I. Знакомство учащихся с новой главой



Вступительная беседа

Учитель. Ребята, сегодня мы начинаем читать следую­щую главу учебника. А открывает нам ее какой-то челове­чек. Кто же он и откуда?

Ученик. А! Я узнал: это гном. Он из сказки.

Учитель. А кто такие гномы? Знаете?

Ученик. Да, это маленькие человечки. Они волшебники.

Учитель. Значит, эта глава тоже будет необычной, вол­шебной. Она откроет нам новый секрет художественных текстов. Прочитайте, как этот секрет называется.

(Дети читают хором:

«...А если я глаза закрываю,

Мне видно то,

Чего не бывает...»)

Учитель. А как вы понимаете эти слова? Где можно увидеть то, чего не бывает?

Дети. — Во сне...

—В мечтах.

—В своем воображении.

—А еще в сказках, когда читаешь и представляешь эти картины.

Учитель. А теперь прочитаем текст, напечатанный на желтом фоне. Он вводит нас в новую главу и сообщает что-то интересное.

(Ребята читают текст про себя.)


Учитель. Что же вы узнали?

Ученик. Что авторы могут изобразить не только то, что бывает в жизни, но и то, чего не бывает.

Учитель. О том, что бывает, мы узнали в предыдущих трех главах. Мы не только об этом читали, но и наблюдали, как авторы это делают, какие секреты знают, чтобы инте­ресней и достоверней рассказать читателю о жизни людей или о природе.

Сегодня мы будем читать другие тексты, о том, чего не бывает в жизни.

Наверное, вам уже приходилось читать самим или вам читали взрослые такие книги, где события или герои вы­мышленные. А как эти книги называются, знаете?

Дети. — Сказки!

— Фантастика!

Учитель. Значит, авторы нас вводят в чудесный фанта­стический и сказочный мир. Сейчас мы будем читать сти­хотворение детского писателя Самуила Яковлевича Марша­ка, его портрет вы видите. Маршак был настоящим другом ребят: он написал для них много произведений, интерес­ных и поучительных. Мы не раз будем читать его стихотво­рения, и я надеюсь, что вы их полюбите.

А сейчас мы прочитаем стихотворение «Дремота и Зево­та» и посмотрим, о чем оно. Но вначале познакомимся с трудными и малознакомыми словами, которые встретятся в этом тексте.

2. Работа поразделу «Предварительное чтение»

3. Чтениеучителем текста стихотворения С. Я. Маршака«Дремота иЗевота»

(До чтения перед учащимися ставится задача предста­вить в своем воображении героев.)

4. Беседа после чтения

Учитель. Кто главные герои в этом стихотворении?

Ученики. Дремота и Зевота.

Учитель. А как вы их себе представляете? Нарисуйте словами.

Дети. — Дремота и Зевота — это феи. Они могут закол­довать детей. Это колдуньи.

— Я их представил в черной накидке и с закрытыми глазами.

— А я Дремоту представила с закрытыми глазами, а Зе­воту — с раскрытым ртом и страшными большими зубами.

— А я представила их в образе птиц: Дремота — это голубь, а Зевота — ворона.

Учитель. А как вы думаете: Дремота и Зевота суще­ствуют в жизни?

Дети. — Нет, не существуют.

— А я думаю, что они есть, только мы их не видим. Они подкрадываются незаметно к нам и заставляют нас дремать и зевать.

Учитель. Итак, одни из вас говорят, что таких существ нет, другие — что есть, но мы не видим их. Но когда вы слушали стихотворение, вы же смогли их представить в образах, которые существуют на самом деле: людей, птиц?

Дети. Да, представили.

Учитель. В этом и заключается авторский секрет. По­пробуем его отгадать.

5. Чтение текста стихотворения учащимися с разбором

Учитель. А теперь будем читать текст по предложени­ям и находить слова, которыми автор рисует образы, героев и их действия. Как вы себе представляете первую картину?

Дети. — Я представила ночь, а Дремота и Зевота бродят по дороге. Они в черном, и их не видно.

