Ж) Способы отражения искушений.



Скажем кратко, что основными способами в отражении вражеских искушений являются: молитва и пост (Мф. 17,21), исповедь (см. Богослужебные указания), чтение Слова Божия (Лк. 4,8) и пастырское терпение (Лк. 4,12).

В молитве пастырь соединяется с Богом и становится неуязвимым. Исповедь изобличает темные замыслы демонов, последние же ничего так не страшатся, как света, отчего становятся крайне немощными и ничтожными. Слово Божие, как меч обоюдуострый, поражает супостатов в самое сердце. И терпение как последнее пастырское средство увенчивает пастырскую главу венцом мученика и страдальца, а врагов злобы опаляет огнем нестерпимым.

Вообще нужно сказать, что искушения приносят пастырю великую пользу. Замечательны, по этому поведу слова Сера­фима Саровского, сказанные им на прощание своим почитателям. Всех благословил, поцеловал и сказал: "Спасайтесь, в иску­шениях не унывайте, бодрствуйте, в нынешний день нам венцы готовятся"2 .

А известный русский затворник епископ Феофан советует пастырю в искушениях иметь "два зерцала": Слово Божие и Творения святых отцов и, смотря в них, находить образы иереев Божиих, вольных мучеников ради Бога и ближних, по­беждавших диавола3.

 

 

 

 

Глава 1.

ПАСТЫРЬ - УЧИТЕЛЬ.

I. ВРЕМЯ, МЕСТО, МЕТОД, ПРЕДМЕТ ПАСТЫРСКОГО  УЧИТИЬСТВА.

А) Время.

Нагорную беседу Иисуса Христа принято считать одним из наиболее характерных мест, определяющих смысл христи­анского учения. Святой Евангелист Матфей предваряет её словами: "Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его, и Он, отверзши уста Свои, учил их"... (Мф. 5,1-2).

Следовательно, для раскрытия Своего учения Иисусу необходимо было только одно условие - иметь народ, жела­ющий его слушать, а где это происходило и когда, не имело решительно никакого значения, так как Иисус всецело поглощен был идеей Своего пастырства и, как человек идеи, везде и всегда обнаруживал Себя таковым. Даже в самом молчании Иисуса Христа святой Иоанн Златоуст видит нечто особенное. По его мнению, слова: «отверз уста Свои» прибавлены для того, чтобы показать, что Он учил даже и тогда, когда мол­чал, не только когда говорил. Учил, то отверзая уста Свои, то вещая делами Своими.

Едва ли нужно доказывать, что для раскрытия Своего учения Спаситель не имел определенного времени. В Святом Евангелии есть ясные указания на безразличность времени для Пастыреначальника. Так, у святого Евангелиста Иоанна повествуется, что два ученика Крестителя пошли за Иисусом. Иисус, увидя их идущих, говорит им: "Что вам надобно?". Они отвечали Ему: "Равви, где живешь?". А Он сказал им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот" (Ин. 1,35-39). Было около де­сятого часа. Евангельский счет времени, как известно, идет на шесть часов ранее нашего. Следовательно, время десятого часа по нашему счислению совпадает с четвертым часом по полудни, так что ученики с четвертых часов по полудни пробыли у Господа до позднего вечера.                   

Другой случай. "Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца; было около шестого часа" (Ин. 4,6), по нашему счислению - двенадцатый час. Сюда приходит женщина из Самарии, и Иисус начинает с ней беседу. Следовательно, и день, и ночь Христос посвящал делу Своего учительства, если толь­ко были слушатели.

У святого Евангелиста мы находим указание и на иное время. ...Между иудеями был некто именем Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и продолжи­тельно беседовал с Ним (Ин. 3, 1-2).

