СЕМЕЙСТВО МЕДВЕДЕЙ. МИФЫ О МЕДВЕДЯХ 12 страница



Аисты - единственное семейство из всего отряда, которое делает хотя бы попытку приблизиться к земле, пожелав - в лице белых аистов - встречи с человеком. Они гнездятся на крышах домов и хлевов, каждый год возвращаясь на старое место. Кроме того, они строят гнезда далеко на севере, как будто бы они хотели заселить места, куда никогда не проникали другие голенастые. Во всем облике белых аистов есть нечто, что привлекает к ним симпатию людей. Дети любят их и ждут, что они принесут им маленького братика или сестренку. Еще и сейчас они поют:

Аист, аист милый Братца принеси мне

Аист, чудо-птица, Принеси сестрицу.

Storch, Storch, guter, Bring mir einen Bruder,

Storch, Storch, bester, Bring mir eine Schwester.

А взрослые смеются над этим суеверием или осуждают, как бессмыслицу.

Может, высокомерие интеллекта виновато в том, что аист постепенно перестает посещать гнездовья в средней и северной Европе и все чаще покидает их? Мы хорошо знаем, что он не приносит наших детей, но что же многие столетия сообщало нам этот внутренний образ? Сиверт описывает переживание, которое могло бы навести нас на след ответа: "В одном городке в Померании аисты появились как раз тогда, когда в школе кончились занятия. Дети высыпали на улицу, и один карапуз, увидев огромных птиц, тут же закричал о своем открытии. Все глаза устремились вверх, и при виде белых аистов на фоне сияющего неба все засмеялись. Но радовались не только дети: взрослые выглядывали из тесных улочек и забывали, что еще позавчера падал снег, а воздух еще по-зимнему холодный. И хотя теперь люди, увидев аистов, не преклоняют колени в благоговении перед посланцами весны, как это было две тысячи лет назад, радость все же осталась и до сего дня; ведь эти странники, как и в старые времена, вместе с солнцем и южным теплом приносят весну, а долгая зима с ее страхами забывается".

Это описание помогает понять цель и задачу аистов. Сиверт совершенно прав, полагая, что на севере Европы они были посланцами весны. А две-три тысячи лет назад люди потому преклоняли колена при виде аистов, что они знали: вместе с ними к Земле приближаются души еще не рожденных младенцев, и начинается время свадеб. Рудольф Штайнер часто указывал нам на то, что у германских народов вплоть до первого тысячелетия до Р. Х. рождения регулировались таким образом, что преимущественно они приходились на Рождество.*/* Рудольф Штайнер "Weihnachten in schicksalsschwerer Zeit", доклад от 21. 12. 1916 г, в GA 173./

Белый аист, появлявшийся весной в северных странах, был герольдом еще не родившихся, посланцем к будущим матерям. Его щелканье как бы подгоняло время свадеб, и когда сегодня - в Страстную Пятницу - молодежь с трещетками идет по деревенским улицам, то это напоминает нам о тех, уже прошедших временах.

Аисты строят гнезда на домах людей, тем самым напоминая: нерожденные души ожидают того, чтобы перенестись из небесных садов на Землю. Эта мифологическая истина последние столетия подкрашивалась и искажалась интеллектом, пока не возник глупый и смешной образ аиста, приносящего в клюве младенца. Но за этим скрывается истинное благовещение, которое некогда аист, как посланец весны, приносил жителю севера. Раньше - это наблюдается иногда и сегодня - белый аист сопровождался своим темным братом. Но черный лесной аист избегает людей. Он строит гнезда на самых высоких и выделяющихся деревьях в глубине леса. Там он воспитывает потомство, а осенью, как и белый брат, возвращается обратно в Африку.

Теперь странствия аиста хорошо изучены. Они движутся с севера на юг, огибая Средиземное море по двум основным направлениям. Восточный путь проходит над Бессарабией вдоль Черного моря Малой Азии. Дальше он продолжается над Сирией и Северной Аравией, через Красное Море к Судану, а оттуда через Восточную Африку и Родезию к различным провинциям Южной Африки. Западный путь ведет через юг Франции и Испании в Марокко и Алжир и дальше, видимо, через Сахару в Кению и Уганду.

Другие аисты не совершают таких длинных путешествий, охватывающих половину земного шара. Сибил суданцев и мощный седлоклюв, живущий на Белом и Голубом Ниле, не путешествуют. Также и зобастые аисты, как, например, марабу, остаются там, где живут, может быть, лишь немного пролетая в зависимости от времени года. Эта группа птиц, с голой шеей и большим зобом, питается в основном падалью. Как и грифы, которые тоже имеют голую шею, они ищут умершую или приконченную другими дичь. В Южной и Средней Африке живет аист-разиня и клювач. В Индии - индийский клювач.

