СЕМЕЙСТВО МЕДВЕДЕЙ. МИФЫ О МЕДВЕДЯХ 8 страница



 

В давно прошедшие времена, в дни древней Атлантиды, слоны покорили Землю. Они прокладывали пути сквозь лесные чащи и уже тогда были спутниками людей. Люди и пробосциды были глубоко внутренне взаимосвязаны. Слоны покоряли для человека пространство, а он следовал за ними и постепенно осваивался на Земле. Тогда человеческие племена были связаны по крови, как семьи слонов. В то время и у людей господствовал матриархат, и лишь постепенно образовались новые виды общности.* А затем наступил момент, когда атлантический континент после длительных и мощных водных катастроф скрылся под водой. Постепенно завершилось образование современной структуры земной поверхности. /*Рудольф Штайнер, "Наши атлантические предки", в книге "Из летописи мира" (Aus der Akasha-Chronik)./

С этими катастрофами началось необратимое угасание пробосцидов. Те, которые не вымерли непосредственно во время катаклизмов, зачахли постепенно из-за окружающей среды. Другие, например, живущие на севере мамонты, пытались приспособиться к наставшему ледниковому периоду, но были постепенно уничтожены снегом, морозом и вечной зимой. Эти гиганты погибли в борьбе с сильнейшим противником; их время миновало.

А с людьми, устремившимися на Восток с тонущего континента, пошли и звери, среди которых были предки современных слонов. Рудольф Штайнер изображает поток переселения, описывая, как разделились северная и южная ветви. "Тут перед нами поток человеческого развития, возникший вследствие того, что определенные народы двинулись из древней Атлантиды больше в северные области, так, что они прошли через районы, которые охватывают сегодняшнюю Англию, север Франции, и затем через Скандинавию и Россию достигли Азии вплоть до Индии.

Другой поток человеческого развития шел иным путем; он проходил южнее, так, что мы должны искать его путь приблизительно от Атлантического океана, через южную Испанию и Африку к Египту, и затем к Аравии. Два потока развития, и одновременно два больших народных переселения изливаются из древней Атлантиды на Восток."* /*Рудольф Штайнер, "Восток в свете Запада. Дети Люцифера и братья Христа" (Der Orient im Lichte des Okzidents. Die Kinder des Luzifer und die Bruder Christi. GA 113)./

Но тем самым решается проблема двух еще и теперь существующих видов слонов. Индийский слон был спутником северной ветви, а африканский слон путешествовал с потоком человечества, двигавшимся южнее. Они выжили, поскольку держались народов-выходцев из Атлантиды, искавших новых основ бытия. И все же они - лишь памятники исчезнувшего мира, сохранившиеся до сегодняшнего дня.

Множество наскальных рисунков и пещерных изображений во Франции и Африке свидетельствуют в пользу такого взгляда. В типичной манере каменного века, который соответствует времени странствия атлантического человечества, изображены существа, в которых мы сразу узнаем слонов. Известный рисунок из Пиндальской пещеры в Испании изображает слона с намеченным сердцем. А в северной Франции нарисованы мамонты и слоны с прямыми бивнями. Вполне возможно, что индийский слон является потомком Anancus'a, в то время как африканский произошел от мастодонта.* /*См. Ernst Uehli: Atlantis und das Rätsel der Eiszeitkunst/

Со времен Греции и Рима сохранились монеты, изображающие слона как поклонника Солнца и Луны. Может быть, потому, что он увидел оба эти светила лишь после погружения Атлантиды, после того как возникла прозрачная, пронизанная светом Солнца и звезд атмосфера.

Особенно почитают слона и поклоняются ему в Индии.
  Бог Индра изображается едущим верхом на слоне, имя которому Айравата. Это тот "пра-слон", из которого возникли все последующие слоны. Рудольф Штайнер описывает Индру как "самую могущественную из сущностей", действующих в воздушных явлениях. "Оно (это Божество) одновременно участвует в организации всего процесса дыхания".* Если мы обдумаем внутреннюю связь, которая, как было описано, существует между слоном и всей атмосферой, то образ восседающего на Айравате Индры приобретает еще особый смысл. /*Рудольф Штайнер "Восток в свете Запада", 4-й доклад./

И вплоть до наших дней в Индии белый слон пользуется высочайшим почитанием. При этом речь идет об очень редких, светло окрашенных слонах, которые, видимо, являются альбиносами, поскольку их глаза имеют красноватый оттенок. Когда находили такое животное, ему воздавались королевские почести. В торжественной процессии этого слона подводили к трону властелина, который встречал его с глубочайшим почтением, а затем его отводили в специально построенное для него здание. Он проводил свою жизнь, окруженный слугами и получая самую лучшую пищу. Сохранилось несколько речей, произнесенных при такой церемонии встречи белого слона. Вот конец одной из них:

"О, отец слон, мы просим тебя: оставь свое желание жить в лесу. Взгляни на этот прекрасный дворец, на этот небесный город! Он переполнен богатством и всем, чего только ни пожелают увидеть твои очи и чем только ни стремится обладать твое сердце. Твое собственное достоинство привело тебя сюда для того, чтобы взглянуть на этот город, возрадоваться его богатствам и быть избранным гостем его величества Царя. "

В заклинательных песнопениях пигмеев, исполняемых после охоты на слона, также упоминается "Отец-Слон":

"Наши копья пошли неправильным путем,

О, Отец-Слон!

