Технол. карта: организационные и методические указания
Технологическая карта - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. В графе "Организационные указания" - реком о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении сан-гиг требований, правила поведения, требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования. Графа "Метод указания" определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии "Мемориальный комплекс "Хатынь" по объекту "Линия обороны 100-й стрелковой дивизии" даются два методических указания: "При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР" и "Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия". В этой графе излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода.
|
|
40. Архитектурные экскурсии: разновидности и особенности
Архитектурные сооружения – самые распространенные виды экск объектов, т.к. маршрут экск начинается в населенном пункте. Этим обусловлено большое внимание именно к этому виду эск. Архит экск. являются тематическими. И вкл. в себя архитектурно-градостроительные с показом архитектурных построек города, р-на; с показом памятников архитектуры опред.исторического периода; с планировкой и застройкой городов по генеральному плану; образцы современной архитектуры; по новостройкам(прим, к ЧМ по хоккею). Темат. экск. редко сущ изолированно друг от друга, все зависит от условий проведения экск, от ресурсов познавательного плана. На х-р архит сооружений влияет прир-климат усл. Они определяют х-р фундамента, размер и ориентацию окон, форму крыш. Они отлич стротльным материалом. Совокупность зданий, объед общим идейно-худ замыслом явл архитектурный ансамбль.
Методические приемы, используемые на архитектурных экскурсиях
Наиболее часто на архитектурных экскурсиях используются методические приемы:
|
|
– Прием предварительного осмотра. Он способствует эмоциональному контакту с памятником: вызывает интерес к нему, будит фантазию. Представляет собой первую ступень наблюдения объекта, которая длится не более 2 минут. Экскурсовод только называет объект и делает паузу, чтобы экскурсанты его рассмотрели. С предварительного осмотра начинается знакомство с памятниками архитектуры, скульптуры. Роль экскурсовода двояка: либо предварять первое знакомство, либо комментировать увиденное.
– Прием панорамного показа (статический). Позволяет зрителю формировать общий облик того или иного сооружения; выявить особенности его силуэта на фоне пейзажа. Например: панорама Несвижа с театральной поляны Несвижского замка позволяет понять системы обороны города и замка, соотношение двух основных элементов поселения (город и замок), понять, что такое силуэт города, архитектурные доминанты города. Точкой панорамного показа могут быть специально оборудованные смотровые площадки.
– Прием экскурсионного анализа. Он предполагает мысленное разделение объекта (напр., архитектурного ансамбля на составные части и наблюдение каждой части в отдельности). Вид анализа зависит от типа экскурсии (анализ может быть исторический, искусствоведческий). В любом виде анализа он начинается с выделения объекта из окружающей среды и рассмотрение его особенностей.
|
|
– Прием реконструкции. Его задача – показать, как выглядели объекты, напр., до реставрации. Этот прием можно сочетать с демонстрацией дополнительных материалов дополнительных материалов из «портфеля экскурсовода» (рисунки, фотографии).
– Прием зрительного сравнения. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. За счет этого приема экскурсовод может сократить количество цифр в рассказе (сравнивая параметры) и время, затрачиваемое на объяснение. Сравнение может быть зрительным, словесным, мысленным.
– Прием зрительной аналогии (ассоциаций). Построен на сравнении: 1) данного объекта с фотографией или рисунком другого, аналогичного; 2) наблюдаемого объекта с теми, которые экскурсанты наблюдали ранее. Является действенным приемом активизации внимания экскурсантов.
– Прием локализации событий. Этот прием конкретизирует показ, дает экскурсантам четкое представление о том, как и в каких условиях происходило событие, о котором идет речь. Напр., при показе панорамы города Ассизи (Италия) заостряем внимание на том, что именно здесь жил основатель ордена францисканцев Франциск Ассизский.
|
|
– Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!