СЕМЕЙСТВО МЕДВЕДЕЙ. МИФЫ О МЕДВЕДЯХ 6 страница



Это движение вокруг побережья древней Атлантиды, центр которой находился где-то в районе современной Ирландии, происходит далеко от Саргассова моря.

Да и расселение угрей лишь частично происходит параллельно этим береговым линиям. Крауз сам пишет: "Таким образом, европейский угорь встречается на всем побережье Европы, от Скандинавии до Белого моря, в Балтийском, Средиземном морях, на побережье Северной Африки, в Мраморном, Черном, Азовском морях и, наконец, в Исландии (исключая восточное и северо-восточное побережья).

Американский угорь населяет восточное побережье Северной Америки до Лабрадора, юго-западную Гренландию, северное побережье Мексиканского залива, острова на востоке Карибского моря, Багамские, Большие и Малые Антильские острова, вплоть до устья Ориноко на северо-восточном побережье Южной Америки."

Тем самым очерчены районы, куда плывут угри. Но они совершенно не совпадают с границей Атлантиды. Вполне могло бы быть и так, что угри когда-то поднимались в реки Атлантиды и при постепенном погружении этого континента шаг за шагом завоевывали другие прибрежные области. Но Саргассово море должно было быть колыбелью угрей задолго до того, как существовала Атлантида. Ведь они рыбы, и история их возникновения относится к глубокой древности Земли.

И до сих пор они сохранили это превращение из рыбы в змею, подобное метаморфозу у лягушки и других амфибий. Ведь те, родившись головастиками, и до сего дня обнаруживают свое происхождение. Превращение личинки угря в змееподобную форму - без сомнения указание на древнейшее превращение, через которое прошли когда-то эти животные. Кто знаком с развитием Земли по книге Рудольфа Штайнера "Очерк тайноведения"*, едва ли усомнится в том, что превращение угрей совершалось в те времена, когда произошло грехопадение человеческого рода, в то самое время, когда Луна выделилась из Земли и благодаря этому стала возможной дальнейшая эволюция. /*Рудольф Штайнер "Очерк тайноведения" (R. Steiner, Geheimwissenschaft im Umriss, GA 13) - Ереван, "Ной", 1992/

Происхождение угря, как и всех рыб, относится к эпохе Гипербореи; к той эпохе, когда Солнце и Земля составляли еще единое мировое тело, пронизанное светом и теплом. А когда из Земли родилось Солнце, возникла рыба как животное существо. Рудольф Штайнер указывает на это, говоря:

"Когда Земля и Солнце были еще едины, человек существовал в очень духовном, утонченно-эфирном виде. Когда Земля и Солнце разделились, он выделил животных, которые были оставлены на ступени развития, соответствующей состоянию, когда Солнце еще находилось внутри Земли. Из тех существ, которые развивались как животные формы, пока Солнце еще было связано с Землей, в ходе эволюции возникли, естественно, совершенно другие формы, ибо с того времени пройдено долгое развитие. Но если брать характерную форму, существующую сегодня, которую мы могли бы сравнить с тем, что отстало при отделении Земли от Солнца, то мы должны будем взять рыбу. Это то, что, если так можно выразиться, несет в себе последний отзвук солнечных сил."* /*Рудольф Штайнер, "Мир, земля и человек" (Welt, Erde und Mensch, deren Wesen und Entwicklung. GA 105), 7-й доклад./

Тем самым впервые брошен свет на историю возникновения рыб: весь этот огромный класс можно причислить к древнейшим росткам в мире земных организмов. Из этого давно минувшего периода неизменной дожила до наших дней уже упомянутая Латимерия.

