Объяснение понятия «сущность».



Уроки Корана монотеизм и миссия пророков

Мухсин Гераати

Смысл мировоззрения.

Все мы слышали слово «мировоззрение». Мировоззрение оз­начает общее истолкование мира.

Некоторые, рассматривая бытийный мир, находят его целе­направленным образованием, имеющим осмысленное начало, и считают, что мир создан на заранее созданной основе и облада­ет определенным упорядоченным строением. Это называется «религиозным мировоззрением».

Другие полагают, что бытийный мир не имеет заранее со­ставленного плана развития, никакое разумное начало его не создало и у мира нет определенной цели и порядка.

Этот подход и образ мыслей называется «материалистиче­ское мировоззрение».

Таким образом, мировоззрение — это общий взгляд на про­блему бытия и человека в мире.

Польза обсуждения проблемы мировоззрения.

Польза и результат двух указанных подходов не подлежит сомнению, ибо, если у этого большого дома, т. е. у мира бытия, есть хозяин и в этом доме есть порядок и цель существования, то и я в качестве части его должен подчинить себя воле хозяина дома (т. е. Бога) и должен соответствовать тому плану, который он (с помощью Откровения и пророков) дал человеку.

Однако если бытийный мир не имеет общего замысла, цели и порядка, то и для меня нет причины, чтобы соблюдать некий порядок и принимать на себя определенные обязательства и ус­тановления.

Сейчас часто используется слово «человек сознательный (букв: принявший на себя обязательства) и ответственный» Мы ответственны тогда, когда находимся под наблюдением, когда с нас спрашивают за наши поступки, когда в мире есть цель и порядок. Поэтому мы можем быть «сознательными и от­ветственными» только в системе религиозного мировоззрения.

С точки зрения материалиста, бытие не имело предвари­тельного замысла и с течением времени дошло до сегодняш­него состояния. Все люди движутся в сторону небытия и, уме­рев, превращаются в ничто. Поэтому единственная цель — это материальное благополучие, удовольствие и превращение в ничто.

Тот, кто так думает, может сказать себе: зачем мне жить и почему не покончить жизнь самоубийством? Если я после дол­гих лет мучений все равно исчезну, почему бы мне не освобо­дить себя раньше? Воистину, жизнь, наполненная смыслом, возможна только с религиозным мировоззрением.

Роль мировоззрения.

Если кто-то глухой ночью постучит вам в дверь, вы, не уз­нав его и не убедившись в его намерениях, не пустите этого че­ловека к себе в дом.

Пока мы не узнаем, какова погода в городе, в который со­бираемся ехать, не можем решить, что с собой взять.

Пока мы не узнаем пригласили ли нас на свадьбу или на поминки, не можем решить, что надеть. Таким образом, мы должны иметь ясное представление о чем-либо, чтобы правиль­но понять то, что от нас ожидается.

Поэтому убеждения, образ мышления и познания, или дру­гими словами наше мировоззрение, накладывает отпечаток на наше поведение и наш выбор.

Выбор мировоззрения.

Выше мы сказали, что существует, два подхода к бытийному миру и человеку:

1) религиозный подход, согласно которому у бытийного ми­ра существует хозяин, порядок и разумный замысел;

2) материалистический подход, который заключается в том, что у мира нет хозяина, нет замысла и цели и что мир идет к небытию.

Учитывая значение и роль мировоззрения, о чем говорилось в первом уроке, человек не может избежать выбора между эти­ми двумя видами мировоззрения.

Существует несколько критериев, указывающих на лучшее мировоззрение:

1) Мировоззрение, связанное с рациональными аргумента­ми;

2) Такой взгляд на мир и такое истолкование его, которое лучше гармонирует с нашей сущностью;

3) Такое мировоззрение имеет ценность, которое дает человеку радость, надежду и ответственность.

А теперь с учетом вышеперечисленных критериев займемся рассмотрением этого вопроса.

Монотеизм как основополагающий принцип религиозного мировоззрения.

Разум подсказывает нам, что любое следствие имеет причи­ну. И это настолько ясно, что даже если вы осторожно подуете на лицо новорожденного младенца, он откроет глаза и будет взглядом искать источник этого дуновения, так как он тоже по­нимает, что у него обязательно должен быть источник

Определение причины через ее следствия — одна из самых обычных житейских проблем. Во всех судах на основании улик приходят к определенным результатам.

И как можно предположить, что для создания фотографии или рисунка петуха или павлина нужен фотограф или худож­ник, а сам петух или павлин был создан без плана и без кон­структора? Как мы можем убедить себя, что кто-то создал фо­тоаппарат, но у человеческих глаз не было одушевленного со­здателя?! К тому же фотографические способности глаза на­много важнее фотографирования с помощью фотоаппарата: в фотоаппарате надо все время заменять пленку, а наш глаз ра­ботает постоянно; фотоаппараты делают или обыкновенные снимки или цветные, а глаза «фотографируют» и в простом и в цветном режиме, и с близи и из далека, и на солнце и в те­ни.

