Падение царства Иудейского и начало Вавилонского плена (от смерти Иосии до ухода остатков народа в Египет).



 

4. СМЕРТЬ ИОСИИ (23:28-30)

4-Цар. 23:28-30. Автор ссылается на подробные записи о царствовании Иосии в летописи царей Иудейских.

Полнее о гибели Иосии рассказывается в 2-Пар. 35:20-27.

В последние годы жизни этого царя Ассирийская империя все более клонилась к упадку. Возможно, Египетский фараон Нехао решил поживиться засчет некогда могущественной, а теперь ослабевшей державы, присоединив какие-то ее территории к Египту; может быть, предметом его вожделений была Сирия, и потому он отправился на реку Евфрат, чтобы сразиться с царем Ассирийским.

Но навстречу фараону вышел царь Иосия (либо все еще считая себя вассалом и, следовательно, союзником Ассирии, либо предупреждая возможное нападение фараона на Иудею). Он попытался остановить Нехао в Мегиддоне (древнем хорошо укрепленном городе в юго-западной части Изреельской равнины), ко был им убит.

Тело Иосии привезли в Иерусалим и похоронили в царской гробнице. После него Иудеей стал править сын его Иоахаз.

Царь Иосия имел огромное воздействие на духовно-нравственное состояние иудейского общества его дней; он был и весьма одаренным государственным деятелем. Успех его радикальных реформ в стране, глубоко развращенной многолетним идолопоклонством (и даже за пределами ее, на территории бывшего Северного царства), свидетельствует об этом. Но царствование его было прервано его гибелью.

Д. Нечестивое правление Иоахаза (23:31-35)

4-Цар. 23:31-32. У Иосии было четыре сына, три из которых правили Иудеей после его смерти (1-Пар. 3:15; таблицу "Пять последних царей Иудеи"). Когда Иосия погиб, Иоахаз, средний его сын, был посажен на престол народом. Он был двадцати трех лет, но царствовал всего три месяца (в 609 г до Р. Х.). Дед его по матери - не то же самое лицо, что пророк Иеремия, потому что пророку, носившему то же имя, Богом не позволено было вступать в брак (Иер. 16:2).

То короткое время, что правил, Иоахаз выразил прискорбную решимость не следовать доброму примеру своего отца, но обратиться на пути языческие, которыми следовали его предки идолопоклонники.

4-Цар. 23:33. После того, как фараон Нехао нанес поражение Иосии при Мегиддоне, Иудея подпала под контроль Египта. Вновь избранного царя иудейского Нехао подверг заключению в Ривле на р. Оронт, в 100 примерно километрах севернее Дамаска. Возможно, Иоахаз казался фараону настолько ненадежным вассалом, что позднее он перевел его из Ривлы в Египет (стих 34), где тот и умер (сравните Иер. 22:10-12). Не ограничившись захватом царя Иудеи, Нехао обложил землю тяжелым побором - примерно в 3,75 тонн серебра и приблизительно в 40 кг. золота.

4-Цар. 23:34-35. На трон Иудеи фараон возвел старшего брата Иоахаза - - Елиакима, имя которого изменил на Иоаким ("Бог утвердил" на "Иегова утвердил"). Право изменять имя человека рассматривалось на Ближнем Востоке как прерогатива суверена (сравните Быт. 41:45); этим актом Нехао заявлял об установлении своего контроля над Иудеей. Иоаким подчинился Нехао и стал взыскивать в его пользу с жителей Иудеи нечто вроде подушной подати серебром и золотом.

е. Нечестивое правление Иоакима (23:36 - 24:7)

1. ЗЛЫЕ ДЕЛА ИОАКИМА (23:36-37)

4-Цар. 23:36-37. Иоаким стал царем в двадцать пять лет (т. е. он был старше своего брата Иоахаза на 2 года; сравните стих 31). Правил он, будучи царем-марионеткой в руках фараона, одиннадцать лет (609-598 г. до Р. Х.). Рума, родной город матери его, находилась близ Сихема (Суд. 9:41). Иоаким тоже не последовал доброму примеру своего отца Иосии, но избрал путь идолопоклонства. Судя по тому, что после смерти Иосии народ "воцарил" не его, а его младшего брата (Иоахаза), его, возможно, не считали способным править страной. В глазах же Нехао Иоаким был, видимо, человеком, легче поддающимся диктату чем Иоахаз.

2. ВРАГИ ИУДЕИ (24:1-7)

4-Цар. 24:1-4. Навуходоносор наследовал своему отцу Набополассару на троне вавилонском в 605 г. до Р. Х. Ранее в том же году он предводительствовал армией отца в сражении с армией фараона (Нехао) и нанес ей поражение при Кархемише на р. Евфрат (в северной Сирии). В результате этой битвы Вавилон стал сильнейшим государством на Ближнем Востоке. Под его контроль перешел и Египет со всеми своими вассалами, включая Иудею.

