ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ БОГОСЛУЖЕНИИ.



а. От пастыря прежде всего требуется молитвенная настро- енность его души и чувство живой веры. Он твердо убежден, что стоит пред лицом живого Бога, Бога - Отца милости и любви, жалости и снисхождения. Пастырь подобен многосемейному отцу, пришедшему к богатому человеку просить ми­лости детям своим. И вот он стоит, просит, кланяется и умоляет. Видя многосемейного отца и детей его голодных а холодных, тот, будучи милостив и добр, исполняет его прошения, и дает ему даже больше, чем он просит (Мф 7,10). И все это живо, реально, не относительно, но с чувством живой любящей веры, с сыновним чувством к своему родному отцу. Если в момент Богослужения пастырю пришли мысли сомнения, чувства холодности, отчуждения, он спокойно про­должает свою молитву. Он знает, что это не его, а враг-диавол внушает все это. По мысли проф. Ветелева, пастырь глубоко уверен, что Господь Бог его слышит, что для Бога все люди дороги. Все они Ему свои, и может ли Он при этом не исполнить прошения пастыря[22].

б. Затем совершителя Богослужения не должно остав­лять сознание небесной высоты служебного дела. Священник, хотя бы и один служил литургию или утреню и вечерню, в существе он олужит в бесчисленном соборе ангелов и свя­тых, здесь присутствующих. Они невидимо сослужат пастырю, стоят рядом е ним, окружают Престол Божий и умоляют Вла­дыку всех о милости. И пастырь живо чувствует это. Он трепетно переживает близость к себе ангелов и святых и молитвенно пламенеет вместе с ними к Богу. Сознание осо­бой небесной высоты служения дается пастырю Духом Святым. "Дух истины" свидетельствует в самой душе его о Господе, т. е. о единении с небожителями и всеми святыми[23].

Отсюда как сосредоточен долаен быть дух пастыря, как трепетно возвышен.

Святой Апостол говорит: «Богу бо есмы споспешницы», "тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и стро­ителей таин Божиих".

 

в. В-третьих, от совершителя Богослужения требуется непрестанная внимательность к произносимым словам и со­вершаемым действиям и проникновенность в смысл и значение тех и других. То и другое священнослужителю необходимо, чтобы он, во исполнение Слова Божия, мог петь Богу разумно (Пс. б,8). В этом отношении особенно внимательным надо быть священнику начинающему, еще не усвоившему вполне церковной службы. Он должен всматриваться и вдумываться в каждое сдово и непременно следить по служебнику (последнее, впро­чем, вменяется церковным правилом в обязанность всем без исключения священнослужителям). Несоблюдение этого правила приводит к механическому, без разумения смысла заучиванию Богослужебных молитв или к искажению слов и даже выражений, например, "доброделающих" вместо «добродеющих», "о благосостоянии Святых Божиих церквей" вместо "о благостоянии" и т. д. А служение по памяти без служебника, при всегда возможной невнимательности или забывчивости приводит к ошибкам и к замешательству при Богослужении.

г. Наконец, совершитель Богослужения всегда должен помнить, что во время священнодействия он является центральной фигурой, как посредник между Богом и людьми, что в храме на него обращены тысячи глаз, его слушают тысячи ушей, следящих за ним, прислушивающихся к нему в ожидании в его словах, действиях, во всем его виде найти соответствие совершаемому им великому, пренебесному служению.

Священнодействующий должен помнить, что каждое его проникновенно или бездушно произнесенное слово, изящно или неуклюже произведенное движение, соответствующий или несоответствующий величию служения опрятный или неопрятннй его наружный вид - соответственным образом отражается на Богослужение, способствуя или препятствуя его величию, красоте и влиянию на души верующих. Опять же и тут начинающему священнику надо быть в особенности требо­вательному к себе, чтобы усвоить добрые манеры священно­служителя. Небрежность начинающего священника в этом отношении делает его иногда неисправимым на всю жизнь.

ПАСТЫРЬ - СОВЕРШИТЕЛЬ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.

Важнейшей частью христианского Богослужения, его центральным пунктом является Божественная литургия.

"В совершении Божественной литургии, - говорит прот. И. Сергиев, - я сподобляюсь бесчисленных милостей от Господа, и не я один, а все люди православные, весь мир по милости и беспредельной силе бескровной Жертвы, приноси­мой на св. Престоле. Это рычаг мира, коим можю подвигнуть все народы, племена и языки к Богу, ибо Агнец объемлет весь мир, просвещает все языки к познанию"[24].

На литургии священнослужитель совершает величайшее таинство: по его молитве Духом Святым предлежащие хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы. Беспрерывно, на глазах верующих совершается чрезвычайное чудо, не только идейно, но и фактически являющее свою чудесность. Через это таинство верующие соединяются с Источником вечной жиэни Господом Иисусом Хри­стом, в Нем живут, и Он в них живет (Ин. 4, 53-54).

Как огонь очищает золото, так это таинство очищает душу человека, сжигая все в нем греховное.

