Вступительное слово учителя, постановка новых учебных задач



Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературное чтение». И встречает нас здесь... Давайте посмотрим — кто?

Ученики. Кот.

Учитель. Верно, но не простой, а какой?

Дети. — Ученый!

— Из сказки.

Учитель. А почему вы решили, что он сказочный? Ученик. Потому что он в одежде и что-то говорит... Учитель. А в каких сказках встречается этот герой? Дети. — «Кот в сапогах».

— «Приключение Кота Леопольда».

— А еще в стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».

— «Трое из Простоквашино».

— «Том и Джерри».

Учитель. А теперь давайте прочитаем, что нам говорит ученый сказочный кот.

(Дети читают название главы: «Складно да ладно».)

Учитель. Оказывается, он открывает нам новую главу, которая так и будет называться. Но что обозначают эти сло­ва? Об этом вы узнаете позже. Это наш следующий «сек­рет».

Работа над разделом «Предварительное чтение»

Чтение учащимися отрывка

«Весна-красна» (по И. С. Соколову-Микитову)

И стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»

Учитель. А теперь мы начинаем открывать третий «сек­рет» художественного текста: что же обозначают слова «Складно да ладно»? Прочитаем два первых текста и по­смотрим, о чем они.

(Ребята читают вполголоса, знакомятся с содержанием текста.)

Беседа после чтения

Учитель. О чем эти тексты?

Ученик. О весне.

Учитель. О каких весенних приметах рассказывают ав­торы?

Ученик. О том, что солнце стало светить ярче и жарче.

Учитель. Давайте прочитаем у Соколова-Микитова, как он говорит о солнышке.

Ученик (читает).

«Жарче и жарче светит солнце».

Учитель. А как пишет об этом А. Н. Плещеев?

Ученик (читает). «Теплей и ярче солнце стало».

Учитель. А что еще общего есть в описании весны у этих двух авторов? Прочитайте.

Ученик. У Плещеева: «Уж тает снег, бегут ручьи». И в рассказе о снеге написано: «На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля».

Учитель. Значит, оба автора пишут об одной и той же весенней поре?

 Дети. Да!

Учитель. О какой же?

Ученик. О ранней весне.

Учитель. А если бы я вам предложила выучить эти тек­сты наизусть, какой из них вы выберете?

Дети. — Я бы выбрал второй.

— И я тоже.

— А я тоже стихотворение А. Н. Плещеева.

Учитель. А почему? Они ведь — об одном и том же?

Ученик. А стихотворение учить легче. Оно складнее.

Учитель. Вот мы начинаем потихонечку подбираться к разгадыванию третьего «секрета» художественного текста: Дима сказал, что стихотворение «складнее». Почему же? Давайте разбираться. А поможет нам в этом еще одно сти­хотворение. Я вам его сейчас прочитаю.

Знакомство с рифмой: чтение стихотворения Д. Чиарди «Похожие хвосты»

Учитель. Прослушайте внимательно текст и скажите, о чем он и почему так называется.

(Читает текст вслух.)

Учитель. Так о чем стихотворение?

Ученик. Об удивительных птицах.

Учитель. А чем они удивительные?

Ученик. Они непохожие, а хвосты у них одинаковые.

Учитель. А теперь прочитайте в тексте, как автор на­звал птиц.

Ученик.Рифмами.

Учитель. Найдите в последних четверостишиях, как поэт поясняет, что такое рифма.

Ученик. Это одинаковые слова.

Учитель. Какие же? Прочтите.

Ученик. «Гвоздь» — «гость» — «трость».

Учитель. А разве они одинаковые? Подумайте, что обо­значает каждое слово. Разве значения у них одинаковые?

Ученик. Нет, они просто одинаково звучат.

Учитель. Сравните: все слово звучит одинаково или толь­ко его часть?

Ученик. Только часть.

Учитель. Я сейчас произнесу эти слова. Какая часть зву­чит одинаково?

(Произносит: [гвост'], [гост'], [трост'].)

Дети, «-ость!»

Учитель. А теперь вы произнесите выделенные слова из последней части и послушайте себя. Какая часть одинаково звучит?

(Дети произносят: [слон] [звон] [т'ил'ифон] «-он!»)

Учитель. Так о каких «хвостах» идет речь в стихотво­рении?

Ученик. Похожие хвосты — это концовки слов.

Учитель. Найдите еще раз в тексте строки о том, как умные люди называют птиц с похожими хвостами.

Ученики. «Недаром люди умные  Их рифмами зовут».