Отсюда возможно сделать безошибочное заключение, что для учительства Иисуса Христа определенного времени не было, а было всегда время. Единственным отступлением от этого были те моменты, когда Иисус молился. Тогда Он даже уходил от учеников Своих, хотя последние и готовы были Его слушать (Мф. 24,23; Мк, 6,45-47). Но то делалось с специальной целью молитвенной беседы со Своим Отцом Не­бесным, когда Он, опять-таки, говорил и молился о Своем пастырском деле (Ин. 17,6-9).

Если для Пастыреначальника всегда было время для про­поведи (раннее утро, день, вечер, глубокая ночь), то нашему пастырю разве нужно для этого определенное расписание? Разве он не должен, по примеру Спасителя, проповедовать и утром, и днем, и вечером, и глубокой ночью?! Спросят: как это возможно? Ведь у пастыря есть другие обязанности, например, служба, требы, молебны.

Вот как раз совершая все это благодатно (службы, тре­бы, молебны), пастырь одновременно и проповедует. Даже ранним утром, когда он встал от сна, днем, передохнувши полчаса после обеда, глубоким вечером и ночью, когда он спит, он может и должен проповедовать.

Условием проповеди для Спасителя были люди. А разве пастырь ими не окружен? Если не прихожане, то свои семей­ные его всегда окружают. Если не словом назидания, то де­лом иди даже своим молчанием он учит их.

Пастырская аудиенция в определенные дни и часы прини­мать людей в корне противоречит духу Евангелия. А совершен­ное замалчивание проповеди на амвоне ставит священника буквально в положение неблагодарного наемника, нерадящего о своих пасомых (Ин. 10,13).

"Проповеди и беседы в храме - законное дело, - говорит Святейший Патриарх Алексий; - согласно принятому в Церкви обычаю и по долгу пастыря он должен неукоснительно назидать своих пасомых церковным словом"1 .

Б) Место.

Положительно то же самое можно утверждать и о месте. Даже на браке в Кане Галилейской (Ин. 2,1-11), где по обыкновенным. человеческим соображениям не должно быть и места для пастырского учительства. Иисус явил славу Свою, несомненно, предложивши к Свое учение, так как сказано далее: «... .и уверовали в Него ученики Его».

Город (Мк 1,15,21), пустыня (Мф. 14,13)» гора (Мф. 5,1), подошва ее (Мф. 17,9-21), равнина, орошаемая потоками вод, где бал колодезь (Ин. 4,5-б), берег озера (Мф.. 13, 2; Мк.), рыбачья лодка (Мф, 13, 2-3), дом (Ин. 3,1-15), дорога (Мк. 2,23-28), овчая купель (Ин. 5,1-8), вечеря (Мк. 2,15-17), эваный обед (Лк. 7,3б), горница (Мк. 14, 15), синагога (Мф. 4,25), храм (Ин. 2,13-15), - все это Он считал местом, пригодным для раскрытия идей Своего учения. Избирая для Своей проповеди попеременно (Мк. 6,56) то од­ну местность, то другую, Спаситель дает понять, что Он не есть проповедник известной местности или национальности (Ин. 4). Его аудитория - мир, а слушатели - все народы.

"Спаситель то учит на горе, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - то Он беседует на равнине, то сходит в корабль, то запрещает ветрам, иногда плачет, ко всем снисходит, все терпит, делается рыбарем, закидывает сети, чтобы извлечь из глубины рыбу, т.е. человека, плавающего в непостоянных и соленых волнах жизни"1

А наш пастырь? Нужно ли ему определенное место для проповеди? Да, храм. Но он может с успехом проповедовать везде, где только он ни окажется: в трамвае, автобусе, поезде, пароходе, самолете, гостинице, при дороге, на остановке, даже в такси.

Вы спросите: что, везде ему нужно говорить слово, поучение? А разве молчание и доброе поведение - ответим - не может быть хорошей проповедью? Разве священник не для всех интересен, разве на него не обращаются все взоры окружающих, где бы он ни был?

Весьма худо то, что пастырь иногда так тщательно "маскируется", так заботливо скрывает свое священное до­стоинство, что его просто можно принять за обычного рядо­вого туриста или любителя-фотографа. Тогда уж, конечно, ни о какой проповеди и благовестии не может быть и речи.

