II. Работа в тетрадях - сообщение темы урока



Тема:  Инструментальная мелодия и вокальная мелодия

Цели:провести анализ рассказов детей о встречах с музыкой во время летних каникул; повторить правила вокализирования, «му­зыкальной разминки», певческой посадки, взятия дыхания и звукоизвлечения, обозначения средств музыкальной выразительности, термин «концерт», приемы вокально-хоровой работы и требования к пению (координация по руке учителя, певческая позиция); рабо­тать над выстраиванием унисона; разучить новую песню.

Планируемые результаты:учащиеся научатся правилам ги­гиены голоса при возрастных изменениях голосового аппарата; повторят основные правила певческой посадки, взятия дыхания и звукоизвлечения; сопоставят признаки народной и авторской музыки; разучат новые упражнения и начало песни.

Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет му­зыки под звучание 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песни о России» композитора В. Локтева.

Оформление доски:портреты композиторов М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, В.-А. Моцарта, Э. Грига, Л. Бетховена, СВ. Рахманинова; схема с изображением музыкальных инстру­ментов симфонического оркестра; репродукции картин с разными пейзажами, например «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина, «Золотая осень» И.И. Левитана.

Ход урока

I. Беседа о летних встречах с музыкой

— Ребята, сегодня вы вновь приходите в кабинет для занятий музыкой. Сядьте удобно, приготовьтесь работать. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уро­ках музыки. (Примерный ответ. Поем песни, разучиваем их слова и мелодию, слушаем музыку, запоминаем новые музыкальные слова, знакомимся с героями опер и балетов, поем гаммы и упражнения на отработку дикции, разучива­ем упражнения для развития дыхания и т. д.)

В этом году вы пополните ваш багаж знаний о музыкальном искусстве. Но сначала вспомните главные музыкальные понятия.

— Какой вид искусства называют музыкой? (Музыка — искус­ство музыкальных звуков.)

Какие звуки называют музыкальными? (Те звуки, высоту кото­рых можно записать нотами на нотном стане, которые можно спеть голосом или сыграть на музыкальных инструментах.)

Какие еще существуют звуки, кроме музыкальных? (Нему­зыкальные.)

Приведите примеры немузыкальных звуков. (Ответы детей.)

— Можно ли немузыкальные звуки записать нотами или спеть? (Нельзя.)

Какие инструменты издают немузыкальные звуки? (Ба­рабан, трещотки, кастаньеты, погремушки, колокольчик, треугольник.)

— Как принято называть оркестр, который состоит из таких инструментов? (Шумовой.)

Музыка — великое искусство, без которого невозможно пред­ставить себе жизнь. В предыдущих классах вы знакомились с му­зыкальными произведениями, которые могут сопровождать че­ловека в течение целого дня.

— Вспомните музыкальные произведения, которые расска­зывают о событиях дня человека. («Зимнее утро» П.И. Чай­ковского, «Песенка о зарядке» М. Старокадомского, марш из оперы «Мойдодыр», попевка «Собирайся на обед» и др.)

Музыка звучит круглые сутки с экранов телевизоров, поч­ти во всех телепередачах, без нее не обходится почти ни один фильм или театральный спектакль. Если наша страна отмечает торжественное событие или государственный праздник, то звучит радостная и приподнятая, праздничная музыка. Она украшает нее события школьной жизни, торжественные линейки. Музыка обладает необычной силой: она влияет на настроение человека, делая радостное событие еще более радостным, а во время грусти придает нам силы. Она проникает в самую человеческую душу.

А еще музыка может рассказать о событиях и о людях, которые жили давным-давно, в давние времена. Например, когда вы слу­шаете героическую музыку — хор «Славься!» из оперы М.И. Глин­ки «Иван Сусанин» или хор «Вставайте, люди русские!» из канта­ты С.С. Прокофьева «Александр Невский», вы не только узнаете о подвигах русского народа, но и восхищаетесь героями нашей страны. Перед нами словно раскрываются картины исторического прошлого нашей Родины.

Музыка может по-новому представить стихи поэтов, когда для поэтических строчек композиторы создают вокальные мотивы и стихи становятся романсами и песнями. Тогда поэзия А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова и других поэтов предстает перед нами более трогательной и волнующей.

II. Работа в тетрадях - сообщение темы урока

— Подпишите обложку тетради: тетрадь по музыке ученика (или ученицы) 4 класса «(буквенное обозначение класса)», далее ваши фамилия и имя в родительном падеже. (Школьники подписывают тетради.)

— Какие записи вы делали в тетрадях в предыдущие годы? (Записывали названия музыкальных произведений, имена их авторов, новые термины музыкального искусства, отвечали на вопросы педагога.)