В том же 605 году Навуходоносор вторгся в пределы Иудеи и увел в Вавилон первых пленников, включая Даниила (Дан. 1:1-3). И сделался Иоаким подвластным ему на три года, но затем попытался сбросить с себя его иго, обратившись (безуспешно) за помощью к недавнему своему господину - фараону. В конце-концов он сам был уведен в плен в Вавилон (2-Пар. 36:6), но позднее или был освобожден вавилонянами, или бежал, потому что умер он в Иерусалиме (Иер. 22:19; толкование на 4-Цар. 24:10-11).

Иудею же, по воле Господней, наводняли то одни вражеские полчища, то другие; крайней ослабленностью ее в последние годы правления Иоакима пользовались и сами вавилоняне (халдеи), и сирийцы и моавитяне, и аммонитяне. Их вторжения в землю были карой Божией, которую Господь насылал на иудеев за то, что они постоянно грешили перед Ним, как и предупреждал их чрез пророков Своих: Исаию, Михея, Иеремию, Аввакума и др.

4-Цар. 24:5-7. Пророк Иеремия презирал Иоакима за нечестивые дела его (Иер. 22:18-19; 26:20-23; 36). Когда Иоаким умер (в 598 г. до Р. Х.), ему наследовал в Иерусалиме сын его Иехония. Царского погребения Иоаким не был удостоен (Иер. 22:19).

Фараон Нехао даже и не пытался возвратить себе территории от потока Египетского (Вади эль-Ариш) на юге страны до реки Евфрата на севере, включая всю Палестину, захваченные у него Навуходоносором. Сила, достигнутая на то время Вавилоном, тоже была частью Божьего плана по "воспитанию" Его народа.

Ж. Нечестивое правление Иехонии (24:8-17)

1. О НЕУГОДНЫХ ГОСПОДУ ДЕЛАХ ЕГО (24:8-17)

4-Цар. 24:8-9. Иехония стал царствовать после смерти своего отца Иоакима. Правил он Иудеей всего три месяца, будучи восемнадцати лет от роду, и так же, как Иоаким, делал неугодное в очах Господних.

2. ВТОРАЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИУДЕЕВ (24:10-17)

4-Цар. 24:10-12. Навуходоносор послал свои войска (евр. "рабов" в значении "воинов") осадить Иерусалим еще при отце Иехонии - Иоакиме, вероятно, потому, что тот противился господству вавилонян и продолжал искать помощи против них в Египте. Скорее всего, во время осады своей столицы Иоаким и умер, но не исключено, что он был убит кем-то из числа постоянно вторгавшихся в страну иноземцев (стих 2). В какой-то момент Навуходоносор, повелевший осадить Иерусалим, сам пришел под стены его (в 597 г. до Р. Х.), и тогда новый иудейский царь Иехония, не желая подвергать опасности разрушения целый город, добровольно сдался царю Вавилонскому вместе с матерью своей и всеми своими приближенными. Было это на восьмом году царствования Навуходоносора.

4-Цар. 24:13-16. И вывез вавилонский царь все сокровища из Иерусалима (как дворцовые, так и храмовые). Золотые сосуды царя Соломона он не изломал (не вполне верная передача соответствующего евр. слова в Септуагинте, отразившаяся во многих переводах, включая русский), а тоже вывез (впоследствии персидский царь Кир возвратил иудеям эти сосуды; Езд. 1:7). Это опустошение Иерусалима и храма совершилось во исполнение слова Божия (3-Цар. 9:6-9).

В плен Навуходоносор увел, помимо самого царя и всего его дома, и все войско его, числом семь тысяч (стих 16), а также тысячу художников и строителей, и множество других людей - всего десять тысяч (стих 14), включая будущего пророка Иезекииля (Иез. 1:1-3). Надо сказать, что цифровые данные касательно этой депортации несколько расходятся в 4-Царств, 2-Паралипоменон и у пророка Иеремии.) Никого, пишет автор 4-Царств, не осталось, кроме бедного народа земли. Это было второе вавилонское пленение иудеев; первое произошло после победы над ними Навуходоносора в 605 г. до Р. Х.

4-Цар. 24:17. Согласно пророчеству Иеремии (Иер. 22:30), никто из сыновей Иехонии не наследовал трона иудейского. Царем над Иудеей царь вавилонский поставил дядю его Матфанию, третьего из сыновей Иосии (таблицу "Пять последних царей Иудеи" в толковании на 4-Цар. 23:31-32); Матфания был младшим братом Иоахаза и Иоакима. Навуходоносор, по своему праву суверена, изменил имя и ему, назвав Седекией - в знак полной вассальной зависимости от него царя иудейского (толкование на 23:34).

