ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРЕВРАЩЕННОЙ ФОРМЫ



В отечественной литературе впервые самый глубокий и обстоятельный анализ превращенной формы провел выдающийся философ М.К. Мамар-дашвили6.

Совершенно справедливо Мамардашвили отмечал, что термином «пре­вращенная форма» Маркс характеризовал строение и способ функциониро­вания сложных систем типа общества, производства, религии, идеологии.

Сложность какой-либо системы обусловлена рядом параметров, отли­чающих ее от простых систем, скажем, наличием л-кратных степеней свобо­ды, автономностью части элементов системы, нелинейным и многомерным характером связи между ними, много-этажностью (матрешечностью) струк­туры, размытостью границ и сложно­стью переходов, ветвлением структуры и ее иерархичностью, мозаичным ха­рактером связи частей системы и др.

Особняком стоит общество. Слож­ность его структуры обусловлена при­сутствием в ней как субъекта, так и объекта наблюдения. При этом они считаются органично присущими сис­теме элементами. Когда физик наблю­ дает прохождение элементарной час­тицы в пузырьковой камере или воз­никновение новой звезды, он отдает себе отчет в том, что не является элементом этого мира. Но социолог — часть общества, его мышление зара­жено обыденными стереотипами. Хотя он старается быть объективным и беспристрастным, но всякий раз терпит поражение. И так будет всегда. Он не способен подняться над изучаемой реальностью не потому, что ему не хва-

Генералы преступного мира. — http://www.galaxy.com.Ua/publications/library/moscow/7.htm. Мамардашвили М. Форма превращенная // Философская энциклопедия. Т. 5. М, 1970; Мамар­дашвили М. Превращенные формы. О необходимости иррациональных выражений // М. Мамар­дашвили. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 269-282; Мамардашвили М. Необходимость себя. М., 1996; Мамардашвили М. Превращенные формы (о необходимости иррациональных вы­ражений) // М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М., 1992; Мамардашвили М. Мета­физика свободы. Превращенные формы. — http://www.mamardashvili.ru/texts/art/forms.htm.

49

тает таланта или квалификации, а в силу каких-то объективных, не завися­щих от его воли и сознания законов. В определенной мере мы раскрыли их в томе I курса «Фундаментальная социология». Здесь мы будем говорить о проблеме в связи с категорией социальной превращенной формы — наиваж­нейшей в списке социологических понятий.

Если судить по рукописям Маркса, он нигде не говорил, что для анализа превращенной формы надо изучить прежде всего связку наблюдатель—наблю­даемое. Первым такой ход мысли предложил Мамардашвили, но сделал это в силу присущей его стилю мышления эзотерики и изящной туманности так, что о многом приходится догадываться и многое додумывать. Однако шаг в

нужном направлении был сделан.

Реконструированная логика рас­суждений Мамардашвили о превра­щенной форме, изложенных в его со­чинениях (см. сноску 6), выглядит сле­дующим образом. Всю совокупность общественных отношений создают сами люди — не Бог и не Вселенная, поэтому их надо считать искусствен­ной конструкцией. Но они создают их с помощью своего и общественного, т.е. коллективного, сознания, а в нем наряду с правильными мыслями (научными теориями) существует множе­ство предрассудков, стереотипов, мифов и идеологем. Все они проецируются на систему общественных отношений. Таким образом, последние уже в са­мом своем замысле являются искаженными. Второй этап искажения насту­пает в тот момент, когда люди, даже имея идеальный и во всех отношениях правильный замысел, начинают его воплощать в жизнь. На этом этапе, и об этом постоянно предупреждают социологи, вступают в действие многочис­ленные отступления, обусловленные эгоистическими или групповыми ин­тересами людей (достаточно представить себе лоббирование — самый силь­ный инструмент социального искажения), их низкой квалификацией либо отсутствием мотивации в качественном выполнении задания или просто ленью и небрежностью.

Дважды искаженную социальную реальность каждый рождающийся че­ловек встречает как предуготовленную форму. Только в зрелом возрасте он становится участником созидательного процесса и внесет в построение об­щества свой вклад. Но первую половину жизни в ходе социализации и вос­питания он осваивает коллективное наследие, созданное предками. Как ему преподают устройство общества и специфику культуры родители и учите­ля, как позже человек пересматривает полученные от них знания под своим углом зрения, благодаря приобретенному жизненному опыту, не всегда удач­ному и счастливому (фронт, тюрьма, сиротство, психбольница — соци­альные институты, искажающие представление о социальной реальности), останется для нас навсегда загадкой, ибо все это выступает частью индиви­дуальной и неповторимой биографии, которую чаще всего не удается изу­чить доступными социологии инструментами. Назовем происходящее на этом этапе третьим типом искажения.

