Помазание Давида. Победа над Голиафом. Саул и Давид.



 

ПОМАЗАНИЕ ДАВИДА. 1-Цар. 16:1-13. Бог послал Самуила помазать в цари израильские того, кого прежде определил как "мужа по сердцу Своему" (13:14) и как одного из "ближних" Саула, который, однако, "лучше его" (15:28). Как царь Израиля Давид был избран от вечности. Не непригодность Саула в этом качестве заставила Господа "изменить курс". Но план Его действий, в котором с самого начала было предусмотрено все, осуществлялся таким путем, чтобы конечному торжеству его способствовало и самое неповиновение человеческое (в данном случае - Саула). Бог позволил людям поставить над собой царя по своему выбору. Но теперь, после того, как ошибочность этого выбора сделалась очевидной, Он продемонстрировал им превосходство Своей мудрости, "воздвигнув" израильского царя во исполнение собственной совершенной воли. По прошествии довольно долгого времени, в которое Самуил не переставал печалиться из-за того, что произошло с Саулом, Господь повелел пророку идти в Вифлеем, где Он усмотрел… царя из сыновей Иессея (16:1-3). Иессей был внуком Руфи и Вооза (Руф. 4:18-21), т. е. относился к "ветви обетования" (таблицу "Предки Давида, начиная от Авраама"). Как жены Иакова положили начало царскому дому (Быт. 35:11; 49:10), так от Руфи пошла династия Давида (Руф. 4:11). Не обманным путем побуждал действовать Самуила Бог, но - совершить действительное жертвоприношение, без чего и нельзя было осуществить столь значительную церемонию как помазание нового царя (16:2). Истинная причина жертвоприношения лишь до времени была скрыта за ним. Старейшин Вифлеема поначалу встревожил приход Самуила (стих 4); вероятно, они думали, что он пришел совершить "суд" над их городом за какую-то провинность, либо - по причине не спадавшего напряжения в противостоянии власти пророка царской власти.

После того, как семеро сыновей Иессея не были признаны Господом угодными Ему, дошла очередь до младшего пастуха Давида, который и был помазан Самуилом по повелению Господню (стихи 11-13); это было тайное помазание, при пока еще правившем Сауле. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (стих 13) - во удостоверение высшей воли. (Внешне это не дало Давиду никаких привилегий, но под действием Святого Духа он созревал нравственно и духовно, готовясь занять предназначенное ему место.) Позднее Давид был открыто помазан царем над Иудеей (2-Цар. 2:4), а потом - над Израилем (2-Цар. 5:3).

САУЛ И ДАВИД. Тогда как Давида Дух Господень не оставлял, от Саула Он отступил. Из этого следует, что ветхозаветное время присутствие Святого Духа не о спасении свидетельствовало, а лишь о действии силы Божией в тех, кого Бог избирал на служение Себе Когда Святой Дух "отступил" от Саула, его, по попущению Господа, стал мучить злой дух. Был ли это "дух" греховных страстей или тот, который вызывал душевное расстройство, очевидно, что речь идет о воздействии на Саула демонической силы. В мучительном своем состоянии царь находил облегчение и успокоение, лишь слушая музыку, и потому он распорядился, чтобы привели к нему музыканта, особо искусного в игре на гуслях (16:15-17). Бог позаботился о том, чтобы им оказался Давид; так юный пастух попал в царский дворец (стихи 18-21). Духом Святым дана ему была способность отгонять своей игрой злого духа от царя.

Первоначальная история Давида при дворе Саула хорошо известна. Давида приглашают во дворец Саула, чтобы он успокаивал мучимого злым духом царя игрой на гуслях. Саул сделал его своим оруженосцем. Прославился победой над Голиафом (см. ниже). Через непродолжительное время Давид был поставлен военачальником. Слава Давида выражалась в восклицаниях женщин о том, что Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч, поскольку после гибели Голиафа филистимляне побежали. Происходит приближение Давида к Саулу, Давид женится на дочери Саула – Мелхоле, становится его зятем, и устанавливается очень крепкая и нежная дружба между Давидом и сыном Саула Ионафаном.