Как наш разум может принять то, что фильтрующий очист­ной аппарат кем-то создан, а система пищеварения не имеет создателя? Как мы можем принять то положение, что порядок в жизни человека свидетельствует о его интеллекте, а порядок в бытийном мире не свидетельствует о наличии осмысленного начала? И как смогли элементы, лишенные чувств, установить для себя законы, на раскрытие которых ученый тратит целую жизнь?

Короче говоря, если одним из признаков лучшего мировозз­рения является его гармоничное сочетание с рассудком, то наш ум при первом соприкосновении с точным порядком бытия принимает его осмысленную силу. По воле божьей, тот же рас­судок отвечает на некоторые соблазны и сомнения.

Изучение бытия, обладающего точным порядком, приводит нас к религиозному мировоззрению. Это первый признак пра­вильности взгляда на мир и образа мыслей. Другим признаком правильности религиозного мировоззрения является его гармо­ничное сочетание с сущностью. Я должен объяснить значение слова «сущность», чтобы было понятнее, что мы подразумева­ем, когда говорим, что познание Бога естественно и врожденно.

Объяснение понятия «сущность».

Слово сущность совпадает по значению со словами «натура» и «естество». Любое человеческое чувство, проявление которого не нуждается в упражнениях и специальной подготовке, и ко­торое постоянно присутствует в человеке и стабильно проявля­ется во всех людях и в любом месте и времени, называется сущностью, натурой либо инстинктом. Впрочем, следует заме­тить, что обычно под инстинктом подразумеваются чувства и влечения, присущие и животным, и людям. Признаком естест­венности чего-то является всеобщность данного явления.

Например, привязанность матери к ребенку естественно, т.е. у матери есть чувство, которое без внушения и вмешательства воспитателя заложено в ее природе и является всеобщим чувст­вом. Иными словами, когда и куда бы вы не обратились, в лю­бой системе и при любом режиме вы найдете в матерях эту привязанность. Конечно, какие-то факторы могут это чувство ослабить или усилить. Возможно также, что какие-то проблемы или чувства заслонят собой другие эмоции и переживания.

Надо иметь в виду, что человек имеет влечение к собствен­ности и к приятному времяпрепровождению и хорошему здо­ровью, однако эти чувства в людях не одинаково развиты. Не­которые жертвуют собственностью ради жизни, а другие готовы жизнь отдать за собственность. В свое время приверженность чести и достоинству (считалось, что иметь дочь непристойно) приводила к тому, что отец, забыв о привязанности к собствен­ной дочери, собственноручно живой отправлял ее в могилу.

Поэтому «естественность» чувства не означает, что человек постоянно находится в его власти, ибо его могут заслонить дру­гие чувства.

Чувство гордости возникает из естественности. Человек, следующий своим естественным чувствам, находится в покое. Когда мать с гордостью держит на руках своего ребенка и когда она критикует другую мать, не проявляющую любви к своему ребенку, — и эта гордость и это недовольство суть проявления человеческой сущности.

А теперь посмотрим, является ли познание Бога естествен­ным чувством?

Спросим любого человека в любом месте и времени и при любом режиме, что он чувствует в этом бытийном мире?

Чувствует ли себя независимым или ощущает некоторую свою зависимость? Никто не скажет, что чувствует себя незави­симым в этом мире. Абсолютно все несут в себе это чувство за­висимости, но это искреннее чувство может иметь различное наполнение:

1) искреннее чувство и реальное наполнение его;

2) искреннее чувство с ложным наполнением.
Например, когда грудной ребенок хочет есть, это искреннее

чувство, которое может удовлетворяться с помощью молока ма­тери либо с помощью пустышки, причем во втором случае мы имеем дело с ложным удовлетворением чувства голода.

В человеке тоже объективно существует чувство зависимо­сти, но зависимости от чего?

1) зависимости от воли Божьей?

2) зависимость от силы природы?

Сама природа зависит от множества факторов. Поэтому мы должны зависеть не от природы, а от такой силы, которая в противоположность природе и нам не будет зависеть ни от че­го.

Миссия пророков.

Миссия пророков как раз и заключается в том, чтобы пре­пятствовать неправильному наполнению нежных человеческих чувств. Так же и мать или воспитатель не позволяет ребенку от голода есть любую пищу. Взгляд на историю показывает, что люди, не имеющие пророков в качестве своих лидеров, попада­ют во власть суеверий и предрассудков.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!