Б) Цель пастырской деятельности.



Московская Духовная Академия

Доцент архимандрит Тихон

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПАСТЫРСКОМУ БОГОСЛОВИЮ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

III-й КУРС

                             г. Загорск 1967 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ III-го КУРСА.

Вводный отдел.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ ПАСТЫРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А) Задачи пастырской деятельности  

б) Цель пастырской деятельности      

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАСТЫРСКИХ ИСКУШЕНИЙ      

а) Искушения на почве корысти -"похоть плоти"       

б) Искушение тщеславием - "похоть очес"

В) Самочиние и сектантство     

г) Малодушие как результат личной самопере­оценки   

Д) Искушение гордостью и властолюбием    

Е) Душевное пастырство    

Ж) Способы отражения искушений

 

Глава I

ПАСТЫРЬ- УЧИТЕЛЬ.

ВРЕМЯ, МЕСТО, МЕТОД, ПРЕДМЕТ ПАСТЫРСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА

А) Время.  

Б) Место  

В) Метод  

Г) Предмет         

Д) Вхождение пастыря в круг интересов пасомых 

ХРАМ - ОСНОВНОЕ МЕСТО УЧЕНИЯ, БОГОСЛУЖЕНИЯ, ДУШЕПОПЕЧЕНПЯ

а) Значение храма для верующего человека      

Б) Значение храма для пастыря и основы связи с храмом                                   

В) Благоговение и любовь к храму               

Г) Наставления Святейшего Патриарха Алексия

О храме                                    

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНЫ ПАСТЫРСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА

а)  Объективная сторона пастырского учительства                               

б) Субъективная сторона пастырского делания                                     

4. ПРЕДСТОЯНИЕ  ПАСТЫРЯ ПРЕД БОГОМ ВООБЩЕ       

А) Предстояние пастыря пред Богом

В широком смысле                            

Б)  Цель предстояния                           

Глава II.
ПАСТЫРЬ - СОВЕРШИТЕЛЬ ТАЙН БОЖИИХ.

ПРЕДСТОЯНИЕ ПАСТЫРЯ ПРЕД БОГОМ

В СПЕЦИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ                          

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ БОГОСЛУЖЕНИИ   

 

3. ПАСТЫРЬ - СОВЕРШИТЕЛЬ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ  

 

ИДЕЯ ПАСТЫРСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА              

А)  Пастырское право дерзновенного ходатайства о пасомых                    

Б)  Возгревание дерзновения и общий подъем пастырского духа

                        

5.  ПАСТЫРЬ ПРЕД БОЖЕСТВЕННОЙ ЕВХАРИСТИЕЙ        

А)  Евхаристия как основа Богослужения и таинств                                     

Б)  Евхаристия как служение мира              

В) Онтологический смысл Евхаристии            

Г) Проскомидия - первоначальный этап Евхаристическо-пастырского посредничества  

Д) Литургия Оглашенных - второй этап Евхаристическо-пастырского посредничества  

е)  Литургия Верных - завершительно-харизматический этап Евхаристическо-пастырского посредничества                            

НАСТРОЕНИЕ ПАСТЫРЯ ПРЕД ЕВХАРИСТИЕЙ И

ДРУГИМИ ТАЙНОДЕЙСТВИЯМИ  

                    

Глава III. ПАСТЫРЬ - ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬ.

СУЩНОСТЬ ПАСТЫРСКОГО ДУШЕПОПЗЧЕНИЯ

А) О пастырском осуждении

Б) Пастырское воздействие на грешника и свобода воли

В)  Пастырская любовь - сила возрождающая

Г) Пастырская методика в борьбе за нового человека

КОНКРЕТНЫЕ ВИДЫ ПАСТЫРСКОГО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

А)  Душепопечительность словом

Б) Душепопечение при Богослужении

В) Душепопечительность пастыря при исповеди

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ КАК ОСОБО ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

