная превращенная форма» употреблено им еди­ножды и как бы мимоходом в подготовительных рукописях. Можно считать такой ход мысли своеобразной теоретической заготовкой, инструментом по­знания, который предполагалось использовать в будущем, но который так и остался незадействованным. Поэтому категорию превращенной формы

44

приходится реконструировать по экономическим, религиозным и идеоло­гическим отношениям. Не только идеологию или религию, но и мораль Маркс считал превращенной формой общественного сознания, которая искажает и прикрывает социальные антагонизмы2.

Категория «превращенная форма» относится не только к числу самых важных, но и самых ранних открытий Маркса. Впервые о ней идет речь в «Конспекте книги Джемса Милля» «Основы политической экономии», ко­торый Маркс составил в первой половине 1844 г. Здесь Маркс обращает вни­мание на анализ Дж. Миллем отчуждающей функции денег в обществе. Нормальным является состояние, когда человек общается (вступает во взаи­моотношения) с другим человеком без посредника либо с посредником, но таким, который не отчуждает от человека его человеческих, общественных качеств. Однако с появлением денег как посредника происходит неизбеж­ное «переворачивание первоначального отношения», иначе говоря, превра­щение, искажение нормальных взаимоотношений между людьми. «Вместо того чтобы человек был посредником для человека, наличие этого чуждого посредника приводит к тому, что человек рассматривает свою собственную волю, свою деятельность, свое отношение к другим — как силу, не завися­щую от него и от них... Предметы, оторванные от этого посредника, утра­чивают свою стоимость. Следовательно, они обладают стоимостью лишь постольку, поскольку они его представляют, между тем первоначально каза­лось, что посредник обладает стоимостью лишь постольку, поскольку он их представляет»3.

В этом фрагменте нет термина «превращенная форма». Но, конечно, дело не в названии. Маркс описывает ее важнейшие признаки, отражающие суть явления и его теоретическую матрицу. Первый признак — замещение реаль­ных отношений (между людьми или вещами) символическими (деньгами); второй — замещение явных отношений, которые эмпирически фиксируют­ся либо переживаются символическими, невидимыми, скрытыми; третий — доминирование символических и скрытых отношений; четвертый — отрыв та­кого рода иллюзорных (ненастоящих) отношений от нормальных (реальных) и превращение их в самостоятельную сущность, господствующую над людь­ми. Символические отношения, затаившиеся при нормальном ходе вещей на втором плане и вдруг выступившие на первом, — это, по существу, абстракт­ные отношения. Нормальное отношение — это обмен товаров между людь­ми. Даже вторжение денег в качестве посредника еще не переворачивает пер­воначального отношения. Но когда деньги, символизирующие стоимость (ко­торая и есть абстрактное отношение), начинают подчинять себе обычные человеческие отношения, т.е. когда человек становится рабом денег, тогда и только тогда можно говорить о превращенной форме. В качестве посредника могут выступать не только деньги, но и, например, документы4.

Сегодня в научном и публицистическом обороте можно встретить разные словосочетания, в которых используется — к месту или не к месту — поня-

Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М, 2001. Маркс К. Конспект книги Джемса Милля «Основы политической экономии» // К. Маркс, Ф. Эн-^ гельс. Соч. Т. 42. С. 18.

Подробнее см.: Кравченко А.И. «Мир наизнанку»: методология превращенной формы // Социоло­гические исследования. 1990. № 12. С. 23-36.

45

гие превращенной формы, приведем некоторые примеры, позаимствован­ные нами из текстов, размещенных на интернет-сайтах.

♦ Деньги — это превращенная форма риска.

Превращенная форма — это превращение средства в цель.

♦ Антиэлита — превращенная элита.

♦ Зазеркалье — мир превращенных форм.

♦ Зарплата как превращенная форма стоимости и цены рабочей силы.

♦ Повременная плата есть превращенная форма цены рабочей силы.

♦ Поштучная плата — превращенная форма повременной платы.

♦ Цена — превращенная форма ценности.

♦ Цена рабочей силы или денежная заработная плата — не что иное, как превращенная форма ценности этой рабочей силы.

♦ Социальной сущностью мифа является превращенная форма социаль­ного бытия.

♦ Информация — это превращенная форма энергии.

♦ Масс-медиа со стороны российского населения — это превращенная форма отчуждения реципиентов от происходящего в политической, гражданской жизни, выражение их исключительно зрительского уча­стия в социальной действительности.

♦ Конфликт есть превращенная форма движения.

♦ Налог с экономического оборота как превращенная форма стоимости прибавочного продукта.

♦ Крепостные отношения в России — превращенная форма феодальных отношений.

♦ Недостаток («бедность») есть превращенная форма избытка.

♦ Внутренняя свобода у автора подлинного произведения — это превра­щенная форма творчества.

♦ В советское время субъективность понималась лишь как превращенная форма объективности.

♦ Любовь — превращенная форма агрессии.

♦ Вопрос о земельной собственности в средневековой Руси как превра­щенная форма вопроса о политической власти.

 

♦ Идеология как превращенная форма действительности.

♦ С точки зрения философии квазичастицы, рассматриваемые как спе­цифические целостности «изнутри» сферы их отношений, вполне мо­гут быть названы превращенной формой (движения) вещества.

♦ Суперструны являются превращенной формой эфирной материи.

♦ Производительные силы и производственные отношения являются превращенной формой уровня обобществления производства.

♦ Наука как форма превращенного каббалистического знания.

♦ Метафизика есть не что иное, как форма превращенного (попросту лож­ного) сознания.

♦ Знания являются продуктом и превращенной формой работы интеллекта.

♦ Владение языком превращенных форм эстетического сознания даст уче­нику ключ к встрече с новым произведением.

♦ Чтение есть способ общения (в неких превращенных формах).

♦ Так называемые интересы общества часто на поверку оказывались лишь превращенной формой интересов различных слоев бюрократии.

♦ Марксизм как превращенная форма экономического детерминизма.

46

♦ Новокрестьянская, пролетарская и соцреализм — три превращенные формы постсимволистской русской культуры.

♦ Три превращенные формы постсимволистской русской культуры («но­вокрестьянская», «пролетарская» и «соцреализм») определили в сво­ей основе черты советской тоталитарной культуры, как она складыва­лась в 1920-е и в начале 1930-х гг. в СССР.

« Возникает то явление превращенной формы, которое всегда приковы­вало к себе мое внимание в силу скорее угадываемого, чем осознавае­мого корня самой российской беды.

4 Структуры, которые в либеральных демократиях относятся к граждан­скому обществу, в постперестроечном обретают превращенные формы кланово-корпоративных структур.

« О чувстве зависти — этой превращенной форме радости за других.

« Эвтаназия, какие бы благовидные маски она ни принимала, была и ос­тается превращенной формой убийства и самоубийства одновременно.

♦ Но средства ее реализации, предполагающие экономические отноше­ния по типу купли—продажи, включая и их превращенные формы («да­рение»), с неизбежностью умаляют этический смысл трансплантации...

Как видно из этого, далеко не полного перечня, философская и социо­логическая категория превращенной формы применяется к самым разным физическим, эстетическим, философским, экономическим, социальным явлениям и процессам. Далеко не всегда авторы используют это понятие

Врезка


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 817; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!