Цари Иудейские Езекия, Манассия, Иосия.



 

Н. Езекия (главы 29-32)

1. ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА (глава 29)

2-Пар. 29:1-9. Езекия, который единовластно правил двадцать девять лет (715-686 гг. до Р. Х.), до этого тоже, по-видимому, делил трон со своим отцом, Ахазом, - на протяжении 14 лет (729-715 гг. до Р. Х.). Но повествованием летописца охвачен двадцатидевятилетний период жизни его и царствования после 715 года. Северное, Израильское царство к тому времени уже пало под ударами ассирийцев (722 г. до Р. Х.), и значительная часть его населения была депортирована ( 4-Цар. 17:1-6).

Езекия был одним из выдающихся царей Иудеи (4-Цар. 18:5). В первый же месяц своего самостоятельного правления он открыл двери храма, запертые нечестивым отцом его, Ахазом (2-Пар. 28:24), и приказал починить их, а затем привести дом Господень в порядок. Для этого он собрал перед храмом (на площади восточной) священников и левитов и повелел им освятиться самим для последующего очищения и освящения храма, который (что не трудно себе представить) в годы правления Ахаза не только подвергся осквернению, но и пришел в запустение (стихи 5-7). За то и был… на Иудею и на Иерусалим… гнев Господа (28:9,25), последствия которого иудеи ощущали и ко времени воцарения Езекии, ибо многие их сыновья… дочери… и жены продолжали находиться в плену - в Сирии, Израиле и Едоме (28:5-8,17).

2-Пар. 29:10-14. И вот теперь Езекия принародно заявил о своем желании возобновить завет с Господом, чтобы Он вновь стал благословлять народ Свой. Вслед за тем левиты (стих 12), в сердцах которых призыв царя нашел отклик, сгруппировались, в соответствии с установлениями Моисея, согласно происхождению своему от трех сыновей Левия - Каафа, Мерари и Гирсона. Среди 14 левитов, которые встали, были и потомки людей весьма известных - таких, как Елицафан (стих 13; Чис. 30:30; 1-Пар. 15:8), и знаменитые певцы - Асаф и Идифун (стихи 13-14).

2-Пар. 29:15-19. Итак, вышедшие вперед левиты, с теми, кто, очевидно, помогал им, приступили к очищению храма от всего нечистого, что нашли в нем, т. е. от предметов языческих культов; все нечистое было отнесено к реке Кедрову для последующего уничтожения (сравните 15:16; 30:14). Делалось это в согласии со словом Господним, как записано оно во Втор. 12:2-4.

Сказанное в стихе 17 надо понимать в том смысле, что на протяжении первых восьми дней очищению и повторному освящению подверглось все (нуждавшееся в этом) вне собственно храма (в частности, притвор его; 2-Пар. 3:4), а в следующие восемь дней сам дом Господень и все священные предметы в нем (стихи 18-19), и в шестнадцатый день работа была окончена, о чем и доложили левиты царю Езекии.

2-Пар. 29:20-30. Уже на следующий день было, по повелению Езекии, устроено грандиозное, празднество, жертвоприношения; число жертв за грех - 28 животных - превышало установленную норму (Лев. 4:1 - 5:13). Примечательно, что это жертвоприношение о грехе было совершено именно за весь Израиль, а не только за два колена, образовывавших Иудейское царство.

Все происходило в обстановке особой торжественности (обращает на себя внимание, что священники возлагали руки на… козлов, приносимых за грех, что напоминает древний ритуал с участием "козла отпущения" в день очищения; Лев. 16:21). На своих местах были левиты-музыканты, и принесение всесожжения совершалось при звуках их пения Господу и труб, на которых трубили священники (стихи 25-28). Не вполне понятно упоминание здесь Гада… и Нафана.

В этот день звучали псалмы царя Давида и Асафа прозорливца (стих 30). По окончании церемонии царь и все присутствовавшие простерлись пред Господом ниц (преклонились и поклонились).