Мы не хотели увидеть тебя мертвым,

Мы не желали ранить тебя,

О, Отец-Слон!"

В Индии и Африке в культовых речах и песнопениях все снова выступает это отождествление с Отцом. Слон ощущался как отцовская сущность, принадлежащая к Небесной Основе Мира.

В одной легенде о рождении Будды говорится: "И после того, как будущий Будда превратился в белого слона и перешел через золотой холм, он спустился, и начал подниматься на серебряный холм, и приблизился к Ней (своей Матери) с Севера. В серебряном хоботе он держал белый цветок лотоса, и после того как он издал далеко разносящийся клич, он вступил в Золотой Дом, и трижды преклонившись перед Престолом своей Матери, нежно коснулся ее справа, и казалось, что он вступил в материнскую утробу".

Айравата - это пра-слон. Он указывает туда, откуда произошли все слоны. Айравата действовал через морскую корову и Moeritherium, он образовал Phiomia и все последующие виды и роды, распространившиеся по всей Земле. А потом они все возвратились назад, в земли Индии и Африки, откуда некогда вышли. А белый слон - это как бы предчувствие и обещание грядущего. Люди, встречающиеся с ним, переживают в нем своего рода озарение и просветление. Темная кожа превратилась в светлое, просвечивающее одеяние, и весь облик несет в себе свет будущего. В легенде о рождении Будды белый слон, спустившийся из солнечных областей золотого холма к лунной области серебряного холма, достигает символической силы, которая созвучна с образом голубя в христианском предании.

Из Круга Творения выступил Айравата, Отец-Айравата, как служитель своего Господина Индры. Ко времени древней Атлантиды Земля была заселена его созданиями, - и они помогали просветлять атмосферу и пронизывать светом земную почву. После того как они совершили эту работу, они были отозваны, и сохранились лишь свидетели их тогдашних деяний. Они, эти свидетели, несут теперь в себе некое пророчество, указывающее на те сферы, которые мы называем областью Святого Духа.

Бывшие некогда властителями Земли, они стали теперь нищими и ожидают в земном мире своего искупления. Стенание твари в них особенно явственно. Бывшие некогда господами, они должны были стать слугами, и они с готовностью покорились своей судьбе.

СЕМЕЙСТВО МЕДВЕДЕЙ. МИФЫ О МЕДВЕДЯХ

 

Всякая группа животных образует нечто завершение -индивидуальное. Они возникают, развиваются и распространяются в той или иной части Земли, чтобы в конце концов снова исчезнуть из мира земных форм. Тем самым они имеют особую, собственную и совершенно индивидуальную судьбу. Но мы не должны прельщаться мыслью, прозвучавшей еще у Брема и с тех пор постоянно возникающей у различных авторов, мыслью о том, является это животное полезным или вредным - так может рассуждать только обветшалая телеология, всецело зиждущаяся на превосходстве человека. Полезным может быть предмет; а животное это существо. Ведь и о человеке нельзя судить, полезен он или нет. Каждый человек достоин жить на Земле; иначе бы он на ней не родился.

Так и каждую группу животных нужно рассматривать в рамках ее собственных достоинств. Отдельные животные являются членами своего вида, рода, отряда, и как таковые они имеют только им присущую и только ими могущую быть исполненной задачу в общем плане земного творения. Познать и описать эту задачу, и тем самым разгадать судьбу всей группы призвана зоология будущего. Сегодняшнее исследование поведения - только первая дверь, приоткрытая в этот неведомый мир. Более спиритуальная интерпретация этнологических феноменов станет следующим шагом в это царство новых познаний. Но для этого мы должны выбрать иные масштабы, нежели то отношение между человеком и животным, которое сформировалось сегодня в цивилизованных странах.

