Технология социально-культурного проектирования



Проект - это идеальное видение конечных результатов деятельности, идеальное описание конкретной социальной услуги. Проект всегда направлен на достижение конкретной цели. В зависимости от цели и организационных средств, которыми пользуются организаторы, проекты подразделяются на:

· - проекты, носящие бизнес-характер. В данных проектах используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных проектов;

· - проекты, носящие политический характер. Подразумевают выработку законодательных актов, которые обеспечат прозрачность деятельности фирм;

· - социальные проекты. Проекты, направленные на улучшение ситуации в образовании, здравоохранении, экологии, социальная помощь детям, социально-незащищенным слоям населения, на профилактику безнадзорности и социально-значимых заболеваний, защиту прав граждан;

· - социокультурные проекты ориентируются на выработку и сохранение культурных ценностей, новых ценностных отношений.

· По организационной структуре проекты могут иметь разовое или постоянное существование. По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражения.

· Создание социокультурных проектов позволяет:

· - во-первых, получить ресурсную и финансовую поддержку государственных органов, спонсоров, деловых партнеров;

· - участвовать в конкурсах на получение грантов;

· - отладить схемы управления деятельностью общественной организации, методом четкого распределения обязанностей и ответственности повысить эффективность использования имеющихся ресурсов;

Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, две подсистемы: социум и культуру.

 

Задачи проектной деятельности:

· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

· как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

· как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

· Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

· во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);

· во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

Таким образом, проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области через формулировку целей к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования – и социум, и культура – рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени – искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

 

Менеджмент – это «наука и искусство точно знать, что предстоит сде- лать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом» (Ф. У. Тейлор).

Менеджмент – это «самостоятельный вид профессионально осуществ- ляемой хозяйственной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материаль- ных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов эко- номического механизма» (Ф. Котлер).

Данное определение следует разобрать с целью понимания сущности со- держанияданной области научного знания.

 

1. Менеджмент функционирует в «в рыночных условиях» по следующим основаниям:

ориентация на спрос и потребности рынка;

повышение эффективности операций (min издержки + max прибыль);

хозяйственная самостоятельность ответственных за конечный результат;

выявление результатов деятельности на рынке в процессе обмена;

корректировка целей и программ;

использование современной информационной базы и компьютерного

обеспечения для многовариантных расчетов.

 

2. Менеджмент - «самостоятельный вид профессиональной деятельно- сти» так как:

менеджер не зависит от собственности на капитал;

производительный труд в условиях высокотехнологичного производства

с высоким уровнем специализации работников;

профессиональная деятельность в качестве управляющего независимо от

уровня (субъект + объект);

наблюдение и контроль за выполнением решений.

 

3. Менеджмент – профессионально осуществляемая «хозяйственнаядея- тельность»:

деятельность фирмы в отрасли экономики (производство, продукт/ то- вар/услуга);

сфера деятельности фирмы (территориальная принадлежность);

обеспечение ресурсами и технологиями;

поиск новых и совершенствование имеющихся механизмов функциони- рования.

 

4. Менеджмент направлен на достижение «намеченных целей», так как:
управление путем постановки целей с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее ресурсов; выбор цели согласно классификации; постановка и достижение общих и специфических целей компании.

 

5. Менеджмент осуществляется «путем рационального использования ре- сурсов»: минимальные затраты; максимальная эффективность; общие усилия направлены на достижение стратегической цели компании; обоснованная моти- вациятрудовой деятельности.

 

6. Менеджмент применяет функции и методы «экономического механиз- ма»:

решение задач взаимодействия в процессе хозяйственной деятельности

обусловлен спецификой хозяйственной деятельности

включает три блока: внутрифирменное управление, управление произ-

водством и управление персоналом.

 

Цели и задачи менеджмента

Цель – обеспечить успешное функционирование компании путем рацио- нальной организации производственного процесса (создать условия, гарантии, ограничить риски и т.д.).

Задачи: информатизация, высокая квалификация, обоснованная мотива- ция, поиск новых рынков, постановка целей, поиск ресурсов и источников их увеличения, контроль за выполнением задач и т.д.

