Цари Иудейские Иоас, Озия прокаженный, Иоафам, Ахаз.



 

Царь Иоас

1. БЛАГОЧЕСТИЕ ИОАСА (11:21 - 12:3)

4-Цар. 11:21 - 12:3. Из всех царей, всходивших когда-либо на трон Иудеи. Иоас был самым юным. Воцарившись в возрасте семи лет, он правил страной на протяжении сорока лет (835-796 г. до Р. Х.). Он был сыном царя Охозии от женщины по имени Цивья, родом из Вирсавии (в южной Иудее).

Волю Господа Иоас исполнял до тех пор, пока находился под сильным влиянием первосвященника Иодая. Однако после смерти наставника Иоас ослабел в своем благочестии, отступил от Господа. Но и в годы его относительной верности Иегове и успешного правления страной высоты не были отменены (они сохранялись при большинстве иудейских царей; толкование на 3-Цар. 22:43). Напомним, что на высотах иудеи приносили жертвы и возжигали благовония, вопреки Моисееву закону (Втор. 12:2-7,13-14). Вероятно, в глазах Иоаса, как и в глазах его предшественников, эта проблема не заслуживала большого внимания.

2. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (12:4-16)

4-Цар. 12:4-8. Иоас задумал реставрационные работы в храме Соломона ввиду того, что в царствование нечестивой Гофолии он не только не ремонтировался, несмотря на нужду в этом, но, напротив, всячески был разоряем (2-Пар. 24:7). Для осуществления задуманного Иоас решил воспользоваться деньгами (серебром), которые стекались в храм от народа; имелся в виду "подушный выкуп" от каждого еврея, достигшего 20 лет и подлежавшего "исчислению" (серебро, вносимое за каждую душу по оценке; Исх. 30:11-16), а также деньги от выкупа обетов (все серебро посвящаемое; Лев. 27; Чис. 30) и добровольные приношения.

Но выполнить то, что замыслил, царю не удалось. Вероятно, потому, что все перечисленное составляло регулярные источники храмового дохода, и его не хватало и на повседневные нужды, связанные со служением, и на поддержание жизни священников и левитов, и на ремонтные работы в храме. (Под "знакомыми" в стихе 5 и 7 понимались прихожане, обращавшиеся к священникам, хорошо им известным.) Царь Иоас вместе с тем объявил всенародный сбор средств на починку храма, и ответственность за это возложил на священников и левитов, но и это его начинание успеха не имело (сравните стих 7 с 2-Пар. 24:5).

Дело было, видимо, в том, что священники и левиты не были настроены "отрывать от себя", т. е. все поступавшие в храм деньги они предпочитали расходовать на нужды служения и свои личные нужды, а не на ремонтные работы в доме Господнем. Тогда Иоас повелел им вовсе не брать серебра из регулярных приношений (у знакомых своих, стих 7), ибо отныне он учреждал новый порядок. Подробно об этом рассказано ниже, а также в 2-Пар. 24:8-14.

4-Цар. 12:9-16. У входа в дом Господень был установлен ящик - специально для сбора пожертвований. И полагали туда священники все серебро, приносимое в дом Господень. На первосвященника и царского писца была возложена ответственность за пересчет собранных денег и раздачу их производителям работ, а те, в свою очередь, оплачивали плотников и строителей.

Поначалу на изготовление священных предметов (прежние были разворованы Гофолией и другими почитателями Ваала) этих денег не тратили (стих 13), но впоследствии, поскольку собранного оказалось в избытке, "серебро" стали расходовать и на это (2-Пар. 24:14). Отмечено, что с тех, кто изымал серебро из ящика и пересчитывал его, а затем отдавал производителям работ (т. е. с первосвященника и писца) отчета не требовали, так как они действовали честно. Обращают на себя внимание эти ревностность и честность иудеев, вновь утверждавшихся в Господе. Особо сказано о том, что денежные пожертвования в уплату за вину (преступление) и грех по прежнему оставлялись священникам и левитам (на поддержание их жизни); из них на ремонт храма не брали (стих 16).

В царствование Иоаса произошло несколько событий, не записанных в 4-Царств; о них рассказано в 2-Паралипоменон.

