ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАСТЫРСКИХ ИСКУШЕНИЙ.



По выражению епископа Феофана Затворника, "последование Господу не по цветам есть ступание, а по терниям.., не пря­мо в рай вхождение, а прежде на крест восхождение, чтобы с него уже ступить в рай"1.

Искушению подвергаются после посвящения не только пас­тыри, но подвергался им, как видим, и Пастыреначальник. Искуситель в самом начале Его общественного служения отчаян­но пытался разрушить все Его пастырское дело2.

Формально-логически пасторология отмечает три вида пастырских искушений:

1) чрез самого пастыря -похоть плоти;

2) чрез внешнюю окружающую его среду - похоть очес;

3) чрез диавола - гордость житейская (I Ин. 2,16).

Согласие на каждое диавольское внушение нарушает всю настроенность пастыря и переводит его на сторону противни­ка, сознательно подчиняя ему. Опытно дознаие о нападении диавола на пастыря особенно после хороших минут его благо­честивой настроенности и при воздаянии должного земным по­требностям. Скрытно и как бы из засады нападая, враг спасе­ния устрашает его, когда ему следует надеяться, и делает беззаботным его, когда ему надобно бояться и бодрствовать.

Непосредственно после посвящения каждому пастырю предстоит огненное крещение от диавола в его искушениях (I Петр. 4,12). Ни один из них не свободен от искушений, так как нравственность ни в ком не слагается без борьбы с искусительными влияниями. Духовным возвышениям предшествуют обычно испытания, опасности. С юности человека, когда зарождаются идеалы его жизни, уже начинается борьба злого духа против сознательного подчинения искушаемого воли Божией. Под влиянием врага иногда иные юноши не выдерживают и от возвышенно-религиозного идеала служения Церкви Христовой переходят к жизненно-эгоистическому идеалу, предпочитая последний первому. Ставши пастырями, они уже этим сами в себе создают почву для искушений. Им мысленно всегда слышны вражии предложения для верного хода дела искать жизненно удобства, внешнего авторитета, жаждать чуда и ложно идти этим путем.

а) Искушения на почве корысти -"похоть плоти".

"Хлебы..." (Мф. 4,3).

Первое искушение пастыря - найти хороший приход. После хиротонии его окружают материальные искушения - культ земного благополучия, вознаграждения. Пользование вознаграждением, по-видимому, не греховно и маловажно, но может стать причиной большого раздора с паствой и изменить пастырское настроение к худшему. Поэтому пастырь, слыша вражий совет исключительно заботиться о потребностях плоти, должен отогнать его словом Божиим, как раз повелевающим не связывать себя в конец материальными выгодами. В сознании пастыря первенствовать должна забота о Царствии Божием, о удовлетворении духовных нужд пасомых, а не о личных телесных нуждах. Материальное он должен приносить добровольно в жертву духовному и быть довольным самым наименьшим в бытовом отношении.

В притче о неверной управителе (Лк. 16,1-13) Господь навеки предостерег всех пастырей от абсолютного пристрастия к материальным благам: "Если вы, - говорит Он, - в неправед­ном богатстве не были верны, кто даст вам ваше?" (Лк.16).

Иногда пастыри, увлекаясь работой, связанной косвенно с пастырством, могут оправдывать многие крупные свои ошиб­ки пред Господом. Например, есть такие, которые ставши у кормила душепопечения, начинают осуществлять свои давние мечты о церковно-административной деятельности. Этим они наносят серьезный ущерб духовно-нравственной .жизни пасомых, корыстно интересуясь и озабочиваясь всякими экономическими предприятиями, а нравственное возрождение пасомых ставят на втором плане.

Выходит, что носители высших идей и служители свободы духа подавляют идеальное настроение духом промышленным, от­рываются от святой простоты жизни, заветных обычаев своих отцов, а овцы разбегаются и своего пастыря знать не хотят. Такие руководители словесного стада ошибочно начинают пас­тырское дело не с исправления жизни руководимых, а с чрез­мерных забот о хлебе насущном. Между тем, идейный пастырь Христов верит, что Бог не оставит его и его семью без не­обходимого и сверх телесного насыщения оживотворит его сло­вом Своим, светом Лица Своего, благодатию обетований. И бес­спорно то, что Бог силен изменить в пастыре даже желание известного рода удовольствий, уменьшив требование их в нем посредством потока благодатных чувств.

Из всего сказанного следует, что истинный пастырь материальное благосостояние свое и паствы должен больше всего ставить в зависимость от нравственного улучшения, счастья сердца, удовлетворения совести, поскольку жизненные блага подчинены благу спасения, и последние должны господствовать над первыми.