Царь Саул, мучимый злым духом, видя возвышение Давида, предчувствуя, что он будет его преемником, всячески ищет его убить. В конце концов Давид, предупрежденный Ионафаном, вынужден бежать, и после этого начинается очень некрасивая страница в истории царствования Саула. Он, бросив все дела своего царства, с войском гоняется по всей стране за Давидом. В этой погоне он совершенно не знает никакой меры. Когда Давид пришел к священнику Ахимелеху и забрал у него меч Голиафа и взял хлебы, чтобы подкрепить себя и бывших с ним (те самые хлебы предложения, на которые потом ссылается Господь Иисус Христос, когда Его учеников обвиняют в том, что они в субботу растирают колосья себе в пищу), Саул убил и самого Ахимелеха, и 80 других священников, считая, что они изменили ему и помогают Давиду. В этом снова проявляется его действительное отношение и к Закону Божиему, и к служителям Божиим. Свой интерес и личная вражда становятся выше всего, вплоть до того, что он готов убить первосвященника только за то, что тот, как ему кажется, помог Давиду. Хотя Ахимелех довольно справедливо говорит царю, что отнюдь не впервые он видит Давида и что всегда Давид сопровождал царя и не было никаких причин для того, чтобы отказать Давиду в помощи.

Во время преследования Саул неоднократно оказывается в ситуации, когда Давид имеет возможность безнаказанно его умертвить и тем самым избавиться от преследования. Но Давид почитает помазанника Божия, искренне считая Саула царем и помазанником, и не поднимает на него руки, вверяя свою судьбу попечению Божию. Вот один из моментов, когда Давид показал край одежды, отрезанный у Саула, в доказательство того, что тот был в его руке, и сказал: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отомстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча – от беззаконных исходит беззаконие, а моя рука не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою…» (1 Цар. 24: 13–16). Видя это, Саул дважды приходит в какое то умиление и раскаяние. Но это умиление было кратковременным. Саул возобновил преследования.

В результате Давид с отрядом в 600 человек вынужден был вовсе покинуть пределы израильских поселений и уйти к филистимлянам и там поселиться и служить им, так что во время последней, решающей битвы между филистимлянами и Саулом Давиду чуть даже не пришлось выступить в этом сражении на стороне филистимлян, от чего все таки Господь его избавил (1 Цар. 29).

 

ПОБЕДА НАД ГОЛИАФОМ. (входит по сути в Саула и Давида) Какое-то время спустя после того, как Давид "успокаивал" Саула игрой на гуслях, израильтянам снова стали угрожать Филистимляне. Позиции, занятые враждующими армиями (на горах, разделенных долиной) были таковы, что кто бы ни предпринял нападение, взаимного уничтожения было бы не избежать. Поэтому они и стояли в нерешительности друг против друга, пока филистимляне не пришли к мысли покончить дело поединком двух борцов.

От филистимлян вышел Голиаф, гигант, ростом чуть не в три метра, которому не было равных в израильском стане. Медная броня его весила около 60 кг., а железное копье в его руке - около 70 кг. (стихи 5-7). Готовому сразиться с Голиафом со стороны израильтян царь Саул обещал в случае победы свою дочь в жены и освобождение дома отца его от всякой государственной повинности (стих 25). Давид, пришедший в военный лагерь с пищевыми припасами для старших братьев и их тысяченачальника, узнав о возникшей там ситуации, попросил Саула позволить ему выйти против Голиафа (стихи 23-32; в стихе 29, отвечая рассердившемуся на него старшему брату Елиаву, Давид произносит: не слова ли это? - т. е. "что же, мне и говорить нельзя?"). Саул, хоть и неохотно, но позволил Давиду, "облаченному" лишь в веру в Бога, выйти против закованного в медь великана, с пращею и пятью гладкими камнями… из ручья. И Давид… поразил Филистимлянина… и отсек ему голову; в знак победы, одержанной израильтянами над вечными их неприятелями, он торжественно отнес голову Голиафа в Иерусалим (17:54).

Когда Давид возвращался, одержав победу над Голиафом, то женщины, приветствовавшие воинов, восклицали: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" (стих 7). Сильно огорчило это Саула; терзаемый духом зла (стих 10; сравните, он даже пытался пригвоздить игравшего для него Давида копьем к стене. Но Бог сохранил Своего избранника, популярность которого все возрастала (18:12-16). 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 842; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!