Игра как метод СКД. Основные признаки игровой деятельности, классификация игр.



 

Игра- это особый вид деятельности, носящий педагогический, воспитательный, образовательный, характер, который сопровождает все формы жизнедеятельности человека.

Методы СКД – это система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников СКД, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

Как метод СКД ИГРА представляет собой определённый способ организации аудитории и, соответственно имеет свои признаки. Игра - это не только биологическая/физическая деятельность - всякая игра что-то значит, имеет смысл; игра - определенное качество деятельности, отличное от "обыденной" жизни; всякая игра есть прежде всего свободная деятельность;

Основные признаки игровой деятельности.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе.Игра происходит в измененных по сравнению с действительностью, искусственных условиях (в условиях мнимой, моделируемой, экспериментальной ситуации). При этом для игры характерна двуплановость: серьезность и условность.В игре ничего не производится, это что-то нематериальное, поэтому «вид непродуктивной деятельности», но это не есть нечто бессмысленное, игра как говорилось выше, имеет должна иметь смысл.

Классификация игр.

· по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

· по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);

· по игровой методике(предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

· по предметной области(математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);

· по игровой среде(с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).

Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:-игры по времени проведения;- игры по месту проведения;-игры по возрасту участников;-игры по степени регулирования;-игры с предметами и без предметов;-игры по содержанию.

Анимация и ее особенность в социально-культурной сфере.

Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.

Анимационные программы, решая многогранные задачи, прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, по сути своей, формируют и развивают личность.

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Анимация не может полноценно осуществляться по принуждению. Высокая мотивация играет ведущую роль и имеет большое значение для всей системы педагогических средств и социально-культурных технологий.2

Для того, чтобы создать анимационную программу, недостаточно хорошо разбираться в законах её драматического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать приемы художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается анимационная программа.

Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

- организационная - организация совместной деятельности анимационной команды.

- инстукторско-методическая - создание и разработка сценариев и мероприятий, подбор игр, составления маршрутов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;

- режиссерская - распределение ролей, составление плана репетиций, постановка;

- техническая - подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.3

Анимационная программа стала специфическим социально-культурным явлением. Основное её практическое свойство - «протекать во времени и пространстве - здесь и сейчас» по случаю какого-либо общественного события - международного, государственного, районного или даже местного значения, традиционного праздника, в различных других ситуациях отдыха и развлечений - создаёт условия для формирования позитивного социального фона, особой эмоциональной атмосферы культурной среды.4

В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы. Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что социально-культурная анимация – это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего.

Определяя анимацию как самостоятельную область культурно-досуговой деятельности, а также рассмотрев анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении было выявлено, что выделяют следующие формы организации анимационной деятельности: активная анимация, чувственная анимация (событийная, театрализованная, сказкотерапевтическая, спортивная), анимация общения, анимация спокойствия (музыко- ,сказко- , игровая- , танц- ,арт- , экологическая терапия), культурная и творческая социальная анимация

Активная анимация.

Активная анимация направлена не просто на удовлетворение потребностей человека в движении, а на формирование положительного физического и психического эффекта с незаметным или наоборот ярким вовлечением в движение.

Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавляющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в результате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. В настоящее время физические нагрузки как-то физкультура, занятия спортом и т.д. незаменимы для здоровья современного человека. Индустриализация, автоматизация труда, внедрение компьютерной техники привели и приведут к еще большему уменьшению физической нагрузки на организм человека, гиподинамии, всевозможным психологическим стрессам. Если это уменьшение естественных нагрузок не компенсируется искусственным путем с помощью физических упражнений, в организме человека происходят отрицательные процессы.

Активная анимация способствует стимулированию жизненных сил, вовлекает человека в активную деятельность, т.е. выполняет спортивно-оздоровительную функцию.

Чувственная анимация.

Главная цель чувственной анимации создать такой эмоционально-психологический фон, на основе которого через переживания человека удовлетворить его потребность в познании нового, неизвестного, неожиданного. Как правило, для этого могут использоваться самые различные методы и средства. Начиная от банальных аттракционов «когда душа уходит в пятки» и просмотров 3D фильмов (что, по сути, не является анимацией), заканчивая карнавальными шествиями, костюмированными представлениями, рыцарскими турнирами и другими мероприятиями в которых отдыхающие могут принять непосредственное участие. Как правило, классификации видов анимации направленных на формирование переживаний нет, однако, существует общая классификация видов анимации, которая включает:

1) событийную анимацию, которая направлена на создание положительных эмоций, праздничное настроение и психологическую разгрузку;

2) театрализованную анимацию, которая представляет собой; проведение всевозможных народных праздников, ролевых игр, рыцарских турниров, костюмированных балов, спектаклей в исторических интерьерах;

3) сказкотерапия, когда основной положительный психологический эффект отвлечения создается благодаря специфической обстановке сказочного города, встречи с героями мультфильмов, катанием на аттракционах, посещением экзотических стран;

4) спортивную анимацию, которая основана на занятиях спортом, непроизвольном вовлечении в спортивные игры через аниматоров, а также непосредственном участии в спортивных состязаниях.

Анимация общения.

Данная формаанимации не просто удовлетворяет потребность в общении, а направлена на психологическую разгрузку, получение позитивных эмоций, социальную адаптацию, повышение общительности, самореализацию и самоактуализацию человека через общение.Достаточно большой потенциал развития человека как личности заложен в анимации общения и все потому, что человек существо социальное, которое достаточно тяжело переносит недостаток общения, при котором возможны психические и в худшем случае физические отклонения.

Анимация общения преследует следующие цели:1.удовлетворение потребности самовыражения;2. поощрение детей в развитии своих умений;3. направление развлечений и навыков в созидательное русло;4.  избавление от стрессов;5.  изменение имиджа и расслабление напряжения.

Анимация спокойствия.

Анимация спокойствия направлена на удовлетворение потребности человека в отдыхе, рекреации, расширенном восстановлении физического и психического здоровья через отдых (в большинстве случаев пассивный).Для психологической разгрузки зачастую анимационные формы совмещают анимацию с различными видами терапии: музыкотерапия, сказкотерапия, игровая-, танцевальная- , арт- ,экологическая терапия.

Культурная анимация.

Культурная анимация – это не просто удовлетворение потребности в приобщении к культурным ценностям того или иного народа, страны, региона или вид досуга, это есть способ саморазвития и самореализации, культурной интеграции, образования в купе с рекреационным эффектом от познания экзотики преподносимой как в строго исторических и культурных формах, так и в анимационной живой жизнеутверждающей форме.

Творческая анимация.

Творческая анимация весьма специфический вид анимации, который является наиболее развитой формой культурно-досуговой деятельности, поскольку направлен на самореализацию и саморазвитие человека как творческой личности.

Творческая анимация основана на оживлении творческих способностей человека путем включения его в различные формы деятельности наиболее близкие или наиболее интересные для него на основе увлечений и интересов человека. То есть, через анимацию человек реализует на досуге свои устремления, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление анимации призвано помочь человеку получить новые знания.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2051; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!