ПРЕДСТОЯНИЕ ПАСТЫРЯ ПРЕД БОГОМ ВООБЩЕ.



В объективном смысле предстояние пастыря пред Богом, как переживание (вживание) начинается с студенческих лет, то есть, с момента поступления в духовную школу. Мы идем от широкого понятия предстояния к специальному[11]. Пастырь призван постоянно предстоять, ходить, жить пред Бо­гом и в Боге. Это предстояние обеспечивает ему благодать хиротонии. Поэтому "затемнение или частичная потеря благо­дати хиротонии - страшнее всего на свете", - так говорит знаменитый пастырь-подвижник Х1Х-го века схииеромонах киевский Парфений [12].

Процесс пастырского вживания как таковой, надо пола­гать, начинается у пастыря далеко еще до хиротонии. У не­которых он стимулируется с самого детского возраста (Лк. 2, 49). Но особенно он принимает свое конкретное выраже­ние в духовной школе. Отсюда акт молитвенного предстоятельства пастыря пред Богом мыслится как многолетняя психологически-нравственная подготовка и вместе пожизненный пастырскнй подвиг. Это условно принимаемая терминология пастырского предстояния в широком смысле, тогда как по принятии хиротонии предстояние мыслится более специфичес­ки, т.е. в специальном смысле. Как в творческом акте рождения света Творец идет от общего к частному (в первый день Он создал световую материю, а в четвертый специаль­ные светила, Быт. I, 3-14), подобно этому и "рождение* пастыря.

Наименование пастыря "предстоятелем", столь употребительное в первые века христианства, весьма характерно выражает идею пастырского призвания.

Если все христиане призваны "ходить" пред оком Божьим, то пастырю это "хождение" и непрерывное предстояние пред Богом должно быть свойственно по преимуществу.

Слово "стояние", предстояние пред Богом имеет свою глубокую древность. Так, при явлении Бога (Святой Троицы) Аврааму у дубравы Мамре, Авраам "стоял пред лицом Господа" (Быт. 18,22).

Моисею пред Синайским законодательством было сказано:

«Изыди утром на гору Синай и предстань предо Мною там на вершине горы» (Исх. 34, 2). И предстоял Моисей сорок дней и ночей пред Богом на Синае, пока не написал на скрижалях Слова Завета (Исх. 34, 28). С тех пор изречение "войти на гору Господню и стать пред Богом" стало употребительным, выражая собой глубокое молитвенное обращение к Богу с предварительным внутренним покаянием и очищением.

"Кто взыдет на гору Господню и кто станет на святом месте Его", - молитвенно взывает пророк Давид и отвечает: «Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто...» (Пс.23,3-6).

Предстояние пастыря пред Богом следует рассматривать в иироком смысле, а также в специальном.

 

а. Предстояние пастыря пред Богом в широком смысле[13]

Предстояние пастыря пред Богом в широком смысле осу-ществляется всей жизнью пастыря: детство, юность, студен­ческие годы, работа на приходе, за штатом и до дня кончины. Пастыреначальник Христос мыслится Пастырем не только в течение трех с половиной лет Своего служения, но гораздо шире: от Вифлеема до Голгофы. Точно также и пастыри, Его служители. Вся жизнь их, от рождения до кончины - пастырство в широком смысле, жертва Богу, предопределенная от ве­ка (Гал. 1,15).

Еоли даже пастырь до официального пастырства (до хи­ротонии) проводил жизнь не Богоугодную или даже по хиро­тонии, послуживши, он оставил священство, он все же в плане Божественного домостроительства (провиденциально) мыслится как пастырь[14].

«Кого Он предузнал, тех в предопределил быгь первород­ными между братиями..., кого Он предопределил, тех и при­звал» (Рим. 8, 28).

О себе святой Апостол говорит, что Бог избрал его от утробы матери его, хотя он потом и "терзал" Церковь Божию, гнал и бросал в тюрьмы её служителей (Гал. I, 13).

"Аще утаится кто в сокровенных, и Аз не    узрю ли его?" (Иер. 23, 24).

Учение Евангелия открыло ещё более глубокую тайну об­щения Бога с человеком и человека с Богом. Бог "недалече от единого коегождо нас суща, знает сокровенная сердца человека (Деян. 17, 24, 26-28).

Таким образом, понятие "предстоятельства" в широком смысле есть ничто иное, как целожизненная жертва человека Богу, всецелое его бытие, предизбранное Богом на служение ближним. Начало этого "предстояния" - детство, отрочество (Лк. 2, 42-49), юность (подготовка к духовной школе), средина - официально-благодатный практический пастырский подвиг непосредственно на приходе- конец "предстояния" - блаженная кончина и достойная награда, по слову св. Апосто­ла: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды" (2 Тим. 4,7-8).

Б. Цель предстояния.

(Единение. Ин. 17,11).

Жизнь и подвиги святых угодников Божиих убедительно говорят о единении, Богообщении, об этой новой жизни на земле с Богом. Сущность общения человека с Богом удивитель­но ярко раскрывается у св. Иоанна Дамаскина. «Тело и Кровь Христовы, - говорит он, - входят в состав нашей души и тела, но не истощаются, не истлевают и не извергаются вон... Оно называется «общением», так как через Него мы соединя­емся со Христом».

     Спрашиваетея, на чем основывается такая близость че­ловека к Богу, его причастность Божественной жизни? Она основывается на духовной природе человека, созданного по образу Бога (Быт. 1,27), вдунувшего в лицо человека дыхание Божественной жизни (Быт. 2,7).