Первосвященник Иодай прожил необычайно долгую жизнь - 130 лет, как сказано в 2-Пар. 24:15-16. Но после его смерти Иоас стал прислушиваться к советам некоторых официальных в Иудее лиц, в результате чего все более отдалялся от Господа. И тогда Бог стал посылать пророков, чтобы предостеречь народ (2-Пар. 24:17-19). С пророческим предостережением царю и народу выступил и Захария, сын Иодая, ставший первосвященником после своего отца. Против него составлен был заговор, поддержанный царем, и Захарию побили камнями (2-Пар. 24:20-22).

3. ИОАС ОТКУПАЕТСЯ ОТ АЗАИЛА (12:17-18)

4-Цар. 12:17-18. Азаил, царь Сирийский, неоднократно наносил поражения израильским царям - Ииую и Иоахазу (13:3,22). Продвигаясь на юг, вдоль побережья, его войска подошли к границе Иудеи и вторглись в страну. Сирийцы захватили Геф, филистимский город, который прежде был взят иудеями (2-Пар. 11:8). И вознамерился Азаил идти на Иерусалим. И, судя по 2-Пар. 24:23, сирийские отряды ворвались в столицу Иудеи и "истребили всех князей народа", т. е. множество сановников, приближенных царя.

Тогда Иоас решил откупиться от сирийца и отдал ему из сокровищниц храма все, что жертвовали туда его предшественники и он сам, и все, какое там нашлось золото. Взяв эту "цену", Азаил отступил от Иерусалима. В 2-Пар. 24:24 прямо сказано, что сирийцев было немного, по сравнению с военной силой иудеев, но "Господь предал (их) в руку" (врагов) за отступление от Него Иоаса.

4. СМЕРТЬ ИОАСА (12:19-21)

4-Цар. 12:19-21. Иоас был тяжело ранен сирийцами (2-Пар. 24:25). Может быть, из дома Милло (крепость на территории Иерусалима; толкование на 3-Цар. 9:15) он отправился в Силлу (местонахождение не известно) залечивать раны. Но по дороге туда, во время одной из остановок, он был убит, пав жертвой заговора, который составили против него несколько приближенных. В 2-Пар. 24:25 сказано, что причиной заговора было убийство, с одобрения царя, 3ахарии, сына первосвященника Иодая (2-Пар. 24:20-22). Убит Иоас был в своей постели.

Его убийцы названы по именам. В 2-Пар. 24:26 читаем, что матерью Иозакара была аммонитянка, а матерью Иегозавада - моавитянка (толкование на этот стих) Иоас был похоронен в городе Давидовом (Иерусалиме), однако, не в царских гробницах (2-Пар. 24:25), не удостоившись этой высокой чести. Ему наследовал Амасия, сын его.

Царь Озия

К. Озия (глава 26)

2-Пар. 26:1. После смерти Амасии… народ Иудейский посадил на трон сына его Озию (он же - Азария; 4-Цар. 14:21), которому было всего шестнадцать лет. Царствовал Озия-Азария на редкость долго: 52 года (790-739 гг. до Р. Х.; стих 3). Однако в связи с пребыванием на троне Иудеи Амасии и затем сына его Озии возникает весьма серьезная хронологическая проблема, решить которую богословы пытаются на протяжении веков, выдвигая различные аргументы и версии.

Как правило, принимаются следующие даты этих царствований (с отклонениями в 1-2 года): Амасия (796-767 гг. до Р. Х.), Озия (790-739 гг. до Р. Х.). Но если Озия стал править Иудеей в 790-м году, то должен был быть соправителем при своем отце на протяжении 23 лет! Между тем, как летописец, так и автор 4-Царств как будто бы указывают на то, что Озия стал царем вместо своего отца. А, кроме того, ясно говорится о том, что было ему в то время 16 лет. Как же он мог править вместе с отцом 23 года?

Невозможно рассмотреть здесь эту проблему во всех ее частностях. Одна из версий, представляющаяся правдоподобной, сводится к следующему. Власть имущие в Иудее рано начали опасаться того, что правление Амасии выльется в нестабильное и некомпетентное, и поэтому сделали его соправителем юного Озию. Другими словами, "самостоятельно" Амасия царствовал всего шесть лет (796-790 гг.), а в 790 году Озия, тогда 16 лет от роду, был назначен как бы вторым царем. Совместное правление его с отцом могло продолжаться 23 года, до убийства Амасии в 767 году. В таком случае Озия единовластно правил лишь 29 лет - до собственной смерти в 739 г. до Р. Х.