Большинство других рыб прошли некоторое "послеразвитие", и метаморфоза угря из рыбы в змею - одна из форм такого превращения. Но к этому в том же докладе, из которого взята предыдущая цитата, Рудольф Штайнер добавляет следующее: "Когда вышло Солнце, Земля откатилась в своем развитии назад; лишь когда выделилась Луна вместе со всем самым плохим, снова наступило некоторое улучшение, некоторый подъем. Таким образом, на какой-то период времени, до выделения Солнца, мы имеем в эволюции восходящее развитие; затем – нисходящее, когда все становилось хуже, гротескнее; и затем, после выхода Луны, начался новый подъем. И от этой ступени развития осталась форма, которая, правда, дегенерировала и выглядит теперь не так, как раньше. Но она есть; это та форма, которую имел человек, прежде чем выделилась Луна, прежде чем человек получил "Я". Та животная форма, которая, так сказать, напоминает человека в самом низшем состоянии земного развития, когда мы глубже всего низверглись в страсти, когда астральное тело человека было доступно самым худшим внешним воздействиям; та сущность, в которой закреплено низшее состояние нашего развития на Земле, видима сегодня, хотя и вырожденной, в змее."

Эту змеевидную форму получил угорь, и еще ясно прослеживаются шаги, ведущие от рыбы к змее; минуя стеклянного угря через желтого угря к черному. Весь отряд угрей - словно сохранившийся памятник того периода в истории Земли, когда получила развитие змеевидная форма, превратившаяся позднее в современных рептилий.

С тех же самых пор угри сохранили и яд. Их кровь и соки действуют парализующе и умертвляюще на другие организмы; это остаток того "животного состояния", о котором нам сообщает духовный исследователь.

Угри играют заметную роль в сказаниях и мифах народов, населяющих Мадагаскар, Австралию, Филиппины и острова Южного моря. В них живут души умерших; но угрей также называют и прародителями. Там находится область, где живет большое семейство угрей. Крауз пишет об этом:

"Существует 19 видов, три из которых населяют умеренные широты, остальные принадлежат к теплой зоне. В северных умеренных широтах обитает японский угорь, который удивительно похож на атлантические виды и поэтому явно выделяется из числа угрей, населяющих район Индии и Тихого океана."

Итак, там, где некогда Луна покинула Землю, и где находилась Лемурия, сегодня расположена еще одна, может быть, столь же важная, область обитания угрей. Еще неизвестно, в Индийском или в Тихом океане находится подобное Саргассовому морю место нереста Лемурийских угрей. Но примечательно, что их можно найти там же, где некогда произошло превращение из рыбы в угря. Первым уверенно указал на это Крауз.

Лосось остался незатронутым этим миром грехопадения. Он живет в свете родников, там проходит его детство, и оттуда он, носитель света, плывет к морю. Это настоящая рыба, которая как бы указывает на Гиперборею, когда Солнце и Земля были еще вместе. Остаток того сияния, которое наполняло этот период, еще и сегодня живет в лососе. Область его обитания совершенно отлична от области обитания угря.

Брем пишет: "Родину лосося мы должны искать в реках Средней Европы, севернее 43 градуса с. ш., а в Новом Свете - севернее 41 градуса с. ш. Его нет в реках, впадающих в Средиземное море. В Германии он заходит в основном в Рейн и его притоки, Одер и Вислу, попадаясь, однако, в Эльбе и в Везере. Чаще он встречается в реках Великобритании, России, Скандинавии, Исландии, Гренландии и Северной Америки, реже в Западной Франции и Северной Испании. "

Но тогда получается пояс, почти полностью окружающий Арктику. Как бы охватившим Северный полюс союзом живут лососи Старого и Нового Света. Но тем самым они остались верны той области, в которой однажды возникли. Там, где сегодня плавают лососи, была когда-то Гиперборея: на севере, где на поверхность Земли непосредственно воздействует свет и холод.

Лосось - это рыба, которая осталась верной Солнцу. Когда оно покинуло Землю, лосось последовал за ним и сделал это так: из моря он поднялся в северные реки, вверх, к Солнцу, чтобы в высшей точке у родников - "глаз Земли" - быть ближе всего к своей матери. Там они исполняют своей родительский долг, и молодые лососи больше чем на год отданы царству света.

