В. благоговение и любовь к храму.



(Храм внешний и внутренний).

При постановке вопроса церковного руководства священник не входит в состав административных лиц, управляющих при­ходской жизнью. Вся ответственность за состояние церковной жизни: ремонты, покупки, бытовые вопросы, - ложится на церковный совет (Двадцатку), во главе которой стоит ста­роста. Обязанность священника слагается из чисто нравст­венного долга - совершать по чину и благоговейно все Бого­служения, ревностно заботиться о нравственном состоянии вверенных ему душ, быть горячим молитвенником и дерзновен­ным ходатаем за всех людей пред Богом. Постановка руковод­ства в такой плоскости исключает для священника заботы о хозяйственных нуждах храма, перенося центр тяжести на чис­то духовную сторону. С точки зрения апостольской практики такое положение соответствует правде. "Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах..." Для чисто хозяйст­венных дел святые Апостолы выбрали особых людей (семь архи­диаконов) и поручили им вести все хозяйственно-бытовые меро­приятия. «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6,2-4).

Однако, надо сказать, что такое внешнее ограничение духовного руководителя может понизить авторитет перед прихо­дом, делая его в глазах прихожан в какой-то мере подчи­ненным, неполновластным священнослужителем, исполнителем воли, может быть, низших себя по благодати. Чтобы сохра­нить свой авторитет и не допустить указанного положения, духовный руководитель должен поставить дело так, чтобы его уважали. Чтобы церковный совет и клир с ним считались как с священником, чтобы они во всех важных вопросах цер­ковной жизни советовались с ним, как со своим духовным отцом. Это очень важно для благополучия и согласия церковно-приходской жизни. Такой оборот дела придает этому положению совершенно иное, более благоприятное направление.

Спрашивается, как же священник может заставить уважать себя? Ответ один. Он должен проводить жизнь достойно сво­его высокого звания, подавать примеры только положительные, примеры честности, трудолюбия, истинной любви, т.е. примеры, вызывающие уважение, одобрение и даже восхище у всех людей, даже не церковных. А самое главное и сущест­венное - он должен быть пламенным молитвенником. Эта сторо­на особенно вызывает у людей уважение и даже более - благо­говение в священнику, поднимая его на недосягаемую высоту служителя страшного Престола Божия, с которым не считать­ся нельзя, тем более его унижать или оскорблять. Чувство любви и благоговение к храму каждый пастырь должен воспи­тывать в себе с первых шагов своей пастырской деятельности, даже больше - с студенческих лет.

Речь идет о таком благоговении к храму, когда священник всем своим существом трепетно ощущает храм как дом Божий, как место реального обитания в нем и славы Божией и себя самого как избранного служителя Божия.

Речь идет о той любви к храму, когда молодой пастырь всем сердцем прилепляется к нему, живет с ним одной благо­датной жизнью, заботится о благочинии Богослужения и чув­ствует себя сиротливо вне храма. Попечение о храме настолько захватывает его, что он вовлекает в него и свою, разделяя с ней любовь и уважение к храму.                           

Надо сказать, что любовь к храму не создается по зака­зу или по прочтении учебника, лекции. Она возникает в благо­говейной и молитвенной душе пастыря вследствие самовоспи­тания и постоянного возгревания пастырского духа. Прекрас­ное чувство любви и благоговения к храму очень сильно было у пророка Давида и подробно и вдохновенно раскрыто им в 83-м псалме.

"Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Ибо день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Твоем, нежели жить в шатрах нечестия" (Пс, 83, 2-11).

Боговдохновенному взору пророка везде и во всем видят­ся жилища Бога, больше же всего душа его жаждет и ощущает Бога у алтарей "дворов" Его, то есть в храме Божием.

Спрашивается, кому же, как ни пастырю, следовало бы воэгревать в себе чувство .живой духовной связи со своим храмом, с постоянным желанием быть и служить в нем?!

Конкретно, что может помочь воэгреванию в душе пасты­ря живого чувства любви и благоговения к храму как дому Божию?

