ХРАМ - ОСНОВНОЕ МЕСТО УЧЕНИЯ, БОГОСЛУЖЕНИЯ,



ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ.

А. Значение храма для верующего человека.

Пастырь свое учительство, по большей части, совершает в храме, поэтому дальнейшее раскрытие нашего материала бу­дет касаться пастырских отношений к храму Божию, как месту благодатного присутствия Божия и общения с паствой, где пастырь своим благоговейным отношением к храму дает пасомым прекрасный пример подражания.

Человек всегда радуется, когда устрояет обыкновенный дом для своего жилья. И немало есть причин для этой ра­дости. Дом для него есть место приюта и отдыха. Здесь он укрывается от зноя и стужи, здесь он находит пристанище от бурь и непогоды. И кому незнакома радость находиться в родном теплом углу, когда за порогом жилья сильная стужа. Кто не знает чувства страха и оставленности, когда буря и холод настигают в пути. Кто не испытал тогда сильного стремления скорее достигнуть теплого жилья и укрыться там от ненастья.

Но кроме всего этого дом служит источником радости для человека и как родной, дорогой ему очаг. Здесь жилище его родной семьи, сюда несет он свое святое чувство любви, здесь его встречает и согревает та же святая любовь. Здесь он находит утешение в скорби, поддержку в несчастии, обод­рение в минуты неудач и тревог жизни. Дом становится для него святынею, местом тихого счастья и блаженного доволь­ства. Естественно поэтому радоваться человеку, когда устрояет он жилище для себя и своей семьи.

Но рядом с этой любовью к родному месту в человеке жи­вет настойчивая потребность в жилище и пристанище иного, высшего порядка. Есть и бесприютность иная, есть и бури, и непогоды иные. Это бесприютность сердца и души, это несчастия и бедствия жизни, стужа и холод отношений. Не укрыться и не согреться человеку от всего этого ни в теплом углу, ни у родного очага.

Один только есть дом для всех, где и восторги высокой радости получают полное удовлетворение, где и бесприютность сердца и скорби людские находят себе облегчение. Это - храм Божий. Здесь живет, как солнце животворное, благодать и милость Божия. Сюда человек идет с самыми высокими, свя­тыми и чистыми чувствами. Сюда несет он благоговение, мир, всепрощение.

Храм Божий для бездомного - дом, для бесприютного -приют, для сиротствующих - тихое и надежное пристанище. Здесь Бог - Отец всех. И душа человеческая стремится к Не­ну, как ребенок к своей матери.

И если рядовая верующая душа имеет такую настойчивую потребность в доме Божием, то что сказать о пастыре, кото­рый сам является служителем Дома Божия и водителем словес­ных овец.

В самом начале пастырского служения у молодого священ-ника должна сразу же установиться органическая духовно-благодатная связь с храмом, к которому он получил назна­чение.

б. Значение храма для пастыря и основы связи с храмом.

Храм - центральное место для учительной деятельности пастыря. Богослужения и душепопечения. Здесь преимуществен­но он наставляет свою паству. Здесь он совершает Тайны Бо­жии, молится за своих овец и ведет их по пути спасения. Здесь проливаются в его душу дары благодати Божией, люб­ви и умиления, духовной радости и отеческой близости к миру дольнему, его окружающему, и миру горнему - идеалу всех стремлений. Здесь он берет в свою душу скорби и немощи членов своей паствы, страдая и распинаясь за них пред Жертвенником и Престолом Божиим.

Вот почему так дорог и неизъяснимо близок должен быть храм нашему пастырю. Неотделимы они друг от: друга и не­мыслимы один без другого. Где бы пастырь ни был и чем бы он ни занимался, всегда его мысль и сердце тянутся к хра­му, как месту полноты жизни с паствой и Богом. 

Вот он направился к церковной службе и, истово перекрестясь, открывает двери храма. Здесь уже горят лампадочки, и каждая из них как бы указывает ему путь к алтарю и Престолу Божию. С икон смотрят на него строгие и выразитель­ные лики святых угодников Божиих. И чудится пастырю, что они насквозь видят, как он приготовился к Богослужению, что у него в душе преобладает: мирское или духовное, сможет ли он сегодня достойно предстоять пред лицам Божиим у Его жертвенника и Престола.

Подходя к алтарю, пастырь благоговейно крестится, целу­ет икону на северной двери иконостаса и входит в алтарь. Здесь его сразу же охватывает острое чувство страха Божия и благоговения пред "Святое Святых». Робко и смиренно он трижды преклоняет колена пред святым Престолом и целует его. Перекрестившись перед Горним местом и духовно сосредо­точившись, пастырь приступает к приготовлению Богослужения.

