Царство Иудейское. Общее состояние. Правление Асы и Иосафата. Гофолия.
Общие сведения
После смерти Соломона воцарился сын его Ровоам. Он сурово говорил с народом: «Если отец мой Соломон наложил на вас иго, то я увеличу его; если он наказывал вас бичами, то я буду наказывать вас скорпионами» (скорпионы – особый вид бичей с нанизанными металлическими колючками или кусочками свинца). Тогда большая часть еврейского царства восстала против Ровоама. Десять колен израилевых отделились от Ровоама, избрали себе царем Иеровоама из колена Ефремова, и составили особое царство, которое стало называться Израильским. Два колена – иудино и вениаминово – остались у Ровоама и образовали царство Иудейское. Евреи из этого царства стали называться иудеями.
Таким образом, царство еврейское разделилось на два царства: Иудейское и Израильское. Столицей в Иудейском царстве остался город Иерусалим, а в Израильском столицей стал город Самария (сначала Тирца).
Жители царства Израильского ходили в великие праздники на поклонение Богу в храм иерусалимский. Царю Иеровоаму это не нравилось. Он боялся, что его подданные сблизятся с иудеями и присоединятся к иудейскому царству. Чтобы они больше не ходили в Иерусалим, Иеровоам поставил в двух городах своего царства двух золотых тельцов и объявил народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта». И весь народ израильский стал поклоняться идолам. И после Иеровоама все цари Израильского царства были идолопоклонниками. Новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.
|
|
Царь Аса
2. СМЕРТЬ АВИИ (15:7-8)
3-Цар. 15:7-8. Относительно летописи царей Иудейских толкование на 14:29. Следует повторная ссылка на "войну с Иеровоамом" (сравните 15:6). После смерти Авии на трон Иудеи вступил Аса, сын его.
Д. Аса - угодный Богу царь Иудеи (15:9-24)
Восемь из царей иудейских были угодными в глазах Господа, т. е. в целом царствование каждого из них было благоприятно оценено Иеговой, несмотря на то, что некоторые из их дел не могли считаться добрыми. Четыре из этих восьми царей являлись инициаторами религиозных реформ в Иудее, цель которых состояла в очищении богопоклонения и в возвращении народа на пути повиновения закону Моисея. Первым царем - реформатором Иудеи, угодным Господу, был Аса (стих 11).
1. ДОБРЫЕ ДЕЛА АСЫ (15:9-15)
3-Цар. 15:9-10. Аса стал царем Иудеи, видимо, перед самым концом царствования Иеровоама в Израиле (910 г. до Р. Х.). Сорок один год царствовал он в Иерусалиме.
|
|
В еврейском тексте мать Асы названа так же, как мать Авии, - "Мааха, дочь Авессалома". Поскольку это звучит сомнительно, высказывалось предположение, что подлинное имя матери Асы не сохранилось. Имя Ана, приводимое в русском тексте, взято из Септуагинты.
3-Цар. 15:11-13. Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец (предок) его.
Автор 2 книги Паралипоменон дает гораздо более подробную информацию о царствовании Асы, чем та, что находим в 3-Царств. Миром и спокойствием были отмечены первые 10 лет правления Асы (2-Пар. 14:1). По всей вероятности, именно в этот период приступил он к серии своих религиозных реформ (2-Пар. 14:2-5).
Мирная жизнь была, однако, нарушена вторжением в Иудею некоего Зарая Ефиоплянина, возглавившего войско египетского фараона Озоркона I. Но Аса нанес египтянам поражение, хотя те и превосходили его значительно в силе. Победа была ему дарована Господом (2-Пар. 14:9-15). В те дни пророк Азария наставлял Асу, чтобы и впредь во всем полагался на Господа, а не на собственные силы (2-Пар. 15:1-7). И снова последовали годы мира…
Слова Азарии вызвали у царя новый подъем религиозной ревности (3-Цар. 15:12-15; сравните 2-Пар. 15:8-18). Он изгнал мужеложников, служивших своим развратом идолам, а самих идолов, которым "покровительствовали" Ровоам и Авия, уничтожил. И даже мять свою Ану лишил звания царицы (евр. гебира - "царица-мать") за то, что она сделала истукан Астарты. Аса… изрубил его и сжег у потока Кедрова (протекавшего зосточнее Иерусалима), а пепел, видимо, сбросил в воды потока, чтобы и следа от идола не осталось.