Во-первых, благодать Божия, даруемая пастырю в хиро­тонии. Возгревая живым подвигом и пламенной ревностью эту благодать, пастырь никогда не будет жертвой холодности и бездушного оледенения к своим обязанностям и храму.

Во-вторых, могут помочь пастырю и вдохновляющие живые примеры ревностного отношения к храму со стороны верующего народа. Нашему народу всегда было свойственно благоговей­ное отношение к храму. Проходя мимо храма, простые люди истово крестились, благоговейно целовали наружные иконы, остепенялись в своих чувствах и духовно обновлялись. В дни Богослужений они любят придти пораньше в храм, чтобы не пропустить начало службы. Свое почитание храма как дома Божия они выражают истовым крестным знамением при входе в храм и в самом храме целованием икон и заботой о покупке просфор и свечей, чтобы активно включиться в духовно-благодатную жизнь храма.

Восприятие храма, как места особого присутствия Божия, обостряет у простых людей религиозное ощущение Богослуже­ния и располагает не столько умом, сколько сердцем и духом воспринимать весь чин Богослужения, которое не может не трогать верующую душу, стремящуюся к живому Богу.

Начинающему пастырю, как видим, есть чему поучиться у своих прихожан: и непосредственности, и силе религиозного духа, и идеальной простоте сердца, и искреннему благогове­нию к святыне храма.

В-третьих, значительно в большей степени может помочь пастырю а деле возгревания живого духа чтение жития свя­тых и святоотеческой литературы, откуда он узнает, как от­носились к храму святые отцы и подвижники. Многие из них проводили в храме значительнейшую часть своей жизни, и время, проведенное вне храма они считали потерянным.

Представим нашему духовному взору маленькую церковь преподобного Сергия, срубленную в дремучем Радонежском лесу и посвященную святой Живоначальной Троице. Здесь ког­да-то "трещали и чадили лучины, а молитвы святых восходи­ли до небес"[6].

Интересно отметить, что святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси преподобного Сергия называет "Великим пастырем". Обращаясь с наставлением к новопоставленному епископу Волоколамскому Питириму в Богоявленском Патриаршем соборе 23 мая 1963 года, Святейший сказал ему:

"Нам ведомо, что ты, скажу словами святого апостола Павла, "из млада Священное Писание умееши, могущая умудрити тя во спасение верою, яже о Христе Иисусе"(2 Тим. 3,15), А также, что немалое время прошло у тебя в церковном служении в качестве служителе высшей богословской науки и воспитателя духовного юношества, будущих пастырей, притом в священной уделе земном великого пастыря преподобного отца нашего Сергия, под кровом его святой обители. И, таким об­разом, непостижимыми судьбами Провидения Божия (Рим. 11,33), предопределяюшими пути человека, ты духовно был подготов­лен к тому высокому пути, который ныне предлежит тебе»[7].

Не лишне вспомнить, как тесно связана была с храмом Пресвятая Дева Мария, и какое исключительное значение имел храм в воспитании Её в младенческие и отроческие годы.

В Иерусалимском храме как доме Божием раскрылась Божест-венная душа Отрока Иисуса, и Он ощутимее, чем когда-либо позвал Своего Небесного Отца и Самого Себя (Лк. 2,49),

Спаситель питал особую любовь к храму Божию в течение всей Своей земной жизни* "...Дом Отца Моего не делайте до­мом торговли" (Ин. 2,16), - говорил Он фарисеям, и когда книжники и фарисеи просили указать основание для Его поступ­ка, Он, отвечая им, сопоставил храм Божий с "храмом Своего Тела" (Ин. 2,21), сказав: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Ин. 2,19).

Сопоставление Христом двух храмов имело целью указать пребывание в них зиждительной силы Божией. Божественное учение Спасителя о Себе как "хлебе жизни" (Ин. 6,55) возвещено было Им в синагоге Капернаумской: «Плоть Моя истинно есть пища, Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в последний день» (Ин. б, 55-56).