Так обычно начинается у идейного пастыря вхождение в святой храм. И чем чаще он бывает в храме и трепетнее слу­жит, тем сильнее и органичнее его связь с ним. Почему так?

Во-первых, потому что храм - место особого присутствия Божия, а также и единения Церкви эемной и Небесной и, преж­де всего, в душе самого пастыря. Вот как говорит об этом один из верных пастырей Церкви Христовой.

"Я каждый день, совершая Богослужение, нахожусь в жи­вом общении с Богом, Богоматерью, Небесными силами, святы­ми... - затаеннейшие чувства, сокровеннейшие порывы, лазурные радости богообщения, святые минуты острого раская­ния, благоухание молитвы и тихая тоска по небу, - все это здесь в храме..."[3].

Во-вторых, . храм есть место духовно-благодатной связи целого ряда умерших поколений с поколением ныне живущих. Здесь молились наши отцы, деды и все более отдаленные пред­ки. Здесь они крестились, венчались и отпевались. Здесь каждая икона участвовала в жизни этих поколений, принимала их молитвенные воздыхания, слезы, и ниспосылались им через неё благодатные утешения.

...Вот пред этой иконой Божией Матери так любили молить­ся моя умершая мать и бабушка, - слышится голос любимой внучки, склоняющей свои детские колени перед образом Пречистой, - и я молюсь пред Ней, выражая свои скорби и ра­дости, мечты и невысказанные надежды...

Много здесь других, по выражению народа, "намоленных" святых икон. Здесь и порог в притворе храма носит следы молитвенного усердия; стерт ногами богомольцев, взыскующих Христова утешения.

"А вот святые мощи "печальника" родной эемли в неугаси­мых огнях свечей и лампад, зажженных нежной любящей рукой. Неужели не встречает он, как и раньше, приходящих к Нему за тысячи миль из шумных столиц, из тихих деревень?'" Сокровища мои, сокровища? - утешая, радостно говорит им старец.»[4].

Душа пастыря невольно располагается впитывать в себя молитвенный дух храма от всех предшествующих поколений и тем духовно связываться и общаться с ними через молитву о них теми записочками об умерших, которые так преизобидьно любит подавать наш народ, особенно в дни родительских по мановений.

Душа молодого пастыря располагается невольно узнать прошлое своего храма: время его постройки, участие в ней народа, отношение к храму прихожан в прошлом и настоящем, местные религиозно-церковные обычаи и прочее.

В-третьих, храм связывает пастыря с еще более отдален­ным прошлым. Любой храм в своем архитектурном стиле есть продукт зодчества той эпохи, которая создала его. Каждая из этих эпох, давая от себя нечто новое, вместе с тем увязывалась и с предыдущей эпохой, заимствуя от неё все существенные признаки храма , и со стороны внешней его фор­мы, и со стороны внутреннего устройства. Чем дальше в глу­бину веков уходило строительство храма, тем ближе и ближе они подходили к типу базилик, катакомбных храмов первого века.

Смотря на любой храм, мы, таким образом, видим, что он -сооружение не только эпохи, но и всех предшествущих, вплоть до первохристианской , то есть видим в нем исторический памятник христианской церковной жизни и культуры, ведущий свое начало от Сионской горницы, от Тайной Вечери, от Са­мого Господа нашего Иисуса Христа.

Но храм, однако, не просто памятник, но, главное, он есть священное место постоянно действующего процесса спасения всех живущих во Христе.

В кругах верующего народа нередко понятие о храме сме­шивается с понятием о Церкви и даже заменяется одно другим. А между тем, это, конечно, не одно и то же. Храм есть свя­щенное здание, где благодатно присутствует Бог.

Понятие Церкви настолько всеобъемлющее, что, по мысли П. Флоренского, Церковь не подлежит даже определению[5].

В понятие Церкви входит Церковь земная и Небесная во главе со Христом. Церковь земная воинствует о спасении своих членов и называется поэтому "воинствующей", церковь Небес­ная вошла в "субботний покой" в торжество и ликующую ра­дость непосредственного Богообщения, а поэтому и называ­ется "торжествующей".

Единение в храме Церкви Небесной и земной настолько реально-осязательно, что вызывает у духовно чутких людей ощущение храма как Неба.

Глубоко понять и трепетно пережить преизобилие благодат­ной силы пастырь может только в духовной атмосфере своего храма и своего пастырского в нем служения. Поэтому храм с паствой, которой молодой пастырь был обручен при хиротонии, должен быть особенно дорог ему. Здесь он, кроме того, должен воспитываться как пастырь. Здесь предстоит ему учить­ся всему тому, что требуется от него как учителя, как тайно-совершитедя и духовного руководителя своей паствы.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!