2-Пар. 29:31-36. Это было официальное жертвоприношение за Израиль в целом, и за Иудею, и за храм; по завершении его Езекия предоставил возможность каждому члену общества, который посвятил себя Господу, принести по желанию жертвы индивидуальные. И приносил народ жертвы… благодарственные, так называемые "мирные" (Лев. 3; 7:11-21); а для всесожжения Господу было принесено семьдесят волов, сто овнов, двести агнцев (стих 32). Перечисленное в стихе 33 - шестьсот голов крупного скота и три тысячи… мелкого - было, очевидно, принесено и во всесожжение и в жертву мирную (для общинной трапезы). Упомянуты тут и "возлияния" (стих 35) - как часть ежедневных всесожжений (Исх. 29:38-41).

Снимать кожу с жертвенных животных надлежало священникам (Лев. 1:6), но, говорит летописец, для жертвоприношения, столь грандиозного, священников оказалось мало (возможно, некоторые из них не успели пройти положенный им ритуал очищения, а левиты, сказано, были более тщательны в освящении себя, нежели священники); так или иначе, пришлось левитам помогать священникам сдирать кожи.

Так в первый месяц воцарения Езекии состоялось восстановление должного служения в доме Господнем. Автор подчеркивает, что единодушный и торжествующий характер происшедшего явился неожиданным (стих 36), и потому Езекия и весь народ восприняли это как действие Божией силы в их сердцах; мысль о том, что Бог так расположил народ, наполняла их особой радостью.

2. СОВЕРШЕНИЕ ЕЗЕКИЕЙ ВЕЛИКОЙ ПАСХИ (30:1 - 31:1)

2-Пар. 30:1-5. В преддверии того, что должно было стать первой Пасхой его царствования, Езекия разослал приглашения принять в ней участие не только по Иудее, но и по всей земле Израильской, начиная с Ефрема и Манассии (сравните сказанное в стихе 5 и 10). Очевидно, приглашения были адресованы тем, кто не был уведен в плен ассирийцами.

Обычно праздник Пасхи отмечался в первом месяце (по религиозному календарю; Исх. 12:1-2), но для торжественного совершения ее Езекия не располагал на тот момент достаточным числом священников, прошедших необходимое освящение (сравните 29:34), да и людям, приглашенным им, требовалось время, чтобы добраться в Иерусалим из отдаленных мест (стих 3), так что принято было решение совершить пасху во вторым месяц, т. е. в апреле-мае (что в принципе было предусмотрено Моисеевым законом; Чис. 9:10-11).

2-Пар. 30:6-14. Итак, Езекия обратился к израильтянам с призывом покаяться и обратиться к Богу, чтобы Он помиловал "остаток" их, уцелевший от руки царей Ассирийских. Царь призывал их собраться в храме (святилище Его), чтобы совершить - в знак искренности своего раскаяния - празднование Пасхи. Служите Господу… говорили гонцы царя по повелению его, и не будьте… как отцы ваши, которых Господь предал… на опустошение за беззакония их.

Напомним, что Пасха была одним из трех ежегодных религиозных праздников, на которые должно было являться в Иерусалим все взрослое мужское население (Втор. 16:16). Совершив теперь Пасху, передавал израильтянам Езекия через своих гонцов, вы получите прощение у Господа, и по воле Его даже братья ваши получат облегчение в плену, а затем возвратятся в землю свою. Ибо отвратит от вас Господь пламень гнева Своего.

Однако призыв Езекии был отвергнут большинством израильтян (стих 10), и лишь некоторые из колена Асирова, Манассиина и Завулонова смирились, и пришли в Иерусалим (стихи 10-11); пришли и ели пасху и некоторые из колен Ефрема и Иссахара (стих 18).

Сказано, что не только Пасху, но и следовавший за ней семидневный праздник опресноков (Исх. 12:11-20; Лев. 23:4-8 и толкование на Мар. 14: la) "совершило" в Иерусалиме множество народа.

Об искрением и единодушном порыве иудеев и израильтян к Иегове свидетельствовало дружное разрушение ими языческих жертвенников и предметов культа, обломки которых были брошены в поток Кедров,

2-Пар. 30:15-20. При виде этого всеобщего порыва священники и левиты, устыдившись, что не сделали этого прежде, поспешно освятились (принеся всесожжение), чтобы должным образом совершить Пасху (стихи 15-16). Согласно закону, приходившие в храм сами могли предложить своего пасхального агнца (Исх. 12:3).

