Повторение «Вокализа», правил поведения в театре



— Вспомните название знакомого вам произведения по его началу.

(Педагог исполняет начальные такты «Вокализа» СВ. Рах­манинова.)

— Как называется это произведение? Какой композитор со­чинил «Вокализ»?

— Кто был учителем С.В. Рахманинова?

— Что отличает вокализы от других вокальных сочинений — оперы, песни?

Сегодня вы не только послушаете отрывок из «Вокализа» С.В. Рахманинова, но и посмотрите, как это произведение мо­жет звучать в концертном варианте. «Вокализ» С.В. Рахманинова исполняется в известном кинофильме «Сказание о земле Сибир­ской». По сюжету, главный герой киноленты, боевой офицер, воз­вращается в Москву после окончания Великой Отечественной войны и приходит в консерваторию, где когда-то учился.

— Кого готовит учебное заведение под названием «консерва­тория»?

— Запишите в тетрадях определение: «Консерватория — выс­шее учебное заведение, где готовят профессиональных музыкантов: дирижеров, певцов, исполнителей на разных инструментах, композиторов». (Школьники вносят запись в тетради.)

— Посмотрите на фотографию Московской государственной консерватории. Памятник какому композитору находится перед входом? (Я.Я. Чайковскому.)

Верно, Московская консерватория носит имя этого великого музыканта.

В фильме вы увидите, как главный герой приезжает в Москву и приходит на концерт в консерваторию, где исполняется «Вока­лиз» С.В. Рахманинова. Причем певица, которая исполняет «Во­кализ», — любимая девушка главного героя.

Обратите внимание на то, с какой выразительностью будет исполняться «Вокализ» певицей, и подумайте, какие чувства будет переживать в этот момент главный герой.

Вы знаете, что в каждом музыкальном произведении есть кульминация — самое сложное, напряженное место сочинения. Когда вы услышите кульминацию «Вокализа», пожалуйста, по­смотрите на меня, чтобы я увидела, что вы правильно определили место кульминации.

— Прежде чем вы попадете на концерт классической музыки, расскажите, как надо вести себя на таком концерте. (Сидеть тихо, не вертеться, внимательно вслушиваться в звучащую музыку и думать о ней.)

— Как можно показать исполнителям, что вам понравилась музыка? (Аплодисментами.)

— Когда можно аплодировать? (После окончания музыки.) Итак, вы переноситесь в Большой концертный зал Москов­ской консерватории и слушаете знакомое произведение — «Вока­лиз» С.В. Рахманинова.

(Просмотр отрывка от начала показа зимних московских улиц до окончания звучания «Вокализа».)

— Вам было интересно смотреть этот отрывок?

— Какие чувства вы услышали в пении певицы?

— Как откликался зрительный зал на ее пение?

— Как была отмечена кульминация в отрывке? (Высоким реги­стром звучания и волнением зрителей, когда певица исполняла это место.)

В этом отрывке мы увидели встречу молодых людей, влюблен­ных друг в друга, после долгой разлуки, после войны. И благодаря звучанию «Вокализа» они вновь почувствовали, что любят друг друга, что будут счастливы.

— Что им помогло выразить эти переживания? (Музыка.) Несмотря на то что вы смотрели только отрывок из фильма, а не сами присутствовали на симфоническом концерте, давайте поаплодируем — так мы поблагодарим и композитора, создателя удивительно красивого произведения, и режиссера, снявшего этот чудесный фильм. (Школьники негромко аплодируют.)

Песня о России» — повторение

(Повторяют исполнение «Песни о России» с дирижерами, певцами-запевалами и вокализом в последнем куплете.)

Точка, точка, запятая» — повторение

— Угадайте по первым тактам, какая песня сейчас прозвучит. (Педагог исполняет начало песни Г. Гладкова «Точка, точка, запятая».)

— Какой композитор сочинил музыку к этой песне и какие еще его произведения вы знаете?

— Исполните весь припев песни «Точка, точка, запятая» пол­ностью и продирижируйте им. Какой жест вам понадобит­ся? (Легкий, кистевой.) (Пение припева с дирижированием.)

— Теперь надо вспомнить слова и мелодию запева. Кто напо­мнит слова 2-го куплета?

(Повторение текста 2-го куплета.)

— Спойте один за другим два куплета. (Исполнение двух куплетов.)

— Будет ли меняться характер исполнения каждого куплета от начала до конца? (Да, начало более мягкое, светлое, ли­рическое; конец более уверенный, решительный.)

Спойте еще раз два куплета, подчеркните изменения харак­тера каждого куплета.

(Класс повторно исполняет 1-й и 2-й куплеты.)

— Какой дирижерский жест нужен для исполнения куплетов? (Плавная вертикаль.)

Будет ли меняться дирижерский жест при исполнении ку­плетов? (Да, начать надо мягко, плавно, а в конце дирижи­ровать более четко, решительно.)

Спойте два куплета с нужными изменениями характера и продирижируйте, изменяя дирижерский жест.

(Школьники поют куплеты, выполняя требования педагога.) Соединим два припева и два куплета. Кто хочет стать дири­жером? Нам понадобятся 6 человек - по 2 человека на каждый припев, поскольку припевы здесь двухчастные, и еще 2 челове­ка — на куплеты.

(Назначение дирижеров.)

— С чего начинается вся песня? (С инструментального вступ­ления.)

(Отработка синхронного начала пения песни.)

— Как надо дирижировать вступлением? (Одной рукой.)

Исполните песню с помощью дирижеров.

(Исполнение выученного отрывка песни.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!