— Они подкрадывались к домам тихо и незаметно, заг­лядывали в окна и во все щелочки.

— А еще я представила, как Дремота потихонечку под­ходила к детям и говорила, что нужно ложиться спать. Она эти слова говорила шепотом, чтобы не слышали взрослые.

Учитель. Вот видите, герои вымышленные, но вы о них рассказываете, как о реальных людях. Какие же авторские слова помогли вам представить этих героинь в образах лю­дей? Найдите эти слова.

Дети (находят). «Бродили», «забегала», «заглядывала», «говорила».

Учитель. Читаем дальше. Кого еще рисует Маршак?

Ученик. Детей, которые укладывались на ночь спать.

Учитель. Но если дети и так укладывались спать, как вы говорите, то почему же Дремота и Зевота им говорили об этом?

Ученик. Наверное, дети не хотели ложиться спать. Я тоже не люблю ложиться спать, мне хочется подольше по­играть.

Учитель. Узнаете привычную картину? Наверное, мно­гих из вас приходится уговаривать ложиться в кровать. Значит, рассказывая о детях, автор эту ситуацию придумал или взял из жизни?

Дети. — Нет, не придумал.

— Он взял из жизни.

Учитель. А остальные картины, обстановка, в которой действовали Дремота и Зевота, сказочные или настоящие?

Дети. Нет, не сказочные.

Учитель. А чем вы докажете?

Дети. — В тексте ничего не сказано о сказочных карти­нах, а наоборот: Дремота забегала в обыкновенные калитки и ворота.

— Герои заглядывали в обыкновенные окна и щелочки дверей.

— А еще они говорили настоящим детям, чтобы они ло­жились спать.

— Здесь все описано, как в жизни.

Учитель. Значит, картины реальные, обычные. А что же придуманное, чего не бывает?

Дети. Только Дремота и Зевота.

Учитель. Действительно, только образы Дремоты и Зе­воты автор придумал, а вся обстановка привычная, обыкно­венная, реальная.

настроению. Выберите из «Словаря настроений» слова, ко­торые подойдут для определения настроения этого текста.

— Оно спокойное.

— Сонливое.

— Успокаивающее: Дремота и Зевота детей укладывают спать.

— А я думаю, что таинственное, потому что героини хо­дили тихо, таясь от всех и крадучись.

— Тихое...

А теперь давайте вспомним все секреты авторов художе­ственных текстов, которые мы знаем, и найдем их в стихо­творении, чтобы доказать то, что вы сейчас говорили.

(При перечитывании текста учитель обращает внимание на плавность повествования, а также на обилие широких гласных, открытых слогов:

«Дре-мо-та»;                «за-бе-га-ла»;

«хо-ди-ли»;                  «ля-жет»;

«бо-ло-ту»;                  «ска-жет»;

«Зе-во-та»;                   «зе-вать» и др.)

«го-во-ри-ла»;

Учитель. А как вы думаете, такое стихотворение к чему больше располагает: ко сну или к бодрствованию?

Дети. Конечно, ко сну.

Учитель. Значит, автор этого стихотворения ставит пе­ред детьми еще одну задачу. Какую?

Ученик. Наверное, расположить их ко сну.

Учитель. Верно, вспомните, как ваши мамы делали, ког­да хотели вас уложить спать.

Ученик. Они нам пели колыбельные, рассказывали на ночь сказки.

Учитель. Какие? Вспомните.

(Ребята вспоминают колыбельные песни.)

Учитель. И как же мамы вам пели?

Дети. — Мягко, тихо!

— Спокойно, ласково!

— Нежно!

— Таинственно.

— Немножко нас стращали: «Придет серенький волчок и укусит за бочок».

Учитель. А это стихотворение похоже на те колыбель­ные, которые вам пели мамы, или на сказки? Дети. — Да, похоже, оно располагает ко сну.

— Здесь также говорится о сне.

— Дремота и Зевота уговаривают детей уснуть поскорей. Учитель. Попробуйте прочитать так, как вы сказали.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!