Но по небрежности своей в те дни отступничества многие евреи, особенно приходившие из Северного царства, оказались ритуально нечисты (ибо не освятились; стих 17), и в таком состоянии они не могли закапать собственных пасхальных агнцев (для посвящения Господу); вместо них, это делали очистившиеся левиты. Однако пасху… они ели, хотя и не по уставу (т. е. не очистившись). Осознав это, Езекия вознес о них молитву Богу, прося Господа простить в нарушении ритуала каждого, кто расположил к Нему сердце (стихи 16-19). И услышал Господь Езекию и простил парод (стих 20).

2-Пар. 30:21-27. Летописец вновь говорит и о том, как праздновали сыны Израилевы… праздник опресноков… семь дней (стих 13), веселясь и ликуя под звуки музыки и гимнов, которыми каждый день… славили Господа… священники и левиты. Все это время приносились жертвы мирные и продолжались общинные трапезы, и так как Езекия, а вслед за ним и сановники его, выставили для собравшихся еще 2 тысячи тельцов и 20 тысяч голов мелкого скота, и множество священников к тому времени уже осветилось, то решено было продлить празднество еще на семь дней.

2-Пар. 31:1. По прошествии вторых семи дней собравшиеся в Иерусалиме отправились по городам иудейским, а затем перешли на территорию Северного царства, и повсюду сокрушали они атрибуты языческих культов, высоты и жертвенники. Вероятно, вместе с израильтянами прошли по земле Веннаминовой, Ефремовой и Манассииной и иудеи. Это было логическим завершением празднества в Иерусалиме.

3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЗАКОНОМ (31:2-21)

2-Пар. 31:2-4. Основываясь на установлениях закона, Езекия восстановил и упорядочил затем систему храмового служения. По его повелению священники и левиты были разделены на 24 череды (стих 2; 1-Пар. 24) для выполнения соответствующих обязанностей.

Полагают, что со времени Давида существовал обычай, чтобы царь поставлял все необходимое для жертвоприношений (как в обычные, так и в праздничные дни), начиная с приношений для всесожжения (стих 3; сравните Иез. 45:16-17).

Немаловажным было и повеление Езекии иерусалимлянам взять на себя содержание священников и левитов, чтобы те были ревностны в своем служении и в соблюдении закона Господня.

2-Пар. 31:5-13. Граждане Иерусалима и других городов и селений иудейских с готовностью исполнили это повеление царя; они нанесли… множество начатков (т. е. первых плодов урожая) из того, что собрали на полях своих, в садах и виноградниках (сравните Исх. 23:19а; Чис. 18:12), а также десятин из плодов земли и скота (сравните Лев. 27:30-33; Чис. 18:21-24); стихи 5-6. На протяжении четырех-пяти месяцев продолжали они сносить свои дары в храм (стих 7).

Третий месяц приходился на май-июнь (когда начиналась жатва - праздник Пятидесятницы), а седьмой месяц соответствовал нашим сентябрю-октябрю, времени сбора винограда и фруктов (праздник кущей); таблицу "Календарь в Израиле" - в комментариях на Исх. 12.

И образовались груды этих даров (стихи 6,8). Увидевшим их Езекии и вельможам первосвященник… Азария… сказал, что все это осталось после того, как священники ели досыта на протяжении всех этих месяцев! Тогда приготовлены были при храме особые складские помещения для хранения излишков (стихи 9-11). Надзирать за ними поставили Хонанию и Симея, брата его, под началом которых было еще 10 "смотрителей" (стихи 12-13).

