Глава II. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА О СОБЫТИЯХ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ



 

Современная память российского общества о «победоносной» войне

 

Культурная память — это не просто культурное наследие: наличие памятников, музеев, парков с именами героев, но это еще и то душевное состояние, которое возникает у человека, на миг окунувшегося в историю тех дней. Да, безусловно, войны не сближают народы, но государства, за историю своего существования, воюют постоянно, а потом мирится, потом снова воюют и снова мир, и так можно продолжать до бесконечности, так что же остается в памяти враждовавших народов? Нет никаких сомнений, что японцы чтут предков и отдают дань памяти павшим воинам в русско-японской войне, однаков рамках выбранной темы, делающей акцент на культурной памяти не японского государства, а российского, изучение культурной памяти в Японии рассматриваться не будет.

Такой непопулярной была война в начале ХХ века в государстве, которому суждено было распасться в недалеком будущем. Но является ли она популярной в новом государстве – Российской Федерации?

8 февраля 2014 г. в Подмосковье состоялась панихида (см. приложение 1) по жертвам Русско-японской войны в районе села Всехсвятское (ныне – район Сокол)[64]. Данное мероприятие было приурочено не ко всей войне в целом, а к отдельным ее событиям[65] и, что более интересно, «… к 94-летию трагической гибели адмирала Колчака»[66]. По завершении панихиды, на которой присутствовали высокопоставленные гости из нескольких государственных ведомств и министерств, были возложены цветы и открыта мраморная информационная табличка (см. приложение 2) в память о героях не только Русско-японской войны, но и Крымской, и Русско-турецкой войн. Несмотря на высокий статус присутствовавших гостей[67], найти информацию об этом мероприятии в государственных СМИ не представляется возможным. Кое-что о панихиде можно узнать только со сторонних сайтов, на которые выложили информацию частные лица. Автор одного из немногих свидетельств этого мероприятия отмечает, что ей не удалось найти ни одного интервью из тех, что дал проводивший панихиду отец Алексий.

В продолжение темы работы СМИ стоит отметить научно-документальный фильм «Крейсер «Варяг»» Алексея Денисова[68], который провел экспедицию по местам не только боевых сражений, но и посетил страны, в которых хранились исторические документы, проливающие свет на неизвестные страницы истории крейсера «Варяг».

В Челябинске существует своеобразный символ русско-японской войны 1904-1905 гг. – даурские лиственницы. Краткая история этих деревьев такова: в доме, что сегодня стоит на углу Красной и Ленина (Красная, 65), в годы русско-японской войны располагался госпиталь. Дом принадлежал Владиславу ФранцевичуСапега-Ольшевскому, действительному тайному советнику, председателю Челябинского уездного отделения Общества Красного креста. По легенде, один из офицеров, лежавших в госпитале, попросил Владислава Францевича, в случае его смерти посадить рядом с домом, где находился госпиталь, семена даурской лиственницы, которые он вез с собой, чтобы посадить возле родного дома. Сапега-Ольшевский выполнил просьбу умирающего, и на улице Болотной (так тогда называлась Красная) вскоре поднялись деревца даурской лиственницы[69]. До начала XXI века дожили только пять из них. Осенью 2017 года погибли еще два дерева. Зеленый памятник оказался под угрозой полного исчезновения. По инициативе местных жителей, уберечь редкие деревья от гибели, были собраны семена, и теперь высаживаются молодые потомки легендарных лиственниц[70].

Немалое количество памятников русско-японской войны сохранилось в северной столице. В Николо-Богоявленском морском соборе Петербурга и в Николаевском Морском соборе Кронштадта в наши дни можно видеть мемориальные доски, посвященные погибшим на этой войне морякам. Рядом с Никольским собором есть еще один монумент, связанный с Русско-японской войной, – Цусимский обелиск, посвященный героям броненосца «Император Александр III». Один из четырех самых мощных броненосцев 2‑й Тихоокеанской эскадры погиб в Цусимском сражении вместе со всем своим составом в 857 человек. Он был укомплектован моряками Гвардейского флотского экипажа, поэтому и памятник поставили по инициативе офицеров Гвардейского экипажа на собранные ими пожертвования. Эскизный проект был сделан в 1907 году офицером Гвардейского корпуса полковником М.С. Путятиным, а создавали памятник скульптор А.Л. Обер и архитектор Я.И. Филотей.