Все эти живущие в Африке, Индии и Южной Америке аисты имеют довольно страшный вид. По сравнению с ними белый аист как бы дитя, еще не тронутое мраком и бедами Земли, но сохранившее изначальную чистоту. Он больше похож на исходную форму групповой души аистов. Другие слишком сильно связались с земной грязью. Наиболее глубоко, по-видимому, погрузился род марабу. Поэтому они могут довольствоваться падалью, за что и названы гиенами среди аистов. Аист-разиня и клювач (уже имена говорят многое об их характере) оказались во власти тяжести и алчности клюва.

На их фоне отчетливо выделяется домашний аист. Каждый год он покидает богатую пищей землю Африки и отправляется на Север, чтобы принести людям свою весть.

Но с тех пор как человеческий род вступил на путь к свободе и дети стали рождаться во все времена года, миссия белых аистов закончилась. С начала этого столетия он на глазах исчезает из Средней и Северной Европы. Он начал селиться в Южной Африке, и многие отдельные семьи аистов уже замечены там за строительством гнезд. Станет ли эта земля его родиной? Совсем ли он забудет Европу? Или, может быть, дело в том, что он сопровождает белых колонистов? Кто знает?.. Судьба групповой души столь же многообразна, как и судьба человеческой индивидуальности. Лишь иногда нам приоткрывается ее действительная задача.

 

О ДУШЕВНОМ ОБРАЗЕ ЛЕБЕДЕЙ И АИСТОВ

 

Среди сказок братьев Гримм можно найти сказку о шести лебедях. Там рассказывается о короле, заблудившемся на охоте в глухом лесу, где он набрел на избушку, в которой его ждала прекрасная девушка. Но ее мать была ведьма, и она заставила короля взять в жены свою дочь; только тогда ему покажут выход из леса. Так и случилось: король взял прекрасную дочь в жены, а своих детей от первого брака - шестерых мальчиков и одну девочку - скрыл в уединенном замке, путь к замку ему показывал волшебный клубок, и с его помощью он мог навещать своих детей. Но злая женщина обманом завладела чудесной нитью и заколдовала шестерых мальчиков, встретившихся на пути к замку, превратив их в шесть лебедей. Девочка же, оставшись дома, избежала злых чар.

Это первая часть сказки, состоящей из двух переплетенных друг с другом историй. Первая история повествует о короле, человеке, запутавшемся в земном мире - глухом лесу - и тут принужденном обручиться с прекрасной видимостью, с дочерью первородного греха. Святые отпрыски первого, свободного от греха брака были сохранены в недоступном замке. Не был ли тот замок на крайнем севере, достижимый лишь с помощью волшебной нити, мифической землей Гипербореев? Правда, и туда смогли проникнуть чары и превратить детей в лебедей, но уничтожить их они не смогли. Шесть заколдованных братьев - это душевные силы, которые, хотя и скрыто, но все равно существуют и однажды должны быть снова освобождены. На этих душевных силах - на лебедях - каждый год с севера в Дельфы приходит Аполлон, чтобы принести людям силы обновления, внутренние солнечные силы.

Это те же силы, которые приобретают посвященные третьей ступени (третьего градуса), называемые поэтому "лебедями". В одном неопубликованном докладе от 3. 12. 1905 г. Рудольф Штайнер говорил об этом: "Третья ступень посвящения - это ступень Лебедя. Лебедь - это тот, кто продвинулся так далеко, что все вещи говорят к нему, также тот, кто имеет сознание на высших уровнях... Нужно подняться к высшим мирам, чтобы найти "Я", имя другого существа. Тут вещи высказывают свои имена... Лебедями были те, кто не желал больше носить свое имя, но кому открывал его имя весь мир. "Это указание помогает понять вторую часть сказки. Ведь сестра шести лебедей поклялась шесть лет оставаться безмолвной, то есть за каждого брата по году молчания. За это время из "звездных цветов" она должна была сшить шесть сорочек. Девочка решается выполнить эту задачу. Она идет в лес, усаживается на высокое дерево и принимается за работу. Тут в лес приходит другой король со своими охотниками. Они находят девушку, и хотя она сопротивляется, они снимают ее с дерева;

 

              

                                            Лебеди

 

король усаживает ее на своего коня и делает своей женой. Но девушка остается безмолвной, несмотря на то что злая мать короля постоянно жалуется и клевещет на нее и похищает у нее новорожденных детей. Она остается верной своим лебедям. Наконец, когда она уже стоит на костре, приговоренная к сожжению, истекают шесть лет. Прилетают шесть лебедей, она бросает им шесть сорочек, и братья снова соединяются с сестрой. Теперь она может говорить и убедить супруга в своей невиновности. Судьба лебедей тем самым исполнилась.