Истинная жизнь и есть Божественная жизнь - Богообщение. Она возгорается там, где есть задатки этой жизни. Нужна лишь искра к этому загоранию, воспламенению. Неудивительно, что от Христа Спасителя, как лучезарного источника Божественной жизни возгоралась всюду эта жизнь, где бы Он ни появлялся и что бы Он ни делал.

Перед нашим духовным взором встают один за другим все эти евангельские образцы исцеленных и спасенных Христом - Мария Магдалина, кровоточивая, мытари, расслабленные, блудницы, разбойник на кресте, сотник при Кресте и другие. Все они воспрянули к новой, святой жизни через общение со Христом, через приобщение к Его Божественной жизни.

Пастырь духовно воспринимает Христа так же, как воспри­нимали Его современники - видит в Нем полноту новой, совер­шеннейшей, Божестаенной жизни. И у него горит и трепещет сердце от ощущения этой вожделенной полноты жизни во Христе.

По своему званию как предстоятель пастырь призван не только к приощению самого себя к Божественной жизни, то есть к личному спасению, но и к спасению других. Пред Бо­гом он будет держать ответ преимущественно за то, что он сделал для спасения своей паствы.

 Следовательно, цель предотояняя - Богообщение, свое личное и своих чад духовных.

Кто ему помогает в этом великом деле? Конечно Тот, Кто Сам спасал и спасает всех, с верою к Нему притекающих. В отличие от Спасителя пастырь сам не спасает, он может спасать только силой Божией. Точнее, он может помогать вся­кому верующему человеку достигать спасения через приобщение его к благодатной киэни Церкви Христовой.

Являясь предетоятелем пред Богом за себя и за народ и соединяя людей с Богом, пастырь достигает этого через целый ряд страданий.

Раскрывая слова Христа «яко посла Мя Отец и Аз посы­лаю вы» (Ин. 20, 21), святой Иоанн Златоуст так перефра­зирует их: "Я послан был пострадать за мир, вас посылаю, чтобы украсить Вселенную вашими страданиями". И дальше продолжает: "Так как смертная природа их сама по себе не имела сил возвыситься до подобия Господу, то Спаситель "сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят" (Ин. 20, 22)[15].

Следует различать двоякого рода страдания. Одни возни­кают в борьбе с личным грехом, соблазнами, искушениями соб­ственной плоти и окружающего мира. Эти страдания личные в собственном смысле, ибо возникают из борьбы с собой и переносятся ради собственного спасения.

Другие страдания переносятся ради других во имя Хри­ста, ради выполнения Его заповеди о любви: "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин, 15, 12).

Этой заповедью Христос призывает нас подражать Ему. Если Он, любя нас, отдал за всех нас жизнь Свою, то и мы призываемся отдавать жизнь свою "за друзей своих" (Ин. 15, 13).

Указанные страдания во имя любви к ближним - высшие страдания (Лк. 9, 23), по сравнению с первыми страданиями. Пастырь стада Христова призван я тому и другому страданию. Как нельзя ему не предаваться подвигу борьбы с греховными склонностями своей природы, так и нельзя быть и в стороне от страданий, скорбей и нравственных мучений, переживаемых его паствой. В этом сугубом двойном подвиге он не одинок. Ему помогает благодать Божия (Ин. 20,22). Ему помогает Тот, Кто Сам нес тягчайший Голгофский Крест, и вновь, и вновь дает Себя, Свою Плоть и Кровь для теснейшего духов­но-благодатного общения с Собой, для облегчения пастырско­го крестоношения.

Ни в чем пастырь так не нуждается, как в этом постоянном общении со Христом. Христу он призван сострадать, в смерть Его причащаться (I Кор. II, 26), носить "мертвость" (2 Кор. 4,10), "язвы" Его на теле своем (Гал. 6,17), чтобы "исцелиться" ранами Его и соединиться с Ним, вместе соединяя с Богом и своих пасомых.

Поэтому пастырь и знать ничего не должен так, как Хри­ста,"и притом распятого " (I Кор. 2,2). И хвалиться ничем так не должен, как "только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для него мир распят, и он для мира" (Гал. 6,44).

У Креста Господня гаснут и меркнут его страсти и вхо­дит в душу благая мудрость Христова в решении всех вопро­сов пастырского служения. Поэтому цель предстояния пастыря пред Богом есть умственное, неотступное предстояние его пред Годгофским Крестом Спасителя. Здесь именно он должен искать решения вопроса о существе пастырства и жизненном жребии своего служения.

Предстояние пред Распятым - это не афоризм, не сим­волический жест обобщающей мысли, а та живая реальность, о которой с особой силой и настойчивостью говорит апостол Павел: "Истина заключается в том, что пред вашими глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый" (Гал. З, I).

Пред этим Распятым призван всю жизнь предстоять благо­датный дух нашего пастыря. Где бы пастырь ни был: в храме, дома иди в дороге, - его дух призван предстоять в одном и том же месте - у подножия Распятого, черпая здесь благо­датные силы для своего крестоношения.

Сам, таким образом, неразлучно мысленно пребывая пред Крестом Христа Спасителя, наш пастырь дает этим пре­красный пример своим пасомым. Молитвенно соединяя их со Христом, он научает их самым делом жить, ходить, предсто­ять душой пред живым Богом и Им окрыляться до высоких сте­пеней духовного совершенства[16].

Если щель предстояиия - единение с Богом себя и других, и оно достигается в какой-то мере пастырем в широком "объективном" служении, то насколько совершеннее, реаль­нее, непосредственнее достигается это единство с Богом в специальном, "субъективном" предстоянии пастыря пред Престо­лом Божиим!


 

Глава II


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!