VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Песенка зверей» композитора Б. Чайковского;
• «Мертвое поле» композитора С.С. Прокофьева;
• песня «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова.)
Тема: Зимнее утро. Зимний вечер.
Цели:подвести итоги четверти; повторить изученный материал; уточнить смысл знакомых терминов; исполнить выученные музыкальные произведения; прослушать сочинения с положительной реакцией; дать задание на каникулы.
Планируемые результаты:учащиеся продемонстрируют приобретенные в I четверти знания и умения; исполнят изученные песни в разных вариантах; повторят приемы дирижирования в разных характерах.
Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки зверей» композитора Б. Чайковского.
Оформление доски:репродукции картин с разными пейзажами (картины К. Коровина «Северная идиллия»); картина или фотография с изображением Московской консерватории; портреты композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Г. Гладкова; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Для урока можно использовать видеозапись отрывка из мультфильма «Снегурочка».
Ход урока
I. Музыкальная разминка
|
|
(Повторение метроритмических упражнений «Считалочка», «Досчитай до десяти».
Повторение распеваний-канонов «Со вьюном я хожу», «Камертон».
Повторение распевания на широкое дыхание «Ступеньки».)
II. Работа с тетрадями - повторение терминов
— Какие два определения слова «концерт» вы знаете?
— Для каких солирующих инструментов может быть написан концерт?
— Какой концерт для фортепиано с оркестром является самым знаменитым в мире?
— На каком музыкальном конкурсе исполнение 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского входит в обязательную программу?
— Вспомните, как звучит начало 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.
(Педагог исполняет вступление и лейтмотив 1 -й части концерта П.И. Чайковского.)
— Как называют 1-й Концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского? («Королем концертов».)
— Как звучит его главная тема? (Парадно, торжественно, мощно.)
— Концерт какого композитора для фортепиано с оркестром вы слушали в этой четверти?
— Вспомните начало лейтмотива 3-го Концерта СВ. Рахманинова.
(Педагог исполняет лейтмотив концерта СВ. Рахманинова, школьники его вокализируют.)
— Каков характер этой темы?
|
|
— Что такое вокализ?
— Вокализ какого композитора вы слушали в этой четверти?
— В каких песнях вы сами исполняли вокализы?
— Перед тем как вновь услышать музыку композитора Сергея Рахманинова, послушайте стихотворение о его концерте.
Сергей Рахманинов
Во фраке и в манишке накрахмаленной,
Сосредоточен, строг и напряжен,
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В нью-йоркском зале публике чужой.
И, чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг.
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук.
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щелкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь...
И так ему хотелось вслед за звуками
В родимую Россию улететь!
М. Пляцковский
— О чем это стихотворение?
— В чем перекликается это стихотворение с судьбой композитора?
(Прослушивание отрывков из 3-го Концерта и «Вокализа» СВ. Рахманинова.)
III. Актуализация знаний - повторение песен, демонстрация новых игровых вариантов исполнения
— Расскажите, чем отличаются шумовые звуки от звуков музыкальных. (Ответы детей.)
Звуки
|
|
Звуки — разные такие:
Есть на свете шумовые.
Слушай, как они звучат,
Оглушая всех ребят.
Звуки музыкальные — другие:
Нежные, поющие, живые.
Мы сейчас споем вам звуки эти —
Нет чудесней звуков тех на свете!
Звуки музыкальные
Мы назовем вокальными.
Л. Яртова
— Какие песни вы разучили в этой четверти? (Повторение русских народных песен «Милый мой хоровод»
и «А мы просо сеяли» с игровыми метроритмическими движениями.)
— Где исполнялись такие песни в старину? (На улице, на лесной поляне.)
Верно, и движения при исполнении песен тогда были шире, свободнее. Например, песню «А мы просо сеяли» две группы певцов - девочки и мальчики - исполняли, сначала двигаясь группами друг на друга, а потом отходя назад. Тогда песня получалась еще веселей, потому что в ней принимало участие много народа. Давайте представим, как это могло выглядеть. Конечно, в нашем классе нет такого простора, чтобы все ребята могли принять участие в игре. Но пусть это исполнение покажут несколько человек — 3—4 девочки и столько же мальчиков. (3—4 певца из каждой группы выходят к доске, встают друг напротив друга, переплетя руки.)
Теперь на запев песни группа девочек движется вперед, а на припев «ой, дид Ладо» возвращается обратно. Движения мальчиков точно такие же, на запев — несколько шагов вперед, а на припев возвращаетесь обратно. (Разучивание движений при исполнении 2-го и 3-го куплетов песни. После исполнения песни одними группами ребят педагог может предложить другим школьникам спеть песню «А мы просо сеяли» с новыми движениями.)
|
|
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!