В этом году характер записей останется прежним, только от­носиться они будут к новым музыкальным сочинениям. Сначала запишите тему сегодняшнего занятия: «Инструментальная мело­дия и вокальная мелодия». (Школьники записывают тему урока.)

— Что такое мелодия? (Главное средство музыкальной вырази­тельности.)

Мелодии бывают простыми и сложными. Вспомните напе­вы знакомых песен и приведите примеры простых мелодий, можете их даже пропеть, а весь класс за вами их повторит.

Но вы уже знакомы и с другой музыкой, той, в которой встре­чаются мелодии другого типа — инструментальные, написанные специально для оркестров.

— Приведите примеры таких мелодий — сложных, а я попы­таюсь их показать на инструменте.

Какие еще средства музыкальной выразительности вы знаете? (Ритм, темп, тембр, регистр, штрихи)

Какая музыка называется вокальной? (Та, точена для исполнения голосом.)

Какая музыка называется инструментальной? (Та, которая предназначена для исполнения на музыкальных инструментах).

Как называется главная мелодия, главная тема  произведения? (Лейтмотив.)

III. Актуализация знаний

1. Правила охраны голоса

Вы стали учениками 4 класса, подросли, стали сильнее! Развилась ваша мускулатура, а это значит, что окрепли и голосовые связки, дыхательный аппарат. Вы обратили внимание на то, что ваши голоса стали громче? Но в вашем возрасте ни в коем случае нельзя очень громко говорить, а тем более кричать или визжать вы можете сорвать ваши еще неокрепшие голосовые связки, и вместо нормального голоса придется разговаривать с хрипотой или сипением.

Конечно, на уроках музыки по-прежнему придется немало петь - и упражнений, и песен. Но все упражнения и песни подбираются педагогами в зависимости от вашего физического развития. Вспомните: ведь в 1 и 2 классах вы исполняли песни более простые, их мелодия строилась всего на 4-5 звукам. Пелись такие произведения в среднем регистре, чтобы не напрягать сильно голосовые связки. Потом пришла пора песен более сложных, их мелодия расширилась, она стала строиться не только в среднем регистре, но и в высоком, и в низком. В мелодиях более слож­ных песен появлялись большие скачки, трудные места в них вам даже приходилось разучивать отдельно. Композиторы, которые создают детские песни, знают особенности растущего организма и учитывают их при сочинении мелодий.

В настоящее время по телевидению показывают много кон­курсов юных певцов. Дети в возрасте 7—10 лет поют песни в ми­крофон, при этом двигаются, бегают по сцене. А взрослые все это видят и оценивают - кто, по их мнению, поет лучше. На такое детское пение бывает страшно смотреть, а тем более слушать его, по нескольким причинам.

Как правило, на подобных конкурсах поют песни, не пред­назначенные для детского голоса. Есть такое понятие в музыке — диапазон. С этим словом вы встречались на уроках. Оно обозна­чает расстояние от самого верхнего звука, который встречается в песне, до самого нижнего.

В простых песнях для детей диапазон не очень большой — до 7—8 звуков. Дети, которые принимают участие в эстрадных конкурсах, нередко поют песни, предназначенные для взрос­лых певцов. В таких песнях диапазон, как правило, огромный — до 15—16 звуков, полторы октавы, а то и более. Поэтому при исполнении самых сложных мест — на высоких нотах — юным певцам приходится не петь, а почти кричать, давиться звуком. Такое чудовищное отношение к собственному голосу не может пройти даром, и голосовые связки быстро выходят из строя.

Кроме того, во время пения дети выполняют резкие движе­ния - например, бегают по сцене с одного ее края на другой, что­бы их было всем хорошо видно. От таких движений им приходится усиленно дышать, просто захлебываться воздухом. И это также может привести к срыву голосовых связок, их воспалению.

Поэтому, если вы захотите принять участие в каком-то пе­сенном конкурсе, то сначала посоветуйтесь со мной и покажите песню, которую вы хотите исполнить, а я скажу, подойдет ли вы­бранная песня для вашего голоса.

А пока давайте запишем в тетрадях правила охраны ваших голосовых связок.

— Каким еще словом можно назвать охрану голосовых связок? (Гигиена.)

(Школьники записывают: «Гигиена голосовых связок». Пе­дагог диктует текст или показывает плакат.)

Основные правила охраны голоса

1. Нельзя говорить громко и кричать, особенно зимой на улице.

2. Петь надо легким звуком, без напряжения.

3. При пении следует активно брать дыхание и тщательно про­говаривать слова.

2. Повторение правил певческой позиции

— С чего должны начинаться пение, вокальная работа? (С пев­ческой позиции.)

Правильная певческая установка готовит вас к серьезной, активной работе голосом. Вспомните правила певческой установки. Как должны располагаться голова, подбородок? Какой должна быть ваша осанка?