Обет молчания присутствует и в сказании о Лоэнгрине. Там рассказывается о сыне Парсифаля, который, ведомый лебедем, пришел в землю Брабант, чтобы учредить там мир. Он один из тех, кто принял на себя обет молчания, хотя у него это относилось лишь к умолчанию собственного имени.

Таким образом, в сказке о шести лебедях рассказаны две истории: одна о превращении, а другая об освобождении шестерых братьев. Превращение происходит из-за жены первого короля, освобождение – благодаря супруге второго. Но ведь она также дочь первого короля и сестра шести лебедей. Первая часть сказки - история дохристианского человека, здесь скрыто представлено сказание об Аполлоне. Вторая часть происходит уже в христианское время и на сказочном языке сообщает историю Лоэнгрина. В обеих таинственную роль играет лебедь. Существует указание Рудольфа Штайнера, в котором объясняется истинная подоплека средневековых орденов Лебедя. Там говорится, что в первые столетия христианского летоисчисления граница между живущими и умершими была еще не столь непроницаема, какой она стала позже: "Мертвые оставались с живущими, и в особенности выдающиеся почитаемые личности первое время после смерти - то есть в первое время, когда они рождались для духовного мира - проходили своего рода послушание для достижения святости. И... некоторое количество людей - которые были живыми умершими - становилось, если они были особо избранными, стражами святого Грааля... Да, стражи святого Грааля - это не настоящие люди. " И дальше поясняется, что здесь, на Земле, люди становились представителями этих стражей, и такие представители были объединены в различные ордена Лебедя. "Ордену Лебедя посвящали                                                    

Семъя аистов

себя те, кто хотел, чтобы здесь, в физическом мире, через них могли действовать рыцари Грааля. И такого человека, через которого рыцари Грааля действовали в физическом мире, называли Лебедем."* /*Рудольф Штайнер "Тайна Троицы" (Das Geheimnis der Trinitat. GA 214), доклады 23-30 июня 1922, 4-й доклад./

Так образ лебедя возникает в связи с действием избранных умерших. В лебеде принимало форму, воплощалось "отошедшее", потустороннее. Его существо указывает поэтому на прошедшее, которое исчезло для земного человека. Душа ощущает, что в земном теле она превратилась в гуся и утку, а лебединое в ней исчезло, и ее задача - найти и освободить это. Она, душа, отождествляет себя с сестрой шести лебедей, и может по ее примеру найти силу, выстоять в земном мучении и в нужде, пока не явятся потерянные братья-лебеди. Так Лоэнгрин приехал к Эльзе Брабантской и служил в армии императора Генриха I во время битвы с венграми. С тех пор многие рыцари Лебедя появлялись в годы нужды и печали как благие/ посланцы. А душа после этого может и дальше шить "сорочку из звездных цветов", чтобы в конце испытания масло в светильниках оказалось готово к небесной свадьбе.

В дохристианское время существовавшие некогда душевные силы были заколдованы. Они стали шестью лебедями и могли быть расколдованы только на третьей ступени древнего посвящения. А в христианское время людям, даже без внутреннего ученичества, удавалось сделаться носителями достигших высот умерших, и через это они становились посланцами ордена Лебедя.

В средневековом эпосе о Лоэнгрине есть место, очень ясно рассказывающее об этой христианской силе лебедя. Когда он несет своего господина в челне над морем, тот просит его о еде; лебедь опускает голову в волны.

Так, как будто он думал поймать рыб. Смотри, то была маленькая гостия Вынесена из потока к кустам, Однако рыцарь увидел ее сухой, и чистую Ее лебедь клювом передал герою. Тот взял ее с радостной поспешностью И съел половину, а другую дал лебедю; Ни князь, ни птица никогда так не ели: После этой трапезы лебедь начинает есть; и Лоэнгрину становится ясно: "Это поистине ангел чистый, плывущий по этой волне со мною".

Другой образ являет нам аист. Его почитаемый брат, ибис, был священным у древних египтян. Они так чтили его, что бальзамировали тела умерших ибисов и погребали их в особенных гробницах. Убийство ибиса, даже совершенное нечаянно, каралось смертью; убийцу линчевали или побивали камнями.

Дважды великий Тот, которого греки называли Гермесом Трисмегистом, часто изображался с головой ибиса. Его иероглифом был схематизированный ибис. На голове Тот-ибис нес лунную чашу, в которой парил солнечный диск. Тот был инициатором египетской культуры. Он был богом слова и письма и часто изображался с грифелем в руке.

Тем же, чем для египтян ибис, для северных народов был аист. Он был достаточно мудрым, чтобы известить их о приближении еще нерожденных душ, которые готовы к земной инкарнации. Хотя его одеяние было таким же белым, как у лебедя, он нес душе совсем иной образ. Ему были свойственны не силы сердца, но силы мудрости. Не вечно юным, как лебедь, но старым и мудрым, как повивальная бабка, являлся он душе.