|
|
3-Цар. 15:14-15. Аса уничтожил некоторые из высот (2-Пар. 14:3), но не все (ЗЦар. 15:14). По-видимому, он сохранил те из них, на которых с давних пор совершалось служение Иегове (3-Цар. 3:2), однако, наряду с ними и часть тех, на которых со времен Соломона совершались языческие служения: последние будут полностью истреблены царем Иосией (4-Цар. 23:13). Однако сказано, что сердцем Аса во все дни свои был предан (Господу (стих 14)).
Сокровища, которые Аса внес в храм (в дом Господень), вероятно, были взяты им как военные трофеи у египтян, потерпевших от него поражение (2-Пар. 14:12-13; 15:18). В 2-Паралипоменон находим некоторые подробности о реформах Асы, в частности, рассказ об официальном обновлении им Моисеева завета (2-Пар. 15:9-17).
2. ПОБЕДА АСЫ НАД ВААСОЮ(15:16-22)
3-Цар. 15:16-17. Постоянным недругом Асы во все дни правления его был Вааса, царь израильский (909-886 гг. до Р. Х.). Раму, находившуюся километрах в 5-6 на север от Иерусалима, он попытался превратить в крепость, чтобы держать под контролем все передвижения между Израилем и Иудеей.
|
|
3-Цар. 15:18-21. Полагают, что после сокрушительного поражения, которое Аса нанес египетскому войску, многие из живших на территории Израиля стали переходить в Иудею, и вот это-то стремился предотвратить Вааса (стих 17). Аса же, не желая дальнейшего усиления своего противника и укрепления Рамы, купил союз с сирийским царем Венададом, употребив на это не только дворцовые сокровища, но и все серебро и золото из дома Господня (что едва ли могло быть угодно Иегове). (табл. "Арамейские (сирийские) цари в 3 и 4 книгах Царств" - там, где толкование на 3-Цар. 11:23-25.) Аса не только убедил Венадада расторгнуть прежний его союз с Израилем, но, видимо, содействовал и вторжению того на территорию Северного царства. Израильские города, взятые Венададом, располагались близ озера Киннеретского, на земле Неффалима. Это заставило Ваасу отказаться от плана укрепления Рамы и уйти и Фирцу, бывшую в то время стоящей Израиля (14:17).
3-Цар. 15:22. Тогда Аса предпринял "конфискацию" строительных материалов (камней и дерев), которые Вааса употреблял для укрепления Рамы, и воспользовался ими, чтобы соорудить собственные крепости близ границы с Израилем: Гияу… и Мицпу. Казалось бы, Аса действовал разумно и успешно, но все его решения и действия свидетельствовали о слабом упованиии его на Бога. В чем и обличил его пророк Ананий (конкретно за то, что искал помощи у сирийского царя; 2-Пар. 16:7-9). В раздражении Аса бросил "прозорливца" в темницу (2-Пар. 16:10), Очевидно, победы, одержанные им над Египтом и Израилем, побудили царя думать о себе чересчур высоко.
3. СМЕРТЬ АСЫ (15:23-24)
3-Цар. 15:23-24. Сказано, что все достижения Асы были описаны в летописи царей Иудейских (сравните 14:29; 15:7). К концу жизни Аса стал страдать ногами, но и тогда обратился за помощью не к Господу, а к врачам (2-Пар. 16:12). Но несмотря на то, что вера Асы не была такой, какой могла бы быть, в целом он соблюдал верность Богу, и долгое царствование его было благословляемо Им. Вероятно, по причине болезни Асы в последние годы его жизни соправителем его был Иосафат, сын его (873-870 гг. до Р. Х.; Таблицу царей в главе 12), который и воцарился по смерти отца. Когда Аса умер, в Израиле царствовал Ахав (874-853 гг. до Р. Х.).
Иоасафат
Четвертый царь Иудейского Царства. Имя Иосафат означает «Яхве есть Судья».
Его отец — иудейский царь Аса, мать — Азуба.
В течении трёх лет (873 г. до н. э. — 871 г. до н. э.) был соправителем своего отца Асы.