Особенности менеджмента в социально-культурной сфере. Сфера культуры как сфера услуг

Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с осо- бенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности но- сят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами со- знания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не под- даются непосредственному прямому счету, складированию. Их производст- во зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценно- стями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съе- даются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п., — тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно по- нимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, гото- вым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привле- чения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: ор- ганов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворитель- ных организаций и прочих доноров.

Сегодня некоммерческая деятельность не выступает «неприв- лекательной» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социаль- ной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д. Более того, некоммерческая деятель- ность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на менеджмент не-коммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от тра- диционного менеджмента в коммерческих сферах. Например, в некоммерче- ской сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры — это дети, подростки, вете- раны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачи- вать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заин- тересованными в такой деятельности донорами, что-то — благотворитель- ными фондами и т. д.

 

Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбира- ются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за опреде- ленные виды работ с этими группами.

Эти особенности определяют качество технологии менеджмента в со- циокультурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают ме- неджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг. Поэтому, с технологической точки зрения, не меньший интерес представляют особенности реализации ме- ханизмов менеджмента, специфичные для сферы профессиональной дея- тельности. Главная проблема развития менеджмента в сфере культуры за- ключается в обеспечении единства его механизмов: чтобы что планирова- лось, то и учитывалось, контролировалось, и достойно оплачивалось. Подоб- ное единство в России наметилось только в последние годы, когда сфера куль- туры с 1989 г. стала втягиваться в нормальные рыночные отношения и соот- ветствующие управленческие процедуры и механизмы.

 

Особенностями менеджмента в социально культурно сфере являются:

 

1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль, то в некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы), что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсо-

ров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.

 

2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное (и лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт социально-культурной дея- тельности – социальная услуга – обычно связан с очень узким потребительским сегментом, деятельностью, не приносящей прибыль, а значит – которой не за- нимаются коммерческие фирмы. Поэтому некоммерческие организации нуж- даются в льготах, дотациях, спонсировании. Товар социально-культурной дея- тельности – узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями (убеждениями, интересами и т.п.) персонала некоммерческих организаций.

 

3. Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно

предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости, или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание услуги, покрываемые или за счет дотаций (бюджетных, спонсорских, до- норских) или (возможно, частично) от собственной коммерческой деятельности.

 

4. Двоякость рынка. Главная специфика социально-культурной сферы и любого нонпрофита – в "расщепленности" их рынков и необходимости уста- новления соответствия и гармонии их частей.

5. Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в т.ч. за счет исполь- зования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций.

 

6. Продвижение в некоммерческой деятельности специфично, так как тесно связано с реноме идеи и некоммерческой организации, боль- шей зависимостью от государственной политики и давления общественного мнения. Следовательно, в менеджменте некоммерческих организаций более широко используются методы publicrelations, сотрудничество со средствами массовой информации. С другой стороны, широкое применение находят про- паганда услуг и своеобразное стимулирование спроса с помощью специальных акций» презентаций и т.п. Во всяком случае доля традиционной коммерческой рекламы в некоммерческой деятельности незначительна и часто рекламируются не услуги, а организации.

 

7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет кон- троль и анализ эффективности деятельности и ее результатов.

Бизнес-планирование в социально-культурной сфере: теоретические и практические аспекты

 

В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка – собранный в единый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно — начальный капитал для развития компании, социокультурной программы или разового культурного мероприятия.

Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности:

 

распределение ресурсов;
адаптация к внешней среде;
внутренняя координация;
организационное стратегическое предвидение.

Бизнес-план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех форм и видов предпринимательства и прежде всего для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления тем, у кого предприниматель собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: описание продукта (услуги), оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный, финансовый план.

Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятиями:

• организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;

• выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;

• формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.

Бизнес-план позволяет решить многофакторную задачу. Ее основные выводы:

• обоснование экономической целесообразности направлений

развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);

•расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности,

в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на вложенные средства


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 3113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!