2-Пар. 31:14-21. Раздачей добровольных приношений Богу служителям Его ведали левит по имени Коре и шесть его помощников (стихи 14-15). На них лежала обязанность выдавать припасы братьям своим (священникам и левитам), жившим в 13 городах, помимо Иерусалима (Иис. Н. 21:13-19), с учетом членов их семей, начиная от мальчиков трех лет (все священники и левиты были внесены в списки по кланам их и по должностям); левиты получали право на "довольство" от двадцати лет и выше (стихи 16-17). (Слово участки в стихе 19 употреблено в значении "полагающейся (им) части".) Поскольку как священникам, так и левитам (которых было, конечно, больше чем священников) запрещено было зарабатывать себе на жизнь каким-либо иным трудом чем служение Богу, и они лишены были в этой связи земельного "удела" (Чис. 18:21-24), то в отношении них действовал один и тот же принцип "поддержки" со стороны общества.

Реформы Езекии заслужили высокой оценки у летописца, ибо он делал доброе, и справедливое… пред лицом Господа, Бога своего, и действовал от всего сердца, а потому имел успех (стихи 20-21).

4. ВТОРЖЕНИЕ СЕННАХИРИМА (32:1-23)

2-Пар. 32:1-8. Вскоре после начала своего единовластного правления Езекия порвал вассальный договор, заключенный его отцом с ассирийцами (4-Цар. 16:7) и "отложился" (как сказано в 4-Цар. 18:7) от царя ассирийского (по всей вероятности, Саргона, который правил в 722-705 гг. до Р. Х.), перестав платить ему дань. (По-видимому, в это время ассирийцы заняты были подавлением мятежа в вавилонских провинциях, и сразу "наказать" Езекию не сумели.) Однако преемник Саргона на ассирийском троне - Сеннахирим (705-681 гг. до Р. Х.) решил вернуть себе покорность Иудеи, и с этой целью начал против нее военную кампанию; было это в 701 г. до Р. Х., т. е. на 14-ом году правления Езекии (4-Цар. 18:13). Поначалу Сеннахирим осадил несколько иудейских крепостей, а затем повернул на Иерусалим (32:1-2).

В надежде помешать ассирийцам захватить его столицу Езекия и его сановники прибегли к распространенному в те дни стратегическому приему: принято было решение засыпать источники воды, которые вне города (чтобы лишить врагов доступа к питьевым запасам). Поток, упоминаемый в стихе 4, это, по-видимому, Геон (сравните стих 30), или Тихон.

По приказу Езекии были восстановлены все разрушенные участки городской стены; началось и сооружение другой, внешней, стены (закончилось ее строительство уже при Манассии; 2-Пар. 33:14). В старой части Иерусалима (городе Давидовом) Езекия укрепил Милло (насыпной холм под городскими стенами; 3-Цар. 9:15,24). И наготовил он множество оружия и щитов. Все это делалось им для усиления оборонительной мощи Иудеи, однако, как царь благочестивый, Езекия в гораздо большей мере, чем на нее уповал на помощь Господа и к этому же призывал народ, в таком именно духе говоря к сердцу его.

С нами Господь… чтобы помогать нам, ободрял Езекия народ и военачальников, и это более, нежели имеет армия ассирийцев при всей ее мощи! (об ассирийцах в комментариях на книгу Наума.) Заметим, что летописец опустил тот факт, что поначалу Езекия предпринял попытку откупиться от ассирийцев, о чем говорится в 4-Цар. 18:14-16.

2-Пар. 32:9-15. Прежде чем явиться под стены Иерусалима лично, Сеннахирим… послал туда из Лахиса (крупного города, находившегося примерно в 50 км на юго-запад от Иерусалима), где в то время стоял, своих послов - с предложением Езекии о сдаче (стихи 10-15). Хвастливая речь ассирийского царя в передаче его рабов сводилась к одной мысли: ни одному из богов ближних и дальних народов не удалось защитить их от Сеннахирима. (Некоторые из этих народов и городов перечислены в 4-Цар. 19:12-13.) Так на что же рассчитывают теперь иудеи?

Сеннахирим действительно не понимал этого, полагая, что Господь - лишь один из местных богов, к тому же "обиженный" Езекией, который приказал разрушить высоты Его и жертвенники, обязав своих подданных к поклонению пред жертвенником единым. (Ассирийцы исповедовали многобожие и, соответственно, поклонялись "и здесь и там".)

