В отличие от языка животных, который содержит сигналы: пищи, опасности, сближения и тому подобное, речь человека содержит такие элементы, которых нет в природе.



Она не есть природный дар, она изобретена и все время совершенствуется. С помощью речи мы не только сигналим друг Другу о чем-то, что происходит сейчас. Мы можем рассказать о том, что невозможно непосредственно наблюдать. Мы можем рассказать о том, что было не с нами, о том, что возможно. Человеческая речь - важнейшее культурное достижение.

Интересно такое сравнение.

Супруги Келлог в течении года воспитывали обезьяну Туа вместе со своим сыном Дональдом, который был на 3 месяца старше. Оба получали совершенно одинаковое "воспитание". Вначале наблюдали и совершенно одинаковое развитие обоих, даже кое в чем Туа превзошла Дональда, например, в том, что научилась поворачивать выключатель, понимала приказания, такие как: "Погуди в дудочку, обними Дональда " и т. п. В 16, 5 месяцев от роду она реагировала на 59 предложений, Дональд на 68 (но он был старше на 3 месяца) и достигла максимума своего развития. Дональд же с того момента как заговорил быстро ушел вперед.

65


Речь сохраняет опыт развития человечества, связывает старое поколение с новым, создает новые слова для нового опыта.                                        

Получается, что человеческое дитя постепенно приобретает человеческие качества за счет взаимодействия с другими людьми и получения от них того опыта, который уже накоплен предыдущими поколениями.

А если этого не происходит? Если человек, родившись, не получает воспитания, если он имеет только инстинкты -станет ли он человеком?

В 40-вые годы этого столетия психологи проанализировали сообщение индийского миссионера Дж. А. Синга, который при своем посещении деревни Гадамури Миднапура сумел освободить из волчьего логова двух волчат и двух девочек. Волчица была убита, а оба старших волка убежали. Младшей из девочек Амале было примерно полтора-два года, старшей девочке Камале - приблизительно 8-9 лет.

Миссионер Синг принял обеих девочек в свои сиротский дом в Маднапуре и подробно записывал данные, касающиеся их перевоспитания. Дети вели себя как зверята, передвигались на четвереньках, вылизывали пищу из миски, ворчали как волки, защищали свою пищу, оскаливали зубы. Камала покусала ребенка, попытавшегося приблизиться к ней;

и еще через два года после того, как она была принята в человеческое общество, ухватила цыпленка, челюстями а унесла его, на четырех конечностях.

Младшая Амала умерла через год. Камала прожила в человеческом обществе около 9 лет. Очень трудно она расставалась со звериными способами поведения и за весь период воспитания выучила всего 100 слов и лишь через 8 лет была способна разговаривать короткими предложениями. Первое слово она произнесла через 2 года после начала воспитания, через 2 следующих года она узнала примерно 6 слов. Выпрямиться она смогла через 3 года, а первые самостоятельные шага на двух ногах лишь через 6 лет.

66


Может быть попробуем сформулировать основные первые признаки человеческого в собственном поведении?

Это можно сделать, например, так. Вспомни один из своих дней жизни, попробуй записать свои действия последовательно в течение дня: от пробуждения до ночного сна. Запиши их в таблицу слева. А справа отметь в соответствующих графах насколько это поведение было инстинктивным, а насколько культурным. Оценивать можно по 10-бальной шкале.

Например:

Поведение Инст. Культ.
1. Проснулся 10 4
2. Утренний туалет (умывание и прочее) 2 10
               

 

67


Поясним: 10 баллов (инст.) потому, что пробуждение положено от природы, 4 балла за то же самое потому, что проснулся от звонка будильника. Утренний туалет, включает естественные отправления (организм ведь и во время сна работает и накапливает отходы), но то, как это делается, а кроме того, - умывание с мылом из-под крана, Пользование полотенцем, чистка зубов, чтобы удалить неприятный запах и сохранить их белыми, красивыми и (по возможности) здоровыми - это уже все - культурное поведение.

Итак, человеком не рождаются, человеком становятся. Становятся за счет воспитания. А воспитание - это передача старшим поколением и освоение младшим поколением культурного опыта.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим, обществом.