Лебедь связан с умершим, аист - с нерожденным, еще непришедшим. Ибис и Тот были родственны Луне, лебедь - царству Солнца. Так с севера, из солнечных сфер Гипербореи прилетали лебеди Аполлона.

А аисты ежегодно прилетают из южных лунных сфер Лемурийской зоны на север Европы. Мудрость и смирение уравновешивались в этих перелетах. Поднимающиеся в солнечное царство души умерших оказывались в стране, пронизанной духом лебедей. Вновь спускающиеся к Земле из лунной сферы души были родственны аистам.

Жертвенная сила лебедя помогла ему принять Землю; он стал выводковой птицей. Рассудительность аиста удержала его от слишком сильного соединения с Землей. Он остался гнездарем.

Так обе птицы являются душе в своей противоположности и одновременно во взаимодействии. Они как живые образы-воспоминания прошедшей эпохи человечества. Некогда они были едины с человеческой душой. Они несли в себе стремление к Земле.

Однако земные субстанции были тяжелы и непроницаемы, лишь немногие человеческие души смогли овладеть своими телами, преобразовав их. Тогда выступили птицы, и самое твердое, роговое кристаллизовалось на их эфирных крыльях, преобразовало их в земные органы и дало им возможность кружить над Землей. Несмотря на это, они остались соединенными с Солнцем, а через это с душевным человека.

По-разному складывалась с тех пор их судьба, разные выпали им задачи. Некоторые затерялись, другие стали певцами и свистунами, многие примкнули к человеку, как курица или голубь. А аист и лебедь остались связанными с высшей частью человеческой души. Они указывают ей на ее судьбу: родиться и умереть; быть мудрой, но в сердце нести смирение, чтобы когда-нибудь, возможно, стать рыцарем Лебедя. Тогда и аист будет освобожден.

ГОЛУБЬ - СВЯЩЕННАЯ ПТИЦА

 

Всюду, где в человеческих поселениях остается свободное пространство, на улицах и площадях, во дворах и садах, живут домашние голуби. Они летают, прогуливаются и воркуют. На площади Сан-Марко в Венеции и вокруг колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне, в Тюильри в Париже и на Ратушной площади в Вене. Но и каждая порядочная крестьянская усадьба имеет свою голубятню, ее можно найти и на ярмарке в маленьком городке, и на площади каждой деревни.

Так происходит не только в Европе, но и в Азии, Африке и Америке, всюду, где живут люди, где они обосновались надолго. Существует бесконечное многообразие пород домашних голубей, и они являются спутниками человека, по-видимому, уже многие тысячелетия. Их существование глубоко укоренилось в мифотворчестве, его можно проследить вплоть до истоков человеческого развития. В Ветхом Завете голубь появляется в связи с окончанием Всемирного Потопа; когда из воды показались первые вершины гор, и отлетел и прилетел ворон, выпустил Ной голубя; но он возвратился назад, ибо"... не нашел места покоя для ног своих...". И только спустя семь дней, когда вновь был послан голубь, он "возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него. " Несмотря на это, Ной помедлил еще семь дней и в третий раз выпустил голубя, который уже не возвратился к нему. "И открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. "

Позже голубь появляется в Песне Песней и в Псалмах. "О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. " И дальше в песне Соломона: "Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лицо твое; дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лицо твое приятно. " Здесь голубица явлена как проникновенный символ той мировой души, которая как познающее понимание начинает сочетаться с бодрствующим "Я" человека. "Но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей." За этими словами можно почувствовать божественную Натуру.

А в Псалмах можно прочесть: "... кто дал бы мне крылья, как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы" (54. 7); или "Когда оно лежит между плетней, то блестит как крыло голубя, мерцающее как серебро и золото. " Здесь подъем души вверх; души, вылетающей из земной нужды и печали.

Голубь снова появляется у пророков. У Исайи можно прочесть: "Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь, уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня." (38. 14) А Иеремия говорит: "Оставьте города и живите на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, которые делают гнезда во входе в пещеру." (48. 28). Здесь голубь появляется как беглец, который возвращается из городов на скалы побережья, откуда он некогда прилетел к человеческим селениям.

В религиях Ближнего Востока голубь был священной птицей. Он был особенно связан с вавилонской богиней Иштар, голубей приносили ей в жертву. Голуби были также посвящены культу богини Астарты. Голуби везли колесницу Афродиты, и благодаря голубю Венера Анадиомена вышла из яйца. В святилище Зевса в Додоне, в Северной Греции, голуби жили на священных дубах и, как оракулы, сообщали ответы на вопросы верующих.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!