Учитель. Давайте теперь прочитаем правило в голубой рамочке в учебнике, поясняющее, что такое рифма.

(Ребята читают правило в учебнике и пересказывают, как его поняли, своими словами.)

Учитель. Теперь обратимся к стихотворению А. Н. Пле­щеева «Весна». Подчеркнем слова в тексте, о которых гово­рилось в правиле.

(«Ручьи» — «соловьи», «весною» — «листвою», «ла­зурь» — «бурь».)

Учитель. Обратите внимание, где они находятся: в на­чале строки или в конце.

Ученик. В конце строки.

Учитель. Посмотрите, есть ли в этом тексте другие риф­мы.

Ученик. Да, есть: «стало» — «миновала».

Учитель. А сейчас просмотрим отрывок И. С. Соколова-Микитова «Весна-красна». Поищите, есть ли здесь рифмую­щиеся, созвучные слова.

(Ученики еще раз читают текст и приходят к выводу, что в нем рифмы нет.)

Учитель. Значит, мы уже можем сказать, что придает стихотворению складность?

Ученики. Это рифма.

6. Закрепление понятия о рифме

Учитель. Попробуем находить рифму в других текстах. Наверное, многие из вас знают считалки. Кто-то будет их читать, а остальные — находить рифмующиеся слова.

(Ребята по очереди читают считалки и находят в них рифмы.)

Учитель. Ребята, я тоже вспомнила считалку из своего детства. Хотите, прочитаю?

«Котик белый, резвый, смелый,

По дороге ты не бегай.

Я хочу тебя догнать,

Выходи — тебе водить».

Понравилась вам моя считалка?

Ученики. — Вообще-то да, но конец у нее нескладный какой-то.

— Последние два слова не рифмуются: «догнать» и «во­дить», концовки у них звучат по-разному.

Учитель. А другие строчки созвучны? Давайте прове­рим.

Дети. Да, здесь все в порядке.

Учитель. Значит, надо исправить только последние две строки. Как же сделать, чтобы они были складными?

Ученик. Надо, чтобы оба слова оканчивались либо на «-ить», либо на «-ать».

Учитель. Так, давайте посмотрим, какое слово надо ме­нять: раз это считалка, значит слово «водить» мы оставля­ем, следовательно, вместо слова «догнать» надо подобрать слово на «-ить». Согласны?

Ученики. Да!

Учитель. Давайте попробуем подобрать такие слова!

(Дети подбирают: «пилить», «пить», «шить», «бить», «да­вить», «лить», «ловить», «родить», «звонить», «сорить», «любить» и т. д. Учитель записывает слова на доске.)

Учитель. Молодцы! Вот сколько слов подобрали. Но нам нужно только одно. Необходимо выбрать такое, чтобы оно и по смыслу подошло к первым двум строчкам считалки.

(Ребята пробуют подставлять из списка слова в строку и останавливаются на слове «ловить». Затем хором еще раз прочитывается считалка в измененном варианте: Котик белый, резвый, смелый, По дороге ты не бегай: Буду я тебя ловить. Выходи — тебе водить.)

Учитель. Ну как, теперь порядок?

Дети. Да, теперь складно.

Учитель. Так что же делает стихотворение складным?

 Дети. Рифма!

Учитель. К следующему уроку подберите интересные считалки.

УРОК 13-й

Тема урока

Ритм как признак стихотворного текста.

Цель урока

Формирование начальных представлений о ритме как основном признаке поэтических произведений.

Материал для чтения

Д. Чиарди «Хвосты» (В переводе С. Я. Маршака). Считалки.

Оборудование урока

Образцы орнаментов.

Фигурки для составления узоров на магнитной доске.

Схема ритмического рисунка на доске.

Метроном.

I. Повторение изученного материала

(Ребята читают подобранные ими дома считалки или сти­хотворения и находят рифмующиеся слова. Затем учитель подводит ребят к новому материалу.)

II. Работа над понятием ритма

Учитель. Ребята, мы продолжаем наблюдать над осо­бенностями стихотворного текста. Сегодня мы откроем но­вый секрет, без которого не бывает стихотворения. Мы бу­дем читать новые считалки в учебнике,

1. Беседа об историческом происхождении считалки как жанра устного народного поэтического творчества

Учитель. Ребята, а как вы думаете, какова задача счи­талки? Для чего ее люди придумали?

Ученик. Считалку придумали для того, чтобы выяснить, кому водить.

Учитель. А разве нельзя просто договориться?

Ученик. Нет, может кто-нибудь обидеться. А со считал­кой все получается справедливо — без ссор и обид.