 Из жизни авторов. Однажды, мы с учениками, обсуждая, что такое культура, начала перечислять все, что находится вокруг (вспомни экспедицию). Дом -культура, стул - культура, одежда - культура, все, что на столе - культура. А на столе в это время находились чашки с чаем и вазочка с пирожными. Я показал на пирожные: "Это тоже культура?" "Да, -отвечали ученики, - ведь это сделано руками человека, им придумано, этого нет в готовом виде в природе". "Тогда я сейчас Вам покажу как уничтожают культуру", - сказал я и съел пирожное. Несколько минут длилось молчание. Потом одна девушка радостно сказала:

"Нет, Вы культуру не уничтожили. Я знаю, как это сделать, я могу сделать такое же снова." В нашем дальнейшем разговоре получалось, что вещи - есть лишь материальные следы культуры, а главное - это способность человека, то есть знание способа. И речь шла не только о способах изготовления вещей, но и способах взаимодействия людей.

А вот это как относится к культуре?

68


Мы живем в многоквартирном доме. Все мы соседа. И вот у нас за стенкой или телевизор на всю громкость, или магнитофон, или они ругаются как будто в нашей квартире, или празднуют. И мама, и папа с ними говорили: "Может, мал, можно потише". А они: "Мы у себя дома". Живут так, будто вокруг никого нет.

Конечно, это тоже показатель уровня культуры. Человек уже научился пользоваться некоторыми материальными плодами всего человеческого общества, но пренебрегает другими. Эти другие способы взаимоотношений и нормы, которые их (эти взаимоотношения) регулируют. Ведь если не будет этих норм, как же жить вместе?

Человек, когда растет и все более очеловечивается - учится вести себя не только в соответствии с собственным сиюминутным желанием, но и с мнением и желаниями других людей и в соответствии с представлением о будущей полезности. Так в человеческой жизни кроме "хочу" появляется и "можно-нельзя", "хорошо-плохо" и еще очень важное "надо".

Появляются эти нормы в истории очень давно. Основными памятниками, которые сохранили эти первые заповеди, являются Ветхий и Новый завет (Библия). Они так и называются Заповеди. Примерно так сформулированы известные 10 заповедей в Книгах Исход и Второзаконие:

"- Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской из дома рабства; да не будет у тебя других богов кроме Меня.

- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

- Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

- Шесть дней трудись, а в седьмой - отдыхай, как сделал и Бог при сотворении мира.

09


- Почитай отца своего и мать.

- Не убивай.

- Не прелюбодействуй.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай имущества ближнего твоего.

В более поздних текстах свод этих общих правил значительно увеличен,: и в учении Иисуса Христа мы уже читаем самое главное правило: "Поступайте с другими людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами."

На этом основании, конечно, можно сформулировать и другие общие элементарные требования к поведению и взаимоотношениям людей: не оскорбляй человеческое достоинство, считайся с интересами других, уважай знание и мудрость и т. д.

Все это составляет ту духовную часть культуры, которую называют моралью.

Мораль - совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Для развитого в культурном отношении человека знание и соблюдение этих норм настолько само собой разумеется, что он не испытывает никаких трудностей во взаимоотношениях с другими людьми. Такой человек не чувствует себя связанным этими нормами, несвободным. Напротив - он свободен именно потому, что соблюдение правил взаимоотношений людей удобно для него. Эти правила стали для него собственными.

Понятно, что это происходит с человеком не сразу, на это уходят годы.

Конечно, не всегда и далеко не все правила, обычаи приемлемы. Иногда кажется, что совершенно невозможно

70


понять и принять какие-то сверхзаумные и, скорее всего, лишние ограничения. С этой позиции детский мир намного проще, чем взрослый. А животный мир, говорят, ещё проще. Там все рационально и правильно. Природа ведь не терпит лишнего.

К нам на балкон повадились дикие голуби. Парочка. Стали в клювах таскать всякий мусор, чтобы свить гнездо. Была ранняя весна. Балкон был еще с зимы наглухо закрыт, и это позволило голубям свить гнездо. Мама не успела вымести мусор с балкона. Когда спохватилась, было поздно. В гнезде вылупились из яиц два птенца. Уродливые голые создания.

Их тронуть мама не посмела. Из-за гуманизма. И терпела грязь и писк на балконе.

Я же задохнулась от радости. Мне сама судьба подкинула подарок: наблюдать день за днем чудо природы, как из черт знает чего возникают красивые благородные птицы. Один птенец был покрепче другого и отбирал пищу у своего брата. Второй, хилый, несчастненький, голосил от голода, тянул открытый клювик к матери, а она все отдавала своему любимцу, крепышу.