Вступил на престол Иудеи в возрасте 35 лет после смерти отца и царствовал 25 лет.
Правление датируют с 870 г. до н. э. по 848 г. до н. э. или с 871 г. до н. э. по 849 г. до н. э.
Иехошафат был современником трёх израильских царей — Ахаба, Ахазия и Иегорама.
О правлении Иехошафата, богобоязненность и справедливость которого в один голос восхваляют книги Царей и Хроник, помимо последних источников, много сведений заключалось, вероятно, и в хронике некоего пророка Иегу бен-Ханани, נן חנני דנרי יהוא, не дошедшей до нас и входившей, по-видимому, в состав так называемой «Книги царей иудейских» (хотя в тексте сказано מלכי ישראל ספר), также утраченной для историографии.
Так или иначе, Библия рисует Иехошафата как сильного и решительного правителя, внёсшего существенные изменения как во внешнюю политику, так и во внутреннее устройство царства.
Получив в наследство от отца политику непримиримости с Северным Израильским царством, Иехошафат, однако, отказался от неё, и прежние враждебные отношения между этими двумя государствами сменились дружественными.
Когда израильский царь Ахаб решил предпринять войну против Бен-Гадада, он заручился помощью Иехошафата. Поход оказался несчастным для израильского царя и едва не стоил жизни самому Иехошафату в неудачной битве с арамеями при Рамот-Гил‘аде.
Дружба между обоими еврейскими государствами ещё более усилилась, когда сын Иехошафат, Иегорам, женился на дочери Ахаба, Аталии.
Дружбе с Израилем Иехошафат не изменяет и при последующих двух израильских царях из династии Омридов — Ахазии и Иегораме.
Иехошафат принял активное участие в походе Иегорама на моавитского царя Мешу, но и этот поход неудачен для израильтян, так как моавитяне оказали соединённой еврейской армии сильное и продолжительное сопротивление. Союзники вынуждены были снять осаду и возвратиться в свои государства.
Войны же, которые были ведены Иехошафат единолично, были, наоборот, очень счастливы для него. Библия, правда, сообщает только об одной войне Иехошафата с соединёнными силами аммонитян, моавитян и маонитян, но, вероятно, враждебные отношения у него существовали и с Эдомом. Интересно отметить, что удачный исход этой войны с заиорданскими племенами летописец приписывает не Иехошафату, а всецело Богу, называя её «войной Господа». Эту победу, при которой Иехошафат захватил огромные трофеи, евреи торжественно отпраздновали в Иерусалиме.
Летописец называет период царствования Иехошафата спокойным и тихим. Оружие Иехошафата наводило ужас на все соседние народы и племена, что доказывается тем, что некоторые народы добровольно посылали ему дары, как, например, филистимляне и арабы. Но при этом пределы царства Иехошафата в его время не расширились, и на севере оно доходило до границ эфраимитян, на юге — до Беер-Шевы, а на востоке — до Мёртвого моря.
Иехошафат сконцентрировал в столице и в ряде городов Иудеи большое количество войска, в том числе и конницу, и укрепил много городов как внутри Иудеи, так и по границам её, в особенно на севере, у пределов эфраимских, как бы исходя из той мысли, что не следует оставлять открытыми границы на севере, хотя при его жизни узы крепкой дружбы связывали Израиль и Иудею. В этом отношении Иехошафат, впрочем, держался политики своего отца Асы, который во время своего конфликта с Баашей понял, какое важное значение могут иметь сильные крепости на северной границе Иудейского царства. Кроме того, Иехошафат создал новую военную организацию, благодаря которой его царство в любое время могло располагать крупной военной силой, и, вероятно, для нужд этой армии он устроил особые (военные?) склады, или, как хронист их называет, «складочные города», ערי מסכנות.
«Книга Хроник» дает описание государственного устройства Иудейского царства при Иехошафате. Он провел административную реформу, разделив Иудею на округи для удобства сбора налогов; это административное деление фактически сохранялось все время существования Иудеи. Царь реорганизовал и модернизировал армию; оснащенные колесницами регулярные части стояли гарнизонами в укрепленных городах и крепостях по всей Иудее, включая Иудейскую пустыню и Негев.
