III. Метроритмические движения



— Угадайте, музыка какого жанра сейчас прозвучит. (Танец, полька.)

(Педагог исполняет начало «Итальянской польки» С.В. Рах­манинова.)

Эту польку также написал композитор Сергей Рахманинов, она называется «Итальянская полька».

— Как вы узнали, что это была танцевальная музыка? (Под нее можно танцевать.)

Какой характер бывает у польки? (Бойкий, веселый, скачущий.)

— Знаете ли вы еще композиторов, которые сочинили музы­кальные произведения под названием «полька»? (М.И. Глин­ка, П.И. Чайковский.)

Какие движения принято исполнять во время польки? (Под­прыгивания, подскоки.)

(Педагог повторяет с учащимися танцевальный шаг польки: руки на поясе, выполняются подскоки поочередно на правой, потом на левой ноге, при этом колено второй ноги поднимается вверх параллельно полу.)

— Послушайте мелодию «Польки», которую написал компо­зитор М.И. Глинка.

 (Слушание «Польки» М.И. Глинки.)

— Кто помнит, какие слова вы разучивали для пения «Поль­ки» М.И. Глинки? В словах, которые созданы для пения «Польки», сохранена ее двухчастность.

(Повторение слов для вокализирования мелодии «Польки» М.И. Глинки.)

1. Мы танцуем польку,

Не устав нисколько,

Мы танцуем вместе,

Не стоим на месте.

2. Ах, этот танец такой заводной,

Дружно его мы станцуем с тобой.

Ах, этот танец такой заводной,

Дружно станцуем с тобой.

Слова М.А. Давыдовой

(Школьники повторяют текст «Польки», скандируя его всем классом и по рядам.)

Напомню, что в этой мелодии вам будут встречаться распевы слогов — «та-анцуем», «не уста-ав», поэтому будьте внимательны во время пения. Вторая часть пьесы повторяется два раза. (Вокальное исполнение «Польки» в медленном темпе, после чего пение повторяют с танцевальными движениями.)

— Сколько частей было в «Польке» М.И. Глинки? (Две части.)

Что такое танец? (Музыка, под которую можно танцевать, плясать, движения под музыку.)

— Какой вид искусства целиком построен на танце? (Балет.)

IV. Повторение изученного

Песня о России» - повторение

(Повторение «Песни о России» с запевалами, дирижирова­нием и вокализом.)

Я предлагают спеть эту песню всем вместе, как на концерте. Для этого надо подняться со своих мест, подтянуться. (Назначают солистов и дирижеров, песню исполняют стоя.)

Точка, точка, запятая» — повторение, продолжение разучивания

— Узнайте название песни по ее мелодии.

(Педагог исполняет начало мелодии песни «Точка, точка, за­пятая».

— Какой композитор создал музыку для этой песни?

— Какую еще музыку сочинил композитор Геннадий Гладков?

— О чем говорилось в песне «Точка, точка, запятая»?

— Менялся ли характер песни в припеве и запеве?

— С чего начинается песня — с запева или с припева? (С при­пева.)

Из скольких частей состоит припев? (Из двух.)

Части припева одинаковые по своему характеру или кон­трастные? (Контрастные.)

Думаю, что не следует повторять слова и мелодию самого на­чала припева, давайте их сразу исполним. Прошу вас не обрывать резко фразы в припеве, тяните их окончания.

(Исполнение припева песни.)

— Кто напомнит слова второй части припева? (Повторение текста второй части припева и его исполнение хором всем классом, по рядам и индивидуально.)

— Послушайте мелодию окончания припева и спойте ее вме­сте со мной в уме, про себя.

(Педагог демонстрирует мелодию окончания припева.)

— Теперь исполните этот отрывок все вместе. (Школьники поют окончание припева.)

— Какой в этом отрывке характер музыки? (Бойкий, скачущий, отрывистый, игровой, резвый.)

— Похож характер этого отрывка на общий характер припе­ва? (Да.)

Соедините весь припев целиком и продирижируйте его частями нужным дирижерским жестом — легкой кистевой «полькой». (Класс исполняет припев целиком, дирижируя.)

— Кто напомнит слова 1-го куплета? (Повторение текста куплета.)

— Теперь вспомните, какая здесь будет мелодия, послушайте и пропойте ее «в уме», внутренним слухом. (Педагог показывает мелодию куплета.)

— Изменился ли характер этой части песни? Каким он стал? (Да, изменился, стал плавным, задумчивым, минорным.)

— Спойте куплет в нужном характере — плавно, задумчиво. (Школьники исполняют куплет.)

— Будет ли меняться характер пения куплета от его начала до конца? (Да.)

— С чем это связано? (С изменением характера текста.)

— Как будет меняться манера пения в течение всего куплета? (Начало плавное, задумчивое, окончание более решительное, уверенное.)

— Спойте весь куплет целиком и покажите, как вы измените манеру пения.

 (Исполняют куплет целиком с показом изменения его харак­тера.)

— Спойте куплет еще раз и продирижируйте его плавной, пе­сенной вертикалью.

(Повторение куплета с дирижированием.)

— Осталось исполнить всю выученную часть песни, присо­единив к ней два припева - в начале и в конце.

(Исполняют весь выученный отрывок песни.)

— Разучим песню дальше. Послушайте слова 2-го куплета. (Педагог читает текст, школьники его запоминают.)

3. Как все просто удается

На словах и на бумаге,

Как легко на гладкой карте

Стрелку начертить.

А потом идти придется

Через горы и овраги.

Так что прежде, человечек,

Выучись ходить.

(Школьники разучивают текст 2-го куплета, повторяя его всем классом, по рядам и индивидуально.)

В спокойном, рабочем темпе спойте слова 2-го куплета, обра­тите внимание на плавность голосоведения.

(Разучивают исполнение 2-го куплета песни.)

— Чтобы закрепить слова 2-го куплета, исполните его еще раз, одновременно дирижируя плавным вертикальным жестом.

(Класс исполняет 2-й куплет песни с дирижированием.) Объединим всю выученную часть песни — два припева и два куплета. Но после 2-го куплета петь припев не надо, потому что в нем изменятся слова. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

(Учащиеся исполняют выученную часть песни.) Песня начинается с инструментального вступления, сейчас я исполню его. Ваша задача — точно пропеть первый звук припева и остановиться на этом месте. Постарайтесь исполнить начало пения синхронно, чтобы получился чистый унисон.

(Отработка начала хорового пения после инструментального вступления.)

— Как надо дирижировать инструментальными частями в пес­не? (Одной рукой.)

В этой песне позднее вам встретится еще одна инструменталь­ная часть — проигрыш.

Кто хочет побыть дирижерами, чтобы руководить исполнени­ем песни? Поскольку припев в этой песне состоит из двух частей, договоримся назначить двух дирижеров. Значит, нам понадобятся 4 дирижера для пения двух припевов и еще 2 дирижера - для двух куплетов.

(Педагог назначает дирижеров для руководства классным хором.)

— В чем сложность работы самого первого дирижера, того, который руководит началом пения? (Ему приходится дири­жировать еще и инструментальным вступлением.)

(Исполнение выученной части песни с дирижированием.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!