IV. Актуализация знаний: повторение 3-го Концерта СВ. Рахманинова
(Школьники повторяют лейтмотив 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова, прослушивают начало произведения и производят его разбор.)
— Почему рояль называют королем всех музыкальных инструментов?
V. Вокальная импровизация
— Послушайте слова, которыми закончилась песня в рассказе М. Горького, и попробуйте создать для них свой мотив.
Жаворонок над полями поет,
Васильки-цветы в полях зацвели,
Поглядеть бы на родные-то поля!
Погулять бы с милым другом по лесам!
Обратите внимание: чтобы получился более точным ритмический рисунок, в первой строчке в слове «жаворонок» изменится место ударения. Надо будет петь «жаворонок». Помните, что такая манера переноса ударения вам уже встречалась в народных песнях.
— Каким может быть характер этого куплета?
— Можно ли в этом куплете передать два характера, например песенный и танцевальный?
(Школьники показывают свои напевы для данного текста.)
VI. Блицопрос (Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Как менялся характер песни в рассказе «Как сложили песню»?
— Как менялся характер музыки в песне «Точка, точка, запятая»?
VII. Рефлексия
— Какой жанр народной песни вы сегодня вспоминали?
— Чем необычен жанр плача? — Какую музыку вы сегодня слушали?
— Какой композитор сочинил 3-й Концерт для фортепиано с оркестром и «Вокализ»?
— В чем сходство лейтмотивов этих двух произведений?
|
|
— Кто исполнял 3-й Концерт и кто — «Вокализ»? — Какую музыку композитора Г. Гладкова вы знаете? — Чем вам нравится музыка этого композитора?
— Какую песню Г. Гладкова вы начали разучивать?
— О чем говорится в этой песне? — Как меняется характер музыки в этой песне?
— Какой куплет вы сегодня добавили к «Песне о России»?
VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• «Вокализ» СВ. Рахманинова;
• песня «Точка, точка, запятая» Г. Гладкова;
• 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова.)
Тема: Праздник праздников, торжество из торжеств.
Цели:провести отработку приемов двухголосного пения; проанализировать жанры народных песен; вспомнить понятия «контраст» и «ансамбль»; провести пробное исполнение a cappella; продолжить разучивание новой песни; повторить художественное исполнение музыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся двухголосному исполнительству песен продолжительного звучания; приобретут новые теоретические и практические знания в области народной музыки.
Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова.
|
|
Оформление доски:репродукции картин из школьной жизни; портреты композиторов СВ. Рахманинова, М.И. (Глинки, С.С. Прокофьева; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Ход урока
I. Музыкальная разминка, повторение правил певческой позиции
(Повторение распеваний «Мы поем» (на развитие двухголосия, в форме переклички) и «По ступенькам» (на развитие широкого дыхания).)
Разучивают скороговорку: «Ела киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска». Класс повторяет текст сначала спокойно, потом быстрее.)
II. Актуализация знаний
1. Жанры народных песен
— Какие жанры народных песен вы помните? Расскажите об особенностях каждого жанра.
— Когда исполнялись трудовая и календарно-обрядовые песни?
— Как можно отличить песню колыбельную от плясовой?
— Как можно отличить песню солдатскую от трудовой?
— Как можно отличить песню лирическую от хороводной?
— В чем особенность песни-плача?
— Послушайте напев русской народной песни «Милый мой хоровод».
(Педагог демонстрирует мелодию и слова песни, школьники ее запоминают, повторяют и исполняют.)
|
|
Милый мой хоровод,
Милый мой хоровод,
Стой, не расходись,
Стой, не расходись.
— Какие признаки русской народной песни вы услышали в этом произведении? (Плавность голосоведения, повторы слов, распевы слогов.)