Плодотворна была деятельность Иехошафата, направленная к просвещению народа и мирному развитию страны. Его царствование может считаться временем особенного подъёма народного благосостояния; его собственная царская казна обильно пополнялась богатыми приношениями всего народа, а последнее могло иметь место лишь в том случае, если сам народ жил в полном достатке.
На богатство страны указывает и явно преувеличенное число солдат в его время — сотни тысяч человек.
Союз с Израилем обеспечивал и партнёрство с Тиром, что привело к значительному росту торговли и экономическому процветанию в районе от Средиземного моря до пустыни и Красного моря на юго-восток.
Озабоченный развитием внутренней торговли, Иехошафат устроил вышеупомянутые складочные города, куда, по-видимому, свозились различные товары и съезжались купцы и покупатели для совершения сделок; однако, понимая, что внутренний рынок находится в прямой зависимости от количества ввозимого товара, Иехошафат, подобно Соломону, снарядил морскую экспедицию в страну Офир за добычей золота, однако буря разбила корабли в гавани Эцион-Габер.
Твёрдое установление правового порядка и правовых норм дало крепкое основание этому народному благосостоянию. Иехошафат поставил судей почти во всех городах Иудеи. Библия сохранила рескрипт, с которым он обратился к ним. Иехошафат напомнил судьям о той великой и священной обязанности, которую они берут на себя; они должны помнить, что каждый их приговор направлен не столько к людям, сколько к Богу, и поэтому обязаны особенно тщательно избегать несправедливости, лицеприятия и взяточничества.
Особенного развития достигла эта судебная реформа в самом Иерусалиме. Кроме обычных судей, составлявших первую инстанцию, Иерусалим в эпоху Иехошафата стал тем центром, где заседал верховный суд из священников, левитов и народных представителей и куда из провинциальных судов поступали дела в порядке апелляционного обжалования. В рескрипте, обращенном к иерусалимским высшим судьям, Иехошафат прямо заявляет, что на их обязанности лежит наблюдать за точным и неуклонным исполнением законов всеми судьями страны. Надзор за этой судебной реформой царь поручил священнику Амарии и сановнику Зебадии, причём первый должен был наблюдать за точным выполнением всех юридических норм, предписанных Торой, тогда как второй обязан был проводить в жизнь все царские эдикты и повеления, לכל דנר המלך, которые должны были, вероятно, восполнить те пробелы, которые создавались жизнью в самом законодательстве. Что эта судебная реформа уже вскоре, ещё при жизни самого Иехошафата, дала положительные результаты, видно из того тона, в каком летописец сообщает о ней.
Иехошафат не забывал и о религиозной области. В то самое время как в Северном Израильском царстве царит не прекращавшийся антагонизм между великими пророками-реформаторами и «домом» Ахаба, антагонизм, развращавший народ, в Иудейском царстве устанавливается тесная связь между царской властью и пророческим сословием, связь, укрепляющая не только трон, но и народ.
В правление Иехошафата выступает ряд пророков на арену политической и религиозной жизни. Кроме пророка историографа Иегу бен-Ханани, в его время пророчествовали также асафит Яхазиель и некий Элиезер бен-Додавагу. Свободные в своих суждениях, они открыто и смело высказывали царю свое мнение относительно его государственной и религиозной политики и, вне сомнения, имели сильное на него влияние.
Иехошафат выслушивал пророков с большим вниманием, и пророки не только иудейские, но и израильские, как, например, Элиша, очень уважали его и, вероятно, активно помогали ему, по возможности, в трудном деле управления страной.
Деятельность Иехошафата, направленная как к уничтожению идолопоклонства, так и к распространению в народе знания Торы и всех её законов, несомненно, протекала под особенным покровительством пророков, так как она должна была ещё больше укрепить у народа любовь к Яхве.
На третьем году своего правления Иехошафат предпринял уникальный шаг: он разослал по городам Иудеи делегацию чиновников, священнослужителей и левитов с целью обучать народ «книге закона Господа» (по мнению некоторых ученых, здесь мы имеем дело со Второзаконием на весьма ранней стадии его формирования), он даже перечисляет всех священников и левитов, которые должны были объезжать города Иудеи и учить народ «учению Бога». Это же сообщение обнаруживает и другой интересный момент: в царствование Иехошафата организация народного просвещения принимает широкий, почти демократический характер, ибо хотя, согласно букве закона, учителями народа в толковании и объяснении Торы могут быть исключительно священники, в это время в роли народных учителей упоминаются левиты и священники, причём первых даже в большем количестве, чем вторых.
