Вопрос 2 Досуг как социально-историческое явление.



Вопрос 1 Социальная сущность праздника. Технологии подготовки и проведения.

Один из первых исследователей русских праздников И. М. Снегирев справедливо писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. Там укрепляется старое и заводится новое знакомство, обмениваются мыслями и чувствами, частное делается общим, прошедшее и будущее обращается в настоящее. Там простор уму и разгул душе».

Праздник — древнейшая форма досугового социального общения; музыка, танец, поэзия, театр были востребованы празднующими, а не работающими людьми. М. М. Бахтин не без основания заметил: «Праздник — первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника — торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности.

Праздник — многофункциональное социально-культурное явление. Он выполняет функции: массового эмоционально окрашенного общения людей; консолидации (стабилизации) общества, благодаря наличию общей идеи, определяющей тематику праздника, и атмосферы праздничности, объединяющей участников; раскрепощения, освобождения от повседневных ограничений и обязанностей (функция активного отдыха). Праздник близок к творчеству в том отношении, что в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников. Вместе с тем ему присущ ритуализм (речи, поздравления, шествия, обряды), которых в творчестве нет.

О значимости праздников в современной общественной жизни свидетельствует российский празднично-обрядовый календарь, включающий 8 видов праздничных событий.

1. Законодательно установленные праздничные дни: Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, День государственного суверенитета Российской Федерации (12 июня), День Октябрьской революции (7 ноября), День Конституции (12 декабря).

2. Церковные праздники — Рождество, Пасха, Троица, Крещение, Благовещение и др.

3. Народные русские праздники — наследие древнего язычества. Праздник мыслился одушевленным: он приходил и уходил, его встречали и провожали. Приход праздника знаменовал изменения в природе, важные для земледельца.

4. Профессиональные праздники: День учителя, День шахтера, День металлурга, День рыбака, День библиотек (27 мая), День милиции и др.

5. Военно-патриотические праздники, помимо Дня Победы, включают День Защитника Отечества (23 февраля), День Военно-Морского Флота, День пограничника, День космонавтики, День ракетных войск и артиллерии.

6.  Культурно-гуманитарные праздники и памятные дни: Международный день защиты детей (1 июня), Всемирный день здоровья(7 апреля), День знаний (1 сентября), Международный день театра(27 марта), День славянской письменности и культуры (24 мая),Международный день музыки (2 октября), Международный день музеев (18 мая), Всемирный день туризма (27 сентября), Всемирный день окружающей среды (5 июня), Всемирный день молодежи(10 ноября), Международный день студентов (17 ноября) и др.

7. Спортивные праздники: олимпиады, мировые чемпионаты, Игры

доброй воли и др.

8. Юбилейные торжества, например 200-летие Российской национальной библиотеки (1995), 300 лет Российскому флоту (1996)300 лет Санкт-Петербургу (2003).

 

А.В. Луначарский «Социальная сущность праздника, в первую очередь, проявляется в том, что он представляет собой тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы».

Пословица «Рукам работа -душе праздник»

 

При организации праздника необходимо определить его цель и задачи, целевую аудиторию. Затем следует выбрать площадку проведения праздника, составить примерную смету расходов, выбрать спонсоров. Необходимо четко выяснить, кто именно отвечает за тот или иной этап организации праздника.

Только при грамотной организации массовых праздников, они пройдут успешно.

 

Вопрос 2 Досуг как социально-историческое явление.

Досуг — это часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Досуг — это самодеятельная активность в свободное время. Именно активность, а не безделье.

Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», то есть достигнуть чего-то, на что требуются усилия.

А. С. Пушкин писал о времени «вдохновенного досуга» и «вдохновенного труда». Досуг — всегда свободное время, но свободное время не всегда есть досуг.

Проблема досуга не всегда была актуальна, это приобретение промышленной культуры Нового времени. Земледельческая культура обладала своим естественным циклом чередования работы и отдыха, В хорошую летнюю погоду работали от зари до зари, сокращая отдых до минимума. В зимние месяцы много времени отводилось досугу, который проводился в соответствии с обычаями. Чаще всего этот досуг заполнялся утилитарными занятиями, согласно

поговорке «Не учи безделью, учи рукоделью».

Во всех традиционных обществах досуг регламентируется народным календарем, основанным на смене времен года. Народный календарь предписывал такие «мирские» праздники, как масленица, святки, праздник последнего снопа, праздник Ивана Купалы и др.

Составной частью общинной жизни были семейные обряды — свадьбы, рождения, поминки, которые охватывали соседей и родственников. Большое место в традиционных культурах занимали религиозные ритуалы и праздники. В средневековой Европе религиозные праздники занимали 150-160 дней в году. Но это внерабочее время нельзя было считать досуговым, так как его содержание регламентировалось религиозными предписаниями, нарушение которых не допускалось. Своеобразной отдушиной в однообразной последовательности рабочих будней были карнавалы и прочие проявления народной «смеховой культуры», дающие волю веселью, легкомыслию и даже вольнодумству.

Итак, проблема досуга не существовала для крестьян и для ремесленников-горожан, не волновала она аристократов и властителей, вся жизнь которых была сплошной «досуговой деятельностью». Поэтому о ценности досуга не задумывался никто. Исключением были философы Древней Греции, которые рассматривали досуг как жизненный идеал, как высшее удовольствие (Аристотель).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 878; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!