А еще часто русские народные песни исполнялись без сопровождения музыкальных инструментов. Поэтому и вам тоже придется научиться петь эту песню без сопровождения фортепиано. Чтобы спеть как можно точнее, надо стараться исполнять звуки аккуратно, прислушиваться к тому, как поет ваш сосед, добиваясь пения как можно более слитного и чистого. Помните, есть такое слово в музыке — ансамбль, что означает «вместе». Вот вам сейчас надо поработать над хорошим, слаженным ансамблем. (Пение песни акапелла.)
— К какому жанру относится эта песня? (К хороводному.)
— Представим, будто мы поем ее, находясь в движении, танцуя в плавном хороводе. Поднимитесь со своих мест, руки опустите вдоль корпуса. Расправьте плечи, приподнимите головы. (Школьники готовятся к исполнению песни.)
— Теперь начнем петь песню. Приподнимитесь чуть-чуть на носочки, переступайте на месте и плавно поднимайте руки вверх в ритм песне, а потом опускайте их. (Класс разучивает и демонстрирует пение вместе с движением.)
|
|
— Спойте этот куплет еще раз, постарайтесь, чтобы пение и жесты как можно лучше совпадали. (Повторное исполнение песни с жестами.)
— Прошу вас сесть на свои места. Прослушайте мелодию и текст второй народной песни, она называется «А мы просо сеяли». Эта песня очень старинная, поэтому в ней встретятся незнакомые слова в припеве — «дид Ладо». Повторите эти слова. (Школьники 2-3 раза повторяют слова, запоминая их.)
— Теперь послушайте 1-й куплет.
1. — А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли!
— А мы просо вытопчем, вытопчем!
Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем!
— Слова здесь довольно простые, повторите их вместе со мной.
(Класс вместе с учителем повторяет слова песни.)
— Вы услышали, что в этой песне ведется разговор двух групп?
— Какие группы здесь разговаривают между собой? (Девушки и парни.)
— Послушайте, какие будут мелодии у каждой из групп. (Педагог демонстрирует напевы песни и разучивает их с классом.)
— О чем поют девушки?
— Каков характер их музыки?
— О чем поют парни?
— Каков характер их музыки?
— Отличается мелодия девушек от мелодии парней?
— Кто помнит, как называется сочетание противоположных характеров в музыке? (Контраст.)
— Спойте эту песню по ролям. Начинают пение девочки, они исполняют свой куплет. А в ответ им споют мальчики свой куплет. (Пение песни по ролям приемом «перекличка».)
— С какими русскими народными песнями вы сейчас познакомились?
— Вы пели эти песни в классе, а как вы думаете, где обычно их исполняли?
В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она являлась лучшим местом для забав, прогулок и развлечений.
Для молодых людей, девочек и мальчиков 10-12 лет в русской деревне издавна главной забавой были музыкальные игры и развлечения. Девушки стайкой, парни ватагой ходили по всей улице и пели песни, беззлобно подшучивая друг над другом. Иногда, встретившись где-нибудь - на околице, на полянке, на площади, на мосту, — они все вместе пели, танцевали, водили хороводы и разыгрывали песенные инсценировки. Вот с такими старинными играми и песнями русских людей вы сегодня познакомились.
2. «Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова
— Вспомните название знакомого вам произведения по его началу.
(Педагог исполняет начальные такты «Вокализа» С.В. Рахманинова.)
— Как называется это произведение?
— Какой композитор сочинил «Вокализ»?
— Кто был учителем Рахманинова?
— Что отличает вокализы от других вокальных сочинений - оперы, песни?
— Исполните начало лейтмотива «Вокализа». (Школьники пропевают начало «Вокализа» СВ. Рахманинова и слушают отрывок из этого произведения.)
— Какое произведение начинается таким лейтмотивом? (Педагог исполняет начальные такты 3-го Концерта С.В. Рахманинова.)
— Расскажите о музыкальном жанре под названием «концерт». (Школьники пропевают лейтмотив произведения, проводят его анализ и слушают начало 3-го Концерта СВ. Рахманинова.)
— В чем сходство этих двух произведений одного композитора?
— В чем сходство этих двух авторских сочинений и русской народной песни?
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!