3. Нечестивое правление Седекии (24:18 - 25:7)

Хотя Седекия был царем Южного царства, народ Иудеи, видимо, не признавал в нем такового. Частично это могло объясняться тем, что на трон он был посажен иноземным правителем (2-Пар. 36:10-13). И в этом же возможное объяснение того факта, что древние ближневосточные тексты, трактующие события ветхозаветного времени, как на последнего царя Иудеи указывают на Иехонию.

1. И ДЕЛАЛ СЕДЕКИЯ НЕУГОДНОЕ В ОЧАХ ГОСПОДНИХ. (24:18-20)

4-Цар. 24:18-20. Сев на трон в двадцать одни год. Седекия царствовал одиннадцать лет (597-586 г. до Р. Х.). И во всем был так же не угоден Господу, как брат его Иоаким (может быть, Иоаким упомянут здесь потому, что, как и Седекия, царствовал 11 лет, тогда как непосредственный предшественник Седекии Иехония оставался на троне всего три месяца).

Снова говорится о том, что причиной бедствий Иудеи был гнев Господень (сравните 21:6,15; 22:13,17; 23:19,26). Иегова отверг Иуду от лица Своего (т. е. изгнал его из земли обетованной; сравните 17:18,20,23; 23:27; 24:3).

На протяжении нескольких лет Седекия был покорным вассалом царя Вавилонского. Но в конце-концов под давлением своих националистически настроенных приближенных (Иер. 37-38) и соблазняемый предложениями соседних племен (идумеев, финикийцев, аммонитян, моавитян; Иер. 27:3) сообща сбросить иго Вавилона, Седекия восстал против Навуходоносора (в союзе с египетским фараоном Офрой, правившим с 589 по 570 г. до Р. Х.).

2. ПОСЛЕДНЯЯ ОСАДА ИЕРУСАЛИМА (25:1-7)

4-Цар. 25:1-3. В январе 588 г. до Р. Х. (в десятый месяц девятого года правления Седекии; слово своего в русском тексте взято (ошибочно) из Септуагинты) Навуходоносор, возмущенный мятежом Седекии, снова пришел со всем войском своим к Иерусалиму и осадил его. На какое-то время осада была снята, когда вавилоняне узнали, что войско фараона Офры выступило из Египта (Иер. 37:5), но затем, после того, как египтянам было нанесено поражение, осаду Иерусалима возобновили. По мере продолжения ее в городе усиливался голод.

4-Цар. 25:4-7. Наконец в стене сделан был пролом, и вавилоняне ворвались в Иерусалим. Это произошло 16 июля 586 г. до Р. Х., в четвертый месяц (Иер. 39:2) одиннадцатого года правления Седекии (стихи 2-3). ("Четвертый месяц" был месяцем Таммуз, почти соответствовавшим нашему июлю.) Остававшиеся в городе военные (24:16) бросились к воротам в той части Иерусалима, где стена его была двойной (подле царского сада). Вместе с ними, по направлению к долине Иордана (в тексте - к равнине), уходил царь.

Но Халдеи стояли вокруг города, они стали преследовать убегавших и настигли Седекию близ города Иерихона, после чего все войско его разбежалось. Царя отвели в Ривлу на сирийской реке Оронт, где стоял на своих "полевых квартирах" Навуходоносор. (Из некоторых источников известно, что вавилонский царь в это же время воевал против финикийского города Тира и осаждал другие города Иудеи.) В Ривле над мятежным Седекией был произведен суд. На глазах его были заколоты его сыновья, дабы не осталось у него наследников на троне, асам Седекия был ослеплен, скован и отведен в Вавилон (Иер. 32:4; 34:1-3; 39).

И. Иудея под вавилонским правлением (25:8-30)

1. СОЖЖЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (25:8-12)

4-Цар. 25:8-12. Примерно через четыре недели после взятия Иерусалима Навуходоносор послал начальника своей личной гвардии Навузардана предать город и все, что в нем, огню. Это было на седьмой день в пятый месяц девятнадцатого года царствования Навуходоносора (как подсчитано, 16 августа 586 г. до Р. Х.); правда, в Иер. 52:12 читаем, что это произошло не на 7-ой, а на 10-ый день месяца (Аба) - толкование на этот стих.

Навузардан приказал своим воинам сжечь все дома большие (стих 9), т. е. асе здания, имевшие хоть какое-нибудь значение. Были сожжены храм Соломона и царский дворец, простоявшие более 400 лет. Затем были разрушены стены вокруг Иерусалима, чтобы немногие оставшиеся в нем жители не могли вновь оказать сопротивление вавилонянам. Собственно, за исключением беднейшего люда, все иерусалимляне были Навузарданом выселены и уведены, главным образом в Вавилон. Кое-кто, как уже было сказано, оставлен был для обработки земли, чтобы, опустевшая, она не вовсе одичала.

2. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА (25:13-17)

4-Цар. 25:13-17. Большие медные столбы и изготовленные из меди предметы обстановки храма и различные атрибуты его, употреблявшиеся при отправлении службы, вавилоняне разбили и изломали на части, чтобы легче было доставить медь в Вавилон. А небольшие предметы из меди, золота и серебра упаковали и отправили туда же.

В двух громадных столбах, высившихся при центральном входе в храм, в море и подставах было столько меди, что и вес ее трудно было определить (стих 16 сравните с 3-Цар. 7:15-22; Иер. 52:20-23).

3. КАЗНЬ СВЯЩЕННИКОВ, САНОВНИКОВ И ИМЕНИТЫХ ГРАЖДАН (25:18-21)

4-Цар. 25:18-21. Сергия первосвященник был предшественником Ездры (Езд. 7:1); он и другие священники были схвачены как потенциальные вожди нового мятежа. С той же целью арестовали и остальных перечисленных здесь сановников и видных граждан. Все 72 человека были казнены Навуходоносором в Ривле.

4. УБИЙСТВО ГОДОЛИИ (25:22-26)

4-Цар. 25:22-24. Годолия был внуком Шафана, сановника царя Иосии и проводника его реформ (22:3). Благоразумный человек, он был другом пророка Иеремии (Иер. 39:14), чей совет "не противиться халдеям", но подчиниться им, полностью принял. Зная о про-вавилонской позиции Годолии, Навуходоносор назначил его своим наместником в Иудее, поставив над оставшимся там населением.

Резиденция Годолии находилась в Массифе (километрах в тринадцати на север от Иерусалима), ибо Иерусалим лежал в развалинах. В Массифу к нему и явились избежавшие казни "начальники", настроенные про-египетски, и сочувствовавшие им. Годолия пытался убедить их остаться на земле и для своего же блага служить царю Вавилонскому.

4-Цар. 25:25-26. Однако какое-то время спустя некий Исмаил, в жилах которого текла царская кровь (вероятно, он сам хотел занять пост Годолии), составил против наместника заговор и злодейски умертвил его (Иер. 41:2). Примечательно, что Годолия Исмаилу доверял и не принимал всерьез предупреждений о том, что тот замыслил его убить (Иер. 40:13-16).

Вместе с Годолией были убиты и приближенные его, которые были с ним в Массифе в тот день. После чего многие иудей, испугавшись обвинений и преследований со стороны Навуходоносора, бежали в Египет; вместе с собой они застав или уйти и пророка Иеремию (Иер. 41:1 - 43:7), который, будучи прежде уведен в Вавилон, получил затем разрешение вернуться домой.

5. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЕХОНИИ (25:27-30)

4-Цар. 25:27-30. Двенадцатый месяц тридцать седьмого года пребывания царя Иехонии в вавилонском плену (24:15) приходился на март 560 г. до Р. Х. Иехония был уведен в Вавилон в 597 г. Двумя годами ранее, в 562 году, халдеями стал править новый царь - Евилмеродах, остававшийся на троне недолго (562-560 г. до Р. Х.); таблицу "Цари Ново-Вавилонской империи" во "Вступлении к книге Даниила". Он-то, сразу по своем воцарении, и изменил обращение с царем Иудеи: к нему перестали относиться как к преступнику, но удостоили привилегий, соответствовавших его сану.

В стихе 28 образно говорится о том, что дружелюбие нового правителя Вавилона к Иехонии было большим, чем к кому-либо из других царей, которых, как и его, насильно удерживали в Вавилоне. Может быть, эта перемена явилась результатом покаяния Иехонии перед Господом, но в тексте об этом не говорится. До конца своих дней Иехония пользовался относительной свободой, имел содержание от Евилмеродаха и питался от стола его (сравните Иер. 52:31-34).

Мажорная нота явно и неоднократно звучащая в 3 и 4 книгах Царств, теперь 4 книгу Царств завершает, снова напоминая о милосердии Господа. Она звучит и в напоминание о том, что династия Давида, которая, по обетованию Божьему, всегда будет вести Его народ (2-Цар. 7:16), не иссякает. Вот, изменилось в благоприятную сторону отношение вавилонского царя к царю иудейскому. Это ознаменовало начало более благоприятной политики по отношению к сынам Израилевым в целом: им предстояло обрести большую свободу. А когда персидский царь Кир нанесет Вавилону поражение, евреям позволено будет вернуться в свою землю (Езд. 1:1-4).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!