Отцы и учители Церкви во всем служении священника не находят более величественного проявления дарованной ему от Господа благодатной силы, как в совершении таинства Причащения. По верованию Церкви, которое священнослужитель дерзновенно выражает в своей молитве пред малым входом:

"Владыко, Господи Боже наш... сотвори со входом нашим входу святых ангел быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благодать" и которое затем Церковь с убеждением исповедует в песнопении: "Ныне сиды небесные с нами неви­димо служат"; во время литургии святые ангелы со страхом и трепетом сослужат священнодействующему и вместе с ним возносят свои молитвы к Царю царствующих и Господу господ­ствующих, предлагающему Себя в искупительную жертву за грешный род человеческий.

"Тогда, - говорит святой Иоанн Златоуст, - и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных сил со восклицанием стекается, и все место окрест алтаря наполняет­ся ангельскими лицами в честь Лежащего"[25].

Один святой старец в это время сподобился видеть мно­жество ангелов, в одежды одеянных светлые, окрест алтаря стоящих и долу главы приклонивших.

     Согласно этому и святой Григорий Двоеслов в "Разгово­рах" своих беседует: "Кто из верных сомнительным поста­вить может, что в самый час жертвоприношения на глас свя­щенника небеса разверзаются, что в оном Иисуса Христа та­инстве ангельские лики присутствуют, с горними дольняя совокупляются, с небесными земная соединяются, и един из видимых и невидимых бывает"[26].

И поэтому святые отцы и говорят, что если бы отверсты были очам нашим небеса, то бы и там ничего нельзя было найти святее того, что обретается в наших алтарях. Ибо таинство это землю небом соделовает; отверзи двери небесные и приникни, не в небо же, но небеса небес, тогда увидишь Самого Господа, Которого не только увидииь, но прикаса­ешься к Нему, но и вкусишь Его.              На литургии повторяется все дело Христово - от приго­товления человечества к Его пришествию (молитвенное пра­вило священника и входные молитвы), от Вифлеема и яслей (проскомидия) до Голгофы и горы Елеонской. Священнослужи­тель и сам входит и других тут вводит в общение со Христом Спасителем и со всеми послужившими Его великой тайне: с Богоматерью, святыми ангелами, патриархами, пророками, апостолами, святителями, сонмами мучеников, преподобных и праведных. И восторг и ужас должны одновременно охваты­вать душу верующего. Восторг - от бесконечной милости Божией, допускающей изреченных благ и ужас от собственной греховности и недостоинства. Вот почему благоговейные иереи всякий раз до конца дней своих испытывали благоговейный трепет, когда приступали к совершению Святой Трапезы, и самое совершение таинства сопровождали слезами покаяния и любви.

Церковные правила не оставляют без внимания и внешнего вида совершителя литургии. Как предстоящий пред Царем царствующих последний и по внешнему виду должен быть безукоризненным: все его тело должно быть чистым, одежда не разодранная и приличная, лицо и руки вымыты, ногти обрезаны, усы подстрижены (не косматы), зубы вычищены и рот выполоскан.

Само собой понятно, что кроме всего этого приступа­ющий к совершению литургии священнослужитель должен быть:

1) просвещен знанием и разумением таинства и священных обрядов по историческому и таинственному их смыслу, чтобы более иметь внимания, страха и благоговения к ве­ликому сему таинству;

2) должен иметь мысль православную и веру твердую, ибо неверие или неправое исповедание догматов отгоняет благодать Святого Духа и не допускает действовать ей.

Итак, очищенный внутренне, физически чистый, вдохнов­ленный подготовительными молитвами, с умом, устремленным к высочайшему делу искупления Богочеловеком мира, с оду­шевленным любовью сердцем должен предстоять священно­действующий пред Божественной трапезой, чтобы достойно совершать великую и таинственную жертву.

Дарованное Спасителем на Тайной Вечере пастырям право совершать святейшую жертву (Лк. 20,19) является высшим из всех дарованных им полномочий. Но пастырям же даны и дру­гие полномочия - совершать все прочие таинства и чрез различные молитвословия сподоблять верующих благодатных даров Святого Духа.

Отсюда естественный вывод: священнодействующий должен быть соответствующим образом настроен перед совершением каждого таинства. Он должен быть проникнут сознанием небесного величия дела, к которому он приступает, благоговей­ной истинной любовью к тому, для кого он совершает таинства.

После всего сказанного нам остается сделать небольшое замечание относительно самой техники совершения таинств.

При недостаточной внимательности и строгости к себе и своему делу священнику весьма легко усвоить дурную техни­ку в совершении Богослужения вообще и в особенности в совершении таинств крещения, миропомазания, покаяния и бракосочетания, как очень часто в практике священника пов­торяющихся. У невнимательного к себе священника тут легко может развиваться и утвердиться привычка к поспешности, торопливости, образоваться невнятность и сбивчивость языка, доходящая до потери способности членораздельно и внятно прочитать молитву[27]. Усвоенная подобная привычна губительно действует и на совершителя таинства и на при­ступающих к нему (таинству), У первого она убивает настро­ение, у вторых она создает настроение обратное нужному, в то же время вызывая справедливое осуждение. Единственный способ избежать священнику такого недуга - это сразу поставить себе в правило и этого правила никогда не нару­шать, совершать всякое чинопоследование с живой верой, без спешки, со всей внятностью, отчетливостью и соответствуюцим его смыслу и значению благоговением, и всякую попытку нарушить это правило энергично пресекать.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!