Главным монументом всем погибшим в эту войну морякам стал храм Христа Спасителя, более известный как «Спас-на-Водах». Он также создавался на народные пожертвования. Комитет по сбору средств возглавляла греческая королева Ольга Константиновна, а строительный комитет – ее брат, великий князь Константин Константинович Романов («К. Р.»). Церемония закладки храма состоялась на территории Ново‑Адмиралтейского завода 15 мая 1910 года, в годовщину Цусимского сражения. Проект ее разработал архитектор М.М. Перетяткович, взявший в качестве прототипов Дмитровский собор во Владимире и церковь Покрова-на-Нерли. Церковь украшали резьба, фрески и мозаики, созданные по эскизам Н.А. Бруни и В.М. Васнецова. Внутри «Спаса-на-Водах» находились мемориальные доски с именами всех павших моряков (всего их насчитывалось около 12 тысяч). К сожалению, храм не пережил советское время. В 1932 году он был взорван, священнослужители, а также многие члены церковной двадцатки репрессированы. На месте храма в 2002–2003 годах построена часовня святого Николая Чудотворца. А рядом, в небольшом временном павильоне, выставлены сохранившиеся мозаики храма, переданные Русским музеем.

Самый известный памятник, посвященный событиям Русско-японской войны, находится на Петроградской стороне. Это – памятник экипажу эскадренного миноносца «Стерегущий». На нем два оставшихся в живых матроса открывают кингстоны, чтобы затопить корабль и не отдать его врагу. Команда «Стерегущего» действительно совершила настоящий подвиг, только кингстонов на кораблях этого класса нет, а военное судно затонуло само от полученных пробоин[71].

11 мая 2018 года в Главном здании Российской национальной библиотеки состоялось заседание, посвященное памяти участников Русско-японской войны 1904–1905 гг. Российская национальная библиотека является своеобразным «местом памяти» событий этой войны. В ее фондах хранится ценная коллекция документов участников сражений. В рамках заседания встретились потомки российского и японского вице-адмиралов, командовавших флотами двух стран в Цусимском сражении 1905 года. В торжественном заседании приняла участие японская делегация во главе с почетным консулом России в Японии, основателем памятника русским и японским морякам на острове Осима, господином ФумихикоТамура. В составе японской делегации – исполнительный директор общественной организации «Опора России-Фукуока» господин СибатаТосио, а также правнук вице-адмирала ХэйхатироТого, командующего японским флотом в Цусимском сражении в мае 1905 г. Того Хиросигэ и другие. Гостей также приветствовал генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге МасанориФукусима. В рамках заседания состоялась передача в дар российской стороне копии мундира вице-адмирала Того, командовавшего японским флотом в Цусимском сражении.С российской стороны в заседании приняли участие потомки участников Цусимского сражения, в том числе правнук вице-адмирала Зиновия Рожественского – Зиновий Спечинский. Во встрече также приняли участие офицеры ВМС России, представители научной общественности города, а также потомки участников русско-японской войны[72].

Совсем недавно, 27 мая 2018 г. во время церемонии открытия реконструированного Струковского парка прошел часовой фестиваль духовых оркестров «На сопках Маньчжурии» с участием самарского муниципального концертного духового оркестра, посвященный воинам, погибшим в русско-японской войне[73]. Этот концерт был лишь малой частью большого концерта в рамках обширной программы «Фестиваля прессы»[74].

Таким образом, суммируя сказанное, можно утверждать, что активная коммеморация Русско-японской войны, достигнувшая своего наивысшего запроса со стороны общества в связи со столетием войны, была направлена на реанимацию только героических образов той войны и характеризовалась полным игнорированием менее приглядных ее аспектов.

Не вдаваясь в детали, причины столь малой популярности дальневосточного конфликта начала прошлого века можно объяснить двумя факторами. Во-первых, малой ролью русско-японской войны в судьбе России. Мы уже говорили, что борьба с Японией была важна для дальнейшего усиления России на Дальнем Востоке, для укрепления самодержавия, успокоения революционных настроений, но ничто из перечисленного даже близко не стоит с тем вызовом, который представляли собой Отечественная война 1812 г. или Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В первом случает речь шла, главным образом, лишь о престиже страны, а в двух других – о существовании самого российского государства. Надо ли удивляться, что размах памятных мероприятий у этих событий имеет совсем разный масштаб. Во-вторых, итог русско-японской войны не вписывается в тиражируемый образ непобедимой страны. Тут нет особого повода для национальной гордости. Было мужество солдат и матросов, благородство некоторых командиров, дипломатическое мастерство С.Ю. Витте, но венчают все это национальный позор и международное унижение. И мероприятия по этому поводу служат лишь еще одним болезненным и мало кому нужным напоминанием об этом.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!