В больших и маленьких городах, в поселках и предместьях человек почти полностью отделен от мира животных. Он создал собственные резервации, сохранив там последние участки , лесов и лугов. Между человеком и животным пролегла отчетливая граница. Там, где еще есть "дикари" - в лесах и болотах Амазонки, в некоторых областях Средней и Южной Африки, на Борнео, Целебесе и в Новой Гвинее - там люди и звери живут в гораздо более тесной общности; они знают друг о друге, враждуют, сосуществуют, взаимодействуют и образуют жизненное единство, симбиоз. Животное глубоко входит в жизнь человека, а человек в бытие животного. Жизнь одних пронизывается жизнью других, и речь здесь идет не только о страхе или суевериях, обуславливающих различные табу, праздники и священнодействия. Сам душевный мир животных, их действия, поведение, фантазии и сверхчувственные ощущения пронизывают представление, чувство и поведение живущих с ними дикарей.

Подобным же образом, только еще теснее, было связано с животными древнее человечество. Некогда - например, во времена древней Атлантиды, закат которой описал Платон - не только боги и герои в человеческом обличье ходили среди пробуждающихся человеческих сынов, но и групповые души животных пребывали вблизи человека. Они действовали в чувственном мире и вершили свои собственные деяния.

Боги, герои, групповые души животных, люди и звери жили и общались друг с другом в священнодействиях и культах, в церемониях и ритуалах; они влияли друг на друга и взаимоопределяли судьбу.

Следы этих событий мы находим в костях и окаменелостях, дошедших до нас как остатки древних культур. Но мы не должны думать, что тогда существовало только то, что сейчас превратилось в прах. Многое из того, что жило тогда, не оставило следов, потому что материально оно было слишком тонко и зыбко.

Тела и облики были пластичнее, изменчивее и непостояннее в своих формах, чем существующие ныне. Над пропастью между животным и человеком было переброшено еще много мостов. Морфологические переходы существовали не только к обезьянам, но и к хищникам, жвачным, слонам, моржам, тюленям и лошадям. Ведь паны и кентавры были не фантастическими химерами примитивной народной веры, а теми мостиками, которые некогда связывали развивающиеся животные группы с возникающими человеческими расами. Археоптерикс - это такая же переходная форма, как и кентавр. Один связывает птиц и рептилий, другой перебрасывает мост между человеком и копытными.

                                             

                                     

 

 

                                                Белый медведь

 

Волшебная сила, знакомая нам из сказок и мифов, где люди могли превращаться в зверей, а звери в людей - это пережиток естественных процессов, имевших некогда место. Превращение было изначально присуще всем животным существам. Раньше оно доходило до строения тела, сегодня возможно только в воображении. В грезах и творческих образах еще может твориться то, что когда-то было физически-физиологической реальностью.

Размышляя о семействе медведей, можно раскрыть многое из того, что высказано здесь только как предчувствие.

 

 

                                        

 

                                                                                      Бурый медведь

 

Там, где каждую ночь смотрит на Землю созвездие Большой Медведицы - за Полярным кругом, в лесах Канады и Сибири, в северных болотах России и во многих областях Скандинавии - медвежий род чувствует себя как дома. Он забирается и дальше на юг, но чем ближе к тропику Рака, тем он меньше и малочисленней. Представители отдельных видов мельче, они проигрывают северным собратьям в значении и популярности. Южнее тропика область их расселения двумя редкими рукавами (в юго-восточной Азии и в Южной Америке) доходит до самого экватора и пересекает его.

Могучее и сильное семейство населяет северное полушарие, к югу все более рассеиваясь и теряясь. Отдельные формы медвежьего рода как бы поясами охватывают Землю; их облик несколько меняется в зависимости от того, где они живут, в Азии или Америке. Кажется, что они образуют большие кольца, имеющие один общий центр, Полярную Звезду и катящуюся вокруг нее Большую Медведицу.

Ближе всего, по ту сторону Северного Полярного Круга, в глубинах ледяных пустынь Арктики живет белый медведь. Его дом - все околополюсное пространство. "Он встречается на восточном побережье Северной Америки, на Баффиновой земле и в Гудзоновом заливе, в Гренландии и Лабрадоре, на Шпицбергене и других островах. Его можно встретить и на материке, и среди плавучих льдов".* На Новой Земле, в Северной Сибири - всюду, где лежит арктический лед, живет белый медведь.         

Следующее кольцо от Восточной Азии до Северной Америки образуют медведи с темной окраской. Их ареал простирается на юг через Канаду и отдельные районы Соединенных Штатов вплоть до Мексики.

Бурый медведь - это обычный, широко распространенный, всем известный медведь. Он бывает самых различных размеров, имеет множество расцветок и форм, и зоологам не так-то легко отделить друг от друга различные подвиды и формы. У Брема* читаем: "Если объединить все названные формы в один вид, то область его распространения будет простираться от Испании до Камчатки и от Лапландии и Сибири до Ливана и западных Гималаев"./*Brehrns Tierleben. 1915/ В Европе он живет пока что почти во всех горных областях; в южных Альпах, Абруццах, Пиренеях, Карпатах, на Балканах, Кавказе и Урале. Кроме того, он живет в лесах Швеции, Финляндии и России, Он населяет также Северную и Центральную Азию, его можно встретить в Сирии, Палестине, Персии и Афганистане. Особенно большие экземпляры живут в северо-восточной Азии, в районе Амура, на Сахалине и Камчатке (камчатский медведь).