Да, где бы пастырь ни находился, в каких бы условиях он ни оказался, везде он - свидетель верный (Откр. 2,5) и истинный, везде он - носитель мира, добра и правды, везде он - неизменный служитель Христа.

В) Метод

Переходя к вопросу о методе, каким Пастыреначальиик излагал Свое учение, мы спешим оговориться, что Он не держался никакого научного метода. По словам проф. В. .Сокольского, учение Христово было преподано миру не в форме трактатов и философской системы, доступной меньшинству, но в примере собственной жизни1. Путем любви Он обращается прямо к сердцу каждой личности и вливает в неё благодатную струю новой жизни.

В Его словах в речах всегда замечается одна характерная особенность, именно: Он старается пробудить лучшие сто­роны человеческого сердца и уже самим слушателям предостав­ляет развиваться до такой степени, чтобы они сами пожелали стать Его учениками (Ин. 4,19-50).

Он не отделяет также истин высших, вечных от назиданий нравственных, жизненных, - те и другие предлагает слушате­лям, смотря по требованию обстоятельств и умственному и нравственному их развитию.

«Метод, - пишет В. Сокольский, - который Иисус Христос употреблял для проповедования Своего учения, был метод аккомодации. метод приспособления к человеческому сознанию в самом чистом и возвышенном смысле этого слова»2 .

Говоря иными словами, Иисус Христос отвечал прямо спросу, и в атом неотразимая сила Его слова.

Таким образом, мы видим, что Иисус Христос во всех Своих речах высшие истины проводит в жизнь и тем самим указывает на неизменные жизненные начала, на которых она должна построиться, на необходимую, неизбежную связь жизни нравственной с религиозной.

«Всякого, - говорит Господь, - кто слушает олова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошел дождь. и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основав был на камне. А всякий, кто слушает слова Мои сии и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И по­шел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое" (Мф. 7,24-27). Словом, читая Евангелие, чувствуешь, что здесь ведутся беседы не ученого со слушателями по установленной системе, но беседует отец с детьми или учитель народный со своими учениками, то назидая, то утешая, то обличая их до требо­ванию нравственно-религиозного состояния, обстоятельства и времени.

Спаситель пользовался всяким случаем давать народной массе, не способной в абстрактному мышлению, конкретные образы, взятые из действительном жизни.

Пред Ним засеянное поле - Он говорит притчу о сеятеле (Ин. 4,35). Себя Он сравнивает с солнцем, которое осве­щает все землю (Ин. 8,12). Церковь Свою уподобляет гор­чичному зерну, посеянному человеком на своем поле, которое хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают пти­цы и укрываются в ветвях его (Мф. 13,51-52).

В беседе с Никодимом, говоря о духовном возрождении человека, тайну благодатного воздействия Духа Божия в человеке объясняет подобием дыхания ветра (Ин. 3,8). Изъясняя Своим ученикам, как произойдет второе пришествие Его на землю. Он сравнивает его с блистанием молнии, мгновенно освещающей весь горизонт (Мф. 24,27).

Чтобы внушить надежду на промысл Божий, Он не н утверждает  её какими-нибудь доказательствами, а обращает взор Своих учеников к птицам небесным и лилиям полевым (Мф. 6,26-30).

Идя по склонам горы Елеонской (Ин. 15,1-5), где происходила очистка садов и виноградари жгли негодные ветви (15,б), начинает аллегорическую речь, в которой Бога изображает виноградарем, Себя - виноградною лозою, а веру­ющих, прежде всего апостолов - ветвями на этой лозе.

Таким образом, безошибочно можно утверждать, что Пастыреначальник связывал Свое учение с тем, что происхо­дило перед Его глазами и что было понятно из сферы буд­ничной жизни, всегда от чувственного восходя к идее, рисуя известные картины для лучшего понимания предметов не "от мира сего".