Если теперь представить себе, как человек отражает в своем сознании существующую реальность, то окажется, что отражение многократно иска-

50

жено. Характер деятельности людей отражается обратно в их сознании в виде определенным образом значащих предметов. «Именно таким переворачи­ванием и очерчивается сознание, в котором реальные структуры получают поле для своего представительства» (Мамардашвили). На наблюдателя влия­ют общественное сознание, в свою очередь искаженное и запутанное, а по­этому до конца индивиду непонятное, его личное сознание и мировоззре­ние, светящееся отраженным, а потому и-кратно искаженным светом, со­циальные институты, направляющие его социализацию и жизнь в целом, которые создавались им лично и предшествующими поколениями с огром­ным багажом искажений и отклонений.

Рис. 7 Уличная толпа. Скандинавия

Человек, будь он даже всеведущим социологом, видит мир через призму, которая и сама искажена (по своему внутреннему устройству) и изображение посылает сильно искаженное (лучи света, проходящие через призму, искрив­ляются в искривленном социальном пространстве), и образ получает искажен­ный, поскольку интерпретирует воспринимаемые объекты по-своему. При таком отражении недолго принять ложное за истинное, вымысел за самую реальность, даже не осознавая произошедшей аберрации зрения.

Мамардашвили, излагая учение Маркса, говорит о том, что человек, всту­пая в этот мир, имеет дело с системами, реализующимися и функциониру­ющими посредством сознания, т.е. такими, которые содержат в себе свои же отображения в качестве необходимого элемента. Это означает, что соци­альная система, прежде всего общество, а не только отдельные его части, ска­жем, религия или идеология, включает в себя сознание наблюдателя в каче­стве внутреннего элемента. Без такого включения социальная система не может существовать. Если довести эту мысль до логического предела, то

51

придется утверждать, что общество существует не столько в материальном пространстве, сколько в воображаемом, т.е. так, как его видят и понимают люди. Причем воображаемое пространство, состоящее из коллективного сознания и индивидуальных сознаний всех людей, «намеренно» (чье это намерение и что оно собой представляет, никому не известно) создается с расчетом на измышления и искажения. Иначе и быть не должно, ведь кон­струируют его сами люди, привнося в свой замысел, а позже и в его реали­зацию, свои предрассудки и искажения.

Выходит, что сознание — это функция, атрибут социальных систем, ко­торые мы по своей наивности считаем объективно и независимо от нас су­ществующими. Печальное заблуждение! Оно порождает массу исторических нелепостей, например фетишизм и реификация. Их суть заключается в объективировании того, что по природе своей является исключительно субъективным.

Если фетишизм описывает вполне конкретный исторический тип рели­гиозных верований, то реификация имеет более универсальное значение, относится к любым общественным явлениям, связанным с овеществлени­ем. Собственно говоря, реификация{reification от лат. res — вещь, wfictio — создание; вымысел, олицетворение)7 как раз и означает овеществление по­нятия, превращение человеческих отношений в «вещные». Свойства, при­обретаемые предметом в процессе товарного обмена, начинают восприни­маться как его собственные качества. Некоторым вещам (например, денеж­ной купюре или золотой монете) приписывают таинственную силу, причем верят, будто эта сила дана ей «от природы», забывая, что все свои особые свойства она получила исключительно от общества и существующих в нем социальных отношений. Общественные отношения, стоящие за отношени-

Врезка

ФЕТИШИЗМ (от фр. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами и служащих объектом религиозного поклонения. Был распро­странен у всех первобытных народов. Сохранив­шиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисма­ны. Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предме­там. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или цвета, зуб животно­го, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявить­ся его чудодейственная сила. У первобытного че­ловека фетиши встречались везде — на тропин­ке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойни­ков, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля. Фетишизм, пережив свою историче­скую эпоху, стал элементом более поздней куль-

туры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в кар­ман перед экзаменом какой-то «счастливый» предмет, бизнесмен или автогонщик пользуется более дорогими реликвиями. Отголоски фетишиз­ма можно найти в уважении знамени полка, госу-

дарственного флага, символа клуба, чести мунди­ра. Современные амулеты, которые берут с собой на соревнование спортсмены, являются пережит­ком фетишизма. Разновидностью его считают идолопоклонство.

7 Кроме того, reify означает «преобразовывать или рассматривать как конкретную вещь».