Учитель. А как вы думаете, считалка — детское произ­ведение?

Ученик. Да, она создана для игры, взрослые ведь не играют, только дети.

Учитель. А вот и ошибаетесь. Это сейчас считалка ста­ла детской, а в глубокой древности считалки сочинялись не для детских игр. В те далекие времена многие виды работы были не только трудными, но и опасными для жизни. А делать опасную работу кому-то надо было. Кого же назна­чить, чтобы было справедливо и не так обидно? Вот люди и придумали способ распределения на работу — считалку. Но считалка должна не только выделить исполнителей опасно­го и тяжелого труда, но еще сделать так, чтобы у людей, кому вьшло трудное дело, поднялось настроение. Вот по­чему все считалки веселые, забавные, шуточные.

Давайте сейчас проведем конкурс на самую веселую счи­талку.

(Ребята, приготовившие считалки, выходят к доске и читают. Слушатели определяют, какая считалка была са­мой смешной.)

Учитель. Ну а сейчас обратимся к считалкам в учебни­ке.

2. Работа над текстом считалки в учебнике

Учитель. Давайте прочитаем тексты считалок и найдем в них то, что отличает их от обычных стихотворений.

(Ребята читают тексты и находят в них «особенные» сло­ва, подчеркивают карандашом, а затем обмениваются мне­ниями.)

Дети. — Во втором тексте, про коня, говорится прямо, что это стихотворение предназначено для игры: «Кто коня того поймает, С нами в салочки играет».

— И в последнем тексте, про зайца, говорится:

«Родион. Выйди вон».

— Во многих считалках есть слова, которые указывают
на того, кто выйдет из игры или кто будет водить.

Учитель. Да, но ведь не во всех текстах есть такие сло­ва, однако они называются считалками. Давайте посмот­рим третий текст. Что в нем говорит о том, что это именно считалка? Найдите.

(Ребята читают текст и с помощью учителя находят, что в нем есть перечисление: «царь, царевич, король, короле­вич...», что тоже характерно для считалки.)

Учитель. А теперь обратим внимание на четвертую счи­талку — в ней вообще непонятные слова. Хотя, если вслу­шаться, эти слова что-то напоминают: «ази», «двази», «три-зи», «пятом».

Ученики. — А я догадался, наверное, это счет: раз, два, три... пять.

— Да, ведь у многих считалок он есть, например:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять».

 Учитель. Сейчас я расскажу вам, откуда пришли счи­талки с непонятным содержанием. Дело в том, что в стари­ну люди не могли объяснить многих явлений природы и придавали ей человеческие свойства. Так, например, они верили, что животные понимают человеческую речь, поэто­му, собираясь на охоту, распределяя роли между собой, люди боялись употреблять обычные слова и вместо них употреб­ляли тайные, чтобы зверь ничего не понял. Так появились в считалке бессмысленные слова.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, люди пе­рестали бояться природы и труд стал менее опасным, счи­талка перешла в детскую игру и стала помогать детям весе­ло и по-справедливому распределять в ней роли.

А скажите, как вы с помощью считалки узнаете, кому водить? Надо просто прочитать текст?

Ученик. Нет, надо еще рукой показывать на каждого участника игры и при этом говорить слова считалки.

Учитель. Как  это? Покажите.

(По вызову учителя несколько учащихся выходят к дос­ке и один из них показывает, как надо считаться.)

Так, теперь мне понятно. Но скажите, а разве нельзя посчитаться, используя какое-нибудь стихотворение, напри­мер вот это:

«Скучная картина, Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца». Дети. — Нет! Это не годится, потому что это — не счи­талка.

— А еще оно скучное очень и для игры не подходит.

Учитель. Хорошо, давайте возьмем веселое: «Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости».

Дети. Нет, оно тоже не подходит. Это тоже не считалка, это стихотворение, его мы учили в детском саду.

Учитель. И все-таки давайте попробуем. Представим себе, что собралась группа детей, но никто не знает считал­ки, а посчитаться надо, и вдруг кто-то вспомнил стихотво­рение про лошадку. Давайте посчитаемся, используя это стихотворение.

(Ребята считаются и приходят к выводу, что с помощью этого текста тоже можно узнать, кто будет водить: тот, на кого приходится последний жест руки.)

Учитель. Вот видите, получилось! А вы говорили, что нельзя. Значит, в считалке есть что-то такое, что есть и во всех стихотворениях. Что же? Сейчас наконец-то мы откро­ем этот секрет.

3. Знакомство с ритмом

(Учитель на магнитной доске составляет узор из череду­ющихся фигурок: цветков и листиков.)

Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

Ученик. Узор из листиков и цветков.

Учитель. Он довольно прост: листик, цветочек, затем опять листик, потом снова цветочек. Красиво?

Дети. Да!

Учитель. А если я сниму два листика или два цветочка (снимает две одинаковые фигурки посередине орнамента), так лучше будет?

Дети. — Нет, так хуже, все испортилось.

— Надо вернуть фигурки.

(Учитель возвращает фигурки, но ставит их в другое ме­сто.)

Учитель. Теперь хорошо?

Дети. Нет. Надо их поставить на прежнее место.

Учитель. А как было прежде?

Ученик. Надо, чтобы фигурки чередовались, тогда бу­дет красиво.

Учитель. Вот мы с вами и подошли к секрету: чтобы было красиво, нужна четкость, порядок. В данном случае фигурки должны чередоваться. Такое чередование и назы­вается ритмом. В окружающей жизни вы можете найти множество примеров повторяющегося чередования предме­тов, явлений, звуков.

 

(Учитель подводит школьников к выводу, что ритм мож­но найти везде: во времени (смена времен года, суток, часы, минуты, секунды — здесь можно показать работу метроно­ма), в работе человеческого сердца (ребята слушают пульс), в дыхании, в качании маятника, в музыке и искусстве.)

Учитель. Вот видите, в жизни многие явления ритмич­ны, только мы не всегда это замечаем. И если ритм наруша­ется, произойдет сбой во всей жизни.

Ну а теперь вернемся к стихам и пронаблюдаем, есть ли ритм в этих текстах. Давайте прочитаем считалки и при этом будем хлопать в ладоши.

(В процессе этого упражнения дети с помощью учителя устанавливают, что при проговаривании считалки по сло­гам хлопок приходится на сильный слог, а когда ладошки расходятся, слог звучит слабее. Таким образом, ритм в сти­хосложении — это чередование сильного и слабого слогов. Далее ребята проверяют с помощью хлопков, во всех ли стихотворениях есть ритм. Для этого они вспоминают зна­комые стихотворения и хором проговаривают четверости­шия. В процессе такой работы дети приходят к выводу, что ритм есть во всех стихах.

Далее учитель сообщает, что ритмический рисунок сти­хотворения можно записать схемой. Учитель открывает за­ранее записанную схему ритмического рисунка какого-либо стихотворения либо составляет схему в процессе работы.)

Учитель. Ребята, за единицу ритма принимается слог. Давайте составим ритмическую схему считалки про коня. Вы будете мне помогать: хором читать и хлопать в ладоши, а я запишу считалку по слогам черточками.

(Ребята читают по слогам, хлопая в ладоши, а учитель записывает стихотворение схемой:

Конь-ре-ти-вый           ~ Л

Дол-го-гри-вый           " — л

Ска-чет-по-лем            ~ — " —

Ска-чет-ни-вой            * — "

Далее дети устанавливают сильные слоги, и учитель рас­ставляет над ними знаки ударения.

Проводя работу над четвертой считалкой в учебнике («Ази, двази»), дети приходят к выводу, что, несмотря на наличие в ней бессмысленных слов, ритмический рисунок не разрушается, ибо в считалке важно не содержание тек­ста, а ритм.)

Учитель. Итак, ребята, какие секреты мы открыли в стихотворениях?

Ученик. В стихотворении есть рифма и ритм.

Учитель. А теперь давайте в учебнике найдем правило, что такое ритм, и прочитаем его.

(Ребята читают правило в учебнике. Учитель обращает внимание детей на то, что когда в правиле говорится о безу­дарном и ударном слоге, имеется в виду не то ударение, о котором ребята говорили на уроках обучения грамоте: грам­матическое ударение в слове всегда одно, а в ритмическом рисунке слова может быть два ударных слога («долго-гри-вый»). Поэтому в стихосложении под ударными и безудар­ными слогами следует понимать сильные и слабые слоги.)

Домашнее задание. Выучить считалки в учебнике. Про­читать самостоятельно стихотворение А. Милна «Хвосты», найти в нем ритм и рифму.


УРОК 14-й

 

Тема урока

Расширение представлений учащихся о рифме.

Цель урока

Продолжение работы над осмыслением понятий «ритм» и «рифма» и основными правилами рифмовки.

Материал для чтения

Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (От­рывок).

Оборудование урока

1. Портрет Н. Н. Носова.

2. Книги Н. Н. Носова о Незнайке («Приключения Не­знайки и его друзей», «Незнайка на Луне» и др.)

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!