Подвергся реформе и храмовой культ.
Религиозно-правовая реформа этого правителя рассматривается как попытка учреждения в Иудейском царстве единой правовой системы с целью централизации правящей власти.
Иегошафат умер в глубокой старости, оставив после себя 7 сыновей, между которыми он разделил свои огромные богатства.
Нечестивое правление Гофолии в Иудее (11:1-20)
Гофолия узурпировала иудейский трон. Она была единственной царицей Иудеи, и никто из правителей этой страны не был столь рьяно привержен Ваалу, как она.
I. СПАСЕНИЕ ИОАСА (11:1-3)
4-Цар. 11:1. Гофолия была матерью иудейского царя Охозии, убитого Ииуем (9:27-29; 2-Пар. 22:9) в 841 г. до Р. Х. Будучи дочерью Ахава и Иезавели, она приходилась сестрой Охозии и Иораму, которые последовательно царствовали в Израиле после смерти Ахава. Гофолия стала женой иудейского царя Иорама, который умер от болезни кишечника (2-Пар. 21:18-19). Все ее сыновья, кроме младшего, Охозии, были убиты во время одного из вторжений в Израиль филистимлян и аравийцев (2-Пар. 21:17).
После смерти своего последнего сына, Охозии, она увидела уникальную для себя возможность самой захватить трон. И ради этого пошла на поразительное по своей жестокости истребление собственных внуков; ее не остановил ни голос крови, ни мысль о том, что Господу угодно было сохранить "светильник Давидов" на троне иудейском (2-Цар. 7:16).
4-Цар. 11:2-3. Иосавеф, дочь мужа Гофолии - царя Иорама (но, возможно, не дочь Гофолии) и сестра царя Охозии (иудейского), спасла его маленького сына Иоаса. Сначала она спрятала его вместе с его кормилицей у себя в спальне, а потом на протяжении шести лет, пока Гофолия оставалась на троне (841-835 г. до Р. Х.) скрывала его в храме Господнем, где ее муж Иодай был первосвященником (2-Пар. 22:11). ("Генеалогическую таблицу царицы Гофолии".) Иоас был годовалым младенцем, когда его унесли из среды умерщвляемых сыновей царских; шесть лет спустя, в возрасте семи лет, он был провозглашен царем Иудеи (11:21).
2. ПЛАНЫ ИОДАЯ (11:4-8)
4-Цар. 11:4-8. На седьмом году правления кровожадной Гофолии первосвященник Иодай осуществил дворцовый переворот. Для этого он призвал военачальников довольно высокого ранга, а именно сотников, командовавших царскими телохранителями (вероятно, они были тождественны Хелефеям и Фелефеям, упоминаемым, в частности, в 2-Цар. 8:18; "скороходы" тоже, как представляется, относились к этому роду воинов) и, возможно, финикийскими наемниками, охранявшими город. Иодай тайно собрал их в храме Соломоновом. Все это были люди лояльные ему и настроенные против царицы.
Судя по 2-Пар. 23:2, в Иерусалим были собраны, по инициативе Иодая, левиты и главы племен. Священники и левиты (2-Пар. 23:4) должны были войти в ряды стражи ("телохранителей"). В храме Иодай показал собравшимся семилетнего царевича (11:21), законного наследника престола. И затем изложил им свой план коронации Иоаса. "Телохранителям" следовало в ближайшую субботу разделиться на три группы - с тем, чтобы каждой занять особые посты у дворца и храма, которые были, вероятно, соединены крытым ходом.
Все должно было произойти во время "смены караула" в субботний день (соответствующие инструкции были даны "приходящим в субботу" и "отходящим в субботу" - стих 5, 7), когда храмовая площадь была запружена народом; может быть, в один из праздничных дней. Итак, стражникам при доме Господнем следовало окружить ребенка-царя с тем, чтобы на месте убить каждого, кто попытался бы прорваться сквозь их ряд. Под их надежной охраной Иоаса планировали повести из храма к месту его коронации на храмовом дворе.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 867; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!