IX. Ритмические движения под музыку
(Повторение текста для вокального исполнения «Польки» М.И. Глинки и пение слов с одновременным исполнением танцевальных движений.)
X. Вокальная импровизация
(Повторение импровизации на текст «Птица и лягушонок», выученный на прошлом уроке.)
XI. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Какие отрывки из кантаты «Александр Невский» вы слушали?
— Какую еще героическую музыку вы знаете?
XII. Рефлексия
— Над какими народными песнями вы сегодня работали?
— Расскажите о главных героях рассказа «Певцы».
— Почему в соревновании певцов победил Яков?
— В каких случаях можно исполнить «Песенку зверей»?
— Какую героическую музыку вы сегодня слушали?
— Каким был характер финала из оперы «Иван Сусанин»?
— Какой отрывок из кантаты «Александр Невский» вы сегодня слушали?
- Какой женский голос исполнял отрывок «Мертвое поле»?
— Что вы знаете о голосе меццо-сопрано?
— Какому жанру русской народной песни близка мелодия отрывка «Мертвое поле»?
— Каким был финал в песенке «Точка, точка, запятая»?
— На каком празднике нужно петь «Песенку зверей»?
— Какой у нее характер?
— Какое настроение она создает?
XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Мертвое поле» С. С. Прокофьева;
• «Песенка зверей» Б. Чайковского;
|
|
• хор «Славься!» М.И. Глинки.)
Тема: Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Цели:провести закрепление приобретенных вокальных умений; проанализировать контрастные части кантаты; завершить художественную отработку народных и авторских песен; познакомить с понятием «проектная деятельность» и этапами работы над проектом.
Планируемые результаты:учащиеся научатся разным дирижерским приемам; приобретут знания о народной музыке; натренируют выносливость при исполнении длинных вокальных сочинений; усвоят требования к созданию проектов.
Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песенки зверей» композитора Б. Чайковского.
Оформление доски:репродукция триптиха П. Корина «Александр Невский»; фотография сцены финала оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, С.С. Прокофьева; плакаты с изображением инструментов симфонического оркестра.
Для проведения урока понадобятся отрывки из кинофильмов «Сказание о земле Сибирской» и «Александр Невский».
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторение двухголосного распевания «Мы поем» в форме переклички. После чего это распевание поют в виде канона на два голоса. Пение упражнения каноном, потом группы меняются ролями. Пение каноном народной песни «Со вьюном я хожу».
|
|
Пение 1-го куплета канона «Камертон»; текст 2-го куплета канона «Камертон». Объединяется пение 1-го и 2-го куплетов канона «Камертон».
Исполняют упражнение на развитие широкого дыхания «По ступенькам».)
Ритмический диктант
(Педагог просит повторить ритмический рисунок, отбив его ладонями, а также угадать произведение по его ритму.
Можно предложить для этого ритмические рисунки следующих музыкальных сочинений: хора «Вставайте, люди русские!», песни «Точка, точка, запятая», «Песни о России», «Песенки зверей».
Если школьники не могут назвать песню, педагог демонстрирует ее ритмический рисунок повторно, сопровождая метроритм «неслышным исполнением» - исполняя песню неслышно, только губами, артикуляцией.)
II. Актуализация знаний
Художественная работа над песней «Точка, точка, запятая»
(Повторение текста последнего припева, после чего исполняют припев с инструментальным проигрышем. Повторение финала песни с вокализом-подголоском. Объединение всего произведения с дирижированием.)
|
|
Внесем разнообразие в звучание припева. В 1-м и 2-м исполнении припева строчку «точка, точка, запятая», которая поется 3 раза подряд, надо исполнять с некоторым усилением. Начать совсем тихо, но с каждой строчкой прибавлять звучание.
— Покажите, как надо петь эти строчки с усилением. (Класс поет припев с нужной динамикой - крещендо.)
А в финале, наоборот, с каждым повторением этой строчки звучание должно ослабевать.
— Покажите, как надо петь в этом случае.
(Класс поет повторяющиеся строчки, ослабевая звучание — диминуэндо.)
— Спойте все произведение целиком. (Песня исполняется с дирижерами.)
Обратите внимание на то, какие большие по своей продолжительности песни вы стали разучивать и исполнять. Вы растете, объемнее становятся и произведения для слушания и вокального исполнения.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!