2-Пар. 32:16-23. И продолжали хвастливо и дерзко говорить посланцы Сеннахирима и громогласно зачитывали они письма своего царя, в которых тот оскорблял Господа, Бога Израилева, приравнивая Его к бессильным местным божествам других народов. Примечательно, что говорили ассирийские послы по-иудейски, чтобы их понимал народ, скопившийся на стене (сравните 4-Цар. 18:26-28), в надежде напугать его (стихи 16-19). И тогда возопили к небу… царь Езекия и Исяия… пророк, умоляя Господа о помощи.

И через пророка Своего Бог дал царю утешительный ответ (4-Цар. 19:20-34), а вслед за тем послал… Ангела, который истребил значительную часть ассирийских полчищ и вынудил Сеннахирима к постыдному бегству (стихи 20-21а). Автор 4-Царств уточняет, что "в ту ночь" было уничтожено 185 тысяч ассирийцев (4-Цар. 19:35).

Немалое время спустя (хотя в повествовании летописца события как бы следуют друг за другом) ассирийский царь был убит своими же сыновьями (названными поименно в 4-Цар. 19:37), когда он находился в капище бога своего Нисхора (сравните Ис. 37:38), в Ниневии. Согласно ассирийским клинописям, это убийство произошло в 681 г. до Р. Х., т. е. 20 лет спустя после попытки ассирийцев взять Иерусалим (701 год).

В результате чудесного спасения иудейского царя и его столицы от руки Сеннахирима и последующих событий, которые свидетельствовали о том, что Господь оберегал народ Свой отовсюду, высоко поднялся в глазах окрестных народов авторитет Господа и угодного ему царя - Езекии, и со всех сторон стекались дары… в Иерусалим (стихи 22-23).

5. БОЛЕЗНЬ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЕЗЕКИИ; ЕГО ПРОЦВЕТАНИЕ (32:24-33)

2-Пар. 32:24-30. История заболевания Езекии и его чудесного выздоровления (в соответствии с данным знамением; 4-Цар. 20:11), и продления жизни его рассказана летописцем очень лаконично (сравните 2-Пар. 32:24 с 4-Цар. 20:1-11 и Ис. 38:1-8), может быть, потому, что его намерением было обратить внимание читателя не на благочестие этого царя, а на то, что возгордилось сердце его (стихи 25-26). Возгордилось потому, вероятно, что многого достиг и многое совершил царь Езекия (и это перечислено автором в стихах 27-31).

Он строил складские помещения, и стойла, и города. Он даже изменил направление течения р. Геона (или Гиона), источника водоснабжения Иерусалима (отведя его от восточной стороны города к западной); целью этого было провести воду внутрь города, устроив в нем водохранилище, столь необходимое на случай вражеской осады.

Для этого по указанию Езекии был пробит (сквозь скалу) подземный туннель, или канал, получивший название Силоамского, так как вел от истоков реки Геон к Силоамскому пруду внутри города. Подсчитано, что для этого пробивавшим скальную породу рабам пришлось идти навстречу друг другу на участке протяженностью около 700 метров. (сравните с мероприятием Езекии по перекрытию подземных источников вне города (32:3-4); и то и другое мероприятия имели оборонное, стратегическое значение.)

2-Пар. 32:31-33. И вот случилось, что Езекия в гордыне своей поступил весьма неразумно, когда дал увидеть все богатства храма и собственного дворца послам вавилонского царя Леродах Баладана (4-Цар. 20:12-19 и комментарии на эти стихи, а также Ис. 39). (О знамении, упоминаемом в стихе 31, в 4-Цар. 20:11.) В этой связи летописец лишь сообщает, не вдаваясь в подробности, что Бог попустил произойти этому, желая испытать Езекию и открыть все, что у него на сердце. Другими словами. Бог дал Езекии самому убедиться, к чему ведет гордыня.

После смерти Езекию с почестями похоронили среди его царственных предков (над гробницами сыновей Давидовых; фраза свидетельствует о том, что погребальные ниши в этих гробницах располагались в несколько ярусов, и Езекия погребен был в верхнем ярусе).

Летописец сообщает, что более подробно жизнь и царствование Езекии были записаны пророком Исаией (Ис. 36-39), а также в книге царей Иудейских и Изриальских.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!