А)  Значение исповеди вообще

Б) Условия успешной исповеди

В) Частная исповедь в храме

Г) Частная исповедь тяжело больных на дому

Д) Общая исповедь

Е) Смешанная исповедь

ПРЕПЯТСТВИЯ В ОБЛАСТИ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

А) Препятствия со стороны диавола

Б) Препятствия от общины

В)Препятствия от пастыря

Глава IV

ВАЖНЕЙШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

Пастырское терпение и награда

Взаимоотношение пастырей

Воспитание пастырской любви

4. Уклонение от нормы пастырской любви

5. Католичество, лютеранство и православие с точки зрения идеала пастырской любви

6. Сущность пастырских страданий и значение их в деле возрождения паствы

Глава V. УСТАВНОСТЬ

 

1. Уставность в суточном Богослужении

2. Уставность при совершении таинств

3. Уставность при совершении обрядов

 

РЕШЕНИЕ ВОПРОСА О ВЕЧНОМ И ВРЕМЕННОМ

В ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ

ОТНОШЕНИЕ ПАСТЫРЯ К ВНЕШНЕМУ МИРУ

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

      

I. Вводный отдел.

I. ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ ПАСТЫРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

а) Задачи пастырской деятельности.

В самом начале пастырства в суровой, дикой пустыне искуситель предлагал Пастыреначальнику три способа якобы наилучшего выполнения Его пастырского дела.

Первый способ был тот, чтобы Искупитель на первый план для полноты жизни человеческой выдвинул вопрос о материальном благосостоянии и таким путем достиг принятия людьми всего, что было в плане Божественного домостроитель­ства, хотя такое положение дела и было бы противно морально-интеллектуальной природе человека.

Второй способ - насильно подчинить человека своему авторитету и тем господствовать над его совестью.

И третий способ, наконец, - решительно соединиться с ним, с диаволом.

Христос Спаситель отверг все эти способы как совершенно ложные, диавольские и, указывая на истинные задачи пастырст­ва, сказал Апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28,19-20).

Здесь мы видим как раз три совершенно обратные способа пастырского делания: идите, научите все народы, т.е. дайте духовным интересам человека преобладающее значение, раскры­вая пред людьми, кто они и зачем призваны в мир (обязан­ность учения), крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, т.е. когда они поймут цель и смысл своего бытия, возродите их в водах крещения и соедините их со Отцем, Сыном и Святым Духом (обязанность священнодействия), уча их соблюдать все, что Я повелел вам, не путем насильствен­ного воздействия на их совесть, а путем добровольного при­влечения их к тесному общению с Отцем (обязанность духовного окормления).

Анализ вышеприведенного, следовательно, открывает три задачи истинного пастырства: учить, соединять с Богом, ру-ководить. Эти же задачи истинного пастырства намечаются Иисусом Христом в момент возстановления в пастырском досто­инстве апостола Петра. "Симоне Ионин, любишь ли Меня?". (Ин. 21, 15-17).

Первыми словами указывается на научение, так как всег­да дети-агнцы нуждаются в таковом научении, которое сделало бы их полноценными и достойными овцами. Но и ставши таковы­ми, они неизбежно нуждаются в руководстве по тучным и здо­ровым пастбищам, на что указывает ответ Иисуса Христа во второй раз.

И, наконец, третий ответ указывает прямо на то, что пастырь должен питать своих овец такою пищею и таким питием, которые бы давали полное удовлетворение всем духовно-нравст­венным их потребностям. А такое удовлетворение дает только вечное брашно и вечное питие - Тело и Кровь Христовы. Только чрез причащение можно сделаться членом Царствия Божия. Иисус сказал им (народу): "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать ни­когда" (Ин. 6,35). "Я - хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин. 6,51). Таким образом. Евангельский анализ распределяет указанные нами задачи пастырства сообразно тройственному слу­жению Иисуса Христа. Все, что ни делал на земле Пастыреначальник, с той или другой стороны, в том или другом отноше­нии должно служить образцом и примером для пастырей Церкви, которые сообразно тройственному служению Спасителя на земле - пророческому (Лк. 24,19), первосвященническому (Евр. 8,1) и царскому - имеют права учительства, священнодействия и духовного управления верующими.

Достоверность понимания указанных нами задач пастырст­ва вполне подтверждается тем соображением, что именно их поставлял задачами Своей деятельности Сам Пастыреначальник и указывал на них Своим ученикам на каждую в отдельности.

