Методика проведения экскурсии: жесты как элементы показа, их классификация, специфика использования на экскурсии
Формой внеречевого воздействия является жестикуляция - движение рукой или другое телодвижение, имеющее определенный смысл. Жест лектора акцентирует внимание слушателей на содержании излагаемого материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное.
Жесты: указательные. Экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используют также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах осматриваемого объекта. Используется он при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где происходили события. Экскурсовод жестом ограничивает объект, определяет его размеры. Широкое распространение получили объемные или иллюстрированные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта.
Реконструирующие жесты помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, удаляет позднейшие пристройки к зданию. Эти жесты экскурсоводы используют в методическом приеме зрительной реконструкции. Необходимо учитывать дифференцированный подход к выбору жестов при показе одного и того же объекта.
Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод предлагает выйти из автобуса или занять места в салоне, размещает группу у объекта.
Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент. Жесты, используемые в рассказе, классифицируются как жесты, подчеркивающие важность излагаемого материала, раскрывающие содержание мысли экск-да, поясняющие подтекст рассказа, уточняющие содержание речи экск-да. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Недостатками в использовании жестов на экскурсии являются излишняя жестикуляция, подмена слов жестами, бессмысленность их при показе объектов - опоздание по времени, отрыв жеста от речи, неточность жеста. Проявлением эмоциональной культуры экскурсовода является мимика- движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние, переживаемые человеком чувства, его настроение. В ряде случаев мимика способна выразить больше, чем язык. Мимика и жест неразделимы. Поза экскурсовода.Положение тела во время работы - важный элемент его поведения, независимо от того, стоит он или сидит перед группой. Поза должна быть естественной, удобной, непринужденной. Манеры экскурсовода.Большой силой воздействия на экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Большое место в работе экскурсовода занимает выработка навыков этикета. Представляется уместным ввести в обиход организаций и учреждений, занимающихся экскурсионным обслуживанием, понятие экскурсионный этикет. Это будет способствовать повышению культуры туристского обслуживания.
|
|
|
|
Этапы подготовки экскурсии: отбор и изучение экскурсионных объектов. Требования к ним.
Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов. В качестве объектов могут быть:
- памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.); - здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения, здания культурного назначения и другие постройки; - природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.; - экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок; - памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.; - памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
|
|
Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применять следующие критерии: познавательная ценность, известность (дом правительства), необходимость (экзотичность) объекта (природного или рукотворного), выразительность объекта (его взаимодействие с фоном окружающей среды, зданиями), сохранность объекта (возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится)
При выборе объектов должно учитываться: расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения
|
|
Временное ограничение показа объекта: по времени суток, по дням, месяцам и сезонам; когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсионные объекты классифицируются:
- по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
- по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
- по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1656; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!