Возможно, в 2-Пар. 26:1 летописец имеет в виду, что Озию… поставили… па место отца в возрасте 16 лет именно в качестве его соправителя. В пользу такой "реконструкции событий" как будто бы говорит тот факт, что религиозное образование Озия получал под руководством Захарии (стих 5). Многие полагают, что речь идет о Захарии, сыне Иодая. Но Захария был побит камнями в дни Иоаса, предшественника Амасии на троне (24:21-22), а сам Иоас был убит в 796 году. Озия, следовательно, способен был по возрасту к учебе до 796 года.

Если исходить из того, что 16 лет было ему в 790 году, то в те несколько лет, что предшествовали 796 году, он действительно "подлежал обучению", будучи 7-10 лет от роду. Однако к осуществлению самостоятельной политики он приступил не раньше 767 года; дела и события, связанные с этим, как раз и интересуют летописца.

2-Пар. 26:2. Озия возвратил… Иудее… Елаф и заново отстроил его. (Относительно местонахождения Елафа в толковании на 8:17.) По-видимому, идумеи вновь овладели Елафом, когда восстали против Иудеи в царствование Иорама (21:8-10), прапрадеда Озии. Озия же опять отвоевал его, но при его внуке, Ахазе, идумеи снова овладели Елафом (4-Цар. 16:6).

2-Пар. 26:3-8. В отношении Озии сказано, что в той мере, в какой он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. Озия успешно воевал с извечными врагами евреев Филистимлянами, и разрушил несколько их городов (стих 6), после чего возвел в тех местах собственные города. Бог… помогал ему и в войнах с аравийскими племенами (где находился Гур-Ваал, не установлено), а также против Меунитян (сравните 1-Пар. 4:41 и толкование на этот стих). Данниками царя Озии стали Аммонитяне, и дошла слава о нем (сравните 26:15) до границы Египта.

2-Пар. 26:9-15. Благоуспешными были оборонительная, а также аграрная политика Озии. В нескольких местах Иерусалимской стены он возвел крепостные башни, возможно, и в той, восстановленной им части се, которая была разрушена израильским царем Иоасом (25:23). (Относительно Угольных ворот в толковании на 25:23; ворота Долины, полагают, находились в западной части города, близ нынешних Яффских ворот (Неем. 2:13,15; 3:13); относительно крепостной башни па углу Неем. 3:19-20,24-25.)

Несомненно, полезным (для охраны многочисленных стад, пасшихся в пустыне, от хищных зверей) было возведение там сторожевых башен; водоемы, "иссеченные" по приказанию Озии во многих местах, вероятно, служили не только для водопоя скота, но и для орошения полей.

Войско Озии численностью (триста семь тысяч пятьсот; стих 13) лишь не намного превосходило то, что было в Иудее при отце его, Амасии (сравните 25:5), но это, по всей вероятности, было хорошо организованное войско, разделенное на отряды и подлежавшее строгому учету; командовали отрядами главы соответствующих родов, кланов (в Библии - поколений), числом две тысячи шестьсот. Отряды эти были по тому времени отлично вооружены (стих 14). Здесь впервые в Библии говорится о камнеметательных машинах (стих 15), изобретенных, как следует из текста, при Озии. На основании исторических данных предполагают, что это были первые, примитивные, образцы их.

2-Пар. 26:16-20. По прошествии лет Озия, по причине силы и славы своих, все возраставших, настолько возгордился, что сделался преступником пред Господом (стих 16; сравните Прит. 16:18; 18:12). Возможно, к гибельному для Озии искушению послужило принятое у некоторых древних народов совмещение в лице монарха царской и жреческой функций. Но Иеговой, отделившим для исполнения священнического служения лишь потомков Аарона, подобное совмещение было недвусмысленно запрещено.

И вот, вопреки этому запрету, Озия явился однажды в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. Первосвященник Азария… и с ним еще восемьдесят священников воспротивились этому святотатству (2-Пар. 26:16-18; сравните Исх. 30:7-8), но Озия лишь разгневался на них, и тогда его прямо у алтаря поразила проказа, выступившая на лбу у него. Осознав в следующий момент, что Господь… поразил его, и он сделался ритуально нечист царь сам поспешил отойти от алтаря (стихи 19-20; Лев. 13).

2-Пар. 26:21-23. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и по этой причине не только не мог более входить на территорию храма, но и жил в изоляции от общества (в отдельном доме); бразды правления страной он вынужден был передать сыну своему Иоафаму. Жертвой "остракизма" он остался и по смерти своей, так как по причине поразившей его проказы, воспринимавшейся как символ нечистоты, не мог быть погребен в царских гробницах, но похоронили его… на поле, очевидно, на некотором расстоянии от них (сравните 21:20; 24:25; 28:27).