52

ями предметов, перестают замечать. Качества, которые вещь получает в ходе человеческого взаимодействия, предстают как изначальные свойства. Это все равно что превратить достигаемый статус в предписанный, заявив, что, к примеру, монарх, президент, генеральный секретарь, управляющие госу­дарством, родились таковыми, а не получили жезл из рук народа, а затем уза­конили свою власть. Таким образом, явления человеческого мира оказыва­ются как бы явлениями природными, «овеществляются». То, что возника­ет, исчезает и меняет форму, воспринимается как навсегда данное. При этом не важно, осознают или нет подмену, заявляют об этом или умалчивают, ве­рят в превращение или нет. Главное, что свое поведение и социальные от­ношения они строят исходя из механизма реификации.

Склонность рассматривать изучаемый объект как вещь — реификация объекта — свойственна человеческому сознанию с первобытных времен. Первобытное мышление не разделяет слово и вещь, откуда и происходит вера в магическую силу слова. Сегодня этот рудимент, который сохранился до сих пор и, судя по всему, «неплохо устроился» в современной культуре, проявляется в «вещизме»8 (фр. chosisme от chose — «вещь»), вещеподобном, мифологемном представлении о виртуальных абстрактных объектах. Она по­стоянно встречается в научных дискуссиях, на конференциях, в учебниках и монографиях, хотя авторы об этом и не догадываются. Когда произносят (или пишут) фразы типа «общество выступает против насилия», «наше го­сударство должно заботиться о...», «этой стране придется потесниться на гео­политической карте мира», то на самом деле занимаются тривиальной про­цедурой реификации. Государство, страна или общество не являются веща­ми — одушевленными или неодушевленными, которые отодвигаются, что-то заявляют, с кем-то борются или против чего-то протестуют. В этом смысле был абсолютно прав М. Вебер, выступавший против социологиче­ского реализма, предлагавшего сделать реальными абстрактные понятия. Он так и говорил: класс, общество и государство нельзя рассматривать как ин­дивидов, наделенных мотивами, действиями и целями. Когда в 1950-е гг. на Западе СССР называли «империей зла» и «тюрьмой народов», говорящие производили реификацию. Реификация, или овеществление социальной реальности, по мнению П.Бергера и Т. Лукмана, может происходить через институционализацию, создание под готовые идеи, выдвинутые реформа­торами, новых учреждений, структур, организаций. Реификация — это ове­ществление социальной реальности, сопровождающееся превращением со­зданного человеком мира в мир вещей и институциональных структур. При овеществлении общества отношения между людьми принимают форму от­ношений между вещами или между статусами. Директора крупной корпо­рации гостеприимно встречают только потому и лишь до тех пор, пока он олицетворяет собой мощную социальную структуру. Как только он уволь­няется, его забывают. Реификация политического пространства означает, кроме всего прочего, объективирование права, т.е. трактовку закона как са­мостоятельного объекта, противостоящего субъекту и способного что-то вершить, кого-то сажать, арестовывать и т.д.

Вещественные формы продуктов человеческой деятельности, пишет Мамардашвили, наделяются социальным значением, например сапоги или

ермин введен в научный оборот французским философом Гастоном Башляром.

53

автомобиль обладают стоимостью и в таком виде регулируют наши отноше­ния и взаимодействия. Но мы этого не замечаем. Нам кажется, что соци­альным значением обладает сама вещь. Поскольку мы приписываем соци­альные значения самим вешам, они превращаются для нас в фетиши.

Согласно предположению Мамардашвили, превращенная форма, явля­ясь результатом искажения внутренних связей социальной системы, скры­вает их фактический характер, подменяет видимыми, или косвенными. Искаженные связи обретают настолько прочную самостоятельность, что начинают вести себя как отдельное, качественно новое и самостоятельное образование. В этом и суть такого феномена: искаженные связи (черты, свойства, качества) настолько видимы, что их можно фиксировать эмпири­ческим путем, напротив, о скрытых за ними реальных чертах приходится только догадываться. Превращенная форма выступает своеобразной суб­станцией, носителем этой видимости9.

Превращенную форму можно интерпретировать иначе — как особую, если можно так выразиться, порочную разновидность обычного (классического) соотношения философских категорий формы и содержания. «Особенность превращенной формы, отличающая ее от классического отношения формы и содержания, состоит в объективной устраненности здесь содержательных определений: форма проявления получает самостоятельное «сущностное» значение, обособляется и содержание заменяется в явлении иным отношени­ем, которое сливается со свойствами материального носителя (субстрата) са­мой формы (например, в случаях символизма) и становится на место действи­тельного отношения. Эта видимая форма действительных отношений, отлич­ная от их внутренней связи, играет вместе с тем роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы... Прямое отображение содержания в форме здесь исключается»10.

Маркс сделал крупный вклад в теорию познания, открыв феноменоло­гическую природу сознания, его квазипредметный характер. Глубоко про­анализировать его можно лишь с помощью такой концептуальной схемы, такой абстракции, как превращенная форма.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!