 

Эти замечательные слова были сказаны при наступлении Нового Завета, несущего в себе непосредственное общение с Господом через Евхаристическую Жертву, приносимую в храме.

Как глубоко, трепетно и живо должен воспринимать в свою душу храм Божий наш молодой пастырь, чтобы с первых же шагов деятельности установить к нему благоговейное, религиозно-духовное отношение.

Таким образом, если храм - дом Божий по преимуществу, в нем все прекрасно, все свято: и Престол, и Жертвенник, и Евангелие, и Крест, и иконы и прочее, то, следовательно, и отношение во всему в нем должно быть духовное, живое, благоговейное, святое. Такое высокое отношение всегда тес­но связано с чувством другого храма, того, что пастырь но­сит, по слову Апостола, в самом себе. И этот внутренний храм души должен быть также прекрасен, свят, чист и благо­лепен.

"Разве вы не знаете, что вы - храм Божий и Дух Божий живет в вас?" (I Кор. 5,1б; 2 Кор. 6,16). От этого внут­реннего храма и тянутся нити благоговейного отношения к храму внешнему. И горе пастырю, если он «разоряет» (Кор. 3,17) свой внутренний храм, если живет не по духу Божию, ибо тогда все в нем самом и вокруг него духовно гаснет, меркнет, леденеет. На все в храме Божием он будет смот­реть холодными, безучастными глазами. Все здесь утратит для него свой духовный животворящий смысл и предстанет ему в обыденной незначительности: Святое Евангелие будет казаться всего лишь историческим памятником земной жизни Иисуса Христа, святой Потир - простым сосудом, Лжица -ложкой, Копие - ножом, икона - портретным живописным изображением и прочее, а само Богослужение в храме - механичеекой службой, вечно повторяющей     один и тот же бого­служебный чин.

Чтобы предостеречь себя от опасности подобного духов­ного омертвения, пастырь должен с первых шагов пастырского служения создавать навык "возгревания в себе дара Божия" (I Тим. 1,6) в отношении храма внутреннего и храма внешнего. Такой навык тем легче будет создаваться и укреплять­ся, чем больше и сосредоточеннее всякий раз пастырь будет молитвенно готовиться к очередному Богослужению, к выпол­нению всех своих пастырских обязанностей, чем глубже будет он проникаться ответственностью пастырского служения, со­знанием чрезвычайной важности своего дела.

Если говорить вполне конкретно о должной красоте внут­реннего храма пастырской души, то кратко скажем, что под­линная красота пастырской души определяется наличием в ней следующих добродетелей: крепкой веры в Бога, любви к Богу и людям, терпение во всем, кротость, смирение, скром­ность и благоговение к святыне.

Нужно подчеркнуть исключительную важность этих двух последних добродетелей. Красота всякой души и, тем более, пастыря облагораживается именно пленяющим качеством скром-ности. Если взглянем на чарующую, божественную личность Богочеловека, то Она поразит нас Своей исключительной скромностью. Смотрите, как Он теряет Себя в толпе после совершенного Им потрясающего чуда. Как Он просто одевается и держит себя, как Он любит называть Себя "Сыном че­ловеческим" .     Искренняя неподдельная скромность наиболее сильно при­ковывает к пастыре беззаветной преданностью сердца пасомых и побуждает их лучше всякого слова исправлять свою гре­ховную жизнь. От пастырской скромности, как от неувядающе­го цветка исходит дивное благоухающее настроение для бла­гоговейного отношения к святыне.

Верующему народу ничто так не дорого, не мило, как если они видят, что их батюшка с искренней любовью и благогове­нием обращается в церковной святыне. Их крайне умиляет, если они видят, как священник благоговейно, не торопясь их благословляет, как он любит класть глубокие поясные по­клоны и, тем более, земные, как он тихо и с живой верой прикладывается к иконам, - все это очаровывает верующих глубоко и неотразимо и действует на них вероутверждающе.

Поистине, скромность и благоговение - наиценнейшие качества пастыря, облагораживающие и украшающие его душу - внутренний храм.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!