Положение головы и корпуса должно быть выпрямленным, но ненапряженным, естественным. Плечи слегка опущены, а подбородок приподнят. Такая позиция помогает правильному взятию дыхания. При пении ноги должны быть немного вытянуты вперед и стоять всей ступней на полу, руки опущены на коле­ни или лежат на столах, а во время пения стоя — опущены вдоль туловища. На правильную певческую позицию следует обращать внимание постоянно, так как от нее зависит успех музыкаль­ной работы. Певческая установка организует процесс дыхания, а значит, и весь процесс пения. Ведь дыханию во время пения принадлежит важная роль, старые учителя пения говорили так: «Искусство пения — это искусство вдоха и выдоха». И это вер­но, потому что появление певческого звука зависит от того, как набранный вами воздух сомкнет голосовые связки. Вот почему пихание перед пением надо брать активно, чтобы его хватило на всю музыкальную фразу.

Потренируйтесь в правильном взятии дыхания по взмаху моей руки.

IV. Музыкальная разминка

- Для чего нужна музыкальная разминка? (Чтобы разогреть горло, подготовить его к работе над более сложными произ­ведениями.)

- Сейчас вы повторите необходимые певческие умения. По­слушайте мелодию знакомой вам песни.

Примите правильную певческую позицию. Теперь возьмите дыхание и спойте 1-ю фразу песни от разных звуков. Петь надо легко, хорошо открывая рот, правильно формируя губами гласные туки.

V. Метроритмические движения

В предыдущие годы вы разучивали ритмическое упражнение, которое называется «Считалочка». Я напомню вам это упражне­ние, сначала послушайте и повторите его текст.

(Педагог напоминает текст «Считалочки».)

Раз-два — острова.

Три-четыре — мы приплыли.

Пять-шесть — сходим здесь.

Семь-восемь — сколько сосен!

Девять-десять — мы в пути.

Досчитал до десяти!

Попробуйте вместе со мной исполнить нужные движения. Пока сделайте это сидя.

Сначала вспомним движения для самой последней строч­ки — «досчитал до десяти». Помните, слова здесь мы произ­носим по слогам и на каждый слог выполняем определенное движение.

Движения надо выполнить в ритме этих слогов, начиная с пра­вой руки. (Учитель показывает движения, которые школьники синхронно повторяют в медленном темпе.)

«До-» — правую ладонь положить на голову;

«-счи-» — левую ладонь положить под подбородок;

«-тал» — правую ладонь приложить к правой щеке;

«до» — левую ладонь приложить соответственно к левой щеке;

«де-» — правую руку вытянуть вперед;

«-ся-» — левую руку вытянуть вперед;

«-ти» — сделать хлопок ладонями рук, вытянутых вперед.

(Движения финала можно повторить 2-3 раза - по рядам и индивидуально отдельными учениками.)

Теперь попробуем вспомнить движения всей «Считалочки». Сделаем это неторопливо, чтобы не было ошибок.

(Произнося текст, педагог выполняет движения, школьники их повторяют и запоминают.)

Раз-два - острова. (Два хлопка в ладоши, полукруг одной pукой в сторону, затем другой: «рисуем острова».)

Три-четыре — мы приплыли. (Два хлопка в ладоши, затем волнообразные. движения руками вперед от себя: «плывем»,

Пять-шесть — сходим здесь. (Два хлопка, затем два движения ладонями вниз, будто хлопаем по мячу.)

Семь-восемь — сколько сосен! (Два хлопка, затем правая рука поднимается вверх, после нее левая.)

Девять-десять — мы в пути. (Два хлопка, пальцами рук выполняются «шаги»

До-счи-тал до де-ся-ти! (Ранее выученные движения финала.)

Вы вспомнили и правильно научились выполни нашу «Считалочку». Я прошу вас подняться со своих мест и сделать это упражнение стоя.

VI. Повторение изученного

Музыка — искусство муз

Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции. Словом «муза» греки называли богинь — покровительниц разных видов  искусств, например танца, истории, музыки серьёзной и вокальной, даже шахмат. Поэтому в переводе слово «музыка» означает  «искусство муз», и в Древней Греции к музыке относились с уважением. Она сопровождала разные события —домашние праздники, городские торжества, государственные церемонии. В те времена не существовало богатого разнообразия инструментов, поскольку многие из них, например распространенные  сегодня пианино или гитара, не были даже изобретены. Н основном в оркестрах музыканты играли на струнньо инструментах - лире, арфе, лютне, дудочке, свирели конечно, звучали и ударные - барабаны.

— Прочитайте на плакате: какие группы инструментов есть в составе симфонического оркестра. (Ответы детей.)

— Какие инструменты входят в эти группы? (Ответы детей.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!