Самое наихудшее, что пастырь может сделать в пропо­веди, это преподать людям сухой, бездушный "академизм". Если ваша проповедь будет построена по всем правилам логики. гомилетики, этики, но если она не будет построена по законам любви, правды, искренности, доброжелательства, братолюбия, - не найдет она места в сердцах слушателей.

Метод приспособления (аккомодации) проповеди Спасителя не есть метод человекоугодия, податливости, приспособленничества в худшем смысле этого слова.

Спаситель учитывал степень развития человека, его характер, степень испорченности сердца, степени веры и соответственно этому состоянию преподавал Свое учение в целях наилучшего его усвоения.

То же должен делать и пастырь. Подтверждая свою пропо­ведь личной добродетельной жизнью, пастырь применяет метод аккомодации, в зависимости от «аудитории» слушающих. С простыми людьми он говорит просто, пользуясь даже наглядными примерами из природы (как эхо делал Спаситель). С умственно развитыми, образованными он говорит по-ученому. С детьми - как дитя, лаская и радуя их.

Быть всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере не­которых (I Кор. 9,22).

 

Г) Предмет

 

Главный предмет учительства Пастыреначальника бес­спорно - Царство Божие. Проповедовать Царство Божие Иисус Христос считал самым существенным Своим долгом. Самое уче­ние, по словам Евангелия, началось проповедью о покаянии, потому что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие. В прощальной беседе с учениками на Тайной Вечери Иисус Христос», успокаивая их пред грядущей разлу­кой, говорит: «Да не смущается сердце ваше... В доме Отца Моего обителей много, а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам"» (Ин. 14, 1-2).

В обоих случаях одинаково ясно указывается, что Царст­во Небесное, Царство славы уже "уготовано" и представляет­ся, как уже совершившийся факт.

Царство же Божие, о котором говорится и в притчах, и в молитве Господней, и в указании конечной цели деятельнос­ти человека, еще не наступило во всей полноте, оно - дело более или менее отдаленного будущего. Основанное на земле Христом Спасителем, это Царство подлежит дальнейшему устро­ении, имеет ещё придти.

     Мы просим: "Да приидет Царство Твое". Мы не говорим: «да будет создано» или: «да сотворится Царствие Твое», но: «да приидет», потому что ему уже положено начало, но оно не охватило еще все человечество, не включило в свои пределы всех нас.

Мы пока за чертой его, вне сферы благодатного действия его законов. Оно наступает, когда наше миросозерцание бу­дет проникнуто Евангельским духом, когда весь строй на­шей жизни будет соответствовать требованиям Божественной природы, когда наши симпатии будут дышать чистотой Христо­вой любви.

Основным принципом деятельности Пастыреначальника в раскрытии идеи Царства Божия, как мы видели, было сво­бодное сознательное подчинение своей воли воле Небесного Отца.

Естественно, что Спаситель как постоянный носитель идеи Царства Божия, никогда не искал Своей личной славы, как учителя, но стремился к одному только, чтобы возбуж­дать в слушателях любовь к Богу (Ин. 5,41-42). Отсюда понятно, что основном принцип деятельности всякого пастыря есть всецелое отрицание своей славы и искание только славы Отца Небесного. Пастырь - выразитель воли Божией, он должен возвещать всю волю Божию так, чтобы она сдела­лась полным достоянием слушателей, была и началом, и кон­цом всех их мыслей, действий и желаний. Он не должен при­нимать славу от людей, а искать славы, которая от единого Бога (Ин. 5,44), почему самое раскрытие жизненных основ не жжет быть им поставлено в зависимость от каких-либо внешних воздействий, но исключительно в зависимость от воли Божией.

