IV. Метроритмические движения с изменением динамики
(Повторение знакомого школьникам упражнения «Досчитай до десяти» с новыми словами. Педагог читает текст, который школьники запоминают и повторяют:
Раз-два - Москва,
Три-четыре — мы в Сибири.
Раз-два-три-четыре-пять —
Вылезай в Москве опять.
Педагог обращает внимание школьников на разную скорость произнесения слов.
В 1-й строчке каждый слог произносится ровными длительностями — четвертями. При этом на каждую четверть будет выполняться отдельный жест руками.
В последующих строчках длительности укорачиваются.
Раз- (Правую ладонь положить на голову.)
два- (Левую ладонь положить под подбородок.)
Мос- (Правую ладонь приложить к правой щеке.)
-ква, (Левую ладонь приложить к левой щеке.)
Три-че- (Правую руку вытянуть вперед.)
-ты-ре — (Левую руку вытянуть вперед.)
Мы в Сибири. (Сделать два хлопка ладонями рук, вытянутых вперед.)
Раз-два- (Правую ладонь положить на голову.)
три-че- (Левую ладонь положить под подбородок.)
-ты-ре- (Правую ладонь приложить к правой щеке.)
-пять — (Левую ладонь приложить к левой щеке.)
Вы-ле- (Правую руку вытянуть вверх.)
-зай в Мос- (Левую руку вытянуть вверх.)
-кве о-пять. (Сделать два хлопка ладонями рук, вытянутых вверх.)
(Движения сначала разучивают, повторяют несколько раз всем классом, потом по рядам и, наконец, отдельные ученики.)
V. Повторение изученного
Й Концерт для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова
|
|
(Повторяется вокальное исполнение лейтмотива 3-го Концерта С.В. Рахманинова: прослушивание начала концерта, разбор его характера, средств музыкальной выразительности и сходства с народной музыкой.)
— Какая музыка прозвучала сейчас — вокальная или инструментальная?
— Кто исполнял эту музыку? (Симфонический оркестр и солирующий инструмент.)
VI. Изучение нового материала
1. Вокализ: знакомствос понятием
Вы уже знаете много музыкальных произведений, созданных как для вокального, так и для инструментального исполнения. Вы знаете, что в отдельных жанрах, например в песне, встречаются эти два исполнения — и вокальное пение, и инструментальное сопровождение.
— Какие музыкальные произведения называют сочинениями крупной формы? (Оперу, балет, симфонию.)
— Почему они получили название произведений крупной формы? (Потому что они долгие по звучанию и для их исполнения требуется много музыкантов.)
— В каком произведении крупной формы, так же как в песне, сочетается музыка вокальная и инструментальная? (В опере.)
— Кто исполняет в опере вокальную музыку? (Певцы.)
— Кто исполняет в опере инструментальную музыку? (Симфонический оркестр.)
Песня и опера не единственные жанры, где встречается музыка вокальная с музыкой инструментальной. Существует еще один жанр, где происходит встреча вокала и звучания музыкальных инструментов. Такой жанр называется «вокализ».
|
|
— Повторите все вместе хором это слово. (Повторение термина 2-3 раза всем классом по руке педагога.)
— Встречались ли вы раньше с этим словом на уроках музыки? (Да.)
— Вам самим приходилось исполнять вокализы. Кто помнит, в каких произведениях встречались вокализы? (В русской народной песне «Во поле береза стояла».)
— На какие слова там пелся вокализ? (Люли-люли.)
Еще встречался вокализ в русской народной песне «На зеленом лугу», где после каждой строчки пели слова «их-вох!», в песне «Как у наших у ворот» на слова «Ай-люли».
Когда вы разучивали ряд песен, то последние куплеты в них пели не со словами, а на какой-то звук, например «а». Это тоже было пение вокализа. Такой прием вам встретился в песне «Граница» (2-й класс), в «Песенке мамонтенка» (3-й класс.) Когда вы знакомились с пьесой композитора Э. Грига «Утро», то для лучшего запоминания мелодии вокализировали ее на разные гласные звуки — а, о, у, а также пели с сомкнутыми губами.
— Запишите в тетради определение: «Вокализ — музыкальные отрывки песен, в которых нет слов, а мелодия поется на какой-то звук или слог, а также специальные сочинения для голоса». (Школьники записывают определение в тетрадях.)
|
|
— Прочитайте это определение все вместе хором и запомните его. (Класс читает определение хором.)
Я напомню, что композиторы используют вокализы в своих операх. Так, в арии Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» встречаются слова «ле-ли, ле-ли». Это тоже вокализ.
— Вспомните, какой герой оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в своей арии поет вокализ на эти же слоги. (Лель.)
Верно, в 3-й песне Леля, которая начинается словами «Туча со громом сговаривалась» в припеве поется вокализ на слоги «ле-ли, ле-ли, лель».
Хочу добавить, что композиторы специально пишут вокализы как упражнения, небольшие мелодии, этюды для начинающих певцов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!