А угорь пошел путем Земли. Он нырнул в глубины Атлантического и Индийского океанов и, оставив свет, стал сыном тьмы. Так он должен был испытать превращение в змею и так он стал носителем земной тьмы. Он попал во власть Луны. Сегодня она по-прежнему управляет им. Его цвета - как и у прибывающей Луны - желтый и зеленый. Подобно невидимой молодой Луне, поднимается он, прозрачно-неразличимый, из глубин, набирается сил и плывет в реки. Но и там, заклятый Луной, он остается ночным животным.

Оба, и лосось и угорь, рыбы. Но один из них остался рыбой и тем самым сохранил верность Солнцу. Другой пошел дальше, стал отпрыском Луны и принял судьбу змеи. Но они братья; они знают друг о друге и однажды, когда развитие Земли подойдет к концу, они снова вместе вернутся в божественное лоно.

В конце Нагорной Проповеди (Мф. 7. 9-10) стоит: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?" В этих словах Евангелия живет свидетельство, показывающее родство рыбы и змеи, лосося и угря.

Рудольф Штайнер собрал все это воедино, сказав: "Символы рыбы и змеи извлечены из загадок нашего развития. Как нормальному человеку по нраву смотреть на сияющее в чистом, целомудренном водном элементе тело рыбы, и у него становится спокойно, мирно на душе, так же неиспорченного человека охватывает ужас, когда он видит подползающую змею. Такие чувства - это вовсе не беспочвенное воспоминание о фактах, пережитых нами однажды в процессе эволюции."

Свидетели этого - угри и лососи. Живые свидетели уже прошедшего, но все же существующего мира, едва ли воспринимаемого чувствами, но все снова и снова открывающегося понимающему наблюдателю. Это мир, из которого возникает все живое, то царство, где веют и струятся силы света и тьмы, где родина организмов.

Год за годом в Индийском океане и в Саргассовом море словно некий родник поднимает из глубин миллиарды личинок угрей, превращает свои творения из рыб в змей и снова требует их назад.

Противоположность этому - многотысячная сеть истоков всех северных рек Европы, Америки и Азии. Там, словно на краю некоего гигантского круга, созревают под действием света икринки лосося, и мальки нацелены от периферии к центру Ледовитого океана.

Здесь противостоят друг другу два круговорота: один из них начинается в центре, другой на периферии, один несет свет, другой тьму. А их движение и взаимодействие поддерживает круговорот воды, просвеченной и затемненной.

Und ist kein Ding in der Natur, das geschaffen oder geboren worden ist, es offenbaret denn seine innere Gestalt auch äußerlich. "

(Jacob Böhme)

"И в природе нет ничего,

Рожденного или сотворенного,

Что не открывало бы свой внутренний облик

Также и внешне. "

                                                                        (Якоб. Беме)

 

СЛОНЫ

 

"Лишь тот может рассматривать познание как нечто реальное, кто говорит себе: все, чего я могу достичь моим духом в познании, должно прежде содержаться в вещах. И поскольку я воспринимаю своим духом что-то о вещи, безразлично, к какому бы царству это ни принадлежало, я повсюду, во всех царствах предполагаю дух."

                                                                            Рудольф Штайнер

 

Слоны появляются в нашем сознании с самого раннего детства. Их образ, их жизнь сопровождают нас, когда мы подрастаем и начинаем учиться.. Вряд ли найдется человек, который бы ничего не знал об их существовании. Сначала мы встречаемся с ними в цирке и зоопарке. Там мы, еще дети, с испугом и удивлением глядим на этих громадин, возвышающихся перед нами. Мы восхищаемся игрой хобота и, может быть, пугаемся фырканья и трубного рева, неожиданно раздающихся оттуда.

Позже в приключенческих и охотничьих рассказах мы читаем о жизни этих могучих животных в Азии и Африке; слышим о невероятной силе рабочих слонов в Индии и на Цейлоне и рассматриваем картинки народных процессий, где увешанные драгоценными тканями слоны несут на шее и спине махарадж и их жен.

Позже мы узнаем о выступлении боевых слонов в Пунических войнах, о паническом страхе римских легионеров в битве при Тунетуме, отчего был полностью уничтожен экспедиционный корпус. Мы следуем через Альпы за караваном слонов Ганнибала - до равнин Италии из них добрался в конце концов лишь один - и узнаем, как римляне постепенно привыкают к боевым слонам и даже сами начинают их использовать.