Учил Спаситель в продолжение всего Своего служения и словами, и делами, и даже самым молчанием Своим, учил и чрез учеников, и чрез исцеленных Им. Руководил совестью, когда тому представлялся случай, и Сам отыскивал этот слу­чай, призывая в Царство Отца Своего Небесного, любовию и всепрощением согревая душу грешника, представляя для него полную возможность загладить свою прошлую жизнь милосердием, раскаянием, слезами, для чего и давал в притчах руководственные указания к правильному понятию любви Божией к грешникам. Священнодействовал Он в горнице Иерусалимской и, как Прино-сяй и Приносимый, священнодействует и теперь на «Лобном мес­те».

Выполнив три указанные задали, Иисус Христос в выше­приведенных словах (Мф. 28,19-20) объединил лишь то, что говорил ученикам Своим еще до воскресения.

Первая задача выяснена была Им при первом же послании учеников на проповедь, где специальное поручение, ради которого посылались Апостолы, «заключалась в том, - говорит проф. В.Сокольский, - чтобы учить о Царствии Божием и, сле­довательно, о смысле бытия человеческого» [1].

Таким образом, истинные задачи пастырства с Евангельс­кой точки зрения устанавливаются как аксиома: учить, свя­щеннодействовать и руководить (духовно врачевать). Так эти задачи понимали и сами Апостолы, и их ближайшие преемники. Обобщение всех указанных задач во всей ясности их находится в так называемых Апостольских постановлениях, именно, в молитве при рукоположении, где высказываются горячие поже­лания Церкви иметь таких пастырей, которые будучи исполне­ны Святаго Духа, были бы подобны Пастыреначальнику: "Сам и ныне, при посредстве Христа Твоего, подай чрез нас силу Духа Твоего, Руководителя, посылаемого возлюбленным Сыном Твоим Иисусом Христом и дарованного Им же по изволению Твоему, Апостолам Твоим, вечный Боже. Даруй во имя Твое, Сердцеведче Боже, и сему рабу Твоему избранному во епископ­ство (пресвитерство), даруй ему, да пасет святое стадо Твое»[2].

 

б) Цель пастырской деятельности.

Говоря о цели пастырства, мы находим, что Пастырена-чальник ставил её в непосредственную связь с целью пришест­вия Своего на землю. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20,28). Здесь определенно указывается, что цель деятельности Сына Человеческого и, следовательно, пастырство Его - искупление многих. Но эти «многие» суть все, пожелавшие быть Христовыми (Ин. 12,32). Так понимали цель пастырства Христова и святые Апостолы. Иуда (не Искариот) говорит Ему: «Господи, что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин. 14,22), т.е. как бы говорит Учителю: разве Ты переменил намерение быть Спасителем всех, и мы одни имеем нужду в Твоем Явлении? У святого апостола и евангелиста Иоанна цель пастырства Христова определяется такими словами Господа "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Мя Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Ин. 6,38-39).

Эта мысль всецело проникает собою все действия Пасты-реначальника. Любое место из Евангелия прямо и неопровер­жимо говорит о том, что все, что бы ни делал Иисус, все это Он делал с единственною целью - привлечения всех к Отцу Небесному.

Действительно, и фарисеев, и саддукеев, и мытарей, и грешников не оставлял Он без внимания, а все их мысли на­правлял к Царству Божию, желая возбудить в них лучшие чело­веческие свойства. Даже тогда, когда душа Его вся была охвачена предстоящим Ему искупительным подвигом, и уже пред взором Его предносилась крестная смерть, Он молил Отца Своего: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино.

Назначение пастырства Христова - приведение всех во всеобщее единение в обителях Отца Небесного, где все будут едино в Боге и где для всех уготовано место восшедшим Сыном Человеческим (Ин.14,3).

Пастырская идея, которой проникнуться должен пастырь словесного стада всецело, выясняется отсюда рельефно: это несение в мир воли Отца и соединение с Ним всех. Другими словами, цель пастырского служения - нравственное обновление и усовершенствование каждой души, каждой отдельной личнос­ти для всемирного единения людей в Боге (Экуменизм).