Однажды утром я обнаружила, что несчастненького мать выбросила из гнезда, и он, жалко растопырив голые фиолетовые крылышки, бился на скользких плитках балкона. А мать, как ни в чем не бывало, ворковала над своим любимцем. Мое сердце сжалось от боли. Хватило бы у меня жестокости, я бы вышвырнула это гнездо с балкона, а сиротку забрала к себе и вскормила искусственно. Но, во-первых, я не жестокий человек, во-вторых, мама бы ни за что не позволила держать этого несчастного уродца в доме.

Я снова положила его в гнездо. Утром он снова был выброшен и слабо трепыхался у самого края балкона над бездной семиэтажной высоты. Я накричала на голубицу и водворила малыша в гнездо. На следующий день я его нигде не могла обнаружить. Мать столкнула его с балкона. И, очень довольная, обволакивала своей любовью того, крепкого обжору.

71


 

Моя мама очень огорчилась, напоила меня валериановыми каплями и, чтоб утешить, объяснила, почему, на ее взгляд, так поступила гадкая голубица:

- Закон выживания. Выживает сильнейший. Тот второй, все равно был не жилец на этом свете. Даже, если б она поровну кормила обоих. У него не хватило бы нужных качеств, чтобы выжить, победить в борьбе за существование. Поэтому она, мать, движимая разумным инстинктом, сосредоточила свою любовь на более крепком, способном постоять за себя.

- А слабого убивать? Так что ли? - взвизгнула я.

- Жестоко, но разумно, - ответила мама, - Станешь старше, поймешь.

- Я не стану старше! - закричала я. - И никогда этого не пойму!

Э. Севела.

•                       Зуб мудрости. (Записки тринадцатилетней девочки).

Очень часто человеку приходится переживать внутреннюю борьбу для того, чтобы выбрать какой нормой руководствоваться в данной ситуации, в соответствии с каким правилом поступать.

Представь себе такую гипотетическую ситуацию.

"Замужняя женщина, имеющая детей, заболела и оказалась в больнице. Через некоторое время выяснилось, что она неизлечима. Испытывая ужасные боли, она просит врача избавить ее от мучений - дать смертельную дозу снотворного."

Как по-твоему должен поступить врач? Почему?

 

Или такой случай. В коридоре школы, на первом этаже трое восьмиклассников бьют мальчишку явно младше их возрастом и слабее физически. Как ты считаешь, можно ли так поступать?

А если тебе становится известно, что этот мальчик - вор и только что был застигнут на месте, когда пытался обчистишь карманы в гардеробе?

72


Наверное, с каждым человеком обязательно так случается, что он должен ответить себе за свой поступок. Может быть, этот поступок хорош для тебя потому, что делаешь именно то, что тебе хочется. Ну, например, тебе хочется взять какую-то вещь и ты ее берешь. Ноэтот же поступок может быть неправильным с точки зрения общей морали (эта вещь принадлежит кому-то). И этот же поступок может быть добрым и недобрым одновременно. (Ты щедро делишься тем, что добыто со своими близкими и одновременно лишаешь кого-то. его собственности).

Попробуй провести еще одно самоисследование. Наверное, тебе нетрудно представить такой случай, когда ты с трудом проснувшись утром, ловишь себя на мысли, что очень не хочется идти в школу. Но ты все-таки идешь! Почему ты это делаешь?

1. Потому, что если не пойду - накажут.

2. Потому, что если буду всегда ходить - похвалят.

3. Потому, что так все поступают.

4. Потому, что в школе все-таки интересней и веселей, чем одному дома.

5. Потому, что там я получаю пользу для себя.

6. Потому, что __________________________

Понятно, что все это может иметь значение, но все-таки выбери не более двух для себя причин.

Выводы попробуй сделать самостоятельно. Потом их можно обсудить со сверстниками.

Очень многие люди не любят, когда им "читают мораль". Нам, по крайней мере, это не очень-то нравится. Наверное, тебе - тоже.

Мы думаем, что это происходит потому, что люди, читающие мораль другим, обычно говорят то, что и так всем хорошо известно. Они просто хотят, чтобы человек почувствовал себя виноватым в нарушении какого-то правила. Они подчеркивают, что он нарушил этику поведения, они хотят, чтобы он переживал собственное

73


нарушение так, чтобы это запомнилось и больше не повторялось. Но это произойдет лишь в том случае, если нарушена действительносвоя этика.

ЭТИКА (от латинского - обычай, характер):

1) учение о морали, ее сущности и законах;


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!