Внушительный внешний вид и у североамериканского бурого медведя и гризли, а кодьяк Аляски - самый большой хищник Земли.

В Южной Азии, в дремучих лесах и болотах Бирмы обитает гималайский медведь. Его можно встретить и в северной Индии, в Кашмире, на склонах Гималаев, оттуда область его распространения доходит до юговосточной Сибири.

Еще дальше на юге живет медведь губач. Он встречается всюду в Индии и известен на Цейлоне. И на юго-востоке вплоть до Суматры и Борнео обитает малайский медведь.

Два вида, достигающие южного полушария - это андский (очковый) медведь, встречающийся от Кордильер до Боливии, и малайский медведь. В южном Китае и Америке живут отдельные родственники настоящих медведей: медведеподобные, с чертами кошек и куниц (енот-полоскун, носухи, панда), а также имеющий типичный медвежий облик черно-белый бамбуковый медведь.

Распределение медвежьих видов по Земле отчетливо показывает, что сфера их обитания — северные края. Белый медведь вступает в саму Арктику, бурый медведь и гризли обитают в широкой полосе, в Америке вплоть до Мексики, в Европе до Балкан, в Азии до Гималаев и восточной Сибири. Нет медведей в Африке, Австралии и Новой Зеландии. Медведь животное северного полушария, и лишь в юго-восточной Азии и Андах он заходит южнее экватора. Он разделяет судьбу трех северных континентов, глубоко связанных с жизнью человека, его делами и чувствами. Человек привязан к медведям; он уважает, боится, почитает их; он борется с ними и хочет победить их. На юге подобным же образом своим учителем, врагом и соперником ощущают льва.

 

Медведи входят в отряд хищников. Они образуют собственное, независимое, замкнутое семейство, как собаки и кошки. Зоологи помещают медведей недалеко от собак и полагают, что определенные палеонтологические находки указывают на появление медведей в миоцене из форм, которых можно рассматривать как предков собак.

Многое свидетельствует также в пользу того, что происхождение семейства медведей можно отнести к европейскому северу; но чрезвычайно трудно сказать об этом что-нибудь с уверенностью. В любом случае медведи тесно связаны с наступлением и ходом ледниковых периодов. Во многих европейских пещерах найдены целые груды костей пещерных медведей. У сохранившихся остатков этого гигантского медведя, бывшего наиболее частой охотничьей добычей человека каменного века, бросается в глаза большая изменчивость в строении головы и морды. Абель* пишет об этом: "Формы черепов пещерных медведей из этого слоя (поздний ледниковый период) колеблются в широких пределах, от совершенно плоских черепов у примитивных видов медведей через промежуточную форму у предков пещерных медведей и кончая экземплярами с чрезмерно крутым лбом; а между ними всевозможные переходные формы... Некоторые черепа поражают длиной носа, в то время как у других странно короткая морда... Поэтому Отто Антониус мог с правом указать на то, что изменчивость черепов пещерных медведей удивительным образом напоминает определенные собачьи расы (овчарки, доги, мопсы)... Без сомнения, здесь налицо необычайно широкая изменчивость этого медведя, идущая гораздо дальше, чем изменчивость камчатского медведя".*/*O. Abel: Paläobiologie als Stammesgeschichte. Jena 1929./

Все медведи являют это характерное для них свойство: способность многообразно варьировать основную форму своего типа. Отдельные особи одного и того же вида, даже породы, обладают самыми удивительными различиями в расцветке и рисунке меха, а также в строении черепа. Поэтому Брем пишет: "Как видно, "у медведей весьма сильно видоизменяется не только масть, но и череп. Правда, обычно можно легко отличить по цвету два экземпляра из далеко друг от друга расположенных областей. Но если взять все промежуточные формы, всю вереницу переходов, то разграничение отдельных форм станет затруднительным".

Это указание имеет очень большое значение, поскольку оно характеризует весь медвежий род. Если отвлечься от южных видов, то у медведей нет по-настоящему определенных, разграниченных видов; даже белый и бурый медведи стоят столь близко друг к другу, что спаривание дает потомство. Они различны в той же мере, как и собачьи породы. У собак такая текучесть связана с близостью к человеку. Но и медведь также тесно связан с человеком. Еще и теперь определенные племена, например, айны в северной Японии, на Курилах и Сахалине, или тунгусы и гиляки имеют очень внутреннее, даже религиозное отношение к окружающим их медведям.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!