Г. Наставления Святейшего Патриарха Алексия о храме



Наставления Святейшего Патриарха Алексия благочинным города Москвы о храме (22.УП-1953 г.). (Освещение, пение, украшение).

Нашу главу о храме мы заканчиваем пожеланием Святей­шего Патриарха Алексия о церковном Богослужении и благо­лепии храмов, высказанном настоятелям храмов г. Москвы.

- Я хочу преподать необходимые для всех о. настоятелей и для всех храмов нижеследующие указания: :принимая во внимание, что Москва, Московские церкви, Московское духовенство, Богослужения в Московских храмах должны яв­ляться примерными во всех отношениях, так как здесь в центре, для этого имеются все возможности и так как приезжающие в Москву из провинции церковные люди, начиная от епископов, желают и надеются найти здесь образец для подражания, и внешний, и внутренний вид храмов, как праздничный, так и рядовой должен бить образцовым.

Внутренний вид храмов

Обратим внимание на то, что в храме Божием все отлично от того, что мы видим постоянно вокруг себя, в наших жи­лищах: иконы не такие, какие мы имеем в домах, стены расписаны священными изображениями, все блестит, все как-то поднимает дух и отвлекает от обыденных житейских дум и впечатлений. И когда мы видим в храме что-либо несоответ­ствующее его величию и значению, то это оскорбляет наш взор. Святыми отцами, установившими не только богослужебный чин в храме, но и их внешний вид и внутреннее устройст­во; все было продумано, все предусмотрено и устроено для создания особого настроения у молящихся, дабы ничто в храме не оскорбляло ни слуха, ни взора и дабы ничто не отвлекало от устремления к Небу, к Богу, к миру горнему, отображением которого должен являться храм Божий.

Если в лечебнице телесных недугов все предусмотрено к тому, чтобы создать для больного условия, потребные ему по состоянию его здоровья, то как же все должно быть пред­усмотрено в лечебнице духовной - в храме Божием.

 

Освещение храмов

Пора нам изгнать из нашего храмового обихода излишнее увлечение электрическими лампочками. Где только их не поме­щают: ими окружают иконы в иконостасе, их сажают в лампады на семисвещнике в алтаре, причем часто получается весьма неблагообразно, так как лампады по величине не соответ­ствуют огромным электрическим лампочкам, которые для боль­шего света помещают в семисвещник. Целыми прожекторами освещают чтимую икону в храме... Получается не освещение храма, а какая-то беспорядочная иллюминация. Все это мы видим и в витринах магазинов, и на рекламах кинотеатров, и на вокзалах, и на улицах и менее всего желаем это иметь в храмах.

Когда стало распространяться электрическое освещение, то оно было допущено в храмах лишь как освещение в паникадилах, но ни в коем случае не как замены исконно освященным церковным преданием жертвенного освещения лампадами и ' освященными свечами церковными.

Мерцание возженных лампад, тихий свет восковых свечей, - вот что хочет видеть богомолец, вступающий в храм для сосредоточенной молитвы. Яркий и искусственный свет электричества не только не создает, но рассеивает молитвенное настроение.

Итак, оставим гореть этим искусственным светом паника­дила в храме для общего освещения и уничтожим его или, во всяком случае, сократим его до возможной степени в других местах, особенно в алтаре; и во всяком случае, не будем окаймлять разноцветными огнями ни иконостаса, ни отдельных икон. Пусть темнее в храме, зато в сердцах моля­щихся будет царить тишина, и от нее ярче будет гореть внутренний свет.

Пение в храмах

Об этом много говорилось и говорится, но пока резуль­татов не видно. Большая часть молящихся в церкви не является знатоком пения. Но опросите у этого большинства, чего оно ожидает от церковного пения и какого пения оно желало бы? и большинство вам ответит? дайте нам такое пение, кото­рое трогало бы сердце, которое вызывало бы у нас слезы умиления, которое бы поднимало наш дух и помогало бы мо­литься. Народ прекрасно понимает истинный дух и надлежащий тон церковного пения и лучше всякого знатока отличает пение церковное от пения театрального. Зачем ему навязывать то, чего не принимает его молящийся дух? Зачем навязывать ему, в лучшем случае "наслаждение", притом мирское, "душевное", когда он ищет "умиления11 духовного[8].

Если в просьбах наших к людям, от которых мы ожидаем получить то или иное, мы выдерживаем нужный часто почти- тельный и, во всяком случае, серьезный тон, то почему в прошениях наших ко Господу мы дерзаем брать тон дерзно­венных и легкомысленных театральных излияний? Исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов или страстных оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но даже уловить содержание и смысл песнопения.

Такое пение дает лишь впечатление слуху, но в душе не оставляет никакого следа. Зачем нам гоняться за безвкусным, с точки зрения церковной, подражанием светскому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения строго церков­ного, освященного веками и традициями церковными.

Необходимо отцам настоятелям со вниманием следить за тем, чтобы пение в их храмах было церковным не по назва­нию только, а на самом деле, чтобы в угоду малоцерковным или совсем не церковным регентам не исполнялись песнопения, чуждые церковному слуху.

Пение Символа веры и молитвы Господней пусть будет всегда всенародным.

Замечается на торжественных богослужениях, что в то время, как правый хор по большей части, видимо, подгото­вился к праздничному богослужению, левый хор кое-как справляется с пением ектений и остающихся на его долю песнопений. Это производит жалкое впечатление и, конечно, нарушает торжественность службы. Необходимо в таких слу­чаях так разделять хор, чтобы и правый и левый были более или менее однородны. Если это потребует так называемого «лишнего» расхода, то ради благолепия следует это произвести.

Украшение в храмах

Приходится оказать несколько слов ещё об одном обычае, не так давно вкравшимся в обиход московских храмов. Имен­но об обычае постоянно украшать цветами, и притом, чаще вето безвкусными, искусственными цветами, а также всякими полотенцами святые иконы, причем, и в алтаре, в торжественных случаях ставятся целые корзины цветов. Этого обычая не следует одобрять и поощрять, искусственные цветы уже по тому одному, что они искусственные, не должны быть допуска­емы в храмах.

Приснопамятный митрополит Филарет об искусственных фальшивых камнях и цветах и т.п. украшениях говорил, что они предосудительны в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Так и в данном случае желательно совсем вывести из церковного употребления искусственные цветы, которые не украшают, а по большей части, уродуют те предметы, которые думают ими украсить.

Но и живые цветы, хотя они и допустимы в храме, однако, не в таком виде, в каком, по большей части, теперь мы их видим в церквах. Эти безобразные корзины с землей, обвитые нелепыми лентами из древесины, еле уместные и в комнатах, совсем не уместны в храмах, особенно в алтаре. Живыми цве­тами, но отнюдь не в корзинах, можно украшать святые иконы, но в алтарь их вносить не следует.

Я желал бы, чтобы вы приняли эти мысли мои к сердцу и постарались провести их в жизнь. Полагаю, что вам это не трудно будет исполнить и что вы сами убедитесь в их целе­сообразности.

Пользуясь настоящим случаем, чтобы, с одной стороны, поблагодарить тех из вас пастырей московской паствы, кото­рые с должным благоговением и страхом Божиим совершают свое служение Церкви Христовой и верующему народу, жажду­щему видеть в пастырях пример благочестия и доброго на­ставничества и, с другой стороны, призвать мало усердных и нерадивых к тому, чтобы осмотреться и устрашиться своего нерадения, постоянно приводя себе на память грозные слова пророка о творящих дело Господне с небрежением...

Господь благодатию Своею да благословит и помилует всех нас![9].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!