Летописец ссылается на пророка Исаию как на того, кто более подробно описал жизнь и царствование Озии (Ис. 1:1; 6:1).

Царь Иоафам

Л. Иоафам (глава 27)

2-Пар. 27:1. Иоафам вступил на царство при живом еще отце (26:21), в 750 г. до Р. Х. Напомним, что отец его, Озия, умер в 739 году. Впоследствии Иоафам на протяжении четырех лет (735-731 гг. до Р. Х.) делил трон с собственным сыном, но этот период не включен в те шестнадцать лет, о которых говорится в стихе 1. Годами правления Иоафама принято считать 750-735 гг. до Р. Х.

2-Пар. 27:2-4. Иоафам оставил по себе почти безупречную память; он был, как… отец его, но, в отличие от Озии, замечает летописец, не пытался совершать святотатственных действий (именно в этом смысле надо понимать фразу "он не входил в храм Господень"). Далее сказано, что народ по-прежнему не был в своем религиозном служении верен Господу (вероятно, в первую очередь подразумевается принесение им жертв на высотах).

Интенсивное строительство, начатое Озией, продолжалось при Иоафаме; он, в частности, построил, точнее, реставрировал (сравните 2-Пар. 23:20) верхние ворота дома Господня (находившиеся на северной стороне внешнего двора) и обстроил Офел (слово это означает "холм", но так, полагают, называлась и восточная или юго-восточная часть стены, возведенной в том месте и окружавшей старый город и храм (сравните 33:14). Кроме того, и в гористой части страны, и на землях, поросших лесом, Иоафам строил новые города… дворцы и башни.

2-Пар. 27:5-9. По всей видимости, Аммонитяне стали уклоняться от уплаты иудеям дани (сравните 26:8), и тогда Иоафам силой принудил их к этому (стих 5). В результате одержанной им победы аммонитянам пришлось (в тот год) уплатить Иоафаму сто талантов серебра (3, 75 тонн) и огромное количество зерна: в пересчете на литры примерно 2 млн. 300 тысяч (литров) пшеницы и ячменя. Сказано, что такую "штрафную" дань Аммонитяне вынуждены были давать Иоафаму еще на протяжении двух лет, после чего это бремя было, возможно, облегчено для них.

Представляется вероятным, что какая-то часть подробных записей о царствовании Иоафама в книге царей Израильских и Иудейских была включена в 3 и 4 книги Царств (4-Цар. 15:32-38).

Царь Ахаз

М. Ахаз (глава 28)

2-Пар. 28:1-4. Четыре года царствовал… Ахаз вместе со своим отцом Иоафамом (толкование на 27:1). И еще шестнадцать лет - единовластно (731-715 гг. до Р. Х.). Он не поступал так, как предок его Давид; Ахаз был нечестивым царем - таким же, как цари Северного, Израильского, царства. Судя по употреблению имени Ваала во множественном числе, Ахаз отлил статуи разных языческих божеств, по всей видимости, и Астарты. Он поклонялся идолам в долине… Еннома, или Гиннома, и даже приносил им человеческие жертвы, "проводя через огонь" и собственных сыновей. Поклонение и жертвоприношения на высотах… и под всякярй ветвистым деревом приняли при нем особый размах. (О грехах Ахаза и в комментариях на 28:19,22-25.)

Чаще всего человеческие жертвы приносились аммонитянами богу Молоху; Моисеевым законом эта практика была категорически осуждена (Лев. 18:2!; 2С:2-5; Втор. 12:31). Главным местом принесения в жертву людей была упомянутая долина Гинном, простиравшаяся на юг и на запад от Иерусалима; позднее это место получило название "геенны" (из евр. ге - "долина" и собственного имени этой долины - в евр. транскрипции Хин-ком). Там постоянно горел огонь - как ритуальный (для принесения жертв), так и "обычный" - для более полного сжигания останков и разного мусора. С какого-то времени словом "геенна" стали называть ад (толкование на Матф. 5:22).