Так слон становится близким каждому человеку. Не так, как домашние животные, корова, свинья, собака или овца с козой; но все же ближе, чем медведь и змея, которые хоть и рядом, но при этом так далеки. Приручен слон лишь в Индии; в Африке он предоставлен сам себе, насколько его еще не погубили охота и жадность.

Слон участвовал в развитии человечества, подобно тому как в детстве он сопровождал нас как образ и переживание. Он существовал тогда, когда люди только начинали утверждаться на Земле; в древнейшие доисторические времена он жил на всех континентах. Он населял Азию и Африку, Европу и Америку, Малайский архипелаг - от Полярного круга до экватора и дальше на юг. Только в Австралии и Новой Зеландии он, кажется, никогда не жил. Мамонт на севере, слон на юге - все они относились к группе пробосцидов (млекопитающих, имеющих хобот), насчитывающей 352 вида.

Сегодня этот огромный отряд уменьшился до нескольких видов. Африканские слоны населяют центральные области этой огромной части света. Они делятся на два подвида: степные и лесные слоны. Африканский слон больше и сильнее, имеет более мощные бивни и, видимо, уходит своими корнями глубже в земную историю, чем его азиатский собрат. Все другие виды вымерли и известны лишь по отпечаткам и остаткам скелетов. Впрочем, далеко на севере был найден огромный мамонт, и не один, полностью сохранившийся вместе с кожей и шерстью и со всеми органами, даже с содержимым желудка. А ведь прошли тысячелетия с тех пор, как он неожиданно погиб от холода. Когда растопили замерзшую кровь, анализ сыворотки показал, что он на самом деле близкий родственник современных слонов. Так история и современность протягивают друг другу руки.

Но то же происходит и в нас. Где-то в глубине нашей души, там, где коренятся силы воли, мы ощущаем свою связь с этими животными. Они принадлежат к нам, они суть часть нашего существования и нашего естества. Детьми мы с восхищением смотрели на них, молодыми мы хотели бы встретить внутри себя их сущность. Лишь отдельные группы людей остаются близкими им и связанными с ними всю жизнь. Когда-то все человечество было членом в царстве слонов. Эти животные, подобно королям, властвовали на Земле. Они населяли огромные пространства, и только постепенно человек становился их властителем. Слон отступил, он потерял свое царство и владения, и теперь как простой нищий, и все-таки король, бредет по дорогам своей жизни.

 

 

"В том, как изживает себя какое-либо существо, проявляется то, что оно непосредственно переживает внутренне."* Когда-то, говоря о возможном познании животной организации, Рудольф Штайнер сформулировал это программное положение. Поэтому попытаемся взглянуть на слона в жизни. /*Рудольф Штайнер, "Душа человека и душа животного" (Menschenseele und Tierseele), доклад от 10. XI. 1910./

Для начала подойдем к нему поближе, и рассмотрим - например, древнего африканского слона. Он глядит на нас маленькими глубоко посаженными глазами. Лоб поднимается наподобие скалы и наверху переходит в мощные уши. Эти уши-крылья почти в метр длиной и 80 см шириной окружают подобно огромному зонту шею и череп, как бы разделяя голову и тело, так что массивное тело остается словно скрытым за огромными ушами, и в поле нашего зрения выступают лишь колонны ног.

Передняя же часть головы от лба вытягивается в мощный хобот, который подобно пятой конечности достигает земли. Этот орган представляет собой сильно преобразованную, сросшуюся с носом верхнюю губу, он покрывает верхнюю часть широкого рта. По обе стороны хобота из верхней челюсти выступают загнутые кверху бивни.

Хобот - это символ слона. Его природа и его существо как бы заключены здесь. Чем же является это редкостное образование? Мы уже дали ответ: удлиненная верхняя губа, которая включает в себя нос. Или это нос в чрезмерном росте увлек верхнюю губу? Как бы там ни было, что же, в сущности, такое сам хобот?