Мысль о приобретении в каждом отдельном человеке члена Царствия Божия ясно раскрывается в самом учении Иису­са Христа о спасении людей, как о цели Своего посланничества (Мф. 10,7; Лк.,4,43). Дело пастырей состоит в непосред­ственной связи с великим делом Пастыреначальника (Мф. 28, 18-19), и они являются продолжателями Его пастырства, послан­ные Им для устроения и распространения Царства Божия на земле. Еще до крестного подвига Христа мы видим, что Он сжалился над народом, который представлял из себя овец, не имеющих пастыря, и послал к ним Своих учеников с возве­щением об истинной свободе и о самой истине, которая состо­ит в достижении Царства Божия.

Уверовавшим в Него иудеям Он говорил: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8,31-32). Пастыри -Апостолы, познавшие истину, должны были нести её в мир, чтобы все ищущие её не погибли во тьме неведения, а и сами спасались, и других спасали.

Итак, цель пастырства - это забота о спасении дую пасо­мых, обновление и возрождение всего мира, всего человечест­ва путем нравственного перерождения каждой личности, каждо­го индивидуального сознания.

Прежде чем приступить к основательному раскрытию выше­указанных задач пастырства (учение, Богослужение, врачева­ние), находим необходимым вначале коснуться пастырских ис­кушений, которые являются неизбежными спутниками пастырского дела. В первой части своей работы мы частично говорили об исходных (начальных) пастырских искушениях, о связи их с искушениями Спасителя в пустыне. Здесь мы намерены показать рад искушений, с которыми наш пастырь непосредственно стал­кивается в процессе своей пастырской деятельности. Ведь по мере углубления пастыря в пастырский подвиг пред ним от­крываются все новые и новые препятствия, новые козни диавольские, новые трудности. Эти-то испытания и считаем лучшим показать нашему студенту-пастырю вначале, т.е. непосред­ственно пред раскрытием ему великих пастырских задач, чтобы он был как бы предупрежден и соответствующим образом на­строен.

Всеобщий закон жизни пастырской души сказывается в глубочайшей потребности искушений. Все истинные пастыри, чуткие душой, не одобряют спокойно-эгоистического образа пастырской жизни. Они считают это противным явлением в пас­тырской работе, положением даже безнравственным, безприн-ципным. Пастырское достоинство они полагают в борьбе с ис­кушениями, скорбями. Только в искушениях возвышается идеал пастырской жизни. Искушения неотделимы от пастырского под­вига. Оправдание искушений обычно находят в надежде на будущее, всеобщее воздаяние - небесное безмятежное счастье.

Но нужно сказать, что подлинный смысл и значение пас­тырских искушений определяется и здесь на земле. Спокойная, во всех отношениях обеспеченная жизнь, жизнь без искушений (если бы она была возможной) считается, с точки зрения истинного пастырства, жизнью бессодержательной, скучной, пустой и даже безблагодатной. Жизненной задачей пастыря должно являться не уклонение от искушений, избегание их, а решительная борьба с ними и победа над ними. В лучших пас­тырях заложена жажда этих искушений, желание большего их перенесения. Ведь пастырский крест сияет только чрез мрак искушений. Не золото, не бриллианты, не драгоценные камни, а скорби и искушения, побежденные пастырским терпением, украшают пастырскую грудь. И не только во имя награды буду­щего пастырь смело идет на борьбу с искушениями, но даже во имя настоящего счастья, внутреннего глубокого удовлет­ворения, радости победы, победы добра над злом, правды над ложью, святости над нечистотой, пастырь мужественно побеж­дает эти искушения.

"Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, но... радуйтесь..." (I Петр. 4,12-13). Вот совершенно правильный взгляд на искушения как на сред­ство очищающего и возвышающего характера. Как благоухающая роза прекрасна и очаровательна в своих природных шипах, так пастырь в своих тяжелых искушениях.

В трудности пастырского креста таится истинное счастье, выстраданное, заслуженное блаженство. А самое главное и существенное, что пастырская победа над искушениями укреп­ляет морально его личный дух, возвышает и возрождает паству.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!