2-Пар. 28:5-8. Откровенно греховное поведение Ахаза было наказано Богом, предавшим его в руки сирийского царя Репина (4-Цар. 16:5), который вошел в Иудею и взял там множество пленных. Это было третье поражение, нанесенное сирийцами иудеям (22:5; 24:23). Пострадал Ахаз и от израильского царя Факея, который в один день уничтожил сто двадцать тысяч… Иудеев. В тот день погибли и некоторые члены семьи Ахаза и его ближайшие сановники. И пленных взяли израильтяне у братьев своих огромное число: двести тысяч человек, которых, вместе с награбленной добычей, отправили в Самарию.

2-Пар. 28:9-15. И все-таки, как следует из 4-Цар. 16:5, полностью Ахаз израильтянами разгромлен не был. На пути же тысяч пленных иудеев в Самарию вдруг появился пророк Господень, по имени Одед. Он вышел пред лицо израильского войска и стал убеждать военачальников, что попытка обратить в рабов такое количество братьев своих иудеев лишь усугубит гнев Господа против Израиля, у которого и без того немалая вина пред Богом его.

И вняли голосу пророка четверо из военачальников (из колена Ефремова), которые названы по именам в стихе 12, и приказали войску не вести пленных дальше. И отдал каждый из воинов своих пленных и свою добычу командирам, и те приказали одеть и накормить всех взятых в плен и отправить их в Иерихон, город в Иудее, откуда они могли бы добраться до дома.

Приводимые здесь громадные цифры убитых и взятых в плен могут вызвать недоумение; заметим, что в различных списках Септуагинты приводятся и другие цифры, к примеру, в одном из них говорится о 20 тысячах пленных, и это представляется более правдоподобным.

2-Пар. 28:16-18. Не удовлетворенный добрым жестом израильтян, царь Ахаз вступил в переговоры с царем ассирийским Тиглатпалассаром III (745-727 гг. до Р. Х.), ища у него помощи и поддержки. (В большинстве древних еврейских манускриптов и в русской Библии, в отличие от Септуагинты, стоит "послал… к царям" Ассирийским; имеется, однако, в виду именно Тиглатпалассар III.) Живший в дни Ахаза пророк Исаия пытался отговорить царя от этого союза (Ис. 7:4-9), но безуспешно.

Ахаз полагал, что нуждается в нем, видя, что враги одолевают его со всех сторон: Иудею разоряли Идумеяне, совершавшие набеги на нее с востока (толкование на 2-Пар. 26:2), и Филистимляне, наступавшие с запада и с юга, захватывали города ее один за другим. К тому же сохранялась угроза и со стороны Сирии и Израиля, о чем упомянуто в 4-Цар. 16:5-9 и в Ис. 7:1-17.

2-Пар. 28:19-27. Но не в помощь, а в тягость оказался Тиглатпалассар для Ахаза, ибо, несмотря на щедрую взятку, которую он дал ассирийцу (сокровища из храма, дворца и полученные в результате поборов с частных лиц), тот не принес ему блага.

Автор книг Царств пишет, что по просьбе Ахаза Тиглатпалассар пошел на Дамаск, и пала под его ударами столица Сирии (4-Цар. 16:9). Вступил он и на территорию Северного царства и захватил у израильтян несколько городов (4-Цар. 15:29). Это, однако, не противоречит мысли летописца, который больше зла, чем в военных поражениях видел в духовном падении. А еще большему духовному падению Ахаза несомненно способствовало его сближение с ассирийцами. Это видно хотя бы из того, как легко склонялся этот царь к поклонению чужим богам.

Так, он пытался "задобрить" сирийских богов, полагая, что это они, в лице сирийцев, одержали над ним победу. И в тесное для себя время он искал их помощи, продолжая беззаконно поступать пред Господом. Следуя своей логике, он, видя, что ассирийцы нанесли теперь поражение сирийцам, должен был обратиться к ассирийским богам. Так или иначе, от Господа Ахаз отвернулся и своими руками опустошил храм Его и даже запер двери храма, устроив себе многочисленные жертвенники и высоты, как в Иерусалиме, так и по всем городам Иудиным.

И повсюду поклонялись Ахаз и народ богам иным, раздражая Господа, Бога отцов своих (стихи 24-25; сравните стихи 2-4). Как последний аккорд в жизнеописании нечестивого царя звучат слова летописца о том, что по смерти своей Ахаз был похоронен, хоть и в Иерусалиме, но не в гробницах царей Израилевых (стих 27). Обращает на себя внимание настойчивое повторение летописцем той мысли, что все бедствия Иуды при царе Ахазе были результатом Божиего суда над этим царем и над народом Иудеи, еще более при нем развратившемся (28:9,19,256).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!