Прежде всего это, без сомнения, конечность, которая используется почти как рука. С ее помощью слон срывает листья и ветки с деревьев и кустарников и запихивает их в рот. Он ест не самим ртом, как жвачные или хищники, а использует при этом хобот как "руку". Он срывает большие пучки травы, отряхивает землю о колени и после съедает. Хоботом он всасывает воду, а потом выпускает ее в рот. Таким образом, хобот - это связующее звено между слоном и миром, как у человека рука и кисть.

Хоботом слон может наносить слабые или сильные удары. Ласкаясь, он касается им туловища своего сородича. Маленькие слонята хоботом обхватывают хвост матери и неотступно следуют за ним.

Но хобот - это не только конечность. Он одновременно чрезвычайно тонкий и очень разносторонний орган чувств. Большая часть всех способностей восприятия сконцентрирована в хоботе и вокруг него. Хобот способен чрезвычайно тонко различать запахи на большом расстоянии; некоторые исследователи полагают, что слон может унюхать пишу или близость воды на расстоянии пяти-шести километров. Хобот также осязает; волоски, окружающие его. окончание, обладают чрезвычайной чувствительностью. Внутренняя поверхность, которая от носового отверстия покрыта слизистой оболочкой, обладает сильно развитым чувством тепла. Таким образом, все, что слон всасывает или вбирает в себя, он одновременно тщательно исследует хоботом.

                                        

 

        Африканский слон

 

 

Перемещения этого органа столь многообразны, что чувство его собственного движения должно быть очень хорошо развито. Блонд совершенно прав, говоря: "Хобот столь совершенно образован, что, похоже, осведомляет слона обо всем, и даже на расстоянии сообщает ему сведения о состоянии почвы... Редко возникает впечатление, что слон наблюдает глазами. Хобот же постоянно находится в движении, он опускается, вертится, парит в воздухе, ищет. Кажется, что все вокруг воспринимает он, а не глаз".* Поэтому с полным правом можно говорить о том, что органы чувств движения, ощущения формы и линий окружающего мира находятся в хоботе и в значительной степени заменяют глаз в восприятии форм и пространства. /*Geoiges Blond: Das Schicksal des Elefanten. München 1960./

Таким образом, этот орган оказывается сложным образованием, одновременно являющимся конечностью и органом чувств. Благодаря этому он занимает среднее положение между этими двумя полярными областями животной жизни; связывает и сплавляет воедино то, что в иных случаях разделено. Наша рука ощущает очень тонко, но она преимущественно орган движения. Наш нос - это прежде всего орган чувств, он обладает минимальной подвижностью. А у слона, с помощью метаморфизировавшей верхней губы, он разросся в окруженный мускулами рукав так, что превратился равным образом в орган хватания и удара, касания и ощущения тепла, давления и толкания.

Прибавьте к этому, что в хоботе находят свое выражение чувства и желания, эмоции и настроения слонов. Производимые хоботом звуки и совершаемые им движения раскрывают внутреннюю жизнь его владельца. Множество звуковых выражений используется при этом, от довольного хрюканья до наводящего страх трубного рева, сотрясающего все вокруг и обращающего всех в бегство. Душа слона открывается в этом органе в постоянно изменяющемся облике.

На гораздо более низкой ступени и. совершенно в ином месте мы находим подобный орган в царстве головоногих. Мощные щупальца больших полипов, спрутов и каракатиц можно сравнить с хоботом. И здесь в орган движения с развитыми функциями ощущения превратилась, сильно изменившись, "губа". В царстве беспозвоночных возникает хоботоподобное образование. Но насколько иной у него облик и строение! Эти щупальца - органы жадности и алчности. Наводящими ужас представляются длинные многометровые щупальца гигантских спрутов, присасывающиеся к жертве и уже не оставляющие ее. А хобот слона - это орган касания, притрагивания. Он дает животному чрезвычайное многообразие переживаний, которые могут возвыситься до величайшего удовольствия, почти что до радости или боли. В хоботе как бы сконцентрирована внутренняя жизнь слона.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!