Пастырь предлагает учение и дает полный ответ не на вопрос, как мир живет, а как надо человеку в мире жить. В какие отношения он должен стать в миру и к Тому, Кто выше мира. Пастырь, заботящийся не о славе Божией, а о собственной похвале есть, по меткому выражению одного отца Церкви, прелюбодей слова Божия. Ибо как прелюбодей не детей желает, а ищет удовлетворения похоти, так в такой проповедник заботится не о рождении чад Богу, но старается похвастаться своим красноречием. Пастырь должен представить учение Христово так, чтобы в глубине сердца слушателей за­родилось сознание его неотразимой правды и абсолютной чи­стоты. Конечно, для реального соответствия этой идеи пас­тырю недостаточно одного только обилия знаний, одного толь­ко количественного их накопления.

Ему нужно, чтобы он усвоил эти знания органически, чтобы они в нем переварились, перебродили, превратились в его плоть и кровь, сделались его собственностью и перерабо­тались в нем в цельное и высокое мировоззрение, которое бы предносилось пред его умственным взором так же ясно, как предметы внешнего мира пред его телесными глазами.

С вопросом законника: «Учитель, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» - всегда и везде обращаются к пастырю пасомые, твердо веруя, что здесь они найдут отве­ты на свои жгучие вопросы. Люди бывают похоже на капризных нервных детей, которые под влиянием сильного волнения не видят и не понимают своей пользы. Иным уже не хочется жить и верить так, как жили и верили их предки. Видите ли, это очень просто и старо. Нельзя ли приобрести такую веру или такое мировоззрение, которое бы давало сердцу и воле по­больше простора, а уму что-нибудь новое, нельзя ли "непонятное понять, недоступное испытать".

Христос Спаситель ясно сказал самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

На языке пророческом «напоить жаждущего» означает на­ставить неведущего, дать истинное учение. Спаситель здесь под символическим названием «живой воды» обещает дать та­кое учение, которое разрешит все недоумения жизни, прольет ограду в измученную совесть и откроет путь к вечному бла­женству.

Пусть пастыря иногда называют отсталым человеком за то, что он проповедует учение Христа. Но истинный пастырь убежден, что христианское учение не может быть заменено никаким другим учением. Оно вечно, юно и спасительно.

Вопрос о том, кому пастырь предлагает это учение, решается в Евангелии точно и определенно. Иисус Христос явился с мыслью воссоздать весь род человеческий, просве­тить всех людей светом истинного Богопознания (Ин. 12,46), научить всех грешников чистейшей нравственности и соделать святыми (Мф. 5,б), образовать из всех народов единую семью, единое Царство Божие (Ин. 10,16) и потом возвести всех в вечные обители Небесного Отца (Мф. 25,54).

Пастыреначальник обращается со всеми классами об­щества», с грешниками и благочестивыми, с бедными и бога­тыми, с больными и здоровыми, с маленькими детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами, с неучеными рыбаками, с образованными книжниками, мытарями и блудницами; то в беседе с таким мужем, как Никодим или с самарянкою, то в семейном кругу Двенадцати, то в толпе народа.

В одном только случае пастырь должен благоразумно, во имя интересов самого пастырства, оставить свое слово, если видит, что люди неприязненно относятся ко Христу и не желают звать истины (Мф. 7,6). Пастырь не должен с безразборчивой откровенностью выкладывать все доброе и святое людям, которые не хотят его слушать.

Пастыреначальник не открывал тайн Царства Божия всем слушателям именно по этой причине: "Они видя, не видят, и слыша, не слышат" (Лк. 8,10). Однако это выра­жение Спасителя не дает права думать, что Он как бы хочет скрыть истину от народа. Спаситель имеет в виду только тех, которые намеренно не хотят слышать правды Вожией, предпо­читая лучшим оставаться в неведении истины.

д) Вхождение пастыря в круг интересов пасомых.

 

Имея высокое настроение духа и знание веры, пастырь должен приближаться к людям, входить в круг их понятий, следовать за ними по путям жизни. Сам Спаситель призывал к обращению людей не с неба, не в вихре бурь, но вошел прямо в овчий двор наличной жизни и её-то поднимал до себя, просвещая притчами грубое сознание людей и восста­навливая свет их совести. Для успеха пастырского учительства Господь ходил с проповедью повсюду, посещал города и седа. И Апостолам заповедовал: "Шедше убо, научите вся языки" (Мф. 28,19). Как Небесный Учитель Сам пришел к вам, так и вы идите в мир и не ждите, чтобы мир пришел к вам.