б) Искушение тщеславием -"похоть очес".

"Чудеса..." (Мф.4,6).

Значительно опаснее описанного искушения возникает у пастырей желание чудес от Бога в доказательство целесооб­разности собственного пастырского подвита.

Подобные мысли и желания равносильны сатанинскому предложению "броситься вниз" (Мф. 4,6). Само по себе чудо еще не просветляет человеческой души нравственно. Душу тро­гает скорее незримое, тихое, подобно росе, снисхождение Божией благодати.

По мысли митрополита Антония, "тщеславие, поставленное как цель пастырской деятельности, делает пастыря врагом паствы" 1.

В пастырском служении чудеса иногда могут подавлять человеческую личность внешним принудительным воздействием. Значительно важнее пастырю предварительно поддерживать внутреннее святое настроение пасомых медленным введением их в круг евангельских идеалов и убеждений. Чудо же за­ставляет временно отказаться многих скорее от дурного действия, чем от дурной воли и скрытой греховной жизни сердца. Пастырю полезнее действовать на окружающую его среду не внешними мерами, (хотя бы и чудесными, все же тщеславными), а носимым внутри себя тихим веянием благодати Божией и святого теснейшего единения с Богом.

Не менее вредно, чем желание чуда, и вражее внушение, побуждающее пастыря сводить свою деятельность к внешней культуре, изяществу, одежде (истоки тщеславия), чиновничеству.

По этому поводу замечательно выразил свою мысль Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в слове при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Иннокентию Смоленскому (10 мая 1959 года).

"Епископу, - сказал Святейший, - следует с кротостию ж долготерпением врачевать господствующие в мире сем не­дуги, заражающие многих чад Церкви Христовой: холодность в вере, полное неведение святейших истин Божией Церкви, рав­нодушие к делу спасения, пристрастие к духу времени и суетным обычаям мира, врачевать не только словом увещания, которое часто, подобно дыму, рассеивается в воздухе, но, прежде всего, примером личной безукоризненной жизни, примером ревности по вере, крепкою, как смерть, любовью к Богу, само­пожертвованием до готовности положить душу свою за овцы вверенного стада Христова"2.

В словах Святейшего Патриарха с особой силой выражается важность доброго пастырского примера, красота его лич­ного подвига и влияния на пасомых не мишурным блеском своего внешнего авторитета, а внутренним смиренным подвигом личной жизни.

 

в. Самочиние и сектантство.

(Мф. 4.7).

Как продолжение тщеславного самосознания, но более утонченного и скрытного, возникает у пастыря склонность к самочинию и самоволию. Во всех искушениях диавод обычно побуждает пастыря уступить ему лишь раз и пойти путем лжи, потворства страстям, путем оамочиния и раскольнического разделения. Бедокриницкая иерархия сетью опутала всю Россию из-за одной уступки греху митрополита Амвросия, без патри­аршего разрежения перешедшего к раскольникам. Одна уступка ради личного благополучия, безопасности ведет за собой другие компромиссы без конца, прикрывая обман обманом.

Диавол всегда тонко влечет пастыря ко злу, прикрывая зло видом добра. Он предлагает ему много неверных, но лег­ких путей к достижению будто благородных земных целей, вроде «чечевичной похлебки» (Быт. 25,34), "сенпярской одежды" (4 Цар. 5,23), (слуга пророка Елисея - Гиезий-Нееман), обмена двух одежд (Иис. Нав. 7,21) и тридцати сребренников (Мф. 26,15).

Но и единичная измена убеждениям, сознательное признание абсолютного господства плоти над духом погружает пастыря в тину житейскую, делает его наемником и даже волком Хри­стова стада. Ему открывается в таких случаях много поводов поступиться своими идейными убеждениями, замалчиванием их, соблазном со всеми поладить ценою человекоугодничества, попустительства.

Безусловно, это вредное и гибельное настроение. Оно нарушает правильное направление пастырской жизни как борьба добра и зла, и растлевает благодатную любовь к пастве. Во избежание подобных искушений пастырь непрерывно должен совершать внутрен­нее делание, ежеминутно должен быть на страже своей совес­ти и вое свои поступки отдавать на суд Христа. Нападения вражий здесь неожиданны и, по-видимому, невинны, но ими не­редко в корне разрушается вся благодатная пастырская де­ятельность.

Иногда неверное понимание характера пастырского служения ведет пастыря к духовной прелести или подделке истинного пути мнимо-правильным. Вместо признания себя всецело орудием Христа, опирающимся на благодать Божию, у пастыря, таким образом, возможен уклон или в сторону чрезмерной самонадеянности и разделения, или в сторону апатии и малодушия.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!