Нужды прихожан пред пастырем открываются с двух сторон:

- религиозно-битовой (благочестие и благочиние) и

- социальной (отношение к обществу, патриотизм).

Религиозно-бытовые нужды. Пасомые бывают обычно не­одинаково настроены: одни из них преданы благочестию, дру­гие равнодушны к спасению, некоторые порочны и многостраст­ны в грубой форме, часть колеблются и сомневаются в вере.

Благочестивых, которые сами ищут пастырского назидания и утешения, пастырь должен остерегать от чувства само­довольства, самолюбования, тайной гордости и поддерживать в них смирение и стремление к совершенствованию. Одобрять христианское поведение таковых можно не прославлением их добродетелей, а искренним сочувствием к ним и представле­нием им более высоких образцов служения Богу в лице святых угодников Божиих. Наставления благочестивым полезнее всего давать без догматического тона и навязывания поучений ввиду жизненного ведения ими христианства.

Верующие, ригористически привязанные к букве закона и нетерпимо взыскательные к другим, нуждаются более всего в мягких пастырских внушениях о воспитании ими в себе более всего самоотверженной любви.

Уповающие спасаться одной верой без дел требуют на­поминания о необходимой связи живой веры и исполнении всех христианских правил жизни.

Мнительных и сомневающихся в личном спасении необходи­мо призывать к вручению своей судьбы милосердию Христову, ибо Он стремящихся к Нему не изгоняет вон (Ин.6,37).

Встречаются среди верующих такие, которые обманывают

 себя чрезмерным дерзновением пред Богом, суеверные и непри-

метно для себя ленивые. Им важно заповедовать строгое и нелицемерное смирение пред Богом и людьми, постоянную борь­бу с собой, хотя в главной своей немощи. При существенной неделимости добродетели возделывание одной части её очи­щает душу и для прочих добродетелей. Напротив, нравственное оцепенение и движение жизни лишь по плотским побуждениям препятствует ленивым учиться вечному добру и бессмертной истине.

Грубо порочные лица скорее всего приходят в должное чувство посредством искренних слов пастырского вразумления, убеждения и обличения.

Сомневающиеся. в вере идут к исправлению скорее всего через положительное разъяснение им истины и представление им верного хода в жизни. Чем болезненнее сомнение для самого сомневающегося, тем можно быть увереннее в благополучном исходе болезни.

Социальные нужды. Второй темой пастырского учительства, после религиозного устроения души, является выяснение па­сомым должного отношения к предержащей власти и Родине.

В частности, наша рабоче-крестьянская власть, един­ственная в мире по демократичности, установлена Богопромыслительно, провиденциально. Она уже разрушила в нашей стране обаяние капитала, классового превосходства, чван­ства, гордыни знатных над простецами и кастовости в доступе к науке. Она приучила народ к труду, бережливости, скром­ности и простоте, поставила во главу угла жизни практи­цизм и всеобщее обучение наукам.

Долг пастыря непрерывно углублять в верующих сознательный взгляд на все народные достижения, на важность за­душевного контакта каждого христианина с добрыми начинания­ми гражданского порядка. Все эти моменты должны быть осве­щаемы с христианской точки зрения. Паства каждого пастыря должна быть приучена к общественной работе от души, во имя завета апостольского, к защите интересов Родины и поддерж­ке порядка, провиденциально установленного у нас. В годины же народных бедствий, неурожаев, болезней, поветрий или во­енных операций каждый пастырь должен быть честным патриотом своего отчества, молитвенником и посредником пред Богом, движущим паству свою к терпению, вседушному служению отчизне, к самоотверженному труду (I Тим. 2,1-3).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!